Статья на тему: «Какие реформы могли бы сделать лучше школьное образование в России»
статья
В этой статье мне хотелось бы вкратце ознакомить вас с наиболее интересными фактами школьного образования ведущих стран мира, увидеть сходство и отличия с нашей системой образования, а выводы делать вам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 247.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Какие реформы могли бы сделать лучше школьное образование
в России»
Подготовила учитель МБОУ «СОШ с.Куртат»
Танделова Эльвира Константиновна
Образование является одной из самых важных составляющих нашего мира. В условиях реформирования российской системы образования необходимо осуществить интеграцию наиболее успешных подходов к обучению.[1]
В разных странах системы образования не идентичны. Хорошее образование является самым выгодным вложением в мире, оно возвращается к хозяевам очень медленно, но когда придет время, оно, собственно, не только окупится, но и принесет прибыль. Не все страны могут похвастаться качественным образованием, но у некоторых успехи в образовательной сфере не возможно не заметить. За последние годы Российская система среднего образования постоянно реформируется. Между тем, ни общественность, ни чиновники, ни эксперты не могут четко и ясно рассказать о том, какая школа нам нужна.
Россия относится к пятерке стран с лучшими выпускниками школ по версии организации экономического сотрудничества и развития (OECD). Когда-то наша система образования считалась одной из лучших в мире. Анализ различных систем образования и выявление их достоинств и недостатков дают возможность выделить предпосылки и тенденции формирования единого образовательного пространства.
Проработав в системе образования более двадцати пяти лет, невольно задумаешься над тем, как сделать так, чтобы детям было интереснее учиться, а учителям комфортнее работать.
В этой статье мне хотелось бы вкратце ознакомить вас с наиболее интересными фактами школьного образования ведущих стран мира, увидеть сходство и отличия с нашей системой образования, а выводы делать вам.
Лично для меня одним из недостатков в нашей системе образования является пятибалльная система оценивания учеников, которая не всегда реально способна отражать уровень знаний. Во Франции, например, принята двадцатибальная система оценивания учащихся. Каждый семестр родители по почте получают табель успеваемости своих детей. В нём перечислены все предметы и оценки по 20-балльной шкале с округлением до сотых, например, 18,32. Но на этом информация, которую может почерпнуть родитель из табеля, не заканчивается. В нём есть колонки, в которых указана оценка ученика по всем предметам в предыдущих семестрах, чтобы оценить динамику. Для каждого предмета указана средняя оценка по классу — можно быстро увидеть, каковы успехи ребёнка по сравнению с другими.
В Китае – 100 бальная система оценивания. Баллы ниже 60 считаются неудовлетворительными.
У нас считается позором остаться на второй год обучения из-за неуспеваемости. Между тем во Франции нормально относятся к второгодникам - просто ученик не справился с программой, и ему дается повторный шанс. Иногда, в менее очевидных случаях, педсовет оставляет это решение на усмотрение самого учащегося, и уже он и его родители решают, оставаться ли ему в том же классе или рискнуть и перейти в следующий. В то же время "перепрыгивание через класс" - совсем не редкость во французской начальной школе; если учителя видят, что ребенок свободно читает, хорошо пишет, что у него нет проблем с арифметикой, ему предлагают, чтобы он не скучал на занятиях, перейти в следующий класс. (По этим причинам ученики одного класса часто имеют до двух лет разницы в возрасте.) Но чем старше класс, тем менее поощряются такие прыжки.
Корни привычки без конца задаваться вопросами кроются в системе образования и воспитания французов – в старших классах средней школы обязательное изучение философии предусмотрено школьной учебной программой. Детей учат мыслить логически и вести дебаты.
А еще не плохая практика в принципах воспитания в школе. Так в педсовет школы обязательно входят по два представителя учеников от каждого класса, имеющие право голоса. Их роль, в частности, состоит в том, чтобы довести до сведения учителей трудности и проблемы учеников - например, в семье произошел развод, но об этом знают не все учителя, делегат класса может и даже должен сказать об этом на педсовете.
