Методическая разработка урока на тему «Безопасный и полезный интернет»
методическая разработка (7 класс)
Урок на тему кибербезопасности и правилах пользования сетью "Интернет".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка классного часа (урока) на тему «Безопасный и полезный интернет» | 179.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеклассного занятия (урока) на тему «Безопасный и полезный интернет»
I. Введение
II. Цели и задачи урока.
III. Методические основы проведения урока
IV. Возрастно-психологические особенности младших школьников
V. Требования к проведению урока.
VI. Сценарий проведения урока
Урок «Безопасный и полезный интернет» разработан на основе фундаментальных знаний о возрастно-психологических особенностях детей младшего школьного возраста, эмпирических исследованиях в области использования интернета детьми, психолого-педагогических методах обучения и технологий работы с детьми.
Специалисты-разработчики программы – сотрудники факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернет.
- Введение
Современные средства коммуникации стали неотъемлемой частью повседневной жизни людей и опосредуют практически все сферы человеческой деятельности. Число пользователей интернета неуклонно растет с каждым днём, а самыми активными среди них являются молодые люди, подростки и дети.
Зачастую уже с юного возраста дети могут находиться в мировой сети без контроля взрослых. Между тем, перечень рисков, с которыми можно столкнуться, достаточно обширен: проникновение вирусов и вредоносных программ, мошенничество, кража личной информации, оскорбления, преследования, домогательства к детям.
Сталкиваясь с опасностью при использовании интернета или мобильной связи, дети часто не знают, как поступить и к кому обратиться в такой ситуации, а потому вынуждены действовать методом проб и ошибок.
По результатам исследования «Дети России онлайн», осуществленного сотрудниками Фонда Развития Интернет и факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова совместно с Лондонской школой экономики при поддержке Еврокомиссии в 11 регионах Российской Федерации были получены следующие данные.
В среднем по России дети начинают выходить в глобальную сеть в 10 лет и активно пользуются социальными веб-сервисами. 70% учеников 9-10 лет и свыше 90% школьников старше 13 лет пользуются интернетом без контроля со стороны взрослых. Каждый второй ребенок 9-10 лет пользуется интернетом ежедневно. Более четверти опрошенных детей проводят в Сети от 7 до 14 часов в неделю (около одного-двух часов в день), каждый шестой ребенок - от 14 до 21 часа, каждый пятый - более 21 часа.
В среднем по России 23% детей, которые пользуются интернетом подвергаются обидам или унижениям, т.е. являются жертвами так называемого буллинга и более 40% детей сталкиваются с изображениями сексуального характера. По мнению экспертов, агрессивный интернет-контент все чаще оказывает на детей психотравмирующее влияние, побуждает их к рискованному и противоправному поведению, провоцирует совершение преступлений против самих детей.
Более 75% российских детей указали, что у них есть профиль в социальных сетях, при этом почти треть имеет больше одного профиля в разных сетях. У третьей части опрошенных детей профили открыты всему миру. От 60 до 80% российских школьников выкладывают в сети фамилию, точный возраст, номер школы. Половина российских детей постоянно знакомятся в интернете с новыми людьми, а 40% детей признаются, что встречались с интернет-знакомыми в реальной жизни. Статистика МВД за последние годы показывает существенный рост количества преступлений, совершенных против детей и подростков с использованием современных инфокоммуникационных технологий. Родители очень мало знают о том, что их дети встречаются с теми, с кем познакомились в интернете – об этом осведомлены только 10% родителей, хотя для самих детей именно столкновение с коммуникационными рисками несет наибольший стресс и представляет реальную опасность для их психического и физического здоровья.
Статистика обращений, поступивших на Линию помощи, говорит о том, что дети младшего школьного возраста также часто сталкиваются с электронными рисками (блокированием компьютера вредоносными программами и интернет-мошенничеством).
На основании проведенных исследований, а также анализе поступающих обращений на Линию помощи «Дети Онлайн» была разработана рабочая классификация интернет-рисков и угроз, с которыми сталкиваются пользователи Интернета:
- Контентные риски - это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д. Столкнуться с ними можно практически везде. Это и сайты, и социальные сети, и блоги, и торренты, и видеохостинги, фактически все, что сейчас существует в Интернете.
- Электронные риски - это возможность столкнуться с хищением персональной информации, риск подвергнуться вирусной атаке, онлайн-мошенничеству, спам-атаке, шпионским программам и т.д. Вредоносное ПО (Программное Обеспечение) использует широкий спектр методов для распространения и проникновения в компьютеры, не только через компакт-диски или другие носители, но и через электронную почту посредством спама или скачанных из Интернета файлов.
- Коммуникационные риски - связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя риск подвергнуться оскорблениям и нападкам со стороны других. Примерами таких рисков могут быть: незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и др. Для подобных целей используются различные чаты, онлайн-мессенджеры (ICQ, Google talk, Skype и др.), социальные сети, сайты знакомств, форумы, блоги и т.д.
- Потребительские риски - злоупотребление в интернете правами потребителя. Включают в себя: риск приобретения товара низкого качества, различные подделки, контрафактная и фальсифицированная продукция, потеря денежных средств без приобретения товара или услуги, хищение персональной информации с целью кибер-мошенничества, и др.
