Методическая разработка урока по информатике: "Безопасность в сети Интернет"
методическая разработка по информатике и икт ( класс) на тему
Тема урока: «Безопасность в сети Интернет»
Класс: 11 класс
Цель урока: изучить опасные угрозы сети Интернет и методы борьбы с ними;
Задачи:
Образовательная: познакомиться с понятием «Интернет», «Вирус», изучить приемы безопасности при работе в сети Интернет;
Развивающая: развитие интереса к предмету, информационной культуры; формирование приёмов логического мышления; развитие способность анализировать и обобщать, делать выводы;
Воспитательная: воспитание аккуратности, точности, самостоятельности, привитие навыки групповой работы, сотрудничества;
Здоровьесберегающая: соблюдение санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности, оптимальное сочетание форм и методов, применяемых на уроке;
Предварительная подготовка учащихся: материал, изученный на предыдущих уроках информатики;
Предварительная подготовка учителя: изучение материала урока, написание конспекта, создание презентации, создание теста, подготовка видеофрагмента;
Дидактические основы урока:
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Тип урока: объяснение нового материала;
Формы учебной работы учащихся: фронтальная, индивидуальная работа.
Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска (или экран), 12 компьютеров, тетради, презентация «Безопасность в сети Интернет».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_bezopasnost_v_seti_intrnet.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Безопасность в сети Интернет»
Класс: 11 класс
Цель урока: изучить опасные угрозы сети Интернет и методы борьбы с ними;
Задачи:
Образовательная: познакомиться с понятием «Интернет», «Вирус», изучить приемы безопасности при работе в сети Интернет;
Развивающая: развитие интереса к предмету, информационной культуры; формирование приёмов логического мышления; развитие способность анализировать и обобщать, делать выводы;
Воспитательная: воспитание аккуратности, точности, самостоятельности, привитие навыки групповой работы, сотрудничества;
Здоровьесберегающая: соблюдение санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности, оптимальное сочетание форм и методов, применяемых на уроке;
Предварительная подготовка учащихся: материал, изученный на предыдущих уроках информатики;
Предварительная подготовка учителя: изучение материала урока, написание конспекта, создание презентации, создание теста, подготовка видеофрагмента;
Дидактические основы урока:
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Тип урока: объяснение нового материала;
Формы учебной работы учащихся: фронтальная, индивидуальная работа.
Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска (или экран), 12 компьютеров, тетради, презентация «Безопасность в сети Интернет».
План урока:
- Организационный момент (1-2 мин.);
- Введение в тему (3-5 мин.);
- Объяснение нового материала (30-35 мин.);
- Физкультминутка (1 мин.);
- Самостоятельная работа (7-10 мин.);
- Итог урока (2-3 мин.);
Ход урока:
- Организационный момент, 1-2 мин.:
- сообщение темы урока (занесение темы в тетрадь), его целей и задач;
- краткий план деятельности.
- Введение в тему, 3-5 мин.:
- подготовить детей к восприятию темы;
- нацелить на продуктивную работу.
Сегодня наш урок посвящен теме «Безопасность в сети Интернет». (Слайд 1)
Примечание. Учащиеся записывают в тетрадь основные определения самостоятельно по ходу лекции.
(Слайд 2) Интернет – это объединенные между собой компьютерные сети, глобальная мировая система передачи информации с помощью информационно-вычислительных ресурсов.
На сегодняшний день практический каждый человек, так или иначе, пользуется сетью Интернет. Возможности Интернет безграничны: учеба, поиск необходимой информации, перевод денежных средств, отдых и многое другое. Однако, многие пользователи даже не задумываются о том, какая опасность поджидает нас во всемирной паутине.
Давайте подумаем и вспомним, какие угрозы вы уже встречали во время работы за компьютером, а может, о каких-то угрозах, вы слышали от своих друзей? (ответ учащихся)
Молодцы!
- Объяснение нового материала (27-30 мин.):
А теперь давайте обратимся к статистике в сети Интернет. Рейтинг самых опасных угроз распределяется следующим образом (Слайд 3):
- Вредоносные программы
- Кража информации
- Халатность сотрудников
- Хакерские атаки
- Финансовое мошенничество
- Спам
- Аппаратные и программные сбои
Как вы видите, угроз достаточно много и все они связаны между собой, например, из-за халатности сотрудников может произойти кража информации, а кража информации в свою очередь, может быть связана с финансовым мошенничеством.
Но, конечно же, лидером среди угроз являются вирусы. Давайте посмотрим, что такое вирусы, и какими они бывают. (Слайд 4)
- Компью́терный ви́рус — разновидность компьютерных программ или вредоносный код, отличительной особенностью которых является способность к размножению (саморепликация).
