Преимущества обучения на дому детей с РАС
статья

Хайрулина Расима Фаргатовна

Преимущества обучения детей с РАС на дому

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preimushchestva_obucheniya_na_domu_detey_s_ras.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Преимущества обучения на дому детей с РАС

Как только ребенок с аутизмом достигает школьного возраста, родители озадачиваются вопросом, какую лучше выбрать для него образовательную программу и среду. На сегодняшний день мы имеем несколько вариантов: государственная школа, частная школа, семейное обучение и домашнее обучение. Давайте сначала рассмотрим обычное посещение массовой школы.

Родители аутичного ребенка выбирают стандартную государственную школу по целому ряду причин. В частности, что ребенок с РАС имеет возможность взаимодействовать с другими типично развивающимися детьми. Однако не редко возникают споры и конфликты между родителями, из-за того, что обычному педагогу приходится уделять больше внимания и времени ученику с аутизмом, чем остальным его подопечным. Чаще всего классы большие и переполнены, поэтому учителю не хватает дополнительного времени. Также, простой педагог не обладает специальной подготовкой в области коррекционной педагогики, а личное время его помощника ограничено, если вообще предусмотрено. Традиционная программа обучения в массовых школах больше всего включает в себя аудиальной информации, строгого соблюдения порядка и тишины, и малого количества перерывов. План урока не изменяется из-за индивидуальных потребностей ученика с РАС.

Обычные школы чаще всего испытывают острую нехватку ресурсов для полноценного образовательного маршрута ребенка с аутизмом. В школе могут отсутствовать профессиональные подготовленные кадры, помощники или специальное оборудование, например, портативный компьютер или ноутбук для каждого ученика с аутизмом. В большинстве случаев у детей с РАС плохо развита тонкая моторика, поэтому им проще печатать, чем писать от руки.

Другой вариант инклюзии – это отдельный коррекционный класс или ресурсный класс, работающий в массовой школе. Но чаще всего такие классы представляют собой подобие «сборной солянки» из разных диагнозов. Сложность в том, что каждый из них имеет свои особенности и подходы к обучению. Например, в такую группу могут определить ребенка с аутизмом, с глухотой, с полной потерей зрения. Отдельно классов для детей с РАС не так уж и много, можно сказать единицы.

Массовые школы достаточно шумные заведения. Громкие звуки могут сильно раздражать детей с аутизмом, например, школьные звонки на перемену и урок, постоянный гул от общения учеников и т.п. Даже обычное люминесцентное освещение в классах приводит к визуальной дезинтеграции школьников с РАС, так как они способны видеть мерцание в 60 гц. Человеку, не страдающему от аутизма, сложно представить, что такие повседневные и привычные вещи могут приносить дискомфорт аутичным детям.

И наконец, существует главная проблема – социализация, именно та, ради которой родители предпочитают обычные массовые школы. Однако, суровая правда жизни такова, что дети по своей природе могут быть жестокими. Ребенок с аутизмом может страдать от постоянной травли, запугивания, издевок и даже от жестокого обращения и физического насилия со стороны здоровых сверстников, потому что поведение детей с РАС может казаться им слишком странным, пугающим или вычурным, что включает в себя постоянную аутостимуляцию и проблемы с поведением, выражением эмоций, нарушением коммуникации. Аутичным школьникам затруднительно устанавливать зрительный контакт, дружеские отношения и включаться в совместные игры. Поэтому чаще всего они довольствуются тем, что их оставляют в одиночестве и покое. Все эти факторы усложняют процесс коррекции аутистического расстройства, и еще больше изолирует ребенка от социума.

Домашнее обучение ребенка с аутизмом является законным вариантом в нашей стране. Достаточно пройти Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию (ЦПМПК), где и пропишут образовательный маршрут и программу обучения.

Почему именно обучение на дому?

Помимо проблем в системе образования, существуют еще и личностные потребности ребенка с РАС. Никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы сами. Любовь и понимание, которые могут дать в полной мере только родители, позволяют успешно обучать своих аутичных детей дома.

В домашних условиях возможно реализовать школьную программу по всем индивидуальным потребностям ребенка с аутизмом, которые, в большинстве случаев, мыслят именно визуально. Темпл Грандин, доктор философии, имеет диагноз аутизм и является ассистентом профессора в университете штата Колорадо, говорит, что она мыслит образами, а не словами. Все ее мысли подобны видеокассете, постоянно прокручиваются в ее голове. Понимание существительных было проще для нее, чем глаголов и наречий, для осознания которых ей необходима была физическая демонстрация. Например, для изучения слова «вверх», Темпл показывали самолетик, который поднимали вверх и т.п.