Если рассматривать американскую систему образования, то главным достоинством ее является высокая степень ее децентрализации, которая заключается в том, что каждый штат вправе самостоятельно определять структуру системы образования. Единые образовательные стандарты отсутствуют.[2]
.Если обратиться к американской системе образования, которая преследует сугубо индивидуальный подход к каждому ребенку, оставляя за ним возможность выбора дополнительных школьных предметов и внеклассных мероприятий (чем не можем похвастаться мы), я обратила внимание на своеобразную систему аттестации правда не учителей в школе, а преподавателей в институте. В конце каждого семестра студенты оценивают преподавателя и его курс, анонимно отвечая на составленный кафедрой или факультетом вопросник относительно курса и его содержания, методов преподавания, его эффективности и т. д. Студента просят оценить курс и деятельность преподавателя по пятибалльной системе. Эти результаты учитываются при аттестации преподавателя. Думаю, что такая информация могла бы быть полезна также учителям и администрации школы.
В английской системе образования учащиеся обязаны заниматься социальными работами, например на бензоколонках или в домах престарелых. Увильнуть от этого не удастся, будь ты хоть наследный принц. А еще британским детям от 11-18 лет нельзя использовать в разговоре сленг. Запрещается говорить «привет» и «пока», а вместо этих привычных для нас слов следует произносить «здравствуйте» и «до свидания». Также запрещено сокращать слова. В школах Великобритании допустимым является лишь литературный язык. Таким образом, власти стараются улучшить культуру речи подростков и способствовать расширению их словарного запаса. Мне кажется, такой опыт был бы очень полезен и нашим детям.
В школах Дании обычное наказание – оставлять детей после уроков. В более сложных случаях, учеников могут отправлять на «принудительные работы». Фирма получает ученика на побегушках, который хочет - не хочет, а выполняет какой-то минимальный объем работы (просто сидеть и плевать в окно ему никто не позволит), школа облегченно вздыхает, родители счастливы, что чадо пристроено и под присмотром. Не секрет, что в наших школах есть трудные подростки, которые состоят на учете в детской комнате полиции, поэтому этот опыт датских школ можно было бы взять на вооружение.
В Канаде родители могут для своих детей выбирать программу обучения в школе по своему желанию. Я думаю это хороший бонус, как для родителей, так и для детей. В школе есть специальный консультант, с которым любой ученик может обсудить свои планы и дальнейшие шаги. Он проводит различные презентации, объясняет ученикам, когда и что нужно делать, раздает буклеты с вузовскими требованиями. Еще в канадских школах применяется практика ежегодного перетасовывания – меняются учителя с каждым годом (кроме учителей младших классов) состав класса, да и внутри класса ребят периодически пересаживают за разные столы. Это позволяет детям не замыкаться на одном-двух друзьях, а лучше узнать одноклассников, и главное - воспитывает в них терпимость, сдержанность и психологическую гибкость. Кстати, практика перетасовывания характерна также и для немецких школ.
В Китайских школах, как когда-то в наших советских, принято каждое утро делать зарядку. Вся система школьного образования в Китае направлена на конкуренцию и достижение самого лучшего результата, поэтому нагрузки в китайских школах просто огромные. Обычно обучающие занятия не ограничиваются школьными уроками, а продолжаются дома с репетиторами. Даже в начальной школе малыши занимаются с репетиторами по нескольким предметам.
Что же касается дисциплины, то в китайских школах она жесткая: стоит пропустить без уважительной причины 12 уроков - и ты отчислен. Лично для моей школы пропуски учащихся без уважительных причин – актуальная тема, но отчисления я бы заменила на что-нибудь другое – например, на социальные работы. А еще не плохой опыт в этом вопросе у немецких коллег. Там, если ребенок без уважительной причины не является на занятия, его родителей могут оштрафовать.
Вообще немецкие учителя, особенно начальной школы, довольно строго оценивают знания учеников и не склонны баловать их отличными оценками. 'Отметки надо не в подарок получать, а зарабатывать!' - считают они. С ними солидарны и детские психологи: "Если детям слишком легко будут доставаться отличные оценки в начальной школе, то в средней школе, где единицу получить очень непросто (это как в нашей школе получить пятерку), им не миновать стрессов'.
