Применение модели наставничества по форме «ученик-ученик» на занятиях в студии флористики «Солнечный мир»
статья
В студии флористики «Солнечный мир» наставничество практикуется давно и заключается во взаимодействии учащихся, при котором один из них находится на более высокой ступени освоения материала и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого. Такая модель наставничества «ученик-ученик» лишена строгой субординации, ребята общаются в свободной форме.
Такая форма взаимодействия между учащихся используется при подготовке любого мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА ПО ФОРМЕ
«УЧЕНИК-УЧЕНИК» НА ЗАНЯТИЯХ В СТУДИИ ФЛОРИСТИКИ «СОЛНЕЧНЫЙ МИР»
Кондратьева Е.В. (Кемерово)
Ключевые слова: наставничество, форма наставничества, наставляемый, наставник, творческие достижения.
В студии флористики «Солнечный мир» наставничество практикуется давно и заключается во взаимодействии учащихся, при котором один из них находится на более высокой ступени освоения материала и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого. Такая модель наставничества «ученик-ученик» лишена строгой субординации, ребята общаются в свободной форме.
Такая форма взаимодействия между учащихся используется при подготовке любого мероприятия.
Портрет наставляемого:
-пассивный ученик;
- имеет текущие затруднения в обучении;
- желает найти ответы на свои вопросы;
- ищет доступ к качественному опыту и внимательной поддержке;
-желает научиться правильно ставить и достигать цели, реализовывать задуманное;
-не имеет творческих достижений.
Портрет наставника:
-уверенный в себе;
-обучается в творческом объединении не менее 2-х лет;
-коммуникабельный;
-ответственный;
-лидер;
-компетентный;
-прилежен и трудолюбив;
-победитель конкурсов и олимпиад;
-обладает высоким уровнем творческих достижений.
Наставник обретает уверенность в своих способностях, в ходе совместной деятельности оттачивает свои знания. У наставника вырабатывается ответственность за подопечного.
Организация работы наставника
На каждого ребенка-наставника приходится от 1 до 5 учащихся, которым требуется чей-то личный положительный пример. Это может быть работа над сплоченностью коллектива, личностная положительная мотивация товарищей к труду и обучению, помощь педагогу в организации массовых и воспитательных мероприятий, подготовка учащихся к конкурсам, мастер-классам и выставкам. Педагог распределяет учащегося - наставника в пару, или тройку к младшим учащимся с еще не сформировавшимися компетенциями. Такая форма наставничества в группах учащихся позволяет младшим быстрее адаптироваться и чувствовать себя увереннее при создании своих маленьких шедевров.
Кредо для учащегося наставника
- активно участвовать самому в жизни детского творческого объединения, вовлекать товарищей в полезную общественную работу, в массовые, воспитательные и социально-значимые мероприятия;
- развивать творческое и аналитическое мышление, быть готовым решать творческие задачи, поставленные педагогом;
- показывать положительный пример в коллективном труде, хорошо усвоить правило: если я сегодня знаю и умею мало, то добьюсь того, чтобы завтра знать и уметь больше, постоянно стремиться приобретать новые знания, умения и навыки;
- беречь имущество учреждения, бережно относиться к природе и экологии родного города;
- воспитывать в себе лучшие личностные качества: честность, добросовестность, трудолюбие, вежливость, доброту, готовность всегда прийти на помощь своим товарищам, быть правдивым и скромным, не зазнаваться, уважать старших, помогать родителям;
- твердо усвоить правила: «Не мое достижение, а наше – коллективное», «Вижу, понимаю, действую», «Один за всех и все за одного».
Виды наставничества в творческом объединении
Наставничество бывает как индивидуальное, так и коллективное.
Вариации ролевых моделей формы «ученик-ученик»
«успевающий - неуспевающий»
«равный – равному»
«лидер - пассивный»
Рекомендации по реализации формы «ученик-ученик»
Наставничество осуществляется по циклам, продолжительность одного цикла составляет один учебный год и имеет несколько этапов:
1.Отбор наставников и наставляемых (анкетирование с последующим совмещением пар);
2.Формирование базы данных наставников и наставляемых;
3.Встреча наставников и наставляемых и формирование наставнических пар;
4.Групповые встречи, рефлексия, подведение итогов;
5. Поощрение наставников.
Задачи, поставленные наставнику
Для того чтобы поставить задачу наставнику, надо выявить сначала проблемы у тех, кто будет сопровождаться наставником. В этом смысле, это может быть низкая мотивация к обучению, отсутствие творческих достижений.
