Статья Развитие общих компетенций на уроках учебной практики по профессии «Художник по костюму»
статья
Учебная практика является обязательной частью основной профессиональной подготовки.
Целью практики обучающихся является развитие практических навыков и умений, а также формирование компетенций обучающихся в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_statya.docx | 16.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Развитие общих компетенций на уроках учебной практики по профессии
«Художник по костюму»
Формирование общих и профессиональных компетенций является основой реализации федеральных государственных стандартов нового поколения для учреждений начального и среднего профессионального образования.
Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Понятие «компетенция» относится к области умений, а не знаний. Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам; быть компетентным – не означает быть ученым или образованным. Необходимо различать компетенцию и умение. Умение – это действие в специфической ситуации, компетенция – это характеристика, которую можно извлечь из наблюдений за действиями, за умениями. Таким образом, умения представляются как компетенция в действии. Компетенция – это то, что порождает умение, действие.
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетенций дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.
Учебная практика является обязательной частью основной профессиональной подготовки. Целью практики обучающихся является развитие практических навыков и умений, а также формирование компетенций обучающихся в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Практика направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника и формирование общекультурных компетенций.
Учебная практика направлена на формирование у обучающихся следующих общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Для освоения этих компетенций в структуру образовательной программы включены модули обучения, направленные на формирование готовности к выполнению набора конкретных трудовых функций и универсальных учебных действий.
Необходимо подчеркнуть, что каждый модуль предусматривает формирование как профессиональных, так и общих компетенций, включающих в себя определенный уровень готовности к принятию решений, использованию интерпретации информации и т.д.
С первого дня занятий учебной практики с обучающимися и студентами проводится ежедневное инструктирование на вводном инструктаже. Обучающиеся и студенты приучаются к порядку, у них формируются необходимые в будущей самостоятельной деятельности аккуратность, организованность, собранность, дисциплина труда.
Учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося и студента, производиться показ приёмов работы, при необходимости осуществляется повтор показа приёмов работы (может быть и неоднократный повтор - в зависимости от того, каковы особенности восприятия данного показа у обучающихся и студентов), а также, применяются различные технологии и методы обучения.
На уроках учебной практики у студентов формируются умения и навыки на основе тех знаний, которые они получают в процессе теоретического обучения. Студенты на учебной практике получают возможность реализовать свои профессиональные знания и умения, применять неординарные решения, творчески подходить к изготовлению и декорированию изделий, а также, учатся устанавливать правильные взаимоотношения в коллективной работе.
Обладая данными компетенциями, обучающиеся смогут свободно и самостоятельно выбирать цели и средства различных видов деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению.
Конечная цель формирования общих компетенций – выпуск специалиста, способного адаптироваться в социальном мире. Но как помочь студенту стать компетентным? Как их формировать? Какие критерии определят степень их сформированности? Наверное, такие вопросы задает себе каждый думающий и ищущий ответы педагог.
Результата, определенного ФГОС можно добиться лишь при использовании новых инновационных технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативности, где преподаватель выступает как сценарист, режиссер, партнер. Общие компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому считается правильным организовывать урок учебной практики таким образом, чтобы студент оказывался в ситуациях, способствующих их становлению, чтобы его познавательная активность мотивировала выработку личностного знания.
В заключении можно сказать, что мастер производственного обучения, проводя работу по формированию ключевых компетенций на своих уроках, должен, прежде всего, начинать с себя. Современный педагог должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Это необходимо, чтобы выработать достаточно высокую компетентность в передаче знаний обучающимся, которые могли бы применить полученные знания в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "развитие ключевых компетенций на уроках ОБЖ"
Современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, местной (городской, сельской, бытовой, природной и др.). Человек и среда ег...
Статья по теме"Развитие общекультурной компетенции на уроках математики и во внеклассной работе"
В современном мире стала особенно очевидной необходимость серьезной модернизации школьного образования. Ее главным результатом, как было ск...
Статья "Развитие коммуникативной компетенции обучающихся 7-9 классов посредством использования виртуальных туров на уроках английского языка."
Данная статья раскрывает понятие виртуальный тур и преимущества его использования на уроках английского языка как эффективного метода развития монологической речи обучающихся....
«Особенности использования активных форм проведения занятий для формирования и развития общих компетенций обучающихся».
Выбор метода проекта закономерен, он дает возможность последовательно реализовать основное направление деятельности нашего учебного заведения – патриотическое воспитание молодежи. Так, учебный материа...
Статья "Формирование общих компетенций обучающихся через урочную и внеурочную, внеаудиторную самостоятельную работу" (http://www.prodlenka.org).
Статья "Из опыта работы преподавателя"...
Статья "Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка"
Методическая статья-рекоммендация для учителей иностранных языков в школе....
Развитие общих компетенций на уроках истории и обществознания
Развитие общих компетенций на уроках истории и обществознания...