Применение модели наставничества по форме «ученик-ученик» на занятиях в студии флористики «Солнечный мир»
статья

Кондратьева Екатерина Васильевна

 В студии флористики «Солнечный мир» наставничество практикуется давно и заключается во взаимодействии учащихся, при котором один из них находится на более высокой ступени освоения материала и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого. Такая модель наставничества «ученик-ученик» лишена строгой субординации, ребята общаются в свободной форме.
Такая форма взаимодействия между учащихся используется при подготовке любого мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_e.v._kondrateva.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА ПО ФОРМЕ

«УЧЕНИК-УЧЕНИК» НА ЗАНЯТИЯХ В СТУДИИ ФЛОРИСТИКИ «СОЛНЕЧНЫЙ МИР»

Кондратьева Е.В. (Кемерово)

Ключевые слова: наставничество, форма наставничества, наставляемый, наставник, творческие достижения.

 

 В студии флористики «Солнечный мир» наставничество практикуется давно и заключается во взаимодействии учащихся, при котором один из них находится на более высокой ступени освоения материала и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого. Такая модель наставничества «ученик-ученик» лишена строгой субординации, ребята общаются в свободной форме.
Такая форма взаимодействия между учащихся используется при подготовке любого мероприятия.

Портрет наставляемого:  

-пассивный ученик;

- имеет  текущие затруднения   в обучении;

- желает найти ответы на свои вопросы;

- ищет доступ к качественному опыту и внимательной поддержке;

-желает научиться правильно ставить и достигать цели, реализовывать задуманное;

-не имеет творческих достижений.

Портрет наставника:

-уверенный в себе;

-обучается в творческом объединении не менее 2-х лет;

-коммуникабельный;

-ответственный;

 -лидер;

 -компетентный;

-прилежен и трудолюбив;

-победитель конкурсов и олимпиад;

-обладает высоким уровнем творческих достижений.

Наставник обретает уверенность в своих способностях, в ходе совместной деятельности оттачивает свои знания. У наставника вырабатывается ответственность за подопечного.

Организация работы наставника

На каждого ребенка-наставника приходится от 1 до 5 учащихся, которым требуется чей-то личный положительный пример. Это может быть работа над сплоченностью коллектива,  личностная положительная мотивация товарищей к труду и обучению, помощь педагогу в организации массовых и воспитательных мероприятий, подготовка учащихся к конкурсам, мастер-классам и выставкам. Педагог распределяет учащегося - наставника в пару, или тройку к младшим учащимся с еще не сформировавшимися компетенциями.  Такая форма наставничества в группах учащихся позволяет младшим быстрее адаптироваться и чувствовать себя увереннее при создании своих маленьких шедевров.

Кредо для учащегося наставника

-   активно участвовать самому в жизни детского творческого объединения, вовлекать товарищей в полезную общественную работу, в массовые, воспитательные и социально-значимые мероприятия;

-   развивать творческое и аналитическое мышление, быть готовым решать творческие  задачи, поставленные педагогом;

  • показывать положительный пример в  коллективном труде, хорошо усвоить правило: если я сегодня знаю и умею мало, то добьюсь того, чтобы завтра знать и уметь больше, постоянно стремиться приобретать новые знания, умения и навыки;
  • беречь имущество учреждения, бережно относиться к природе и экологии родного города;
  • воспитывать в себе лучшие личностные качества: честность, добросовестность, трудолюбие, вежливость, доброту, готовность всегда прийти на помощь своим товарищам, быть правдивым и скромным, не зазнаваться, уважать старших, помогать родителям;

- твердо усвоить правила: «Не мое достижение, а наше – коллективное», «Вижу, понимаю, действую», «Один за всех и все за одного».

Виды наставничества в творческом объединении

Наставничество бывает как  индивидуальное, так и коллективное.

Вариации ролевых моделей формы  «ученик-ученик»

«успевающий - неуспевающий»

«равный – равному»

«лидер - пассивный»

Рекомендации по реализации формы «ученик-ученик»

Наставничество осуществляется по циклам, продолжительность одного цикла составляет один учебный год и имеет несколько  этапов:

1.Отбор наставников и наставляемых (анкетирование с последующим совмещением пар);

2.Формирование базы данных наставников и наставляемых;

3.Встреча наставников и наставляемых и формирование наставнических пар;

4.Групповые встречи, рефлексия, подведение итогов;

5. Поощрение наставников.

 Задачи, поставленные наставнику

Для того чтобы поставить задачу наставнику, надо выявить сначала проблемы у тех, кто будет сопровождаться наставником. В этом смысле, это может быть низкая мотивация к обучению, отсутствие творческих достижений.

Этапы взаимодействия наставника с наставляемым

  • Я расскажу, а ты послушай
  • Я покажу, а ты попробуй
  • Сделай сам и расскажи
  • Сделаем вместе

Мастер-классы как инструмент наставничества

Преимущества мастер-классов были оценены многими опробовавшими их детьми и родителями. Сочетание пользы с увлекательностью, творчества с командной работой дарят детям именно те яркие незабываемые эмоции, которые каждый мечтает получить от праздника. Ведь всем известно, что любую информацию школьники лучше всего воспринимают в игровой форме – именно поэтому интересные мастер-классы для детей стали идеальной почвой для усвоения новых навыков. Особенно если мастер-классы организованы детьми для детей с целью поделиться творческими навыками.

Сегодня тема наставничества набирает все большие обороты, благодаря общим  усилиям педагогического сообщества и внимательному отношению наставничество в  учреждениях дополнительного образования становится действительно эффективным и полезным инструментом. Благодаря помощи наставников и развитии творческих идей многие наставляемые получат поддержку, осуществят свои мечты и реализуют уникальный потенциал. Результатом наставничества в детском коллективе может стать подготовка развитого, внимательного, успешного учащегося, умеющего добиваться высоких результатов.

Список литературы

1.  Зевакова Н.С., Акимова Е.М. Сопровождение наставничества и шефства для обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по  дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам: Методические рекомендации. – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2019. 60 с.

2.  Башарина, О. В. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества профессионального образования [Текст] / О. В. Башарина // Инновационное развитие профессионального образования. – 2018. – №3 (19).  

 3. Белошистая, А.В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования [Текст] / А.В. Белошистая //Начальная школа. – 2002. – №7. – С. 3-10.

4. Долгушева, А.Н., Кадневский, В.М., Сергиенко, Е.И. Наставничество как педагогический феномен: история и современность [Текст] / А.Н. Долгушева, В.М. Кадневский, Е.И. Сергиенко // Вестник Омского университета. – 2013. – №4. – С. 264-268.

5. Евдокименко, И.И. Использование наставничества в организации исследовательской деятельности обучающихся общеобразовательных учреждений / И.И. Евдокименко // Вестник НВГУ. 2013. №4. [Электронный ресурс]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по составлению Новогодней флористической композиции от студии флористики «Солнечный мир»

Данный материал представляет информацию о том, как своими руками составить простейшую новогоднюю композицию, которая создаст праздничное настроение и ощущение приближения сказочного Нового ...

Диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников на занятии по флористике в студии флористики "Солнечный мир"

Для того чтобы процесс развития творческих способностей младших школьников осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития творческих способностей учащихся, поскольку выбор видов творчест...

Краткий теоретический курс занятий для учащихся студии флористики «Солнечный мир», занимающихся по программе "От природы к творчеству"

Данный материал содержит краткий курс занятий для учащихся студии флористики "Солнечный мир", занимающихся по программе "От природы к творчеству"...

Реализация программы «Наставничество» (форма «Ученик-ученик»)

..Внеклассная деятельность  учащихся 11и класса (2019-2021 уч. г.г) в рамках программы «Наставничество» Мы, ученики 11и класса на протяжении 2 лет(2019-2021 уч. г.г)  активн...

Презентация "Эффективные инструменты в реализации программы наставничества в форме "ученик-ученик"

Информационно -правовое сопровождении формы наставничества "ученик-ученик", реализация Целевой модели в рамках работы "школьной службы медиации": этапы реализации программы, цикл р...

Презентация проекта "Новогоднее настроение" в рамках реализации программы Наставничества в форме "ученик-ученик"

Подготовка к Новому году в нашей школе прошла в рамках проекта "Новогоднее настроение". Наставники под руководством куратора разработали проект, целью которого было выявление талантливых дет...

Воспитательная практика «Организация наставничества в форме «ученик-ученик» по программе « Основы топографии и ориентирования»

Главная идея данной воспитательной практики заключается в улучшении психологического климата в образовательной организации среди обучающихся, связанном с выстраиванием долгосрочных и психологически ко...