Младший школьный возраст (дети 7-10 лет) – возраст активного вступления детей в ряды пользователей сетью интернет и формирования ИКТ компетентности. Данные исследований показывают, что средний возраст, в котором школьники становятся активными пользователями сети – 9-10 лет. И он неуклонно снижается. Учитывая особенности развития цифрового поколения, очень важно как можно раньше предоставлять детям сведения о возможностях и положительных сторонах глобальной сети, а также повышать уровень знаний в вопросах безопасного использования информационно-коммуникационных технологий, в первую очередь интернета.
Мы предлагаем один из психолого-педагогических инструментов повышения информированности детей – урок «Полезный и безопасный Интернет» для учеников 2-3 классов.
- Цели и задачи урока «Полезный и безопасный интернет»
Цель урока: воспитание грамотного и ответственного пользователя сети интернет, знакомство детей с основными правилами безопасного использования сети интернет.
Задачи урока:
1) Повышение уровня знаний учащихся о возможностях использования сети интернет:
- получение интересной и полезной информации;
- возможности для общения и коммуникации;
- возможности для обучения;
- возможности для игровой деятельности;
- знакомство с новыми технологиями.
2) Повышение уровня знаний учащихся об основных опасностях при использовании сети интернет:
- проникновение вирусов и вредоносных программ, заражение компьютера, потеря данных;
- агрессивное общение и оскорбления от других пользователей;
- встреча с незнакомыми людьми, с которыми дети познакомились в интернете;
- предоставление личной информации в интернете;
- обман и мошенничество.
3) Усвоение детьми правил безопасного использования интернета
4) Формирование навыков оценки опасных ситуаций при использовании сети интернет.
5) Повышение уровня осведомленности о возможностях решения возникающих в результате использования интернета неприятных и опасных ситуаций.
6) Формирование навыков действий в случае возникновения неприятных и опасных ситуаций.
Тематика урока спроектирована таким образом, чтобы дать школьникам
наиболее полное представление о разных сторонах использования сети интернет, как положительных, так и отрицательных. Предлагаемые методические рекомендации призваны помочь учителям, классным руководителям и волонтерам в подготовке и проведения урока по теме «Полезный и безопасный интернет».
- Методические основы проведения урока.
При проектировании уроков использованы следующие дидактические принципы компетентностного подхода:
- принцип активной включенности школьников в освоение предлагаемой информации;
- принцип доступности;
- принцип системности;
- принцип рефлексивности;
- принцип мотивации;
- принцип открытости содержания образования.
Принцип активной включенности школьников в освоение предлагаемой информации предполагает субъектную позицию школьника в образовательном процессе, обращение педагога к личностному опыту учащегося и обогащение его в процессе деятельности на уроке. Важной составляющей в этом случае является создание для школьников условий транслирования информации, полученной в ходе уроков, в принципы собственной жизнедеятельности.
Принцип доступности предполагает адекватность предлагаемого материала возрастным и психологическим особенностям школьников, подачи информации, отбор содержания, ориентированного на имеющийся социальный опыт школьников.
Принцип системности позволяет системно представить учащимся как положительные, так и отрицательные стороны использования сети интернет. Предлагаемое содержание, структурированное в соответствии с представлениями о деятельности детей младшего школьного возраста в интернете, о возможных рисках и угрозах в сети интернет для детей данного возраста, рассматривается во взаимосвязи с процессами и объектами как единое целое, знакомит школьников с возможностями инфокоммуникационных технологий и дает детям простые и понятные правила, как избежать опасных ситуаций, а также справиться с их последствиями.
Принцип рефлексивности предполагает организацию самостоятельной познавательной деятельности школьников на всех этапах урока с целью вовлечения их в процесс осмысления полученной информации, соотнесения ее с имеющимся личным социальным опытом и включения приобретенного нового содержания и способов деятельности в собственную практику.
Принцип мотивации. Содержание образования в предложенных уроках спроектировано таким образом, чтобы мотивировать школьников на самостоятельный поиск новой информации относительно использования инфокоммуникационных технологий в познавательных и развивающих целях, стимулировать их творческие и познавательные мотивационные потребности.
В предложенном уроке использованы средства побуждающего и формирующего воздействия. Эти средства необходимо применять так, чтобы они способствовали развитию различных компонентов и сторон мотивации в их единстве. Поэтому они должны применяться в комплексе, включающем приемы побуждения: и за счет стимулирующего влияния содержания учебного материала, и за счет побуждающей функции методов обучения, и за счет сочетания различных видов деятельности. Все это в совокупности обеспечит динамику развития положительных потребностно-мотивационных состояний учащихся в соответствии со структурой мотивационной основы деятельности.
Принцип открытости содержания образования предполагает достаточно гибкое использование ведущим урока предложенной конструкции, не допуская при этом искажения логики, содержательной точности и достоверности информации.