В стране законодательством запрещено обучение на дому. Возможно, чиновники из сферы образования считают его малоэффективным. А вот немецкая программа для начальной школы полностью отвечает духу времени, потому что уже с малых лет дети способны самостоятельно находить, обрабатывать и усваивать нужный материал в безбрежном информационном океане. В результате, десятилетний школьник приобретает навыки, без которых современный человек просто не может ориентироваться в мире. Хотелось бы отметить еще один интересный момент. В отличие от наших педагогов, к которым доступ чуть ли не круглосуточный, к немецким учителям не подойдешь запросто после урока, чтобы основательно побеседовать о школьных проблемах своего дорогого чада. На запланированные встречи с учительницей отводится дважды в год по 15 минут. Как ни странно, если у ребенка нет каких-нибудь особых проблем, – вполне достаточно. Учительница тщательно готовится к встрече. Заглянув в блокнотик, в который она методично заносила какие-то хитрые крестики-нолики в течение всего полугодия, учительница дает точную и развернутую характеристику ребенка. Если же у ребенка возникли серьезные проблемы с учебой, педагог обязательно позвонит домой, предложит родителям встретиться, даст необходимые советы. Интересен и следующий факт, не характерный для нашего воспитательного процесса в школах. Учитель обычно не хвалит во всеуслышание лучших учеников, не отчитывает публично худших, не сравнивает успехи детей, даже не объявляет вслух оценки за очередную контрольную работу, одним словом, не делает ничего такого, что могло бы травмировать ребенка, унизить его достоинство. Даже шестилетний человек имеет право на то, чтобы его личные достижения или неудачи не становились всеобщим достоянием. Кроме того, открытое противопоставление хороших и плохих учеников неминуемо осложнит отношения между детьми, а о том, чтобы атмосфера в классе была доброжелательной и теплой, в немецких школах очень заботятся.
О высоком уровне образовательной системы Финляндии говорит стопроцентная грамотность ее населения. Вот основные особенности финской системы образования:
- все дети равны;
- коммерцию в школу не пускают;
- все школьные принадлежности – бесплатные;
- школьные обеды – бесплатные;
-транспортные расходы оплачивает муниципалитет
; -бумажная волокита сведена к минимуму;
-нет традиции, сортировать учеников на группы (классы, потоки, учебные заведения) по способностям и даже карьерным предпочтениям;
- выпускные экзамены из школы необязательны, контрольные и промежуточные экзамены – на усмотрение учителя.
Еще одна особенность финского образования – ответ у доски. Если ребенок не хочет идти к доске, то его не вызывают, при этом не ставя плохой оценки. Для детей младшего школьного возраста это – спасение от стресса, а вот на старших такой подход действует иначе: если не захотел выйти к доске, значит, ты слабохарактерный. Поэтому ученики старших классов стараются не пользоваться таким правом без особых причин.
Интересно проходят и экзамены школе. На экзамен можно приносить любые справочники, книги, пользоваться Интернетом. Важно не число заученных текстов, а умеешь ли ты пользоваться справочником или Сетью – то есть привлекать все нужные тебе ресурсы к решению текущих проблем. В каждой финской школе на специальной ставке есть такой педагог, который помогает ученикам определиться с будущим. Он выявляет наклонности ребенка, помогает подобрать дальнейшее учебное заведение по вкусу и возможностям, разбирает различные варианты будущего каждого ученика. Дети приходят к такому учителю, так же, как и к психологу, не в принудительном порядке, а сами - добровольно. Мне кажется, и в наших школах неплохо было бы внедрить такую единицу.
В школах Японии детей учат избегать прямого соперничества. Победа одного неминуемо может означать "потерю лица" другого. Коллективные спортивные игры, а также хоровое пение призвано помогать в воспитании чувства единства с коллективом. Акцент в воспитании делается на уважении к человеку и животным, симпатии и великодушии к другим людям, поиске истины, способности чувствовать прекрасное и возвышенное, обладать самоконтролем, сохранять природу, вносить вклад в развитие общества.
В Российских школах, по моему убеждению, недостаточное внимание уделяется здоровью детей. Например, в моей школе отсутствует даже единица медицинского работника. А в Японии в каждом учебном заведении работает целый коллектив медицинских работников: доктор, медицинская сестра, стоматолог, фармацевт, куратор здоровья. По-моему очень хороший пример для подражания.
