История школы
статья

Гендунова Светлана михайловна

Чтобы детям (да и учителям тоже) хотелось идти в школу, в ней должна быть особенная атмосфера. Одних интересных уроков будет мало. Убеждена, что атмосфера школы влияет на детей, обогащает их, создает культурную среду, а еще говорит об уважении и заботе со стороны взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_sbornik.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы детям (да и учителям тоже) хотелось идти в школу, в ней должна быть особенная атмосфера. Одних интересных уроков будет мало. Убеждена, что атмосфера школы влияет на детей, обогащает их, создает культурную среду, а еще говорит об уважении и заботе со стороны взрослых.

Ни одна школа в Кяхте не может передать такую доброту, тепло и заботу, которые дарят стены нашей школы, столетиями хранящие звонки перемен, возгласы и смех учеников. Да-да, столетиями, потому что дух просвещения витает в нашем здании не одно поколение. В самом начале в нем размещалось Троицкосавское Алексеевское реальное училище. А было это так: в 1873 году Забайкалье посетил сын императора Александра III великий князь Алексей Александрович. Кяхтинское купечество изъявило желание встречать высокого гостя в своем городе. В ознаменование памятного события местные купцы решили учредить в Троицкосавске мужское среднее учебное заведение, чье открытие состоялось в 1876 году, и назвать его в честь великого князя Алексеевским. Сам князь выразил свое одобрение и поручил направить в дар училищу через генерал-губернатора свой фотографический портрет в бронзовой раме. Кстати, в Алексеевском реальном училище  учился Бямбын Ринчен,  первый монгольский академик, о чем свидетельствует мемориальная доска на здании нашей  школы.

Для того чтобы понять, какое значение имела и имеет наша приграничная Кяхта в деле изучения русского языка как иностранного, нужно окунуться в историю…

Как известно, со второй половины XVIII века наша Кяхта стала единственным местом обмена российских товаров на китайские. К середине XIX века кяхтинская торговля переживала пору своего расцвета, достигнув многомиллионных оборотов. Они составляли более 16 миллионов рублей в год, а в отдельные годы доходили до 30 миллионов. В Кяхте в это время было зарегистрировано 58 торговых фирм, которые вели оптовую торговлю. Это было время, когда Кяхта «… гремела во всем мире, имея дела и с Лондоном, и с Америкой, не говоря уже о России, Китае и среднеазиатских государствах».  В книге «Забытые Иркутские страницы» И.И. Попов пишет: «В 1885 году я подъезжал к Троицкосавску и Кяхте, и мне навстречу тянулись караваны и длинные обозы чаев на верблюдах и быках, неслись в красочных костюмах монголы, а в расписных тележках ехали китайцы. Базар в Троицкосавске кишел народом. Кяхтинский гостиный двор был полон таборами чая… В воздухе стоял гомон».

 Потребности оптовой торговли через Кяхту и предпринимательства стали причиной открытия в городе большого количества учебных заведений. В 1811 году были открыты приходское и уездное училища, в 1833 году – Войсковая русско-монгольская школа, в 1861 году была основана церковно-приходская школа. В 1862 году было открыто женское училище, преобразованное позднее в гимназию, третью по времени открытия в России. В 1876 году – упомянутое  6 – классное реальное училище с коммерческим отделением, в здании которого сейчас располагается наша школа.  

Войсковая русско-монгольская школа была создана по «высочайшему повелению»: «Учредить в Троицкосавске войсковую школу на 24 мальчика для обучения российской и монгольской грамоте казачьих и старшинских детей четырех полков бурятских (шестисотенных), составляющих пограничную стражу на китайской линии в Иркутской губернии, с предоставлением права участвовать в сей школе и детям ясачных монгольских старшин». Школа распахнула свои двери 23 сентября 1833 года. Первым учебным пособием, послужившим изучению русского языка как иностранного, стал «Монгольский словарь, расположенный по азбучному алфавиту с русским переводом (рукописный)». Словарь состоял из 4-х томов, к сожалению, последний сгорел во время пожара в 1845 году. Три тома относительно в хорошем состоянии в данное время хранятся в редком книжном фонде Кяхтинского краеведческого музея имени академика В.А. Обручева.