Программа надомного обучения может содержать: повторяющиеся инструкции и упрощенные задания, предоставляемые визуально или письменно; обучение один на один с учителем; конкретные ожидания от ученика и быструю обратную связь; частые перерывы и полностью индивидуальный подход. Только домашняя обстановка может обеспечить спокойную и уютную атмосферу для ученика с аутизмом, лишенную разного характера отвлекающих стимулов.

Домашнее обучение дает безграничную возможность обучать своего ребенка с РАС, уделяя внимание его уникальным сильным сторонам развития, интересам и способностям, при этом компенсируя его слабые стороны. Большое количество детей с аутизмом очень любят компьютеры, гаджеты и музыку. Эти направления могут быть включены в программу обучения. Другие аутичные дети предпочитают в большей степени петь фразы, нежели говорить привычной речью, поэтому им стоит преподносить информацию лучше всего в виде песен. Также дети с РАС с повышенной чувствительностью к обычной речи лучше реагируют, если говорить с ними шепотом или вполголоса. Еще одна особенность аутичных детей, это узкий круг интересов и стереотипность. Например, если ученик «помешан» на теме самолетов или динозавров, это можно с успехом внедрять при обучении математики и чтению.

Так, а что же на счет вопроса социализации? Разве надомное обучение не изолирует ребенка от общества? Эта проблема может легко решится за счет других инклюзивных мероприятий, которые часто устраивают образовательные организации. Родители могут использовать талант ребенка и свести к минимуму все неприятные нюансы.

Если вы все же захотели обучать своего ребенка с РАС дома, с чего же начать? Начните с изучения информации. Опросите других родителей, чьи дети с особыми потребностями обучаются на дому, загляните на тематические форумы и почитайте всевозможную литературу. Подготовьте материалы для обучения, согласно возможностям вашего ребенка. Составьте индивидуальную программу совместно со специалистами. Заведите личный журнал наблюдений, где вы будете отмечать достижения и недочеты вашего ученика. Посещайте семинары и вебинары по теме аутизма, обучения детей с РАС и т.п. Обязательно найдите коррекционных педагогов по развитию речи, поведенческих аналитиков, психолога и т.д.

Однако стоит принять во внимание – домашнее обучение достаточно сложный процесс, требующий серьезной самоотдачи от родителей и большого терпения. Поэтому, если вы чувствуете, что не справитесь с этой задачей: не позволяет здоровье, есть другие дети, которые требуют не меньшего внимания, жилищные условия не допускают организовать специальную обучающую среду дома и т.п., то рассмотрите альтернативные варианты обучения.

Надобное обучение является не таким уж плохим и страшным вариантом для получения знаний детьми с РАС. В нынешнее время школы оказывают большую поддержку таким семьям, например, использование современных дистанционных средств для удаленного онлайн обучения. Какой бы Вы не сделали выбор, он должен быть только в интересах вашего чада и тогда вы получите счастливого и любящего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХ КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМУ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯИ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХКОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕИ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМ...

Организация деятельно по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому

Презентация по теме "Организация деятельно по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому" подготовлена для семинара по дистанционному обучению.Содержи...

Адаптированная образовательная программа обучения на дому ученика 6 класса для детей с умеренной умственной отсталостью.

Данная программа разработана на основании нормативно-правовых документов: Закона «Об образовании в РФ», Приказа министерства образования и науки  РФ от 30 августа 2013г. №1015 «Об утвержден...

Рабочая программа индивидуального обучения на дому адаптированная и составленная на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г.

Данная программа индивидуального обучения на дому составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией  Л.Б. Баряевой, 2011г.Обучение н...

Рабочая программа для 8 класса (обучение на дому) для детей с умственной отсталостью

Представлена рабочая программа для обучения детей с умственной отсталостью на надомном обучении....

Рабочая программа по Физической культуре (обучение на дому больных детей, детей-инвалидов)

Индивидуальное обучения на дому больных детей, детей-инвалидов по общеобразовательным программам основного общего образования, которые по причине болезни, инвалидности не могут обучаться в общеобразов...