В Голландской системе образование мне понравилось помимо прочего активное участие родителей учеников в работе школ. Более 90% родителей выполняли для школ какую-то одноразовую случайную работу. Около 53% помогали в преподавании в классах; 56% были членами родительских комитетов в разное время и 60% обеспечивали и обеспечивают помощь за пределами классной комнаты – в библиотеке, школьной газете, подготовке учебных материалов и т.д. Все это позволяет им быть в курсе всех проблем и успехов собственных детей и направлять их при необходимости в нужную сторону.
А в школах Вьетнама в течение учебного дня дети один час уделяют йоге. Считается, что именно так можно помочь ребенку сконцентрироваться и уменьшить тревожность, что наилучшим образом скажется на успеваемости. Российская система образования способна конкурировать с образовательными системами зарубежных стран. Но для осуществления всесторонней реформы необходима широкая поддержка со стороны общественности в образовательной политике. А еще восстановление ответственности активной роли государства в этой сфере, выделение необходимых для этого ресурсов и создание механизмов их эффективного использования.[3]
В заключении хочу еще раз сказать, что когда-то наша система образования считалась одной из лучших в мире. И не смотря на то, что сейчас она претерпевает на самые лучшие изменения, при желании нашего руководства, она вновь может занять лидирующее положение, если вспомнить все хорошее, что было в нем раньше и прислушаться ко всему позитивному, что есть в системе образования других стран.
Список использованной литературы.
- Дорофеева Е.В., Новоселов К.А. Сравнительный анализ современных образовательных систем России и зарубежных стран // Известия Балтийской Государстенной Академии.- 2018.-№2 (44).- с.111-115
- Светлов А. А. Проблемы и перспективы развития системы образования: российский и зарубежный опыт / А.А.Светлов. – Текст: непосредственный // Образование и воспитание.-2020.-№1 (27).-с.1-4
- Степанова И. А. Реформирование системы образования в России: предпосылки и перспективы / И. А. Степанова.- Текст: непосредственный // Молодой ученый.-2015.-№21 (101).- с.627-630.
[1] Дорофеева Е.В., Новоселов К.А. Сравнительный анализ современных образовательных систем России и зарубежных стран
[2] Светлов А.А. Проблемы и перспективы развития системы образования: российский и зарубежный опыт
[3] Степанова И. А. Реформирование системы образования в России: предпосылки и перспективы / И. А. Степанова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: «Трудности взаимодействия между детьми на занятиях дополнительного образования».
Статья содержит материал, в котором описываются психологические особенности обучающихся различного возраста и приёмы работы педагога в разновозрастном коллективе....
Доклад на тему: «Какие проблемы может решить инклюзия в дополнительном образовании?»
На протяжении многих лет в доме детского творчества п. Ханымей организуется работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Работа ведётся по дополнительным общеразвивающим программам, те...
Исследовательская работа на тему "Система школьного образования в России и Великобритании. Сравнительная характеристика"
В данной работе подробно изучена система образования в Великобритании, выявлены определенные особенности. С помощью сравнительного анализа составлена таблица разницы образования в Великобритании и в Р...
"Система школьного образования в России и Великобритании. Сравнительная характеристика"
quot;Система школьного образования в России и Великобритании. Сравнительная характеристика"...
Статья "Точка роста – позитивно «заряженный» триггер концептуального сдвига в школьном образовании"
В статье раскрыты основные принципы развития Центров цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста". Поставлены цели и задачи работы Центра "Точка роста" МОАУ СОШ с. Томское. Рас...
Презентация "Школьное образование в России и в Новой Зеландии"
Презентацию "Школьное образование в России и в Новой Зеландии" можно использовать в качестве дополнительного материала при изучении темы "Школьное образование" в 8 -11 классах....
Статья на тему: "Формирование социальной активности у детей младшего школьного возраста в проектной деятельности" с 168-174
Л.Е. Горячева ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет», г. Коломна, РФlyubov.gorya4ewaa@mail.ru ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗ...