Мастер-класс для воспитателей детского сада.
материал

"Создание психологического комфорта в группах детского сада"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №39 комбинированного вида»

Мастер - класс

«Создание психологического комфорта в группах детского сада»

Подготовила

педагог-психолог

Карпова Анна Александровна

г.Муром, 2023 г.

Цель: повышение педагогической компетентности педагогов в области эмоциональной сферы детей.

Задачи:

- Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.

- Способствовать эффектному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребёнком.

Ход мастер класса:

Психолог: Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?

Давайте придумаем слова к каждой букве данного слова:

К –

О –

М –

Ф –

О –

Р –

Т –

Психолог:

-Что такое комфорт? Это – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь С.И. Ожегов)

-Психологический комфорт– условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Проблема психологического здоровья.

Наиболее часто встречающимися эмоциональными нарушениями являются: агрессивность, тревожность, страхи, чрезмерная робость, застенчивость. Вспышки гнева, жестокости, повышенная чувствительность мешают этим детям приспособиться к жизни в коллективе.

Находясь долго в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья.

Для успешного эмоционального развития детей необходимы определенные условия: удовлетворение их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и педподдержки. Самостоятельной деятельности по интересам, в общении и сотрудничестве с взрослыми и сверстниками. Самореализации и признании их достижений окружающими. Одной из главных задач педагогов является создание психологического комфорта дошкольников.

Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.

Атмосфера в группе детского сада определяется:

1) Отношениями между воспитателем и детьми;

2) Отношениями между самими детьми;

3) Отношениями между воспитателями и родителями.

Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает существенное влияние на качество группового климата, а не дети. Эмоциональное благополучие – это самочувствие ребенка в группе, удовлетворенность существующими взаимоотношениями в группе, степень участия в совместной деятельности, защищенность, внутреннее спокойствие. Все это способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств.

Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создает определенный климат в группе.

Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию. Учитывая направления гуманизации дошкольного образования, важнейшим в работе педагога является создание условий для развития личности ребенка, «включение» собственных механизмов саморазвития ребенка через организацию педагогом развивающей среды, личностно ориентированного общения с ребенком, предоставление ему свободы выбора деятельности, помощь в развитии его способностей, создание атмосферы психологической защищенности, эмоционального комфорта. Учитывая все это, педагогам в группах необходимо создавать условия для эмоционального благополучия каждого ребенка:

• предметно-развивающая среда,

• стиль общения воспитателя с ребенком,

• стиль общения воспитателей между собой и с помощником,

• стиль общения воспитателя с родителями,

• наблюдать, как общаются дети между собой.

Самочувствие ребенка в группе – это удовлетворенность существующими взаимоотношениями в группе, степень участия в совместной деятельности, защищенность, внутреннее спокойствие, переживание чувства «мы». Все это можно определить как эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Психолог: ответьте на вопросы и анкеты и определите стиль вашего педагогического общения:

Анкета «Стиль педагогического общения»

Внимательно прочитайте вопрос. Выберите наиболее предпочтительный вариант ответа.

1. Считаете ли вы, что ребёнок должен:

  • делится с вами своими мыслями, чувствами 
  • говорит вам только то, что он сам захочет 
  • оставляет свои мысли и переживания при себе. 

2. Если ребёнок взял у другого ребёнка без спроса игрушку, карандаш, то вы:

  • доверительно с ним говорите и предоставите возможность самому принять решение 
  • дети сами разберутся в своих проблемах 
  • известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями 

3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребёнок на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание, как вы поступите:

  • похвалите и всем детям покажете его работу 
  • проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня 
  • скажете ему «всегда бы так занимался». 

4. Ребёнок при входе в группу не поздоровался. Как вы поступите:

  • заставите его поздороваться 
  • не обратите на него внимание 
  • сразу же вступите с ним в общение, не упоминая его промаха. 

5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что вы предпочтёте делать:

  • спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они общаются и работают 
  • помочь, подсказать, сделать замечание 
  • заниматься своими делами (записи, подготовка) 

6. Какая точка зрения кажется вам правильной:

  • чувства, переживания ребёнка ещё поверхностны, быстро проходящие, и на них не стоит обращать внимания 
  • эмоции ребёнка, его переживания – это важные факторы, с их помощью можно эффективно обучать и воспитывать 
  • чувства ребёнка удивительны, переживания его значимы, к ним нужно относиться бережно, с большим тактом 

7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:

  • ребёнок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить его и воспитать 
  • у ребёнка много возможностей для саморазвития, взрослый должен максимально повышать активность самого ребёнка 
  • ребёнок развивается неуправляемо, находится под влиянием наследственности и семьи, поэтому главная задача, чтобы он был здоров, накормлен, не нарушал дисциплины. 

