Тренинг "Ипповенция" Коррекционная терапия для учащихся группы риска
материал
Тренинг : «Ипповенция» Коррекционная терапия для учащихся группы риска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening.docx | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание реализуемой психолого-педагогической практики
«ИППОВЕНЦИЯ» КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПСИХОТЕРАПИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
педагог – психолог
МБОУ Открытая (сменная) школа
г. Рославль
Корнеева Диана Константиновна
2021 г.
Пояснительная записка
Ипповенция – специально организованное специалистом-психологом развивающее личность взаимодействие человек - лошадь, в результате которого происходит стимулирование самопознания, интеграция личностных образований, их гармонизация.
Психологическая помощь, социализация и развитие личности с участием лошадей получили свое признание во многих странах мира. Развитие новых форм психологической помощи и обучения, можно объединить понятием «ипповенция», предложенным Хансом Йюрганом Барайссом в рамках модели «терапевтическое взаимодействие человек-лошадь». Данное понятие, как отдельное направление в терапевтическом взаимодействии с лошадьми, объединяет различные модели, широко распространенные в настоящее время за рубежом: психотерапия с участием лошади, консультирование с участием лошади и обучение с участием лошади, социально-психологических и корпоративных тренингов. В ипповеции можно выделить психотерапевтические и развивающие технологии разного типа: индивидуальные и групповые техники. По способам взаимодействия с лошадью можно выделить техники, основанные на обучении верховой езде – психотерапевтическая верховая езда; техники, основанные на взаимодействии с лошадью «на земле» (без езды на лошади); техники работы с образом лошади или наблюдение за лошадьми, без контакта с лошадьми, и комплексные техники. По целевому назначению можно выделить следующие направления: психотерапевтическое, социально-психологическое (куда относятся организация различных социально-психологических тренинговых программ на основе общения с лошадьми), а также направление иппопедагогики. Комплексное направление представлено моделью «терапия средой конюшни, которую можно реализовать как иппопедагогическую, так и психотерапевтическую.
В отличие от иппотерапии, являющейся по большей части психофизиологическим лечебным воздействием верховой езды на человека, ипповенция представляет собой психотерапевтический, психокоррекционный и развивающий аспекты взаимодействия человека и лошади.
Во многих зарубежных исследованиях эффективность психотерапии с лошадьми экспериментально установлена при нарушениях с депрессивной симптоматикой, аутизме, при реабилитации после лечения синдромов зависимости, при лечении расстройств тревожного и фобического характера, а также при терапии межличностных отношений.
Образ лошади всегда выступал мощным вдохновляющим началом во всех видах искусства и литературы, начиная с первых наскальных рисунков и поэмы о Гильгамеше. Также издавна люди стремились украшать своих лошадей, обозначая этим их важность, ценность, а также личную связь и близость с ними. Как в техниках наблюдения за лошадьми, так и в работе с образом лошади в арт-терапевтических техниках, ключевым моментом выступает то, что семантически образ лошади имеет архаическую представленность, выступая, испокон веков в качестве культурного символа, связанного с понятиями благородства, красоты, силы, энергии, защиты, помощи. Бывает, что лошадь ассоциируется с угрозой, опасностью, необходимостью крайнего напряжения сил для достижения желанной цели. То есть, она олицетворяет всю гамму отношений Человека с Природой.
Цель: Основные направления работы с учащимися:
⮚ Преодоление эмоционального барьера перед животными и сопровождающими их людьми.
⮚ Использование основного физиотерапевтического механизма ипповенции - тепло лошади снижают тревогу и возбудимость.
⮚ Уход за лошадью и трудотерапия - дают возможность заняться значимым для себя делом, почувствовать ответственность. Работа над построением взаимоотношений с лошадью, а также людьми, сопровождающими занятия.
Для детей их групп риска характерны расстройства поведения, отличающиеся стойкой диссоциальностью, при которой нарушаются важнейшие, соответствующие возрасту нормы поведения и взаимоотношения с другими. Рано утраченное или практически несформированное доверие является самым уязвимым местом ребенка и становится постоянным источником конфликтов с людьми самых разных слоев окружающего ребенка мира.
Целевая аудитория: учащиеся средней и старшей школы из группы риска.
Продолжительность: от 40 мин.
Задачи:
1. Создать комфортную психологическую атмосферу.
2. Стимулировать участников к установлению взаимодействия с лошадьми: наблюдение, чистка, кормление, вождение в поводу и взаимодействие без повода.
3. Создать условия для формирования личности при взаимодействии с лошадьми. Оказать психотерапевтическое воздействие на участников тренинга.
4. Содействовать сплочению группы.
Положительный эффект (ожидаемый результат) от внедрения программы.
В настоящий момент эффективность иппотерапевтических занятий выявляется у учащихся по следующим показателям: стабилизация положительного эмоционального фона, уменьшение боязни собственных действий и чувства неловкости; расширение и уточнение образа собственного тела; активизация познавательной деятельности; улучшение показателей внимания и возможностей произвольной регуляции поведения; развитие способности запоминать и планировать последовательность собственных действий; активизация мотивации достижения успеха и повышение самооценки; расширения поведенческого репертуара во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Описание тренинга
Этапы реализации технологий ипповенции подразумевают постепенное и последовательное развитие контакта с лошадью. Обычно на первом этапе происходит получение знаний о специфике общения с лошадьми, их психологии, а также их значения в культурно-философском, историческом контексте. Важной частью занятий является наблюдение. При наблюдении за лошадьми (а при этом лошади всегда наблюдают за людьми) возникает состояние, аналогичное тому, что описывают Гратовски в общении с дельфинами: «Прежде чем начать общение, они наблюдают. Что-то происходит в этот момент между нами и - с нами…»
Следующий этап - собственно контакт с лошадьми, попытка выстроить с ними отношения. Получение эмоционального, сенсорно-кинестетического, перцептивного опыта подкрепляется организацией рефлексии посредством различных методик: написания эссе, ведения дневника, символизации отношений с лошадью в рисунке с последующим обсуждением. Лошадь представляет собой довольно активное и крупное животное, вызывающее у большинства людей опасение или даже страх, преодоление которого при кормлении и тактильном контакте развивает чувство доверия к миру. Завершение программы подразумевает субъектную трансформацию полученного опыта на ценностно-смысловом уровне.