       Автор словаря Александр Васильевич Игумнов – коллежский секретарь, русский переводчик, востоковед, писатель. Он родился в семье переводчика монгольского и маньчжурского языков. Детство  Игумнова прошло среди монголов, он хорошо усвоил их язык и сохранил на всю жизнь особенное умение вести дела с ними и влиять на них.   Составляя словарь, автор испытывал определенные трудности, поскольку в то время искусства составления словарей не было. Это был первый в России большой монгольско-русский словарь. Его  особенность состоит в том, что он рукописный, не является нормативным. Автор не стремился отбирать лексику, а включил в свой словарь все известные ему слова, не снабжая их стилистическими пометами. Словарь стал выступать связующим звеном в становлении и развитии русско-монгольских отношений, в изучении русского языка как иностранного. В этом деле наша пограничная Кяхта занимает особое место и находит свое отражение в книжном фонде музея.

       Словарем Игумнова пользовались студенты Казанского университета и миссионеры, отправлявшиеся из Петербурга в Пекин. В их коллективном письме от 27 июля 1830 года они выражали Игумнову благодарность за сообщенные им сведения по грамматике монгольского языка и, особенно, за позволение списать у него монгольско-российский словарь.  Значение первого рукописного большого монгольско–русского словаря давало возможность пользователям не только получить сведения о лексике другого языка, но и через систему понятий приобщиться к другой культуре, иному видению  мира, а значит, к результатам отражения языком объективной действительности, результатам познавательной деятельности человека в данном (т.е. русском) культурном сообществе.

Открытие Войсковой Русско-Монгольской школы было велением времени. Она послужила становлению и укреплению дружбы между Россией и Монголией. В советское время связи продолжались, и в летописи нашей школы находим запись за 1988-1989 учебный год: 28-29 октября встречали гостей из Монголии. «В нашей поэзии конь – символ самого надежного друга и самой большой драгоценности. Наша дружба – это конь, стремительно летящий к солнцу счастья. И мы привезли вам самую любимую в нашем городе песню о быстром коне», - сказал в своем приветствии директор восьмилетней школы №2 города Сухэ-Батора товарищ Дэшдэндэв. В наше время сотрудничество между учителями и ребятами из Монголии находит новое выражение.. В школе обучается несколько ребят из приграничных районов, которых привлекает изучение русского языка как иностранного. После окончания школы они успешно обучаются в российских вузах: Батбаяар Балжмаа учится в Московском государственном университете имени Кутафина, Мишель - в ДФУ, Марал в РУДН на 3-ем курсе. Она является президентом землячества, поскольку общее количество ее земляков в РУДН – 110 студентов. Они проводят фестивали, круглые столы, где рассказывают о своей стране. По ее словам, в Москве она чувствует себя как рыба в воде. И это радует, потому что это и наш труд, заслуга нашей школы, в которой особая атмосфера…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка экскурсии по материалам музея истории школы МБОУ СОШ №63 «Выпускники школы №63-защитники Родины» (на основе документов школьного архива и интернет архивов «Мемориал» и «Подвиг народа»)

Методическая разработкаэкскурсии по материалам музея истории школы МБОУ СОШ №63 «Выпускники школы №63-защитники Родины»(на основе документов школьного архива и интернет архивов «Мемориал» и «Подвиг на...

Сочинение. История школы – история страны.

Сочинение.История школы – история страны....

«История школы Соловецких юнг или мальчики с бантиками» Книга - альбом ( Проект по истории) : Габулов Данэл Владимирович, руководитель Едомина Галина Николаевна ( 2018год )

На выбор моей темы повлияла повесть В.С. Пикуля « Мальчики с бантиками», которую я прочел на одном дыхании. Повесть автобиографичная, В.С. Пикуль рассказывает о себе и своих товарищах, вед...

Методическая разработка музейного занятия "Страницы истории школы №27 ГБОУ средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков имени И.А.Бунина Василеостровского района Санкт-Петербурга: 1929–1986 годы"

Занятие посвящено истории ГБОУ средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков имени И.А.  Бунина Василеостровского района Санкт-Петерб...

проект «История семьи в истории школы».

История развития образования в сельской местности в 30 - 60 годы 20-го столетия...