8. Как вы относитесь к активности ребёнка:

  • положительно – без неё невозможно полноценное развитие 
  • отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планово вести обучение и воспитание 
  • положительно, но только тогда, когда активность контролируется педагогом. 

9. Ребёнок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома, ваши действия:

  • сказали бы «ну и не надо» 
  • заставили бы выполнить работу 
  • Предложили бы выполнить задание 

10. Какая позиция, по-вашему, правильная:

  • ребёнок должен быть благодарен взрослым за заботу о нём 
  • если ребёнок не осознаёт заботу взрослых о нём, не ценит, то это его дело, когда-нибудь пожалеет 
  • воспитатель должен быть благодарен детям за их доверие и любовь 

Ответ Число балов по номеру вопросов

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

a  2 3 2 2 3 1 2 3 1 2

b  3 1 3 1 2 2 3 1 2 1

c  1 2 1 3 1 3 1 2 3 3

ИТОГО: ____________

25-30 очков– тяготеет к демократическому стилю

20-24 очко– преобладает авторитарный стиль

10-19 очков – характерен попустительский стиль

Авторитарный стиль

  • Педагог – руководитель, организатор; дети – исполнители (несамостоятельные, безынициативные)
  • Принцип педагога: «Доверяй, но проверяй» (недостает уважения, доверия к личности ребенка);
  • Ожидание беспрекословного послушания, повиновения;
  • Не учитывает отношения между детьми;
  • Не признает ошибки;
  • Низко оценивает возможности детей;
  • Публично указывает ребенку на его ошибки, недостатки поведения.

Попустительский стиль

  • Педагог безынициативен, недостаточно ответственен;
  • Переоценивает возможности детей;
  • Выполнение своих требований не проверяет;
  • Нерешителен;
  • Во власти детей;
  • Учитывает взаимоотношения в группе;
  • Человек настроения.

Демократический стиль

  • Педагог учитывает особенности возраста детей, оптимально делит функции между собой и детьми;
  • Изучает и учитывает межличностные взаимоотношения;
  • Проявляет максимум требований, максимум уважения;
  • Испытывает потребность в обратной связи от детей;
  • Умеет признавать ошибки;
  • Предпочитает плодотворный разговор с ребенком наедине.

Психолог: Как же определить отношения детей к группе?

Диагностика отношений в группе:

  1. Рисунок «Я в группе детского сада»
  2. Анализ «Атмосферы в моей группе» (по схеме)
  3. Цветовой тест «Домики»

Психолог: давайте посмотрим притчу «Все в твоих руках»

Рефлексия «Все в твоих руках»

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой надо высказывать свое мнение.

«Большой» - для меня было важным и интересным…

«Указательный» - по этому вопросу я получила конкретную рекомендацию

«Средний » - мне было трудно (мне не понравилось)

«Безымянный» - моя оценка психологической атмосферы…

«Мизинец» - для меня было недостаточно...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Юбилей воспитателя детского сада.

Материал данной странички поможет вам провести любой юбилей ваших сотрудников. Он доступен, прост, интересен и легко варьируется в соответствии с ситуацией. Ведь под этот сценарий подойти может любое...

Методические рекомендации для воспитателей детского сада по обучению дошкольников английскому языку

Методические рекомендации для воспитателей детского сада по обучению дошкольников английскому языку...

Доклад на тему: Что значит быть воспитателем детского сада?

Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Воспитатели - люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят их в свой мир....

эссе на тему: "Я - воспитатель детского сада"

мои размышления о профессии воспитателя...

Портфолио воспитателя детского сада

На сегодняшний день большую значимость приобретают профессиональные качества воспитателя детского сада. А, следовательно, портфолио воспитателя детского сада должно быть составлено безукоризненно и со...

Презентация Мастер класса "Золотая рыбка" для воспитателей детского сада

Изготовление "Золотой рыбки" из соленого теста, по этапно....