Тренинг проводился на базе фермы д.Кириллы. Участники тренинга включались в разные виды взаимодействия с лошадьми: наблюдение, чистка, кормление, вождение в поводу и взаимодействие без повода, работа с образом лошади с использованием методики метафорические фото-карты «Образ лошади».
На первом этапе тренинга происходило получение участниками знаний о специфике общения с лошадью, ее психологии, возможных вариантах выстраивания с ней контакта. Следующий этап — собственно контакт с лошадью, попытка выстроить с ней отношения через взаимодействие во время кормления, чистки, выполнения заданий по управлению лошадью. Завершение программы подразумевало субъективную трансформацию полученного опыта, что фиксировалось посредством устной и письменной обратной связи.
Выполняя упражнения, учащиеся включались в общение с лошадьми, в установление с ними контакта. Общаясь, самораскрывались, поверив в собственные силы и возможности.
На основе наблюдений и проведенной диагностики психологического благополучия по семи показателям, а также уровня доверия до программы и после нее, можно сделать заключение, что организованные в рамках тренинга упражнения, включающие общение с лошадью, установление с ней контакта, доверия и взаимодействия позволяют раскрепоститься, лучше понять себя, снять стресс, поверить в себя и гармонизировать отношения со своим окружением. Участники тренинга отмечали, что стали увереннее себя чувствовать, получили прилив энергии, обрели внутреннее спокойствие. Причем, примерно у половины учащихся важным внутренним шагом в личностном развитии было обретение состояния доверия в тактильном контакте с лошадью при снятии чувства страха перед ней.
Психотерапевтический эффект:
Тревога и недоверие к большому животному в самом начале, преодолеваются за счет того, что лошадь отвечает взаимностью: отзывается на прикосновения, уход и доверяет человеку при управлении. Лошадь становится стойким объектом привязанности, и уже сам ребенок начинает доверять ей.
Бережное отношение к животному во время ухода за ней и при управлении идет бок о бок с чувством ответственности. Ребёнок берет ответственность и за себя, и за другое живое существо.
Оценивая промежуточные результаты в психоэмоциональной и социальной сферах, были зафиксированы снижение возбудимости, избавление от вялости, безучастности, страхов; изменение отношения учащегося к самому себе, появления ощущения равенства с другими людьми, повышение уверенности в своих возможностях, раскованности, интереса к активной жизни.
Показатели воспитанников подросткового возраста (в процентах). Всего было проведено двенадцать занятий в период май-август 2021 года.
Психологические критерии | Контрольная группа до (%) | Контрольная группа после( %) |
Социально педагогическая запущенность | 80 | 60 |
Несформированность моторного планирования | 40 | 26.7 |
Неадекватно завышенная самооценка | 20 | 13.3 |
Неадекватно заниженная самооценка | 60 | 46.7 |
Высокий уровень общей тревожности | 33.3 | 26.7 |
Демонстративность | 20 | 13.3 |
Агрессивность | 53.3 | 40 |
Таким образом, можно сказать, что выявление социально психологических проблем детей и подростков и определение путей их преодоления с помощью ипповенции, дают возможность утверждать, что пространственная ориентация, моторное планирование, ориентация в схеме собственного тела у детей данной категории формируются активнее и в более короткий срок. Кроме того, как видно из таблицы, отмечены хорошие результаты в решении таких психологических проблем, как снижение уровня общей тревожности, агрессивных и демонстративных тенденций, а также приближение уровня самооценки к адекватным параметрам. Ипповенция обеспечивает ребёнку возможность тесного телесного контакта с живым существом и получения ощущений, подобных тем, которые в раннем детстве давало малышу прикосновение близкого взрослого человека. Именно через лошадь, её реакции, поведение сам ребёнок становится более чувствительным, добрым, заботливым, вынужден действовать в процессе занятий в унисон с действиями лошади: менять позу, чувствовать страхи и боль, настроение и желание лошади, понимать её и как конечный результат – управлять ею.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на уроках математики в классах педагогической поддержки».
Методическая разработка преподавателя математики – Удодовой Л.В. На тему: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на...
Работа с учащимися «группы риска»
План работы...
Роль классного руководителя в нраавственном воспитании учащихся "группы риска"
В помощь классному руководителю, при введении занятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся....
Индивидуальная карта сопровождения учащегося "группы риска"
Данную работу рекомендую использовать социальным педагогом образовательного учреждения....
План работы с учащимися" группы риска".
Проведена ДКР по математике в 11 кл.Составлен план работы с уч-ся из "группы риска"....
Доклад «Разнообразие форм и методов работы с учащимися «группы риска», «трудными» и неблагополучными семьями как одно из эффективных направлений профилактической работы»
Изменение социально-экономических и политических условий в современном обществе разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности гос...
План психологического сопровождения учащихся «группы риска» и «трудных учащихся» на 2020- 2021 учебный год
план работы педагога-психолога...