Формирование УУД на уроках русского языка и литературы.
статья
Предварительный просмотр:
«Формирование УУД на уроках русского языка и литературы»
Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как « научить учиться».
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.
В широком значении «универсальные учебные действия» - это саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (психологическом значении) «универсальные учебные действия» - это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Разработчиками ФГОС выделены основные «УУД»: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Рассмотрим, какие «УУД» формируются у учащихся на различных этапах урока.
Для примера возьмём урок русского языка в 5 классе по теме: «Правописание корней с чередованием гласных е - и».
Урок проходил в нетрадиционной форме (тип урока - открытие нового знания).
Подробнее остановимся на некоторых этапах урока.
- Одним из основных этапов урока является этап актуализации знаний и пробное учебное действие.
Цель данного этапа: проверить готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действия.
Учитель раздает карточки с текстом для каждой группы, в котором встречается орфограмма «Чередование е – и в корне слова». В словах с данной орфограммой пропущена буква. Её необходимо вставить.
Вопросы: написание этих слов вызвало у вас затруднение? Почему?
Учащиеся осуществляют взаимопроверку (по группам). Формируют цели урока.
В результате осуществляются следующие «УУД»:
- познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие;
- регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения;
- коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. Целеполагание.
2) Следующий этап: выявление места и причины затруднения, построение проекта выхода из затруднения (объяснение материала).
Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения; постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.
Задание. На доске даны две колонки слов с чередованием е – и в корне. Буквы е и и выделены другим цветом.
Учитель предлагает выявить условия написания е – и в корне слова. Для этого учащиеся наблюдают, анализируют слова и строят алгоритм рассуждения:
А) Выделим в слове корень.
Б) Поставим ударение.
В) Посмотрим, какая гласная стоит за корнем.
Г) Если за корнем стоит гласная (суффикс) А, то в корне будем писать И.
Д) Если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать Е.
Речевое проговаривание. Обозначение орфограммы.
В результате осуществляются следующие навыки «УУД»:
- познавательные: преобразование информации из одной формы в другую;
- регулятивные: коррекция, контроль;
- коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.
3) Следующий этап: первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Цель: применение нового знания в типовых заданиях.
Ребятам предлагается выполнить тестовые задания. Кто быстрее (чья группа).
В результате формируются следующие «УУД»:
- познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков;
- коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменном виде (форме).
- регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
В это время один учащийся от каждой группы выполняют индивидуальное задание (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону).
В результате формируются следующие навыки «УУД»:
- познавательные: умение находить нужную информацию;
- регулятивные: умение решать проблемы
- личностные: способность самооценки своих действий.
4) Последний этап: рефлексия.
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
Задание: каждой группе предлагалось написать отзыв: «Понравился урок или нет и почему»
В результате формируются следующие «УУД»:
- познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД;
- коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.
Таким образом, на примере данного урока мы проследили, как формируются «УУД» у учащихся на различных этапах урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в классах III и IV вида.
Цель педагога - способствовать формированию у учащихся УУД. Как это сделать? Давайте думать вместе....
Семинар "Формирование компетенций на уроках русского языка и литературы"
Презентация к семинару...
Формирование ОУН на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы.
Представлен отчёт учителя о своей работе по формированию общеучебных умений и навыков у учащихся....
Формирование УУД на уроках русского языка и литературы
Статья посвящена формированию УУД на уроках русского языка и литературы...
Формирование УУД на уроках русского языка и литературы с использованием ИКТ
Формирование УУД средствами информационных технологий является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информ...
Работа по формированию УУД на уроках русского языка и литературы в 5 классе
Урок, его планирование и проведение – это то, с чем учитель имеет дело ежедневно, это то, что ему понятно. Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения ...
Формирование УУД на уроках русского языка и литературы с применением элементов технологии РКМ
Педагогический опыт формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы при помощи приемов технологии развития критического мышления....