Рабочая программа : " Творческая семья"
материал
Данная программа расчитана на преодоление трудночтей и адаптации учащихся 5-х классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_semya_programma_po_dop._obrazovaniyu.docx | 41.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО Зам. директора по НМР Директор НР МОБУ «ПСОШ №2»
протокол № 1 _____________ Бородко Н.В. ______________ Морозова Е.Н.
от _05.09____2020г. «_12__» ____09_____ 2010г.. «______» ____________ 2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
студии « Творческая семья»
на 2020-2021 учебный год
учителя технологии высшей категории
НР МОБУ «ПСОШ №2»
Конадчиковой Ирины Андреевны
Рабочая программа составлена на основе программ студии декоративно –прикладного творчества автор Л.В. Горнова, Т.Л. Бычкова Волгоград : учитель , 2018 год
пгт. Пойковский
Пояснительная записка
Организация учебной деятельности строится в соответствии с Положением о группе дифференцированного обучения «Творческая семья». Рабочая программа творческой деятельности «Творческая семья» разработана для занятий с учащимися и родителями половине.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно - деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важное направление в содержании программы «Творческая семья» уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника совместно с родителями. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Принцип формирования групп. Набор в объединение «Творческая семья» производится на добровольных началах из учеников школы и их родителей, желающих более активно участвовать как в творческом, так и в педагогическом процессах.
Продолжительность занятий. Педагоги студии проводят занятия для группы «Творческая семья» 1 раз в неделю продолжительностью 2 учебных часа (всего 70 ч).
Цель программы: средствами прикладного творчества приобщить детей и их родителей к совместному коллективному творческому труду, способствовать укреплению семей, развитию художественного вкуса.
Задачи:
Общеобразовательные:
• каждому участнику общеобразовательного процесса создать условия для самореализации личности;
• стимулировать творческую активность детей и их родителей; выявить и развить их природные задатки;
• способствовать педагогическому просвещению родителей и жизненному самоопределению учащихся;
• содействовать укреплению семей.
Учебные (предметно-практические):
• обучить детей и их родителей знаниям, умениям и навыкам прикладного творчества (по предмету специализации).
Воспитательные:
• приобщить учащихся и их родителей к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной культуры, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
групп и их родителей, желающих более активно участвовать как в творческом, гак и в педагогическом процессах.
Психологическое обеспечение программы.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- формирование умений учащихся по данному виду обучения;
- применение индивидуальных и групповых форм обучения.
Методы обучения
- Лекции
- Беседы
- Практические занятия
- Демонстрация образцов узлов и изделий.
Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность студийцев на практических занятиях:
1. Объяснение. Этап теоретического осмысления работы.
2. Показ. Этап инструктажа.
3. Проба. Этап, на котором семья выполняют работу, а остальные наблюдают и под руководством педагога делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка.
4. Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Педагог на этом этапе особенное внимание уделяет тем семьям , которые плохо справляются с заданием.
5. Контроль. На этом этапе работы студийцы принимаются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания.
Практический метод лучше других способствует приучению детей к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность и т.д. У детей формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов).
Большое место на занятиях отводится инструктажу, который включает как словесные, так и практические методы обучения. Он используется при объяснении и показе технологии выполнения швов, последовательности выполнения каждой операции. Такой инструктаж проводится фронтально для всей группы. Инструктаж может быть вводным, текущим и заключительным. Дополнительный инструктаж проводится с кружковцами, не усвоившими задание. Заключительный инструктаж проводится в конце каждого занятия, при этом демонстрируются лучшие образцы, отмечаются характерные недостатки и указываются типичные ошибки. Во всех случаях необходимо обращать внимание на форму изделия, цветовые сочетания, на применение изделия в быту.
Программа предусматривает:
- гибкость учебного плана; учет интересов, возможностей и потребностей семей;
- опережающее обучение; повышенная степень сложности;
- нацеленность на конечный результат (выставочные проекты);
- высокий художественный уровень запланированных работ;
- индивидуальные проекты;
- коллективный характер груда;
- равноправное сотворчество педагога, детей и родителей, начиная с замысла и заканчивая оформлением итоговой выставки;
- стимулирование творческой инициативы и экспериментирования;
Формы и виды контроля.
В процессе реализации программы используются следующие формы и методы контроля:
№ | Виды контроля | Цель организации контроля | Формы организации контроля |
1. | Предварительное выявление уровня знаний и умений. | Выявление знаний, умений и навыков учащихся по курсу, который они будут изучать | Индивидуальный устный контроль |
2. | Текущий контроль | Осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. | Устный фронтальный контроль |
3. | Тематический контроль | Осуществляется периодически по мере прохождения нового раздела и имеет целью систематизации знаний учащихся | Комбинированный контроль |
4. | Итоговый контроль | Проводится по окончании каждого года обучения с целью выявления уровня знаний учащихся | Индивидуальный контроль |
Учебно - тематическое планирование
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Бисероплетение | 22 |
2 | Художественная вышивка | 26 |
3 | Мягкая игрушка | 22 |
Итого | 70 |
Содержание тем программы.
