статья "Воспитывая любовь к родному краю"
статья
О новых тенденциях в образовании и воспитании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vospitat_patriota.docx | 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,
к родному селу или городу,
к родной речи –
задача первостепенной важности,
и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитать эту любовь?»
Д.С.Лихачев.
В настоящее время очень важно у подрастающего поколения воспитывать любовь к своему Отечеству. Ребёнок должен знать природные, культурные, социальные и экономические особенности своего края. Гордость за свой народ, глубокое чувство любви к Родине, готовность защищать её в трудную минуту, преклонение перед подвигом героев - все эти качества воспитываются и прививаются в детстве. Не научив ребёнка ценить историческое прошлое Родины, нельзя воспитать в нём патриота.
В сентябре 2022 года у школьников появился новый формат внеурочной деятельности, который называется «Разговоры о важном». Проект запустило Министерство просвещения России. Во всех школах страны в начале недели ведут классный час, на котором обсуждают разные вопросы, связанные с патриотизмом, нравственным воспитанием, защитой экологии, важными историческими событиями. Идея проводить «Разговоры о важном» была озвучена еще 20 июня 2022 года на заседании общества «Знание». Генеральный директор общества Максим Древаль рассказал и о цели занятий — сформировать у школьников «любовь к Родине, гордость за свою страну, патриотизм».
Ни скажу, что до 2022 года в школах этим не занимались. Занимались. У каждого классного руководителя в плане воспитательной работы было одно из направлений посвящено гражданско-патриотическому воспитанию.
И в рамках классных часов, мероприятий реализовывали эти задачи.
Сейчас занятия разрабатывают специалисты и предлагают педагогам уже готовые разработки с большим методическим материалом в виде презентаций, фильмов, интерактивных игр. Замечательно! Еженедельно в школах проходят линейки, где отличившиеся ребята получают право поднять флаг нашей страны. Звучит гимн. Акценты расставлены - воспитать патриота. И как важно сегодня всем, кто осуществляет эту работу не «замылить» идею, не превратить линейки в «обыденное», надоевшее событие.
Но все же, я предлагаю не забывать о других формах работы. Активной и творческой формой приобщения человека к истории и культуре России является изучение им истории своей малой родины. Прежде всего, это краеведение. С.Ю Шмидт следующим образом говорит об этом: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле… Его воздействие велико и на разум наш, и на душу» - оно способствует воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма, духовности и гражданственности.
Традиционной формой массовой краеведческой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры, событиям, связанным с прошлым и настоящим своего края.. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны и края, стимулируют детскую активность, развивают инициативу.
В нашей школе проводятся такие праздники, как « День знаний», «Праздник Победы»,«8 Марта» и др.
Фольклор – это мудрость, которой народ поделился при помощи песен, сказок, поговорок и др. Фольклор собирали ученые, уходя в экспедиции по селам и деревням края. Дети тоже «ходят в экспедиции», собирают материал народов своего края, участвуют в праздниках. Фольклорные праздники вносят разнообразие, вызывают познавательный интерес учащихся, фольклор способствует воспитанию любви к родному краю. «Праздник Николая Чудотворца», «Рождественская елка»- эти праздники проходят в нашем селе благодаря активной деятельности настоятеля Воскресенского храма , протоирея Николая.
Следующая форма краеведческой работы – экскурсия. Она предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Такими являются экскурсии в природу, к историческим памятникам и памятным местам, экскурсии в краеведческие музеи. Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес Реализуя эту работу , организованы экскурсии в краеведческий музей г. Саранска, экскурсия на велосипедах по окрестностям нашего села, и на осенних каникулах ребята побывали в усадьбе А.С. Пушкина -. Болдино. Там нас очень тепло встретили, узнав, что мы из села Пушкино. ( Село. Пушкино получило свое названия по имени владельца Ф.Ф. Пушкина, дальнего родственника А.С. Пушкина)
Широкое распространение среди школьников получили: конкурсы, викторины по краеведению.
В нашем районе ежегодно проводятся краеведческие олимпиады - это еще одна форма деятельности в воспитании подрастающего поколения.
Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
Давайте сделаем так, чтобы не было равнодушных. И начнем с себя.
Богомолова Е.Е. учитель истории Пушкинский филиал МБОУ «Атьминская СОШ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С любовью к родному краю (литературное краеведение)
«Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе...
Презентация "С любовью к родному краю"
Целью данного проекта являлось изучение и исследование родного края и популяризация имеющихся краеведческих материалов, развитие навыков исследовательской работы и воспитание у школьников патрио...
Проект на тему С любовью к Отечеству (Край родной Владимирский?)
Проект С любовью к Отечеству включает визитку, рекламу, стартовую презентацию учителя, журнал фиксации результатов, лист самооценки, лист планирования работы в группе. Проект разработан для учащисхся ...
Социальный проект Патриотизм и любовь к родному краю. "Сирень победы"
•Наш город Павлово, находится на высоком берегу живописной реки Оки - месте, славных побед отцов и дедов. Наш город по патриотическому и культурному наследию является благодатной почвой для восп...
Сочинение на тему " С любовью к природе родного края".
Сочинение на тему " С любовью к природе родного края" выполнил учащийся 2-А класса " Школа- интернат №18" г. Рязани Данил Г....
Экологическое творчество. Авторское стихотворение «С любовью к родному краю»
Авторское стихотворение о родном крае. иЛюбовь к родному краю....