Рабочая программа по ОДНКНР
рабочая программа (5 класс)

Остерова Анна Леонидовна

Рабочая программа по курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnknr_-_5_klass.docx111.45 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального закона №273 «Об образовании в РФ»; Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования;

Цели и задачи учебного предмета:

Цель: воспитание инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяющего духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации.

Задачи:

  • Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
  • Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали;
  • Формирование у школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
  • Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.

2.Общая характеристика предмета Основы духовно-нравственной культуры народов России

Изучение основ духовно-нравственной культуры предполагает дальнейшее развитие обучающихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со Стандартом, на ступени основного общего образования осуществляется дальнейшее формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие подростками моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.

Модуль «Основы светской этики» в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития школьников,воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.

На уроках светской этики в 5 классе учащимся предстоит выяснить, кто такой гражданин, в чем состоят его права и обязанности; раскрываются важнейшие нравственные понятия: честь и достоинство, совесть и порядочность, сострадание и милосердие, правда и ложь и многие другие.

Насущным проблемам современного российского общества посвящены темы: «Терпимость и терпение», «Мужество», «Равнодушие и жестокость». При изучении этих тем ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — жизни. Развитию и совершенствованию личности подростка, его организованности и самостоятельности помогут темы: «Самовоспитание», «Учись учиться».

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умения избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций. На уроках светской этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимания особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Модуль «Основы светской этики» вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности, национального самосознания — чувства принадлежности к своей стране и народу.

На уроках светской этики ученики знакомятся с Конституцией Российской Федерации, определяющей нормы и правила жизни нашего общества и государства. В преамбуле к Конституции говорится: “Мы, многонациональный народ Российской Федерации, объединенный общей судьбой…” Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.

Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в музее и театре, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета. Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения. Итогом этой работы станет завершающая тема курса “Речевой этикет”.

На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой.Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним. Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян.

3. Место предмета в учебном плане

При формировании учебного плана как составляющей организационного компонента образовательной программы основного общего образования на преподавание курса выделено 1 час в неделю (17 часов в 2 полугодие).

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные результаты

  • воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
  • знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
  • формирование представлений об основах светской этики;
  • понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.

5. Содержание курса

Российская Федерация.

Народы России, их духовно-нравственная культура. Понятие Родины.

Российская Федерация. Важнейшие положения Конституции РФ. Права и обязанности граждан. Государственное устройство. Символы государства: герб, флаг, гимн. Россия-

многонациональное государство.

Этика. Мораль. Нравственность.

Понятия этикамораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Нормы этикета, ихразвитие и совершенствование. Порядочность: честность, надежность, соблюдение нормморали.

Достоинство и благородство. Совесть. Важнейшие качества личности: порядочность, совесть, доверие. Убежденность в честности и порядочности товарища, вера в искренность и добросовестность его поступков. Откровенность. Доверие и доверчивость. Самодоверие. Советы в сложной жизненной ситуации. Милосердие и сострадание. Правда и ложь.

Воспитание и самовоспитание.

Воспитание положительных качеств личности. Традиции, нормы поведения, обычаи, ценности, передаваемые из поколения в поколение. Воспитание в труде и вере, уважение и помощь родителям, старшим. Самовоспитание. Учение.

Важнейшие качества личности.

Честь и достоинство. Развитие представлений о чести и достоинстве людей в разные эпохи: средневековые рыцари, дворяне. Умение отвечать за свои слова и дела. Дворянский кодекс чести. Общественное признание человека, его заслуг.

Достоинства человека: доблесть, искренность и честность, скромность и простота, благородство души, чистая совесть.

Честь и достоинство, патриотизм современного молодого человека, ученика.

Толерантность. Взаимоуважение и взаимопонимание, ответственность и доброжелательность. Мужество. Героизм. Равнодушие и жестокость и их цена.

Речевой этикет.

Средства речи и правила их использования в различных ситуациях. Правила общения, беседы. Умение начать и поддержать беседу. Особенности речи русского языка.