Бисероплетение 22 часов.
С древних времён для изготовления украшений и поделок использовали стеклянный бисер разнообразных цветов и оттенков. Кто станет отрицать, что в нашей повседневной жизни огромную роль играют традиционные женские украшения – ювелирные украшения и бижутерия? Не последнее место среди предметов, способных превратить наше существование в маленький праздник, занимают украшения, изготовленные из редкостных по своим эстетическим возможностям бижутерийных материалов – бисера и стекляруса.
Освоив навыки и технологические приёмы бисерного плетения, низания, вышивки учащиеся смогут создать собственными руками даже самые изощрённые изделия. Искусство составления гармоничного узора, орнамента, развивает художественный вкус, фантазию, творческие способности. Процесс изготовления формирует такие важные для человека черты, как трудолюбие, терпение, настойчивость, способность доводить начатое дело до конца.
Модуль рекомендуется для учащихся 6-х – 8-х классов.
Учащиеся должны знать:
- начальные сведения о свойствах бисера;
- иметь представление о пропорции;
- начальные сведения о цветовых сочетаниях;
- основные определения и понятия бисероплетения;
- иметь представление о народных традициях разных стран.
Учащиеся должны уметь:
- приобрести навыки работы с бисером;
- пользоваться схематическим описанием рисунка;
- изготавливать сувенирные изделия;
- работать по шаблону;
- выполнять несложную вышивку бисером;
- соблюдать технику безопасности и санитарно – гигиенические правила;
- в процессе работы ориентироваться на качество изделий.
Художественная вышивка 22 часа
Вышивка – один из самых древних и распространённых видов декоративно- прикладного искусства. Цель занятий: трудовое и эстетическое воспитание учащихся, привитие им интереса и любви к декоративно – прикладному искусству, содействие в профессиональной ориентации.
На занятиях учащиеся приобретают умения и навыки вышивания, знакомятся с народной вышивкой, богатством этого вида искусства, разнообразием народных орнаментов, с художественными традициями народов нашей страны и в частности своего края, а также с основами общей и специальной композиции. Они осваивают особенности структуры узора, формы и цвета изобразительных мотивов в орнаменте вышивки, значение ритма и симметрии, виды узоров, способы составления несложного орнамента в полосе, квадрате, круге.
Выполнение изделия – творческий процесс. Учеников необходимо научить сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки. Программой предусмотрено создание изделий для украшения интерьера, одежды. Важно, чтобы ученики изготовляли полезные вещи, которые найдут применение в быту, могут быть предложены рынку.
Учащиеся должны знать:
- начальные сведения о свойствах тканей и волокон;
- иметь представление о пропорции;
- начальные сведения о цветовых сочетаниях;
- различать понятия: «раппорт узора», «орнамент»;
- иметь представление о народных традициях разных стран.
Учащиеся должны уметь:
- приобрести навыки различных видов вышивки;
- пользоваться схематическим описанием рисунка;
- изготавливать сувенирные изделия;
- работать по шаблону;
- вышивать простейшими стежками;
- соблюдать санитарно – гигиенические требования и правила техники безопасности;
- в процессе работы ориентироваться на качество изделий.
Мягкая игрушка 26 часов
Игрушки любили всегда. Их делали из того, что было под рукой,- из кожи и дерева, ткани и глины, мягкого камня и бивня мамонта.
Часто народные умельцы использовали солому, лён, пряжу. Иногда кукол вязали крючком и спицами. Игрушки из дерева, глины, кости, камня стали теперь сувенирами – с ними теперь не играют дети. А ведь игрушка должна оправдывать свою основную цель: учить доброте, любви и дружбе. Детям всегда хотелось иметь маленького верного друга, который бы ждал их после школы, разделял бы с ними все радости и печали, играл и понимал…
Процесс изготовления формирует такие важные для человека черты, как трудолюбие, терпение, настойчивость, способность доводить начатое дело до конца. Изготовление игрушки способствует развитию художественного вкуса, фантазии, творческих способностей.
Учащиеся должны знать:
- Детали кроя мягкой игрушки.
- Способы выполнения работ по изготовлению швейных изделий на универсальных швейных машинах.
- Терминологию швейных работ.
- Швейные материалы и их свойства.
5. Способы ухода за мягкими игрушками из различных материалов.
Учащиеся должны уметь:
- Выполнять все виды работ по изготовлению швейных изделий на универсальных машинах.
- Изготавливать изделия с применением оборудования, инструментов, приспособлений.
- Пользоваться лекалами, выполнять элементы моделирования.
- Определять качество кроя и готового изделия.
- Осуществлять самоконтроль при изготовлении изделия.
- Проверять состояние оборудования, выполнять текущий уход и устранять мелкие неполадки.