Ведущий, опираясь на предложенные рекомендации и учитывая следующие составляющие:
- возрастные особенности учащихся;
- уровень общей учебной подготовленности коллектива детей (класса или группы);
- предполагаемую дальнейшую воспитательную деятельность педагогов в классе по избранной теме (в случае проведения урока в школе);
- уровень собственной подготовки к данному уроку,
- особенности помещения и обстановки, в которых проводится урок,
может в соответствии с принципиальными подходами к содержанию и возможным формам проведения урока «Полезный и безопасный интернет», которые даны в рекомендациях к проведению урока, в некоторых пределах варьировать конкретное содержание и методику проведения занятия (проведение урока в формате класса и школы или планируемой выставки).
Таким образом, предложенные материалы выступают в роли содержательного технологического ресурса, на основе которого ведущий располагая собственным профессиональным методическим инструментарием и опытом, участвует в уроке, дополняя и развивая его.
Урок имеет форму интегрированного (смешанного) урока, в который входят лекционный материал, игры и тренинговые упражнения, направленные на знакомство детей начальной школы, с одной стороны, с возможностями и положительными сторонами глобальной сети, с другой – с опасностями, которые могут возникнуть при использовании интернета, на отработку правил пользования интернетом. Для решения поставленных задач в уроке используются методы визуализации, интерактивной игры, сюжетно-ролевой игры, игры с определенными правилами.
Форма проведения урока: смешанный урок. Возможно проведение урока в формате классных часов, а также в системе дополнительного образования. Урок «Полезный и безопасный интернет» основан на интерактивном обучении с элементами сюжетно-ролевой игры.
IV. Возрастно-психологические особенности младших школьников, лежащие в основе урока разработки урока.
Ведущую роль в психическом развитии и формировании новых компетенций в младшем школьном возрасте играют учебная деятельность и общение со сверстниками. Возраст 8-9 лет - период активной смены ведущей деятельности: игровая деятельность начинает уступать место учебной, в процессе которой происходит усвоение новых знаний. Учебная деятельность не является сформированной к началу обучению, она формируется в процессе обучения под руководством педагогов.
Предлагаемый урок потребует от детей внимания, критического восприятия и воображения, подарит заряд позитивного настроения, который так необходим детям для наилучшего усвоения материала. В младшем школьном возрасте идет активное развитие внимания и памяти, которые в процессе обучения переходят от непосредственных и непроизвольных психических процессов к управляемым и произвольным, что является хорошей основой для усвоения новых знаний.
Мышление младших школьников активно переходит из формы наглядно-образного к форме словесно-логического мышления, что является залогом успешного развития уровня абстрактного мышления к подростковому возрасту. Дети становятся способными к формированию умозаключений, исходя не только из видимого окружающего мира, но в результате отвлеченных размышлений и образов. Необходимо направлять усилия на формировании у детей умения создавать в умственном плане различные образы, т.е. визуализировать. Предлагаемые в проекте методы решают также и эти задачи.
Развивая словесно-логическое мышление через решение логических задач, в уроке подбираются такие задачи, которые требуют индуктивных (от единичного к общему) и дедуктивных (от общего к единичному) умозаключений.
Игра увлекает ребенка, способствует овладению им сутью человеческого общения и развитию коммуникативных навыков, расширяет его диапазон взаимодействия со сверстниками. В игре развиваются многие психические процессы и формируются эмоционально-личностные особенности.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче выделяется ребенком в игре.
Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого, чье поведение копирует ребенок.
Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а «образ другого», чье поведение копирует ребенок.
В качестве такого «образа другого» в уроке «Полезный и безопасный интернет» выступают герои, которые могут быть интересны детям – Интернешка и Митясик.
V. Требования к проведению урока
Формат проведения: школьный урок, классный час, занятие с детьми в формате выставки.
Форма урока: смешанный (интегрированный урок)
Количество детей: от 10 до 28 человек
Время проведения: 40 минут
Необходимые навыки ведущего: уметь устанавливать контакт с детьми; умение общаться и находить общий язык с детьми; знание возрастных особенностей детей; навыки работы с аудиторией, работы в малой группе; уметь держать в поле своего восприятия всю группу и в то же время отслеживать поведение каждого участника.
Требования к помещению:
- Помещение должно иметь возможность для использования оборудования для проведения презентации (компьютер, проектор, экран)
- Просторное. Нужна возможность посадить участников полукругом.
- Помещение должно соответствовать общепринятым санитарно-гигиеническим и физиологическим нормам (требования к освещению, температуре и др.), быть комфортным, защищенным от шума, звонков, вибрации, разнообразных посторонних запахов (краски, пищи) и других неблагоприятных отвлекающих факторов.
- В помещении должно быть достаточно стульев для всех участников.
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, экран, игрушки, представляющие главных героев, буклет или книжка с изображением главных героев и описанием правил поведения в интернете.