Этикет речи. Правила разговора по телефону.

Права и обязанности.

Устав – основной документ учебного заведения. Права и обязанности ученика. Отражение норм права и морали в школьном Уставе. Обязанность посещения занятий в школе. Что запрещено учащимся. Ответственность ученика за свои поступки. Работа комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

hello_html_m6b2c2e02.gif

Календарно-тематическое планирование к модулю «Основы светской этики»

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Содержание урока (уроков)

Виды учебной деятельности

Планируемый результат

П. - предметные, Л.- личностные,

М.Р.-метапредметные регулятивные,

М.П.-познавательные.

М.К.- коммуникативные

Дата проведения

План

Факт

Введение в предмет

1

Вводный

Народы России, их духовно-

нравственная

культура. Учебник «Основы духовно-

нравственной культуры народов России.

Основы светской этики», его структура.

Актуализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование понятий «духовно-нравственная культура», «этика», «этикет», «народ», «нравственность» и др. Фиксация информации в различных знаковых системах.

П. Ознакомление с основными общечеловеческими нормами поведения, правилами, принятыми в обществе.

Л. Дружелюбное отношение друг к другу; знание практической пользы этики и этикета.

М.Р. При помощи учителя определить последовательность работы с учебником.

М.П. Выразительно читать, осуществлять словарную работу.

М.К. Знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное.

2.

Гражданин России.

1

Комбиниррованный

Понятие Родины. Российская Федерация. Важнейшие положения Конституции РФ. Права и обязанности граждан. Государственное устройство.

Актуализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование понятий «Родина», «Россия», «РФ», «государство». «гражданин», «гражданство» и т.д. Извлечение информации из различных знаковых систем.

П. Расширение представлений о родине, родном крае, патриотизме. Знакомство с Основным законом страны. Л. Интерес к познанию родной страны, усвоение понятий.

М.Р. Определение алгоритма ответа по плану.

М.П. Работа с отдельными статьями Конституции РФ, ответы на вопросы викторины.

М.К. Взаимопомощь и добро-желательность общения среди детей разных национальностей.

3.

Порядочность.

1

Комбинирован ный

Понятия «этика», «мораль» (нравственность). Назначение этики, её категории. Нормы этика, их развитие и совершенствование. Порядочность: честность, надёжность, соблюдение норм морали. Достоинство и благородство

Актуализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование понятий «нормы морали», «тактичность», «порядочность», «благородство», «достоинство», «справедливость». Моделирование поведения, требующего проявления этих качеств.

П. Овладение навыками культурного поведения, отработка практических ситуаций. Пробуждение стремления к самосовершенствованию.

Л. Пробуждение стремления совершать добрые дела, быть порядочным человекомМ.Р. усвоение правил работы с учебником.

М.П. Чтение текстов. Ответы на вопросы, работа со словарём и наглядностью.

М.К. культурное и вежливое общение в коллективе.

4.

Совесть

1

Комбини-рован-ный

Способность ученика оценивать свои поступки, осознавать свои обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя. Сформулировать правила взаимоотношений учеников класса, школы.

Актуализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование понятий «вежливость», «уважение», «сострадание», «правдивость», «эгоизм», «корысть».

Освоение навыков составления схем. Моделирование поведения. Обучение навыкам самоконтроля.

П. Воспитание вежливого поведения, доброжелательного отношения к окружающим, потребности контролировать себя.

Л. Компетентность в оценивании своих поступков, определении обязанностей и оценивание их выполнения. М.Р.Определение правил работы с терминами и понятиями. М.П. Умение слушать текст и составлять его план.

М.К. соблюдение правил вежливости и этикета.

5.

Доверие и доверчивость.

1

Ком-бини-рован-ный

Важнейшие качества личности: порядочность, совесть, доверие. Убеждённость в честности и порядочности товарища, вера в искренность и добросовестность его поступков. Откровенность. Доверие и доверчивость. Самодоверие. Советы в сложной жизненной ситуации.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «доверие», «самодоверие», «доверчивость». Обучение составлению сложного плана и работе по нему. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков художественного чтения. Развитие навыков работы в парах. Моделирование поведения, требующего проявления доверия

П. Формирование представлений о нравственной ответственности человека за свои поступки. Отличие доверия от доверчивости. Воспитание стремления совершать добрые дела.

Л. Объяснять смысл пословиц и поговорок, объяснять смысл понятий, соотносить понятия с определениями, текст с рисунком.

М.Р. Выявление алгоритма сложного плана и умение работать по этому плану.

М.П. Работа со словарём по определению терминов.

М.К. Художественное чтение и обсуждение стихов, применение правил межличностного общения.

6.

Милосердие и доверчивость.

1

Комбинированный

Милосердие: готовность помочь родным и посторонним людям, проявление сострадания, сердечного участия. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, понимание, бескорыстие, справедливость. Отношения в классном коллективе. Стремление прийти на помощь людям. Проявление милосердия в классе, школе

. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «милосердие», «сострадание», «бескорыстие», «человеколюбие». Освоение навыков алгоритмизации деятельности. Развитие навыков поведения в ситуации командного соперничества. Извлечение информации из различных знаковых систем. Осознанное формирование групповых норм. Моделирование поведения, требующего проявления милосердия и сострадания

Регулятивные:разработка правил поведения в классе, в школе. Познавательные:ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практических заданий; работа с условно-графической наглядностью, объяснение пословиц.Коммуникативные:работа в парах на основе правил соревнования команд

7.

Правда и ложь.

1

Ком-бини-рованный

Правда – то, что соответствует действительности. Ложь – намеренное искажение действительности. Хитрость. Отличие понятий «неправда» и «ложь». Полуправда, святая лож.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «правда», «ложь», «полуправда», «честность», «искренность», «правдивость». Освоение навыков работы в группах. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков художественного чтения. Обучение анализу различных высказываний по одной теме. Моделирование ситуаций, требующих проявления правдивости

П. Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться быть искренним и правдивым. Вырабатывать потребность быть честным и объективным в оценке своих поступков.

Л. Критическое осмысление своих поступков, проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома.

М.Р. При помощи учителя определять нравственные принципы собственного развития.

М.П. Составление схемы. Отработка терминов и понятий, выполнение практических заданий, соотнесение иллюстраций с текстом, работа с пословицами и поговорками.

М.К. Работа в группах и парах; художественное чтение и обсуждение стихов, сравнение и сопоставление различных высказываний.

8.

Традиции воспитания.

1

Комбини-рован-ный

Воспитание положительных качеств личности. Традиции, нормы поведения, обычаи, ценности, передаваемые из поколения в поколение. Сословия: дворяне, крестьяне, купцы, мещане, казаки. Общее и отличие в воспитании детей разных сословий. Воспитание в труде и вере, уважение и помощь родителям, старшим. Выполнение традиций предков.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «традиция», «поколение», «сословие». Освоение навыков составления схем и планов. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков командной деятельности. Обучение составлению кроссвордов. Моделирование ситуаций, требующих соблюдения обычаев и традиций.

. Регулятивные:определение правил составления схемы, сложного плана. Познавательные:отработка терминов и понятий; выполнение заданий, работа по составлению схем; составление кроссворда; ответы на вопросы; работа с иллюстрациями учебника. Коммуникативные:применение правил соревнования команд; чтение и обсуждение дополнительных текстов; работа с пословицами.

М.Р. Определение правил составления кроссворда.

М.П. Отработка терминов и понятий, работа со статьёй учебника. Работа с иллюстрациями

М.К. Формирование навыков соревновательной работы команд, коллективная работа с пословицами

25.10

9.

Честь и достоинство.

1

Ком-бини-рован-ный

. Развитие представлений о чести и достоинстве людей в разные эпохи: средневековые рыцари, дворяне. Умение отвечать за свои слова и дела. Дворянский кодекс чести. Общественное признание человека, его заслуг. Достоинство человека: доблесть, искренность и честность, скромность и простота, благородство души, чистая совесть. Честь и достоинство, патриотизм современного молодого человека, ученика.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «честь», «достоинство», «доблесть», «благородство», «патриотизм». Обучение навыкам составления сообщения, ведение беседы, диспута, выступление с сообщением. Моделирование ситуаций, требующих проявления достойного, благородного поведения.

П. Раскрытие межпредметных связей с литературой, историей. Воспитание уважения к традициям своего народа.

Л. Умение подбирать нужные пословицы, соотносить рисунок с текстом, составлять план к сообщению. М.Р.Определение с помощью учителя принципов выявления межпредметных связей.

М.П. работа с текстом учебника, составление плана.

М.К. правила общения во время беседы и диспута; выступления учеников с сообщениями.

10.

Терпимость и терпение.

1

Комб-ный

Нормы морали. Значение слов «терпимость» («толерантность») и «терпение». Способность человека уважительно относится к людям другой национальности, культуры, религии. Способность воспринимать другого как равного себе. Уникальность – важнейшее свойство личности. Качества личности: взаимоуважение и взаимопонимание, ответственность и доброжелательность, коммуникабельность и терпимость

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «культура», «религия», «терпимость», «толерантность», «мигрант», «индивидуальность», «национальность», «бескорыстие», «гуманность», «ксенофобия». Освоение навыков работы с карточками, заполнения таблиц и схем. Освоение навыков работы с анкетами. Развитие навыков чтения по ролям. Моделирование ситуаций, требующих проявления терпимости и коммуникабельности

П. Реализация межпредметных связей с литературой, историей. Воспитание уважительного отношения к людям другой национальности, ответственность за свои дела и поступки.

Л. Знать основы поведения в многонациональном коллективе; давать определения понятий, пользуясь словарём.

М.Р. Определение принципов при-менения блок-пакетов на уроках этики.

М.П. Использование блок-пакетов с заданиями, заполнение схем и таблиц.

М.К. основы анкетирования; со-общения учащихся; чтение текста по ролям; аргументирование своего ответа.

11.

Мужество

1

Комб-ный

Значение слова «мужество». Способность и убеждение смело идти навстречу опасности. Стойкость в борьбе, духовная крепость, доблесть, храбрость, отвага и смелость в опасных ситуациях. Проявление мужества в мирное время. Умение быть самим собой, идти своим путём. Вечные ценности и добродетели: честь, честность, достоинство, благородство, доброта, дружба. Тренировка мужества. Героизм – высшее проявление мужества..

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «мужество», «отвага», «смелость», «дружба», «герой», «героизм». Использование элементов причинно – следственного анализа. Извлечение информации из различных знаковых систем. Освоение навыков групповой деятельности. Моделирование ситуаций, требующих проявления мужества, отваги, смелости, дружелюбия, героизма.

Регулятивные: правила анализа текстов по выявлению основ для принятия решений в конкретных ситуациях. Познавательные: ответы на вопросы, выполнение заданий; отгадывание ребуса; анализ пословиц; подбор народных сказок, былин, пословиц, воспевающих красоту и мужество героев. Коммуникативные:дружеское общение, взаимопомощь учеников в ходе подготовки классных и общешкольных воспитательных мероприятий

22.11

12.

Равнодушие и жестокость.

1

Ком-бини-рован-ный

Слово «равнодушие» и его синонимы. Умение прийти на помощь нуждающимся. Жестокость: насилие одной личности над другой. Связь насилия с отрицательными явлениями нашего общества. Проявление жестокости по отношению к животным, сверстникам. Цена человеческой жизни, её неповторимость, умение беречь себя, своих родных и близких. Борьба со сквернословием. Уметь хотеть делать добрые дела

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «равнодушие», «жестокость», «жизненные ценности», «нецензурные слова», «философия». Использование элементов причинно – следственного анализа. Извлечение информации из различных знаковых систем. Освоение навыков работы с карточками. Освоение правил ведения диспутов, споров, дискуссий. Освоение навыков самопрезентации (подготовки и выступления с сообщением)..

