Эссе для конкурса "Учитель года-2023"
материал

Курносенкова Светлана Алексеевна

Эссе для конкурса "Учитель года-2023"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе на конкурс "Учитель года-2023"19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Современный учитель.»

          Учусь у времени, в котором я живу, учусь у детей, которые рядом

                   В. Сухомлинский

        Учительская профессия – самая древняя и существует столько, сколько веков и тысячелетий живет школа. А поскольку мир меняется, то и атрибут к слову «учитель» наполняется все новым и новым содержанием.                                Современной школе нужен современный учитель - это требование времени. Российская система образования претерпевает целый ряд изменений, выражающихся в использовании новых программ и пособий, изменении содержания образования и способов добывания знаний учениками. Современное оборудование и инновационные технологии - это часть новой школы. Однако главенствующая роль принадлежит учителю, так как никакие самые новейшие электронные технологии не смогут заменить на уроке учителя. Пробудить эмоции, заглянуть в душу ребёнка сможет только учитель. Самое важное на уроке – живое слово учителя. Радость творчества, радость учить и учиться – это могут дать друг другу только учитель и его ученики. Какими же качествами еще должен обладать Учитель нового времени? Этот вопрос чаще всего задают себе родители, учащиеся, сами учителя.

Я считаю, что современный учитель должен быть, во-первых, мастером собственного сердца, собственной души - это главное. Он должен идти в ногу со временем. Во-вторых, должен быть человеком эрудированным и образованным, знающим свой предмет; в третьих, учитель должен стать другом не потому, что опускается до уровня детей или же называет их взрослыми и требует от них взрослых поступков, а потому, что знает, как это сделать, опираясь на опыт современной психологии – науки, без которой сегодня учитель невозможен. В-четвёртых, учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешному усвоению и применению знаний на практике. В-пятых, учитель – это всегда ученик: не учитель экзаменует учеников, а ученики Учителя, причем каждый день, каждую минуту, и соответствовать этому званию далеко не просто, соответствовать необходимо всю жизнь. В-шестых, каждый учитель должен заботиться о повышении престижа своей профессии, должен осознавать и понимать, для чего пришел в учительство. И, наконец, и это самое главное, каждый учитель должен быть ЧЕЛОВЕКОМ.

  В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус учителя, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его педагогической компетентности, к уровню его профессионализма.

  Быть гибким - вот задача каждого учителя. Если мы хотим научить современного ребенка, научить качественно, то первыми перестраиваться необходимо, прежде всего, нам. Учитель, прежде всего, сам должен понимать актуальность требований к современному образованию. Теперь в школе мы должны сформировать новые умения - универсальные, составляющие основу умения учиться. Выход один - самообразование, самообучение, самовоспитание, движение вперёд навстречу всему новому, ежедневный труд и поиск.

Преподавание биологии в школе в настоящее время ориентировано на усвоение огромного количества научной информации, но в современных условиях сокращения количества часов, отводимых в школе на изучение предмета, неизбежно ведет к формализации знаний обучающихся. Все это влечет за собой снижение интереса к изучению предмета.

        Анализируя свою деятельность как учителя биологии, я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Для этого я использую на уроках современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные.

Очень важная проблема (и не только у биологов) - низкая мотивация учеников, все мы сознаем, что дети не хотят учиться. Возможно, сказываются многочисленные и незаконченные эксперименты в системе образования, необоснованно сложная программа при том, что все больше в классах появляется детей с проблемами усвоения и просто педагогически запущенных. Как повысить мотивацию к обучению? Чтобы решать эту проблему,учителю нужно:

-знать психологические особенности ученика;

-знать его потребности и интересы;

-осуществлять личностный подход в обучении (что в реальности совсем не просто);

-самому постоянно учиться, использовать различные технологии в образовательном процессе, отдавая предпочтение деятельностным методам (в биологии это и лабораторные, и практические работы, постановка домашнего опыта, проектная деятельность);

-использовать игровые, коллективные способы обучения – при этом снижается уровень тревожности у детей, возникает сотрудничество и взаимопомощь между учениками;

-использовать на уроках не просто интересную информацию, но и преподносить ее более современными способами: интернет, электронные пособия, видеофильмы и т.д.

В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Уроки биологии отличаются сложностью используемого оборудования. И поэтому использование компьютерных обучающих программ на уроках биологии актуально, прежде всего, из-за возможности наблюдения таких биологических процессов и явлений, которые либо невозможно провести в кабинете, либо невозможно наблюдать и трудно представить, понять.

Обучение с использованием ИКТ является не только сообщением определённой суммы знаний учащимся, но и развитием у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному "добыванию" и обогащению знаний и умений, применение их в практической деятельности.

Интерес к предмету формируется под непосредственным влиянием преподавателя, его увлеченности предметом, умением передать учащимся свое отношение не только к предмету, но и к процессу совершенствования методик преподавания.

Интерес к чтению дополнительной литературы, посещению библиотек у большинства учеников не наблюдается, а отсюда, выполнение домашнего задания оставляет желать лучшего. На уроке с использованием компьютера учащиеся больше стимулируются к усидчивости и вниманию. При работе на компьютере развиваются все виды памяти. Компьютер приучает учащегося к самообучению и самовоспитанию.

Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя.

Мне нравятся люди, которые способны увлечь других своими идеями, которые никогда не останавливаются на достигнутом, и все время двигаются вперед. Поэтому я – за внедрение в практику инновационных технологий. Современному образованию нужен новый педагог, мобильный, готовый к восприятию инновационных технологий и умеющий действовать по – новому. Если не делать этого, мы перестанем понимать своих учеников, а они нас….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учитель года 2023

Размещены материалы для участия в муниципальном этапе конкурса "Учитель года 2023"...

Лучший класс года 2023

В этом году, в нашей школе объявлен конкурс "Лучший класс года"....

Символ года- 2023 "Заяц-шар"

Дидактическая разработка: елочная игрушка «заяц-шар».Символ года 2023 – Черный Водяной Кролик!Новый год – ожидание этого праздника самое волшебное время, время подготовки подар...

Эссе на конкурс "Профессиональное мастерство педагогических работников образовательных организаций ЗАТО Александровск - 2023". Номинация "Дебют года 2023"

Эссе на конкурс "Профессиональное мастерство педагогических работников образовательных организаций ЗАТО Александровск - 2023". Номинация "Дебют года 2023"...

Мастер -класс "Символ года 2023"

Учащиеся 8 класса провели мастер-класс ученикам 1-го класса по изготвлению игрушки- кролика, символа 2023 г....

Муниципальный конкурс "Педагог года - 2023", номинация "Классный руководитель года"

Конкурсное испытание "Классный руководитель - это не профессия, а...". Видео-визитка. Демонстрация опыта воспитательной работы, профессиональных достижений. ссылка на видео-визитку...

Эссе «Моя педагогическая философия». Конкурс "Учитель года-2023"

Эссе «Моя педагогическая философия». Конкурс "Учитель года-2023"...