Инновационный проект технической направленности «Дошколята в стране ИКТ»
проект
Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_doshkolyata_v_strane_ikt.docx | 63.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Панаевский детский сад «Красная шапочка»
Инновационный проект технической направленности
«Дошколята в стране ИКТ»
для детей дошкольного возраста
Автор составитель:
Плотникова Наталья Леонидовна,
педагог дополнительного образования
Панаевск – 2019 г.
Тема проекта: «Дошколята в стране ИКТ»
Тип проекта: инновационный, практико – ориентированный, долгосрочный, общественно-полезный, рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации проекта: 2 года
Участники проекта: воспитанники в возрасте от 5 до 7 лет.
Обоснование актуальности проекта:
Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Специфика введения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников в нашей стране состоит в том, что компьютеры сначала используются в семье, далее в детском саду — в условиях коллективного воспитания. Использования компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам.
Существующие программы дают огромные возможности для развития мышления детей. Однако изучение опыта работы дошкольных учреждений констатирует, что использующиеся методы и средства в обучении дошкольников в ДОУ реализуют далеко не все возможности заложенные в них. Внедрение эффективных методов и разнообразных форм обучения детей в ДОУ может разрешить это противоречие. Одним из перспективных средств обучения старших дошкольников математике, ИЗО, обучению грамоте является использование информационно-коммуникативных технологий.
Новизна проекта: использование новых видов деятельности в развитии дошкольников.
Эффективность проекта в долгосрочной перспективе:
Применение полученных знаний и навыков в дальнейшем обучение детей. Реализация пилотного проекта «Юные фото дизайнеры», создание детьми фотоальбомов, альбомов выпускника детского сада, разработка дизайна газеты детского сада.
Этапы реализации проекта
1 этап – организационный
- разработка нормативно- правовой базы;
- создание творческих групп из высококвалифицированных и творческих специалистов для работы по проекту;
- разработка структуры внедрения использования ИКТ в воспитательно- образовательном процессе ДОУ.
3 этап – результативный
- анализ результатов реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания, подведение итогов;
- обобщение опыта работы педагогов;
- трансляция педагогического опыта на городских и областных мероприятиях;
- разработать программу действий ДОУ на следующий период реализации проекта с учётом полученных результатов.
Ресурсное обеспечение проекта
Нормативно-правовые:
- разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность ДОУ (приказов, положений, правил, функционалов), заключение договоров с партнерами;
Научно-методические:
- функционирование творческой группы по реализации проекта в ДОУ ;
- разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;
- внедрение системы методических консультаций по ходу реализации проекта;
- Оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию ИКТ в работе с детьми.
Кадровые:
- создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов участвующих в реализации проекта;
- привлечение необходимых специалистов извне;
- создание творческих групп;
Программа основана на личностно-ориентированном и деятельностном подходе к ребенку дошкольного возраста в обучении, позволяя целенаправленно и поэтапно развивать его способности в процессе интеграции с разными видами деятельности. Содержание занятия строится на подборе игровых упражнений, дидактических настольных игр, компьютерных обучающих и развивающих программах, взаимно обогащающих друг друга. При подборе заданий игрового характера прослеживается межпредметная интеграция с другими видами развития дошкольника.
Интерактивное оборудование в ДОУ и требования к организации работы с ним.
Любого педагога и родителя волнует вполне закономерный вопрос о возможном негативном воздействии компьютерной техники на организм ребенка. Обычно детям дошкольного возраста рекомендуют находиться от 15 до 20 минут, а то и не более 10 минут. Многие дети проводят за компьютером гораздо больше времени без каких-либо вредных последствий. Для проведения таких занятий надо оборудовать специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 кв.м. на одно рабочее место, оборудованное с учетом возрастных и санитарно-гигиенических требований. Признавая, что компьютер — ново-мощное средство интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в развитии детей старшего дошкольного возраста требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.
При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: уменьшаются влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.
Правила безопасность при использовании ИКТ в работе с дошкольниками:
- Учитывать возрастные особенности и интересы детей;
- Контролировать непрерывное время работы за экраном;
- Чередовать виды и формы работы;
- Следить за темпом работы.
Педагог в своей работе может использовать такие формы занятий, как:
-игра;
-проблемная ситуация;
-путешествие;
-игра-превращение и т.д.
Выделяют 2 вида занятий с использованием ИКТ.