Классификация (Слайд 5)
В настоящее время не существует единой системы классификации и именования вирусов. Принято разделять вирусы на следующие группы.
По поражаемым объектам (Слайд 6-11)
Файловые вирусы. Это вирусы-паразиты, которые при распространении своих копий обязательно изменяют содержимое исполняемых файлов, при этом файлы, атакованные вирусом, в большинстве случаев полностью или частично теряют работоспособность)
Загрузочные вирусы. Это компьютерные вирусы, записывающиеся в первый сектор гибкого или жесткого диска и выполняющиеся при загрузке компьютера.
Скриптовые вирусы. Требуют наличия одного из скриптовых языков (Javascript, VBScript) для самостоятельного проникновения в неинфицированные скрипты.
Макровирусы. Это разновидность компьютерных вирусов разработанных на макроязыках, встроенных в такие прикладные пакеты ПО, как Microsoft Office.
Вирусы, поражающие исходный код. Вирусы данного типа поражают или исходный код программы, либо её компоненты (OBJ-, LIB-, DCU- файлы) а так же VCL и ActiveX компоненты.
По поражаемым операционным системам и платформам (Слайд 12-13)
- DOS
- Microsoft Windows
- Unix
- Linux
По технологиям, используемым вирусом (Слайд 14-17)
Полиморфные вирусы. Вирус, который при заражении новых файлов и системных областей диска шифрует собственный код.
Стелс-вирусы. Вирус, полностью или частично скрывающий свое присутствие в системе, путем перехвата обращений к операционной системе, осуществляющих чтение, запись, чтение дополнительной информации о зараженных объектах (загрузочных секторах, элементах файловой системы, памяти и т. д.)
Руткит. Программа или набор программ для скрытия следов присутствия злоумышленника или вредоносной программы в системе.
По языку, на котором написан вирус (Слайд 18-19)
- ассемблер
- высокоуровневый язык программирования
- скриптовый язык
- и др.
По дополнительной вредоносной функциональности (Слайд 20-24)
Бэкдоры. Программы, которые устанавливает взломщик на взломанном им компьютере после получения первоначального доступа с целью повторного получения доступа к системе
Шпионы. Spyware — программное обеспечение, осуществляющее деятельность по сбору информации о конфигурации компьютера, деятельности пользователя и любой другой конфиденциальной информации без согласия самого пользователя.
Ботнеты. Это компьютерная сеть, состоящая из некоторого количества хостов, с запущенными ботами — автономным программным обеспечением. Обычно используются для нелегальной или неодобряемой деятельности — рассылки спама, перебора паролей на удалённой системе, атак на отказ в обслуживании.
(Слайд 25-26) Каждый день появляются все новые и новые вирусы. Вам необходимо знать, что создание и распространение вредоносных программ (в том числе вирусов) преследуется в России согласно Уголовному кодексу РФ (глава 28, статья 273).
(Слайд 27) Также в нашей стране существует доктрина информационной безопасности РФ, согласно которой в России должен проводиться правовой ликбез в школах и вузах при обучении информатике и компьютерной грамотности по вопросам защиты информации в ЭВМ, борьбы с компьютерными вирусами, детскими порносайтами и обеспечению информационной безопасности в сетях ЭВМ.
Поэтому сегодня я расскажу вам о том, как обезопасить себя, свих друзей, свой личный или рабочий компьютер, чтобы не стать жертвой сетевых угроз.
- Физкультминутка (1 мин)
Но сначала, мы немножко отдохнем и проведем физкультминутку. (Слайд 28)
Мы все вместе улыбнемся,
Подмигнем слегка друг другу,
Вправо, влево повернемся
И кивнем затем по кругу.
Все идеи победили,
Вверх взметнулись наши руки.
Груз забот с себя стряхнули
И продолжим путь науки.
Итак, как же бороться с сетевыми угрозами? (Слайд 29)
- Установите комплексную систему защиты. (Слайд 30)
Установка обычного антивируса – вчерашний день. Сегодня актуальны так называемые «комплексные системы защиты», включающие в себя антивирус, файрволл, антиспам-фильтр и еще пару-тройку модулей для полной защиты вашего компьютера. Новые вирусы появляются ежедневно, поэтому не забывайте регулярно обновлять базы сигнатур: лучше всего настроить программу на автоматическое обновление.