Регулятивные:определение задач по выявлению и сохранению лучших традиций нашего обществаПознавательные: работа с табличками; выполнение заданий развивающегося характера по ходу объяснения; работа с понятиями и их значениями на карточках Коммуникативные:выступление с сообщениями; умение отвечать на вопросы в логической последовательности; соблюдение правил проведения словесных споров

29.11

13.

Самовоспитание.

2

Ком-бини-рован-ный

Нормы нравственности. Обычаи и традиции, законы и постановления. Дисциплинированность, сознательная дисциплина. Самовоспитание. Воспитание воли. Ближайшие и отдалённые цели развития личности. Пути самообразования. Преодоление трудностей, самооценка

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «сознательная дисциплина», «самовоспитание», «самообразование», «самооценка». Развитие навыков выработки групповых норм, работа в группах. Освоение навыков работы с карточками. Использование элементов причинно – следственного анализа. Моделирование ситуаций самовоспитания

П. Научиться ценить и дорожить великим даром общения, определение роли и значения самовоспитания в этом процессе.

Л. Проявлять компетентность в соблюдении дисциплины и самодисциплины; анализировать рассказы по проблеме урока.

М.Р. Определение правил самовоспитания, самодисциплины.

М.П. Работа в группах, анализ текста и выделение основных идей.

М.К. Работа в группах.

14.

Мои права и обязанности.

Ком-бини-рован-ный

Устав – основной документ учебного заведения. Права и обязанности ученика. Отражение норм права и морали в школьном Уставе. Обязанность посещения занятий в школе. Что запрещено учащимся. Ответственность ученика за свои поступки. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Актуализация знаний уча-щихся о соц. явлениях. Формулирование понятия: «устав». Развитие навыков составления простого и сложного планов. Извлече-ние информации из различ-ных знаковых систем. Сос-тавление собственных текс-тов. Развитие навыков рабо-ты в группе, самопрезента-ции. Моделирование ситу-аций, требующих осознан-ного выполнения обязаннос-тей, защиты прав.

П. Реализация межпредметных связей. Развитие умения находить в тексте знания этического характера. Анализ конкретных ситуаций из школьной жизни.

Л. Знание основ школьного устава. Умение подготовить сообщение о правах и обязанностях школьника.

М.Р. Составление простого сложного плана.

М.П. Работа с учебником и иллюстрациями, придумывание подписи к ним.

М.К. Фронтальная и групповая работа в классе.

15.

Речевой этикет.

1

Урок закре-пле-ния зна-ний

Средства речи и правила их использования в различных ситуациях. Правила общения, беседы. Умение начать и поддержать беседу. Особенности речи русского языка. Этикет речи. Правила разговора по телефону

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «речевой этикет», «общение». Развитие навыков художественного чтения. Использование элементов анализа причинно – следственных связей. Освоение навыков работы с карточками. Извлечение информации из различных знаковых систем. Моделирование ситуаций, развивающих культуру речи

Регулятивные: усвоение основ комплексной работы с текстами, с карточками и схемами.Познавательные: анализ нового материала; чтение стихов, анализ пословиц; разыгрывание сценок; работа в группах с блок – пакетами; выполнение заданий в парах. Коммуникативные:развитие культуры речи в разных ситуациях

16.

Учись учиться.

1

Учение и воспитание как составные части образования. Умение применять знания, правильно действовать в конкретной ситуации. Нравственность и её нормы. Приёмы учения. Алгоритм подготовки урока, ответа у доски. Сочетание труда умственного и физического. Приёмы запоминания. Тренировка памяти. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников на учебном занятии

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «учение», «воспитание». Развитие навыков групповых норм, работы в группах. Развитие навыков самопрезентации (работы у доски). Использование элементов анализа причинно – следственных связей. Развитие навыков участия в игре. Моделирование ситуаций, требующих проявления и развития навыков учения и самовоспитания.

