Статья "О трёх барьерах на пути развития когнитивных способностей современных подростков"
статья
В статье освещаются проблемы обучения современных подростков, вызванные засилием массмедиа-культуры, вытаснением живого общения опосредованным гаджетами, влиянием вэйпинга на растущий организм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melnichuk_em_221_kirovskiy.docx | 41.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Заявка на участие в конкурсе научно-методических статей в рамках XIII Педагогических чтений работников образовательных учреждений Санкт-Петербурга «Учимся вместе: новые форматы для новых результатов»
ГБОУ СОШ № 221, Кировский район
Мельничук Екатерина Михайловна
Педагог дополнительного образования
Статья «О трёх барьерах на пути развития когнитивных способностей современных подростков»
Направление «Образование НА и ВНЕ урока: мотивация, деятельность, результат»
+7-981-878-28-69
katikatinka@mail.ru
Мельничук Е.М.,
ГБОУ СОШ № 221, Кировский район
О трёх барьерах на пути развития когнитивных способностей
современных подростков
Очевидно, сегодня каждый учитель сталкивается с теми барьерами на пути развития когнитивных способностей[1] школьников, о которых пойдёт речь в данной статье. Безусловно, определение сути проблемы не даёт гарантии того, что непременно найдутся пути её решения, но мы можем наметить направления поиска этих путей.
Во-первых, современного человека с младенчества окружает мультимедиа[2]. Он развивается в окружении бесконечно широкого спектра готовых образов, разработанных легионами специалистов. Мультфильмы, игры, сериалы, рекламные ролики поставляют сегодня яркие готовые образы, зачастую незваные и несвоевременные, в таком количестве, что это неизбежно влияет на восприятие и сознание растущего человека. Богатое воображение, склонность фантазировать, сочинять истории, придумывать игры, мастерить игрушки уже не являются естественными и привычными свойствами ребёнка школьного возраста. В скетчбуке современного школьника часто можно увидеть комиксы и рисунки, героями которых становятся персонажи известных им игр или сериалов. А если на уроке литературы предложить ученикам средней школы нарисовать рисунок к прочитанному рассказу, при проверке тетрадей учитель, скорее всего, встретит перерисовки иллюстраций учебника или рисунки, изображающие те же эпизоды, тех же героев, в тех же или сходных позах.
Таким образом, одной из самых существенных проблем, с которыми сталкиваются учителя, следует отнести резкое снижение способности генерировать собственные оригинальные образы и кризис креативного мышления[3] среди подростков.
В итоге чтение художественного текста, понимание прочитанного становится труднейшей задачей. Особенно много трудностей связано с пониманием текстов-описаний природы. Проблемы низкого уровня техники чтения и понимания прочитанного приобрели необычайный размах. Наиболее остро они проявляют себя на уроках литературы и итоговом собеседовании для девятиклассников. Итогом собеседования является допуск или недопуск до экзаменов Государственной итоговой аттестации. Когда на кону оказывается получение аттестата, логично предположить, что школьники, в полной мере понимая необходимость успешного прохождения собеседования, так или иначе, готовятся к этому испытанию. Учителя анализируют с ними тексты первой части демо-версий собеседования для чтения и пересказа. Но при этом количество девятиклассников, испытывающих серьёзные трудности при выполнении этих заданий, критически велико.
Безусловно, низкий уровень развития навыков смыслового чтения[4] самым негативным образом отражается на когнитивных способностях подростков.
Во-вторых, нельзя не учитывать и факторы, отрицательно влияющие на физическое здоровье подростков. Помимо перегрузки, вызванной превышением времени, которое проводят школьники у экранов[5], существует проблема курения детей и подростков, которая вырвалась на новый уровень с появлением электронных курительных устройств. Доза никотина в вэйпах, в отличие от табакосодержащей продукции, никоим образом не регулируется. Процесс приобретения вэйпов через интернет-магазины с оформлением доставки в пункты выдачи и безналичным расчётом в нашей стране пока не подлежит чёткому правовому контролю[6].
В России потребление солевого никотина, входящего в состав жидкостей для вэйпов, приобрело широкое распространение среди молодёжи лишь в последние пять лет. Очевидно, последствия влияния этого вещества на организм изучены не полностью, информация о них недостаточно широко распространена. Последнее обуславливает устойчивость мифа о безвредности вэйпов среди взрослых. Многие родители легкомысленно относятся к курению детей, не осознавая степень негативного влияния вэйпов не только на органы дыхания, но и на когнитивные способности подростков.
В-третьих, школьные учителя остро ощущают влияние кризиса общения на подростков. Кризис живого общения между взрослыми и детьми в семье обусловлен возрастающим темпом жизни современного общества, уровнем эксплуатации работников на производстве и в сфере обслуживания и повсеместным использованием гаджетов[7] в качестве посредников межличностного общения. Кризисные явления проявляются в оскудении словарного запаса в области словесного выражения чувств, впечатлений, характеристики человека и его отношений с другими людьми.
Наблюдая за поведением детей и родителей в транспорте, в кафе, в очереди перед кассой магазина или кабинетом врача нередко можно видеть, как каждый занят своим делом (перепиской, чтением, игрой, просмотром фильмов, прослушиванием музыки), живого общения не происходит.
В школьной повседневной жизни кризис живого межличностного общения по-своему проявляет себя и неизбежно оказывает влияние на развитие когнитивных способностей у подростков. Стандартизация, цифровизация и прочие процессы, вторгающиеся в школьную действительность сегодня, вытесняют или выхолащивают непосредственное педагогическое общение.
Однако дети остаются детьми, а подростки подростками. Спрос на учительский энтузиазм не снижается. Многие родители с готовностью будут сотрудничать с тем учителем, который готов живо откликнуться на их тревоги. Призыв к совместному поиску преодоления рассмотренных трудностей, с одной стороны, налагает большую ответственность, с другой же стороны, может придать участникам процесса обучения тот оптимизм и стойкость, которые так необходимы сегодня всем нам.
Данная работа написана после многих месяцев ежедневного педагогического общения с учащимися во внеурочное время, череды поездок в выходные с инициативной группой подростков и родителей и нескольких недель совместного посещения занятий по йоге. Поездки на общественном транспорте, совместная работа над проектами для всевозможных мероприятий и конкурсов и наблюдение за поведением и общением подростков во время игр, выполнения домашних и творческих работ дают определённый материал для осмысления, обобщения, а также вселяют некоторый педагогический оптимизм. Он основан на вере в то, что внимание учителя, его время, творческие идеи и готовность к общению непременно встретят отклик и, если не приведут к окончательному преодолению указанных трудностей, то хотя бы приблизят положительные перемены в сложившейся ситуации в сторону совместного поиска решений.
Список литературы
1. Ажар И.Н. Приемы обучения стратегии смыслового чтения и работы с текстом // https://urok.1sept.ru/articles/682130
2. Андронов В.П. Психологические особенности творческого мышления младших и старших подростков // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2021, № 3, т. 21, с. 312-322 // https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-tvorcheskogo-myshleniya-mladshih-i-starshih-podrostkov
3. Солевой никотин — что это? / Команда Нано Футур // https://нанофутур.рф/news/obuchayushchie/zhidkosti/solevoj-nikotin/
4. Пирогова Е. Когнитивные способности: как и зачем постоянно тренировать мозг // https://trends.rbc.ru/trends/education/630cda189a79478ce1691c42
5. Ушаков А.В. Вызов 21 века: гаджеты против живого общения. // https://samopoznanie.ru/articles/vyzov_21_veka_gadzhety_protiv_zhivogo_obscheniya/
6. Черкасская Н.А. Проблемы речевого развития современных школьников. // https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2017/01/19/problemy-rechevogo-razvitiya-sovremennyh
Приложение
25 достопримечательностей Кировского района,
которые стоит посетить вместе с учащимися
В районе станции метро «Нарвская»
- Нарвские триумфальные ворота с музеем воинской славы внутри.
- Памятник Л.А. Говорову на площади Стачек около Нарвских ворот.
- Парк «Екатерингоф» с памятником «Героям Краснодона».
- Доходный дом Гордзялковских на проспекте Стачек, 2 с брандмауэром 1965 года.
- Часть экспозиции музея «Нарвская застава» в доме 23 по улице Ивана Черных.
- Сад 9 января с ЦДЮТТ, в котором организуют ознакомительные встречи для школьников по предварительным заявкам.
- Памятник С.М. Кирову на Кировской площади.
В районе станции метро «Кировский завод»
- Усадьба Е. Р. Воронцовой-Дашковой "Кирьяново" по проспекту Стачек, 45 (вторая часть экспозиции музея «Нарвская застава»).
- Путиловский храм на проспекте Стачек, 48.
- Памятник Н.И. Путилову у проходной Кировского завода.
- Памятник Героическому комсомолу возле Комсомольской площади.
В районе станции метро «Автово»
- Верхний и нижний павильоны здания станции метро «Автово»[8].
- Памятник А.И. Маринеско в сквере неподалёку от дома 6 по улице Маринеско, в котором жил герой-подводник.
- Лаборатории, оранжерея, сад и зоокорпус Центра Экологического образования на Кронштадтской улице, 7, корпус 2 (по предварительным заявкам).
- Музей ДОТ во дворе дома 79 по проспекту Стачек.
- Музей «Анна Ахматова. Серебряный век» на Автовской улице, дом 14. (Стоит взять с собой какие-нибудь цветы сиреневого цвета, этим вы окажете внимание к сотрудникам музея, которые встречают посетителей с радушием и энтузиазмом).
- Сквер Петра Семененко.
- Цирк в Автово.
- Братское захоронение на Красненьком кладбище, ДОТ и Казанская церковь у входа.
- Ленинградский сквер с памятниками «Танк-победитель» и блокадному трамваю, стелой и ДОТом.
- Музей Оранэлы на проспекте Стачек, 91.
- Три церкви на проспекте Стачек: святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святого праведного Иоанна Кронштадтского, Святителя Петра Митрополита Московского.
В районе станции метро «Проспект Ветеранов»
- Памятник Виктору Цою.
- Музей истории мотоциклов «Мотораритет» на углу проспекта Ветеранов и улыцы Лёни Голикова, 53/56 (вторник, среда, четверг с 17:00 до 20:00 по предварительной договорённости).
- Парк Александрино.
[1] . Когнитивные способности — это навыки мозга усваивать и обрабатывать информацию об окружающем нас мире. https://trends.rbc.ru/trends/education/630cda189a79478ce1691c42
[2]. Мультимедиа (англ. multimedia) — данные, или содержание, которые представляются одновременно в разных формах: звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мультимедиа#:~:text=Мультимедиа%20(англ.%20multimedia)%20—%20данные%2C,набора%20аппаратных%20и%20программных%20средств
[3]. Креативное мышление — это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму. https://style.rbc.ru/health/5c34bf629a7947c6fce1afdd#:~:text=Креативное%20мышление%20—%20это%20способность,пути%20выхода%20из%20сложных%20ситуаций
[4]. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. https://urok.1sept.ru/articles/682130
[5]. Роспотребнадзор в 2021 году сообщает, что по данным гигиенических исследований от 30 до 50 % школьников приобретают близорукость ко времени окончания школы и в дальнейшем вынуждены носить очки в течение всей жизни. Общее время использования электронных средств обучения не должно превышать одного часа в школе и двух дома. https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=17008#:~:text=При%20использовании%20ЭСО%20с%20демонстрацией,х%20классов%20–%2015%20минут При этом нормативами не определено общее экранное время для подростков.
[6]. Правовой контроль представляет собой деятельность, направленную на обеспечение законности в принимаемых и принятых правовых актах и соблюдение требований законодательства в правоприменительной практике. https://student-servis.ru/spravochnik/zadachi-i-vidy-pravovogo-kontrolya/
[7]. Га́джет (англ. gadget — приспособление, устройство) — небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни. Вес типичных гаджетов не превышает 300 граммов, а размеры позволяют им умещаться в карманах одежды. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гаджет
[8]. В 2014 году американское издательство Guardian включило «Автово» в список двенадцати красивейших станций метрополитенов мира. http://unesco.ru/news/44-avtovo/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Барьеры на пути к профессиональной карьере.
ТЕМА: Барьеры на пути к профессиональной карьере. ЦЕЛЬ: помочь учащимся преодолеть препятстви...
"Развитие когнитивных свойств личности у учащихся с задержкой психического развития на уроках географии"
Современные технологии воспитания культуры здоровья участников образовательного процесса...
Показатели, условия и пути развития творческой активности подростков в процессе организации социально-культурных событий в среде школы
Показатели, условия и пути развития творческой активности подростков в процессе организации социально-культурных событий в среде школы...
Доклад «Творчество – путь к успеху в развитии личности «трудного» подростка».
Творчество воспитывает. Оно не только оставляет в сердце ребенка яркий эмоциональный след, но и обогащает его художественным и нравственным содержанием....
Классный час «Крепкая семья – барьер на пути алкоголя, курения, наркомании»
Пропаганда здорового образа жизни...
Республиканская НПК "Духовно-нравственное воспитание школьников в свете ФГОС". Выступление на тему: "Творческий кино-эксперимент школьников как способ развития читательской компетенции и эффективный путь развития нового мышления у подростков".
Республиканская научно-практическая конференция "Духовно нравственное воспитание школьников в свете ФГОС"...
О трёх существенных причинах трудностей в обучении современных подростков
Очевидно, сегодня каждый учитель-филолог сталкивается с теми трудностями в обучении школьников, о которых пойдёт речь в данной статье. Безусловно, определение сути проблем в обучении не даёт гарантии ...