- Будьте осторожны с электронной почтой (Слайд 31)
Не стоит передавать какую-либо важную информацию через электронную почту. Установите запрет открытия вложений электронной почты, поскольку многие вирусы содержатся во вложениях и начинают распространяться сразу после открытия вложения. Программы Microsoft Outlook и Windows Mail помогают блокировать потенциально опасные вложения.
- Пользуйтесь браузерами Mozilla Firefox, Google Chrome и Apple Safari. (Слайд 32)
Большинство червей и вредоносных скриптов ориентированы под Internet Explorer и Opera. В рейтинге популярности лидирует IE, но лишь потому, что он встроен в Windows. Браузер Opera очень популярен в России из-за ее призрачного удобства и очень большого числа настроек. Уровень безопасности имеет ряд недостатоков как у одного, так и у второго браузера, поэтому лучше ими не пользоваться вовсе.
- Обновляйте операционную систему Windows. (Слайд 33)
Постоянно обновляйте операционную систему Windows. Корпорация Microsoft периодически выпускает специальные обновления безопасности, которые могут помочь защитить компьютер. Эти обновления могут предотвратить вирусные и другие атаки на компьютер, закрывая потенциально опасные точки входа.
- Не отправляйте SMS-сообщения. (Слайд 34)
Сейчас очень популярны сайты, предлагающие доступ к чужим SMS и распечаткам звонков, также очень часто при скачивании файлов вам предлагают ввести свой номер, или внезапно появляется блокирующее окно, которое якобы можно убрать с помощью отправки SMS.
При отправке SMS, в лучшем случае, можно лишиться 300-600 рублей на счету телефона – если нужно будет отправить сообщение на короткий номер для оплаты, в худшем – на компьютере появится ужасный вирус.
Поэтому никогда не отправляйте SMS-сообщения и не вводите свой номер телефона на сомнительных сайтах при регистрации.
- Пользуйтесь лицензионным ПО. (Слайд 35)
Если вы скачиваете пиратские версии программ или свеженький взломщик программы, запускаете его и сознательно игнорируете предупреждение антивируса, будьте готовы к тому, что можете поселить вирус на свой компьютер. Причем, чем программа популярнее, тем выше такая вероятность.
Лицензионные программы избавят Вас от подобной угрозы!
- Используйте брандмауэр. (Слайд 36)
Используйте брандмауэр Windows или другой брандмауэр оповещают о наличии подозрительной активности при попытке вируса или червя подключиться к компьютеру. Он также позволяет запретить вирусам, червям и хакерам загружать потенциально опасные программы на компьютер.
- Используйте сложные пароли. (Слайд 37)
Как утверждает статистика, 80% всех паролей — это простые слова: имена, марки телефона или машины, имя кошки или собаки, а также пароли вроде 123. Такие пароли сильно облегчают работу взломщикам. В идеале пароли должны состоять минимум из семи, а лучше двенадцати символов. Время на подбор пароля из пяти символов — два-четыре часа, но чтобы взломать семисимвольный пароль, потребуется два-четыре года. Лучше использовать пароли, комбинирующие буквы разных регистров, цифры и разные значки.
- Делайте резервные копии. (Слайд 38)
При малейшей угрозе ценная информация с вашего компьютера может быть удалена, а что ещё хуже – похищена. Возьмите за правило обязательное создание резервных копий важных данных на внешнем устройстве – флеш-карте, оптическом диске, переносном жестком диске.
- Функция «Родительский контроль» обезопасит вас. (Слайд 39)
Для детской психики Интернет – это постоянная угроза получения психологической травмы и риск оказаться жертвой преступников.
Не стремитесь утаивать от родителей круг тем, которые вы обсуждает в сети, и новых Интернет-знакомых, это поможет вам реально оценивать информацию, которую вы видите в сети и не стать жертвой обмана.
Соблюдая эти не сложные правила, вы сможете избежать популярных сетевых угроз. (Слайд 40).
- Самостоятельная работа (7-10 мин.);
Закрепление материала - компьютерное тестирование.
А теперь, давайте проверим, насколько внимательно вы сегодня слушали данный материал.
- Займите места за компьютером.
- Загрузите программу My Test Student.
- Выберите файл «Безопасность в сети Интернет»
Тест содержит 10 вопросов, в каждом вопросе есть только один правильный ответ.
По результатам теста, вы увидите окно со своим результатам. Оценка, которую поставит вам компьютер, и будет вашей оценкой за сегодняшний урок.
Тест:
- Закончите предложение: Создание и распространение вредоносных программ (в том числе вирусов) преследуется в России согласно…
- Административному кодексу
- Трудовому кодексу
- Уголовному кодексу
- Гражданскому кодексу
- Какой классификации вирусов на сегодняшний день не существует?
- По поражаемым объектам
- По поражаемым операционным системам и платформам
- По количеству поражаемых файлов
- По дополнительной вредоносной функциональности
- Какой из приведенных паролей является более надежным
- 123456789
- qwerty
- annaivanova
- 13u91A_Ivanova
- Для того, чтобы антивирусные программы обеспечивали наилучшую безопасность вашего ПК, необходимо:
- Установить несколько антивирусных программ
- Удалить все файлы, загруженные из сети Интернет
- Своевременно обновлять антивирусные базы
- Отключить компьютер от сети Интернет
- Какой из браузеров считается менее безопасным, чем остальные:
- Mozilla Firefox
- Internet Explorer
- Google Chrome
- Opera
- Какие действия не рекомендуется делать при работе с электронной почтой?
- Отправлять электронные письма
- Добавлять в свои электронные письма фотографии
- Открывать вложения неизвестной электронной почты
- Оставлять электронные письма в папке Отправленные
- Что необходимо сделать, если на экране появилось окно с просьбой отправить SMS для дальнейшей работы?
- Отправить SMS сообщение
- Выполнить форматирование жесткого диска
- Перезагрузить компьютер
- Не отправлять SMS сообщение
- Согласно какому документу в России проводится правой ликбез по вопросам защиты информации в ЭВМ?
- Трудовому кодексу РФ
- Доктрине информационной безопасности РФ
- Стратегии развития информационного общества РФ
- Конвенции о правах ребенка
- Зачем необходимо делать резервные копии?
- Чтобы информация могла быть доступна всем желающим
- Чтобы не потерять важную информацию
- Чтобы можно было выполнить операцию восстановления системы
- Чтобы была возможность распечатать документы
- Что необходимо сделать, если на сайте в Интернет, вдруг появилось сообщение о быстрой проверке ПК с просьбой перезагрузки компьютера?
- Перезагрузить компьютер
- Отформатировать жесткий диск
- Закрыть сайт и выполнить проверку ПК
- Выключить компьютер.
- Итог урока (2-3 мин.);
- Выставление оценок.
- Домашнее задание.
Ребята, домашнее задние у вас будет тоже связано с нашей темой. Разделимся на группы – вы сидите за компьютерами и по номеру компьютера мы и определим, какая группа будет готовить материал:
- Учащиеся за компьютерами №1-№4 – Вам необходимо найти информацию о праздниках, связанных с информацией и сетью Интернет, которые отмечаются в нашей стране.
- Учащиеся за компьютерами №5-№8 – Вам необходимо найти правила общения в сети, которые называются «Сетевым этикетом»
- Учащиеся за компьютерами №9-№12 – Вам необходимо найти информацию об антивирусных программах – их виды и краткую характеристику популярных антивирусов.
- Использованы материалы:
- Мельников В.П. Информационная безопасность и защита информации: учеб.пособие для студентов высших учебных заведений; 3-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 336 с.
- Безопасный компьютер и Интернет для детей: новая программа повышения квалификации преподавателей АПКиППРО //Microsoft в образовании. — [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. – cop. 2008 – Режим доступа: http://www.ms-education.ru.
- Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Компьютерный_вирус
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока Глобальная сеть Интернет
Содержание, основные понятия: структура Интернет, адресация в Интернете(IP-адреса и доменная система имён). Транспортировка данных Вид урока: обобщение и систематизация знаний. Тип урока: урок защи...
Методические разработки уроков по теме "Способы поиска информации в сети Интернет"
Представленный матерал содержит разработку урока по теме "Способы поиска информации в сети Интернет"и Практическую работу "Путешествуем по WWW"...
Методическая разработка урока «Компьютерные сети. История создания сети Интернет».
Раздел программы: «Применение современных информационных технологий».Тема урока: «Компьютерные сети. История создания сети Интернет».Тип урока: урок-лекция.Вид: комбинированный урок.Технология: личнос...
Методическая разработка викторины по информатике «Безопасный интернет»
Викторина «Безопасный интернет» позволяет проверить и сформировать представление о правилах поведения в сети Интернет. Кроме того, в рамках данной викторины ученики демонстрируют применени...
Открытый урок по информатике «Безопасность в глобальной сети Интернет». / 1-2 курсы СПО
Безопасность в глобальной сети Интернет...
Методическая разработка урока по учебной дисциплине “Информатика и ИКТ”.Адресация в сети Интернет
Адресация в сети Интернет...
Методическая разработка урока на тему «Безопасный и полезный интернет»
Урок на тему кибербезопасности и правилах пользования сетью "Интернет"....