 П. Анализ вопросов и заданий, ответы в логической последовательности. Определение нравственных качеств личности при анализе конкретного поступка Определение алгоритма подготовки урока, ответа у доски.

Л. Компетенции по выполнению учебных заданий в классе и дома, выполнению правил учебного труда, умение и желание соблюдать распорядок дня.

М.Р. Составление практических заданий по решению жизненных ситуаций.

М.П. Выполнение практических заданий, работа с текстом учебника, участие в игре.

М.К. Работа в команде.

17.

Защита проектов

1

Повторите-льно-обобщающий

Обобщить и систематизировать знания учащихся по основам светской этики

Проверка знаний и умений, соответствующих требованиям к освоению курса.

П. Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу. Обобщение и систематизация знаний по курсу этики и этикета.

Л. Компетенции владения основами этики и этикета: знание понятий и определений, пословиц по изученным темам, выполнение тестовых и творческих заданий.

М.Р. Составление тестового задания. М.П. Выполнение творческих заданий, проектов.

М.К. Работа в парах и группах.

 

Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса.

  • оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
  • технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  • библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
  • учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
  • нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
  • специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
  • научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
  • хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
  • документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
  • энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
  • религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
  • художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
  • печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.

Планируемые результаты изучения модуля «Основы светской этики»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет как знаниевый компонент содержания образования, так и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности ученика. Стандарт ориентирует на становление следующих характеристик школьника.

Личностные результаты

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;
  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • Формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;
  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. Мировоззрению, культуре, языку, вере, а также истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Предметные результаты

  • Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
  • Знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
  • Формирование представлений об основах светской этики;
  • Понимание значения нравственности в жизни человека, с6емьи и общества.

Метапредметные результаты

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формировать. Аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Литература

При изучении курса предполагается использование следующих учебников, учебных комплексов и пособий:

1.М.Т.Студеникин «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 45класс / авт. сост. М.Т.Студеникин. - М.: ООО Русское слово - учебник, 2016.

2.Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение, 2010.

Дополнительная литература

1.Бачинин В.А. Этика: энциклопедический словарь. СПб.: 2010

2.Вакса О., Потапов С. Уроки вежливости: этикет для детей. М.: 2011

3.Даль В.И. Пословицы русского народа: в 3т. М.: 2010.

4.Остер Г. Вредные советы. М.:2010

5.Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М.: 2011.

6.Словарь по этике/ Под ред. И.С.Кона. М.: 2010


Пояснительная записка

Рабочая программа по Основам духовно – нравственной культуры народов России (модуль «Основы религиозных культур народов России») для 5 класса разработана на основе:

  • Требований Федерального  государственного  образовательного стандарта основного общего образования 2010 г;
  • Концепции духовно-нравственного развития и вос​питания личности гражданина России, которая разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка, на основе Поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632.  Не противоречит федеральным законам №124 « Основные гарантии   …» и №125 «О свободе и совести и о религиозных объединениях».
  • Примерной программой курса к учебнику А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России», 5 класс, автор – составитель К.А.Кочегаров; М. Русское слово, 2012 г
  • Рабочей  программой к учебнику А. Н. Сахарова «Основы духовно – нравственной культуры народов России» (модуль «Основы религиозных культур народов России»), 5 класс, автор – составитель С. В. Агафонов; М. Русское слово, 2012 г
  • Методического пособия «Основы религиозных культур народов России», 5 класс, автор В. И. Пискарев; М. Русское слово, 2014 г
  • для реализации используется : учебник А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М.Мухаметшин «Основы религиозных культур народов России.», 5 класс, М. Русское слово, 2012 г

Цели курса:

  • воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
  • овладение основами норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
  • формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
  • формирование представлений об исторической роли традиционных  религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Основные задачи   курса:

  • совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое обществ и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
  • углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
  • осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека имеет истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных  обрядах и др.;
  • становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, к их культуре и традициям.