VI. Сценарий проведения урока
Краткое содержание урока:
I. Знакомство и введение в занятие.
- Знакомство с ведущим
- Актуализация представлений и знаний об интернете у детей
- Представление героев и цели урока
II. Возможности и положительные стороны интернета
- Обсуждение возможностей и положительных сторон интернета
- Полезные и безопасные сайты
- Общение на расстоянии
III. Риски и угрозы интернета: правила безопасности
- Возможные риски и опасности интернета
- Обман и мошенничество (Правило 1)
- Вирусы (Правило 2)
- Физкультминутка
- Предоставление личной информации (Правило 3)
- Встреча с незнакомцами (Правило 4)
- Агрессивное общение и оскорбления в интернете (Правило 5)
- Негативный контент (Правило 6)
- За помощью к взрослым (Правило 7)
IV. Закрепление полученного материала и завершение занятия
- Повторение правил безопасного использования интернета
- Завершение занятия
Содержание/ деятельность | Речь ведущего: | Экран | Хронометраж | |||
I. Знакомство и введение в занятие | ||||||
1.) Знакомство с ведущим Если занятие проводится в классе, то дети и так знают друг друга. Если занятие проводится среди незнакомых друг с другом детей, то знакомство может занять много времени, поэтому главная задача –познакомиться с ведущим. | Ведущий: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся! Меня зовут .... Мы пришли сюда, чтобы поговорить сегодня об интересном и захватывающем мире интернета! Ой, как вас много. Но я все равно хочу со всеми вами познакомиться. А делать это мы будем вот как. Сейчас по моей команде каждый должен выкрикнуть свое имя. Готовы? Раз, два, три...
| Заставочный слайд с темой урока | 1 мин | |||
2.) Актуализация представлений и знаний об интернете у детей. | Ведущий: Кто-нибудь из вас в нем уже бывал? Поднимите руки! (посчитать, сколько человек). А вы знаете, что такое интернет? (выслушать ответы 2-3 детей) | Слайды, символизирующие интернет | 2 мин | |||
3.) Представление героев и цели урока (используются визуальные образы героев). | Ведущий: Лучше разобраться в том, что происходит в интернете, узнать, что в нем есть интересного и полезного, а также опасного и неприятного, помогут нам наши герои – Интернешка и Митясик! Надеюсь, они смогут стать Вашими добрыми друзьями! Интернешка – родился и всю жизнь прожил в интернете. Он все-все про него знает. А так как он очень добрый, веселый и настоящий друг, то всегда готов прийти на помощь своему другу Митясику. Митясик сам еще щенок и стал пользоваться интернетом совсем недавно, когда родители подарили ему компьютер. Митясику все интересно, но он пока еще не очень хорошо разбирается в интернете, поэтому ему нужен помощник, чтобы не попадать в неприятные ситуации. | Слайд с героями урока Интернешкой и Митясиком. Представлены изображения героев с краткой характеристикой и описанием. |
| |||
II. Возможности и положительные стороны интернета | ||||||
1) Обсуждение возможностей и положительных сторон интернета | Ведущий: Ребята, а как, по-вашему, для чего нужен интернет? Что в нем есть интересного и полезного? (выслушать ответы 2-3 детей) Совершенно верно, в интернете можно искать информацию, можно общаться и учиться. И, конечно, Интернешка рассказал о том, сколько всего полезного, важного и интересного есть в интернете своему другу Митясику! Интернешка: Где найти подругу Олю? Прочитать, что было в школе? И узнать про все на свете? Ну, конечно, (делает паузу, чтобы дети могли хором сказать) в ИНТЕРНЕТЕ! Там музеи, книги, игры, Музыка, живые тигры! Можно все, друзья, найти В этой сказочной сети | Слайды со скриншотами порталов с полезным и безопасным контентом |
| |||
2) Полезные и безопасные сайты (учеба, поиск информации, перевод на иностранные языки). Ведущий представляет порталы с полезным и безопасным контентом: Omlet.ru Lukoshko.net Raskraska.net Detskiy-mir.net | Ведущий: Ребята, вот сайты, на которые можно совершенно безопасно заходить, здесь много разной полезной и интересной информации. Интернешка: Как не сбиться нам с пути? Ей задай любой вопрос- Все, что интересно, Вмиг ответ она найдет И покажет честно. В Интернете, в Интернете, Пруд пруди всего на свете Здесь мы можем поучиться, Быстро текст перевести А в онлайн библиотеке Книжку нужную найти. | Слайды со скриншотами порталов с полезным и безопасным контентом | 3 мин | |||
3 Общение на расстоянии | Ведущий: Однажды друзья Митясика поехали проведать своих дальних родственников, Митясик очень расстроился, так как знал, что будет очень скучать без своих друзей... И рассказал о своей беде Интернешке. Что же ему ответил Интернешка? Интернешка: Расстоянья Интернету | Радостный Митясик общается по интернету с друзьями | 1 мин | |||
III. Риски и угрозы интернета: правила безопасности | ||||||
1) Возможные риски и опасности интернета Демонстрация видеоролика «Безопасный интернет – детям!» | Ведущий: Но не все так гладко и хорошо бывает в этой мировой паутине! Давайте посмотрим, что там может случиться! Показ видеоролика «Безопасный интернет – детям!» Ведущий: Чтобы чувствовать себя в интернете уютно и безопасно, нужно знать несколько главных правил. И сегодня на уроке мы познакомимся с ними. Они научат нас делать так, чтобы в интернете с нами ничего плохого не случилось! Интернешка: Мы хотим, чтоб интернет Был вам другом много лет! Выучишь семь правил этих- Смело плавай в интернете! | Видеоролик «Безопасный интернет – детям!» | 2 мин | |||
2) Обман и мошенничество (Правило 1) | Ведущий: Митясик много времени проводит в интернете и с ним постоянно случаются разные истории. Послушайте одну из них. Перед днем рождения своей мамы Митясик никак не мог придумать, что же ей подарить. Он набрал слово «подарок для мамы» в поисковике и увидел много интересных сайтов, предлагающих подарки, которые можно оплатить с телефона. Митясик решил отправить смску! Он сразу же это сделал и очень радовался своей находчивости. Но никакого подарка не получил, а на его телефоне закончились все деньги, и он не смог никому позвонить! Расстроенный Митясик обратился за помощью к Интернешке. Интернешка: Иногда тебе в сети Вдруг встречаются вруны. Обещают все на свете: Подарить бесплатно детям Телефон, щенка, айпод и поездку на курорт. Их условия не сложны: Смс отправить можно С телефона папы, мамы – И уже ты на Багамах. Ты мошенникам не верь, Информацию проверь. Если рвутся предложить, То обманом может быть. Ведущий: Да, грустно, что Митясика обманули. Но зато и мы с вами, и Митясик теперь знаем, что надо быть очень осторожными. А что же с подарком для мамы Митясика? Не волнуйтесь, все закончилось хорошо. Интернешка помог Митясику с помощью графической программы нарисовать красивую картину, куда вставил мамину фотографию, которую они потом распечатали и повесили в красивой рамке на стену. Мама была очень рада! | Митясик сидит перед компьютером и видит сайты (или просто странички): «Самый Лучший Подарок для Мамы! Отправь смску по номеру 657. Либо Любимые духи всех мам! Отправь смску по номеру 657» Митясик плачет Интернешка ему помогает и читает правило | 3 мин | |||
3) Вирусы (Правило 2) | Ведущий: А вот другая история. Однажды Митясик делал домашнее задание. Для этого ему надо было разыскать несколько стихотворений и выучить их. Он решил быстро найти их в интернете, переходя по ссылкам с одного сайта на другой. И вдруг что-то начало происходить с компьютером! Компьютер абсолютно перестал слушаться Митясика. Щенок растерялся и обратился за помощью к Интернешке. Интернешка помог Митясику, установив две волшебные программы: антивирус и родительский контроль. Это такие программы, которые мешают вирусам и плохой информации проникать в ваш компьютер. Интернешка Вдруг из щели между строк | «Непослушный компьютер» у Митясика, в него залезли вирусы! Приходит Интернешка и помогает установить программы защиты. Правило от Интернешки. | 3 мин | |||
4) Физкультминутка В случае проведения урока в классе, где нет возможности для подвижной активности проводится интерактивная игра «Три лица» (См. Приложение 2) При проведении в формате выставки проводится интерактивная игра «Вирусы» (см. Приложение 1) Эмоциональная разрядка, снятие напряжения. | Ведущий: Ребята, а теперь давайте немножко отдохнем и поиграем! | 5 мин | ||||
5) Предоставление личной информации (Правило 3) | Ведущий: Митясик очень общительный и хочет, чтобы у него было много друзей. Однажды он завел себе профиль с сети «ПесКоннект», где рассказал о своих увлечениях и что ищет себе друзей, и стал ждать писем. И вот какое письмо он получил! Давайте я вам его прочитаю. «Привет, Митясик. Я Большая Белая и Пушистая Мальтийская болонка. У меня совсем мало друзей и поэтому я очень хочу познакомиться и подружиться с тобой. Пришли мне, пожалуйста, свой адрес и номер школы, в которой ты учишься. Я очень хочу посмотреть на тебя, поэтому пришли мне еще свою фотографию и фотографию своей семьи. С наилучшими пожеланиями, твой новый друг – Мальтийская болонка». Как вы думаете, ребята, надо ли Митясику отвечать на это письмо? Что может с ним случиться, если он это сделает? (выслушивает 2-3 ответа ребят). А давайте спросим Интренешку. Интернешка: В Интернете, как и в мире, Если кто-то незнакомый Вас попросит рассказать Информацию о школе, О друзьях и телефоне, И к страничке доступ дать. То на это нет ответим, Будем все держать в секрете! | Митясик видит письмо на экране. Правило от Интернешки. | 3 мин | |||
6) Встреча с незнакомцами (Правило 4) | Ведущий: Ребята, нужно не только не давать информацию о себе чужим людям, но и не встречаться с незнакомцами. Давайте посмотрим об этом короткий мультфильм. Показ видеоролика. Ведущий: Какое правило про эту ситуацию расскажет нам Интернешка? Интернешка: Как всем детям интересно Поиграть с друзьями вместе, В интернете тоже можно, Нужно быть лишь осторожным. И с чужими не играть, В гости их к себе не звать. И самим не приходить – Я прошу вас не забыть. | Показ видеоролика «История одного знакомства» Правило от Интернешки. |
| |||
7) Агрессивное общение и оскорбления в интернете (Правило 5) | Ведущий: Сейчас я вам расскажу продолжение истории про Митясика и Мальтийскую болонку. Митясик отправил Мальтийской болонке письмо и все, что она его просила. В ответ болонка начала посылать ему письма, где называла глупым псом, комком шерсти и т.д. Также Мальтийская болонка стала использовать фотографию Митясика, представляясь от его имени и знакомясь с другими собаками, и обижать их. Митясик очень расстроился и попросил Интернешку помочь ему. Интернешка помогает Митясику: он пересылает грубые письма Администратору сайта, который блокирует адрес Мальтийской болонки, и Митясик больше не получает плохих писем. Какое же правило про это нам расскажет Интернешка? Интернешка: В Интернете злые тролли | Митясик открывает агрессивные письма, потом видит себя изображенным с клыками, вставшей дыбом шерстью и рычащим на других. Он расстроен. Интернешка отправляет письмо с жалобой администратору сайта. Правило от Интернешки. |
| |||
8) Технические средства безопасности и помощь взрослых (Правило 6, 7) | Ведущий: Ребята, а что все-таки делать, если вы встретились с какой-то трудностью в интернете: например, к вам пробрался вирус, или вас кто-то обижает, или вы отправили смс на незнакомый номер? (послушать ответы детей) Ведущий: Да, правильно! Вы должны обратиться к вашим родителям или учителям! Они могут взять в помощь себе и вам разные компьютерные программы, они всегда помогут решить проблему и защитят от неприятностей! Интернешка все про это знает! Интернешка: В интернете сайты есть - Невозможно глаз отвесть. Там и игры, и мультфильмы, И учеба, и кино… Только вдруг ты там находишь Иногда совсем не то. Чтобы не перепугаться И потом не огорчаться, Надо фильтр поискать И компьютер подковать! Ты родителям скажи: Фильтры тут всегда нужны! Если что-то непонятно, Страшно или неприятно - Быстро к взрослым поспеши, Расскажи и покажи. Есть проблемы в интернете? Вместе взрослые и дети Могут все решить всегда Без особого труда. | Митясик обращается за помощью к взрослым Правило от Интернешки. |
| |||
| ||||||
1) Повторение правил использования интернета | Ведущий: Мы сегодня узнали много нового и интересного об интернете, о его возможностях и опасностях, о том какие правила нужно соблюдать, чтобы все было хорошо. Про что эти правила? Сколько их? Какие правила, кто из вас запомнил? (Дети называют правила). Кто хочет еще раз прочитать для всех эти правила! (Дети читают краткие правила) Краткие правила: 1. Иногда тебе в сети Вдруг встречаются вруны. Ты мошенникам не верь, Информацию проверь 2. Не хочу попасть в беду - 3. Чтобы вор к нам не пришёл, 4. Злые люди в интернете Расставляют свои сети. С незнакомыми людьми Ты на встречу не иди! 5. С грубиянами в сети Разговор не заводи. Ну и сам не оплошай- Никого не обижай. 6. Как и всюду на планете Есть опасность в интернете. Мы опасность исключаем Если фильтры подключаем 7. Если что-то непонятно, страшно или неприятно, Быстро к взрослым поспеши, Расскажи и покажи. | Слайды с краткими правилами |
| |||
2) Завершение занятия В случае проведения урока в классе, где нет возможности для подвижной активности ведущий и ребята просто прощаются. При проведении в формате выставки проводится интерактивная игра «Сеть» (см. Приложение 3) | Ведущий: Мы сегодня с вами большие молодцы! Для того чтобы вы лучше запомнили правила, я подарю вам книжки (буклеты, листовки) с правилами. Давайте похлопаем друг другу! В зависимости от обстоятельств ведущий может провести в конце игру «Сеть». | 2 мин | ||||
Всего: |
| 40 мин |
Приложение 1.
Игра «Вирусы»
Цель: Эмоциональная разрядка, снятие напряжения.
Вспомогательные материалы: Листы А4 двух разных цветов, клейкая лента, которой можно будет обозначить линию, разделяющую две команды.
Процедура проведения: Листы А4 нужно скомкать и сделать из них снежки двух разных цветов. Снежки одного цвета обозначают, например, вирусы, спам, зараженные файлы. Снежки другого цвета – безопасная информация, безопасные файлы. Участники делятся на 2 команды, так чтобы расстояние между командами составляло примерно 3 метра. В руках каждой команды снежки двух разных цветов, которые они, по команде ведущего, бросают другой команде. Задача – как можно быстрее закидывать противоположную команду снежками, при этом успевая откидывать все опасные снежки и сохранять у себя все безопасные. Ведущий засекает 10 секунд времени и, услышав команду «Стоп!», участники должны прекратить движение. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше опасных и больше безопасных снежков. Перебегать разделительную линию запрещено.
Слова ведущего:
Ребята, давайте попробуем почувствовать на себе вирусную атаку и постараться защититься от нее! Правила будут такие. Вам нужно разбиться на 2 команды. Но сначала из разноцветных листочков бумаги черного и красного цвета сделаем снежки! Каждый должен сделать по 2 снежка красного и черного цвета. Черные снежки – опасные, а красные – безопасные. По моей команде начинаем бросать друг в друга снежки! Задача одной команды – как можно быстрее закидывать противоположную команду снежками.
Задача каждой команды – успеть откидывать все опасные черные снежки и сохранять у себя все безопасные красные.
Приложение 2.
Игра «Три лица»
Цель: Эмоциональная разрядка, снятие напряжения.
Слова ведущего: Я покажу вам три выражения лица. При этом я хочу, чтобы вы отгадали, какое выражение лица я показываю.
Какое выражение лица я пыталась вам показать? Верно, свирепое лицо. Давайте все сведем брови, оскалим зубы и сожмем кулаки — покажем свирепое лицо. Такое лицо бывает у нас, когда нас обижают.
А теперь пусть каждый из вас сделает печальное лицо. Какие жесты нам лучше всего делать руками, чтобы выразить печаль? Такое лицо бывает у нас, когда нас обманывают.
Показываю третье лицо. Какое? Третье лицо – счастливое. Для этого давайте все широко улыбнемся и прижмем руки к сердцу... Такое лицо бывает у нас, когда мы общаемся со своими близкими людьми и любимыми друзьями.
Давайте попробуем еще раз: печальное, свирепое, счастливое.
Теперь разделитесь на пары и встаньте со своими товарищами спина к спине. Выберите одно их трех лиц, которое мы показывали. Когда я досчитаю до трех, вам надо будет быстро повернуться друг к другу и показать выбранное вами выражение лица. Задача состоит в том, чтобы, не сговариваясь заранее, показать то же самое лицо, что и ваш партнер.
Готовы? Раз, два, три...
Приложение 3
Игра «Сеть»
Цель игры: эмоциональная разрядка и снятие напряжения. Повторение правил безопасного интернета.
Процедура проведения: Два ребенка берутся за руки и поднимают руки вверх. Ведущий с остальными ребятами становится в цепочку, взявшись за руки. Ведущий проводит цепочку из ребят под руками и одновременно произносит стихи. Например,
Где найти подругу Олю?
Прочитать, что было в школе?
И узнать про все на свете?
Ну, конечно, в ИНТЕРНЕТЕ!
При слове «интернете» дети опускают руки и тот, кто оказался между ними становится в круг и поднимает руки. Игра продолжается до тех пор, пока всех детей не поймают.
Приложение 4.
- Тема: Знакомство с возможностями интернета
Где найти подругу Олю?
Прочитать, что было в школе?
И узнать про все на свете?
Ну, конечно, в ИНТЕРНЕТЕ!
Там музеи, книги, игры,
Музыка, живые тигры!
Можно все, друзья, найти
В этой сказочной сети
- Тема: Интернет – общение на расстоянии
Расстоянья Интернету
Совершенно не страшны.
За секунду он доставит
Сообщенье хоть с Луны.
Не печалься, если вдруг
Далеко уехал друг.
Подключаешь интернет -
Расстоянья больше нет!
Электронное письмо
Вмиг домчится до него.
Ну, а видео-звонок,
Сократит разлуки срок.
- Тема: Полезные и безопасные сайты
Как не сбиться нам с пути?
Где и что в сети найти?
Нам поможет непременно
Поисковая система.
Ей задай любой вопрос-
Все, что интересно,
Вмиг ответ она найдет
И покажет честно.
В интернете, в интернете,
Пруд пруди всего на свете
Здесь мы можем поучиться,
Быстро текст перевести
А в онлайн библиотеке
Книжку нужную найти.
4)Тема: Обман, мошенничество
Правило №1
Иногда тебе в сети
Вдруг встречаются вруны.
Обещают все на свете:
Подарить бесплатно детям
Телефон, щенка, айпод
и поездку на курорт.
Их условия не сложны:
Смс отправить можно
С телефона папы, мамы –
И уже ты на Багамах.
Ты мошенникам не верь,
Информацию проверь.
Если рвутся предложить,
То обманом может быть.
- Тема: Вирусы
Правило №2
Вдруг из щели между строк
Вылезает червячок.
Безобидный хоть на вид -
Он в себе беду таит.
Может файлы он стирать,
Может деньги воровать.
Предлагает нам обновки
Вирус - мастер маскировки.
Не хочу попасть в беду-
Антивирус заведу!
Всем, кто ходит в интернет
Пригодится мой совет.
- Тема: Личная информация в интернете
Правило №3
Брат с сестрой пришли из школы,
А у них в квартире воры.
Быстро вспомнили ребята,
Что давно в сети когда-то
Написали адрес свой -
В гости звали всех домой.
А совсем недавно дети
Рассказали в интернете
Что им папа для учебы
Подарил компьютер новый.
Воры это все прочли
И их дом искать пошли.
Адрес, индекс, код квартиры,
Телефон подруги Иры,
Где б ты ни был на планете -
Им не место в интернете.
В Интернете, как и в мире,
Есть и добрые, и злые.
Полон разных он людей:
Есть и гений, и злодей.
По портрету не поймёшь
От кого слезу прольёшь
Если кто-то НЕЗНАКОМЫЙ
Вас попросит рассказать
Информацию о школе,
О друзьях и телефоне,
Иль к страничке доступ дать.
То на это НЕТ ответим,
Будем все держать в секрете!
- Тема: Встреча с незнакомцами
Правило №4
Как всем детям интересно
Поиграть с друзьями вместе,
В Интернете тоже можно,
нужно быть лишь осторожным.
И с чужими не играть,
В гости их к себе не звать,
и самим не приходить –
Я прошу вас не забыть.
8) Тема: Оскорбления
Правило №5
В Интернете злые тролли
Появляются порою.
Эти злюки-задаваки
Могут довести до драки.
Им дразнить людей прикольно
Несмотря, что это больно.
Только полный их игнор
Тролля охладит задор.
Сам же вежлив оставайся,
В тролля ты не превращайся!
- Тема: Неприятная информация, плохие сайты
Правило №6
В интернете сайты есть
Невозможно глаз отвесть -
Там и игры, и мультфильмы
И учеба, и кино
Только вдруг ты там находишь
Иногда совсем не то…
Чтобы не перепугаться,
И потом не огорчаться,
Надо фильтр поискать
И компьютер подковать!
Ты родителям скажи-
Фильтры тут всегда нужны!
- Тема: Обращайся к взрослым
Правило №7
Если что-то непонятно,
Страшно или неприятно
Быстро к взрослым поспеши,
Расскажи и покажи.
Есть проблемы в интернете?
Вместе взрослые и дети
Могут все решить всегда
Без особого труда.
Приложение 5
Краткие правила безопасного использования интернета (в стихах)
Мы хотим, чтоб интернет
Был вам другом много лет!
Выучишь семь правил этих-
Смело плавай в интернете!
1. Иногда тебе в сети
Вдруг встречаются вруны.
Ты мошенникам не верь,
Информацию проверь
2. Не хочу попасть в беду -
Антивирус заведу!
Всем, кто ходит в интернет
Пригодится наш совет.
3. Чтобы вор к нам не пришёл,
И маньяк нас не нашёл,
Телефон свой, адрес, фото
В интернет не помещай
И чужим не сообщай.
4. Злые люди в интернете
Расставляют свои сети.
С незнакомыми людьми
Ты на встречу не иди!
5. С грубиянами в сети
Разговор не заводи.
Ну и сам не оплошай-
Никого не обижай.
6. Как и всюду на планете
Есть опасность в интернете.
Мы опасность исключаем
Если фильтры подключаем
7. Если что-то непонятно,
страшно или неприятно,
Быстро к взрослым поспеши,
Расскажи и покажи.
Приложение 6
Краткие правила безопасного использования интернета (в прозе)
- Если хочешь скачать картинку или мелодию, но тебя просят отправить смс – не спеши! Сначала проверь этот номер в интернете – безопасно ли отправлять на него смс и не обманут ли тебя. Сделать это можно на специальном сайте.
- Попроси взрослых разблокировать твой компьютер с помощью антивируса или позвони на Линию помощи «Дети Онлайн», если твой компьютер заблокировался картинкой с требованием отправить смс, чтобы решить проблему!
- Не скачивай и не открывай неизвестные тебе или присланные незнакомцами файлы из интернета. Чтобы избежать заражения компьютера вирусом, установи на него специальную программу – антивирус!
- Никогда не рассказывай о себе незнакомым людям: где ты живешь, учишься, свой номер телефона. Это должны знать только твои друзья и семья!
- Не отправляй свои фотографии, а также фотографии своей семьи и своих друзей незнакомым людям. Они могут использовать так, что это навредит тебе или твоим близким.
- Прежде чем начать дружить с кем-то в интернете, спроси у родителей как безопасно общаться.
- Не встречайся без родителей с людьми из интернета вживую. В Интернете многие люди рассказывают о себе неправду.
- Общаясь в Интернете, будь дружелюбен с другими. Не пиши грубых слов! Ты можешь нечаянно обидеть человека, читать грубости так же неприятно, как и слышать.
- Если тебя кто-то расстроил или обидел в интернете, обязательно расскажи об этом родителям.
- Чтобы не сталкиваться с неприятной и огорчительной информацией в интернете, установи на свой браузер фильтр, или попроси сделать это взрослых - тогда можешь смело пользоваться интересными тебе страничками в интернете
- Всегда спрашивай родителей о незнакомых вещах в интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки уроков по теме "Способы поиска информации в сети Интернет"
Представленный матерал содержит разработку урока по теме "Способы поиска информации в сети Интернет"и Практическую работу "Путешествуем по WWW"...
Методическая разработка урока: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России» 8 класс
Тип урока- квест. По разделу " Геологическое строение и рельеф"...
Методическая разработка урока «Компьютерные сети. История создания сети Интернет».
Раздел программы: «Применение современных информационных технологий».Тема урока: «Компьютерные сети. История создания сети Интернет».Тип урока: урок-лекция.Вид: комбинированный урок.Технология: личнос...
Методическая разработка урока по информатике: "Безопасность в сети Интернет"
Тема урока: «Безопасность в сети Интернет» Класс: 11 классЦель урока: изучить опасные угрозы сети Интернет и методы борьбы с ними;Задачи:Образовательная: познакомиться с понятием «Интернет», «Вир...
Методическая разработка урока по теме «Древние цивилизации». (Ancient civilizations), для 5-го класса школ с углубленным изучением английского языка и гимназий, по учебнику «Starlight 5», издательство Express Publishing» с использованием интернет-ресурса
Урок с использованием ИКТ и интернет-ресурсов для изучения темы "Древние цивилизации"....
Методическая разработка урока по основам безопасности и защиты родины в 8 классе по теме "Состав и назначение Вооруженных Сил Российской Федерации"
Методическая разработка урока по основам безопасности и защиты родины в 8 классе по теме "Состав и назначение Вооруженных Сил Российской Федерации"...