Этапы взаимодействия наставника с наставляемым
- Я расскажу, а ты послушай
- Я покажу, а ты попробуй
- Сделай сам и расскажи
- Сделаем вместе
Мастер-классы как инструмент наставничества
Преимущества мастер-классов были оценены многими опробовавшими их детьми и родителями. Сочетание пользы с увлекательностью, творчества с командной работой дарят детям именно те яркие незабываемые эмоции, которые каждый мечтает получить от праздника. Ведь всем известно, что любую информацию школьники лучше всего воспринимают в игровой форме – именно поэтому интересные мастер-классы для детей стали идеальной почвой для усвоения новых навыков. Особенно если мастер-классы организованы детьми для детей с целью поделиться творческими навыками.
Сегодня тема наставничества набирает все большие обороты, благодаря общим усилиям педагогического сообщества и внимательному отношению наставничество в учреждениях дополнительного образования становится действительно эффективным и полезным инструментом. Благодаря помощи наставников и развитии творческих идей многие наставляемые получат поддержку, осуществят свои мечты и реализуют уникальный потенциал. Результатом наставничества в детском коллективе может стать подготовка развитого, внимательного, успешного учащегося, умеющего добиваться высоких результатов.
Список литературы
1. Зевакова Н.С., Акимова Е.М. Сопровождение наставничества и шефства для обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам: Методические рекомендации. – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2019. 60 с.
2. Башарина, О. В. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества профессионального образования [Текст] / О. В. Башарина // Инновационное развитие профессионального образования. – 2018. – №3 (19).
3. Белошистая, А.В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования [Текст] / А.В. Белошистая //Начальная школа. – 2002. – №7. – С. 3-10.
4. Долгушева, А.Н., Кадневский, В.М., Сергиенко, Е.И. Наставничество как педагогический феномен: история и современность [Текст] / А.Н. Долгушева, В.М. Кадневский, Е.И. Сергиенко // Вестник Омского университета. – 2013. – №4. – С. 264-268.
5. Евдокименко, И.И. Использование наставничества в организации исследовательской деятельности обучающихся общеобразовательных учреждений / И.И. Евдокименко // Вестник НВГУ. 2013. №4. [Электронный ресурс]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/07/picture-983118-1512633615.jpg)
Мастер-класс по составлению Новогодней флористической композиции от студии флористики «Солнечный мир»
Данный материал представляет информацию о том, как своими руками составить простейшую новогоднюю композицию, которая создаст праздничное настроение и ощущение приближения сказочного Нового ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/07/picture-983118-1512633615.jpg)
Диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников на занятии по флористике в студии флористики "Солнечный мир"
Для того чтобы процесс развития творческих способностей младших школьников осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития творческих способностей учащихся, поскольку выбор видов творчест...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/07/picture-983118-1512633615.jpg)
Краткий теоретический курс занятий для учащихся студии флористики «Солнечный мир», занимающихся по программе "От природы к творчеству"
Данный материал содержит краткий курс занятий для учащихся студии флористики "Солнечный мир", занимающихся по программе "От природы к творчеству"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/17/picture-108595-1418845135.jpg)
Реализация программы «Наставничество» (форма «Ученик-ученик»)
..Внеклассная деятельность учащихся 11и класса (2019-2021 уч. г.г) в рамках программы «Наставничество» Мы, ученики 11и класса на протяжении 2 лет(2019-2021 уч. г.г) активн...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/21/picture-466742-1674320740.jpg)
Презентация "Эффективные инструменты в реализации программы наставничества в форме "ученик-ученик"
Информационно -правовое сопровождении формы наставничества "ученик-ученик", реализация Целевой модели в рамках работы "школьной службы медиации": этапы реализации программы, цикл р...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/21/picture-466742-1674320740.jpg)
Презентация проекта "Новогоднее настроение" в рамках реализации программы Наставничества в форме "ученик-ученик"
Подготовка к Новому году в нашей школе прошла в рамках проекта "Новогоднее настроение". Наставники под руководством куратора разработали проект, целью которого было выявление талантливых дет...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/11/picture-1217687-1581416309.jpg)
Воспитательная практика «Организация наставничества в форме «ученик-ученик» по программе « Основы топографии и ориентирования»
Главная идея данной воспитательной практики заключается в улучшении психологического климата в образовательной организации среди обучающихся, связанном с выстраиванием долгосрочных и психологически ко...