1. Занятие с мультимедийной поддержкой. На таком занятии используется только один компьютер в качестве ―электронной доски. На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для урока. Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы PowerPoint или других мультимедийных программ. Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран. Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память детей.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
1). Осуществление полисенсорного восприятия материала;
2).Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
3). Объединение аудио-, видео - и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
4).Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
5).Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
6).Компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребенка к школе. Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания.
Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы) позволяет моделировать на занятиях различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включённые в мультимедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала. Технология работы доски, основанная на принципе резистивной матрицы, является самой распространенной в мире и самой безопасной для здоровья. Ещё одно преимущество использования интерактивной доски в детском саду – возможность совершать виртуальные путешествия, проведение интегрированных занятий. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.
Таким образом, занятия с мультимедийной поддержкой повышают скорость передачи информации детям, улучшают уровень её понимания, что способствует развитию всех форм мышления.
2. Занятие с компьютерной поддержкой. Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ. На таком занятии используется несколько компьютеров, планшетов, за которыми работают несколько воспитанников одновременно. Работая с электронным учебником, планшетом, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной теме. Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение. Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста. Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:
-исследовательский характер,
-легкость для самостоятельных занятий ребенка,
- развитие широкого спектра навыков и представлений,
-высокий технический уровень,
-возрастное соответствие,
-занимательность.
Используемая литература
1.Житкова О. А., Кудрявцева Е. К. Тематический контроль по информатике «Графический редактор Paint», «Редактор презентация Power Point».
2. Журналы «Информатика в начальном образовании» — г. Москва «Образование и информатика».
3. Зак А. «600 игровых задач для развития логического мышления детей».
4.Зылевич И. А. Рабочая программа по компьютерному обучению в детском саду «Игровая информатика» для детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 30-38.
5. Колесникова Е. В. «Я решаю логические задачи» рабочая тетерадь для детей 5–7 лет — М.: Сфера, 2005 г.
6. Леонова Л. А., Макарова Л. В. «Как подготовить ребенка к общению с компьютером» от 4–6 лет (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития)- М.: Вентана-Граф, 2004 г.
7. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе / Плужникова Л. // дошкольное воспитание. - 2000. - №4.
8. Симонович С., Евсеева Г. «Занимательный компьютер» — М.: АСТ — ПРЕСС,1999 г.
9. Симонович С. В. «Компьютер для детей. Моя первая информатика» — М.: «АСТ-ПРЕССС ШКОЛА», 2005 г
10. Феличев С. В. «Мой друг компьютер» — М.: Росмен, 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект «Народов много – страна одна»
1. Полное название проектаНародов много – страна одна2. Автор проектаавторский коллектив:Шаталова Татьяна ВладимировнаСеменова Светлана ВладимировнаЯлин...
Инновационный проект по теме:«Методическая система работы с одарёнными детьми направленная на создание вокальной студии»
В силу того, что в нашей станице нет музыкального образовательного учреждения, а в МАОУ СОШ №6 традиционно обучаются дети, наделенные музыкальными способностями, которые любят музыку и желают научитьс...
Методическая разработка «Проектная деятельность в дополнительном образовании Проект «Здоровье без гаджетов?!» для творческих объединений технической направленности в дополнительном образовании
Методическая разработка показывает проектную деятельность в области здоровьесбережения в работе с учащимися технической направленностиПредлагаемый материал будет полезен педагогическим работникам осно...
ГРАНТ - 2019 Инновационный проект "Траектория технической мысли"
В июне 2019 года МАОУ «Гимназия №42» стала победителем конкурса грантов в форме субсидий на поддержку проектов, связанных с инновациями в образовании государственной программы Российской Ф...
Методические рекомендации по оформлению творческих проектов технической направленности
Рекомендации отражают основные требования к проектам технической направленности представляемых к участию в конкурсах, выставках и других мероприятиях в области научно-технического творчества учащихся....
Метод проектов при реализации программ технической направленности.
При модернизации российского технологического образования необходимо расширишь обучение учащихся за счёт системы дополнительного образования, в котором особое внимание отводится проектны...
Социально-ориентированный проект «Патриотическое воспитание в объединениях технической направленности»
Указом Президента РФ от 08.07.2019 № 327 "О проведении в Российской Федерации Года памяти и славы" 2020 год в России объявлен Годом памяти и славы.В Год памяти и славы, посвященный 75-летию ...