- Соблюдать требования техники безопасности и противопожарной безопасности.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема занятия | Количество часов | Дата | |
фактическая | Предполагаемая | |||
1 | Вводное занятие. История бисероплетения. Образцы изделий из бисера. Техника безопасности. | 2 | ||
2 | Бисер и другие декоративные материалы. Инструменты и оборудование. | 2 | ||
3 | Основные приёмы низания и плетения изделий из бисера. | 2 | ||
4 | Бисерные цепочки в одну нить. | 2 | ||
5 | Ажурные и мозаичные цепочки. | 4 | ||
6 | Нарядные украшения на основе простейших приёмов. | 4 | ||
7 | Контурная вышивка бисером и другими бижутерийными материалами. | 4 | ||
8 | Вводное занятие. Необходимый материал. Знакомство с изделиями мастериц. Понятие об орнаменте, цвете и композиции. Техника безопасности. | 2 | ||
9 | Характер изобразительных мотивов и особенность технического исполнения русской народной вышивки края. | 2 | ||
10 | Простейшие швы: стебельчатый, «крестом» по канве, двойной крестик по канве, простая гладь. | 2 | ||
11 | Подготовка ткани к вышивке. Перевод рисунка на ткань. Выполнение узора вышивки простым стебельчатым швом. | 2 | ||
12 | Особенности вышивки гладью. Оформление деталей одежды. | 4 | ||
13 | Вышивка крестом. Оформление одежды. | 4 | ||
14 | Оформление столового комплекта вышивкой. | 6 | ||
15 | Итоговое занятие. Выставка работ учащихся. | 2 | ||
16 | Вводное занятие. История народной игрушки. Современная мягкая игрушка. Техника безопасности. | 1 | ||
17 | Игрушка – подушка. Выбор материалов, раскрой, изготовление и оформление игрушки. | 3 | ||
18 | Изготовление плоской игрушки. | 8 | ||
19 | Изготовление тряпичной куклы. | 8 | ||
20 | Итоговое занятие. Выставка работ учащихся. | 2 | ||
Итого : | 70 |
По окончании программы обучения дети и родители
должны знать:
- исторические сведения об изученных видах декоративно-прикладного творчества;
- терминологию, основные характеристики материалов и их применение;
- правила пользования инструментами и приспособлениями
- основные технические приемы и технологию изученных видов творчества;
- последовательность выполнения изученных художественных работ;
- правила безопасности труда и личной гигиены;
- способы ухода за работами и их хранения в домашних условиях;
должны уметь:
- пользоваться инструментами и приспособлениями;
- соблюдать технику безопасности;
- владеть изученными техническими приемами и навыками
- правильно подбирать материалы для выполнении практических проектов по цвету, качеству и фактуре;
- оформлять работу в паспарту и рамку, отделочные работы;
- выполнять изученные сувениры по описанию и самостоятельно.
Список литературы
Литература для учителя.
1. Комплексная вариация программ студии декоративно-прикладного творчества для детей. Автор составитель -Л.В.Горнова, Т.Л. Бычкова- Волгоград :учитель, 2008 – 250с.
2 . Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / Под ред. С.В. Астраханцевой. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – 347.
3. Бойко Е.А. Вышика.100 лучших идей. – М.: АСТ: Астрель, 2010.-128с Вышивка . Красивый декор своими руками.- Минск: харвест,2010.-256с
4. Вешкина О.Б. Мягкая игрушка. Стильные идеи шаг за шагом. – М.: АСТ: Астрель, 2010.-64.
5. Гончар В В Модульное оригами – М.: Айрис-пресс, 2011
6. Иванова Л В автор-составитель Цветы для любимой мамы серия Подарок своими руками –М.; АСТ: Ц 27 Полиграфиздат, 2010
7. Коротеев И А Творчество для малышей – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.» 2009г.
8. Интернет ресурсы: http://dekupaj.ru/; www.sdecoupage.ru
Литература для обучающихся.
1. Все о вышивке: техника и изделия / Под ред. М. Лупато. – М.: Ниола-Пресс, 2007. – 128 с.
2. Воронова О. В. Бисероплетение : Новые идеи, оригинальные техники.- М.: Эксмо, 2010.
3. Орлова Е.А. Бисероплетение – М.: РИПОЛ классик,2011.-32с.
4. Ладонина Л. Мягкая игрушка. Первые шаги. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2012. – 112с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа творческого объединения учащихся "В царстве смекалки"
Рабочая программа творческого объединения по математике "В царстве смекалки" разработана для учащихся 7-8 классов....
рабочая программа творческой лаборатории "Рождение сказки" 5 класс
Творческая лаборатория«Хотите узнать, как рождаются сказки?»Пояснительная записка Помимо классной работы по культуре речи должна вестись и внеклассная работа, которая расширяет и углу...
Рабочая программа творческой лаборатории "Рождение сказки"
Творческая лаборатория«Хотите узнать, как рождаются сказки?»Пояснительная записка Помимо классной работы по культуре речи должна вестись и внеклассная работа, которая расширяет и углу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА творческой студии «ВОЛШЕБНАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальной. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапа...
Рабочая программа творческого объединения "Эрудит"
Программа для внеклассной работы с учащимися. Цель программы: развитие эрудиции, логики, познавательных навыков....
Рабочая программа творческого объединения "Радуга идей"
Данная программа кружка «Радуга идей» рассчитана на обучение детей в возрасте 7-10 лет. Поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки...
Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»
Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...