Характеристика и цели предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

        В Федеральном государственном стандарте основного общего образования имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России. Изучение этой предметной области способствует формированию представлений об светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становление гражданского общества и российской государственности; пониманию значения нравственности, веры и  религии в жизни человека, семьи и общества; формированию представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

        Системно-деятельный подход, лежащий в основе ФГОС основного общего образования, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического  гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со Стандартом на ступени основного общего образования осуществляется дальнейшее формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.

        Среди личностных результатов освоения основной образовательной программы находится «формирование основ российской гражданкой идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и  историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества»

        В связи с необходимостью реализации очерченных Стандартом целей, задач и основного содержания основного общего образования  в него включена специальная обязательная предметная область «основы духовно-нравственной культур народов России»

Общая характеристика модуля «Основы религиозных культур народов России»

Курс «Основы религиозных культур» является одним из модулей в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

        Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющаяся методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Определяет систему базовых национальных ценностей, к которым относятся религиозные традиции многонационального народа РФ. Носителями базовых национальных ценностей, согласно концепции, являются традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские). Концепция отмечает большую роль христианских (и прежде всего православных) ценностей в формировании и развитии национального воспитательного идеала, который, например, в «средневековой Руси был представлен для православных христиан, прежде всего в образе  Иисуса Христа». При этом современный воспитательный идеал определяется, в том числе и исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох. А духовно-нравственное развитие гражданина России должно осуществляться в процессе восприятия и принятия культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии».

        Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания о религиозных культурах России, полученные в начальной школе.

        В курсе четко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и традициям, необходимости понять и принять морально-нравственные ценности. Веками составляющие духовную основу российской цивилизации. Подобный подход способствует формированию таких личностных универсальных учебных действий (УУД), как основы гражданской идентичности, основы социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание), а также реализации соответствующих личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

        Содержание модуля соответствуют возрастным особенностям учащихся. Объемы учебного материала не превышают максимальное количество часов, предусмотренное тематическим планированием содержания модуля в 5 классе. Содержание модуля предусматривает актуализацию межпредметных связей с такими предметами как история, обществознание и литература.

        Модуль «Основы религиозных культур народов России» для 5 класса методически и содержательно связан с модулем «Основы религиозных культур народов России» для 4 класса. Вместе с модулями «Основы светской этики» для 4-5 классов они интегрируются в единую систему. Призванную познакомить обучающихся познакомить обучающихся с основами духовно-нравственной культуры народов России в начальной  и средней школе. Системность в содержании и методическом наполнении курсов  обеспечивается за счет:

  • общих принципов структурирования материала, когда в основе структуры лежит тема;
  • общей фундаментальной морально-нравственной и методологической основы, раскрывающей универсальные нравственные принципы различными средствами;
  • общей методической и дидактической направленности.

Содержание модуля «Основы религиозных культур народов России» имеет воспитывающий характер, способствует духовно-нравственному развитию учащихся, содействует формированию чувства патриотизма. Любви и уважения к Отечеству, родному краю, духовным истокам российской цивилизации. Материал модуля носит поликультурный характер, отражает многообразие и единство современного мира, культур народов мира и России.

Место предмета в базисном учебном плане

В учебном плане ОУ МБОУ«Урусовская СОШ» на курс  «Основы духовно-нравственной культуры  народов России» отводится в 5-м классе 17 часов  

Ценностные ориентиры содержания предмета

 Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий.

Исходя из этого главной особенностью данного курса, является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Идет формирование у школьников представления о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, но и пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.

Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

  • Учебно – методический комплекс, иные печатные пособия:
  • Примерная программа курса к учебнику А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России», 5 класс, автор – составитель К.А.Кочегаров; М. Русское слово, 2012 г
  • Рабочая  программа к учебнику А. Н. Сахарова «Основы духовно – нравственной культуры народов России» (модуль «Основы религиозных культур народов России»), 5 класс, автор – составитель С. В. Агафонов; М. Русское слово, 2012 г
  • Учебник А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М.Мухаметшин «Основы религиозных культур народов России.», 5 класс, М. Русское слово, 2012 г
  • Книги, включающие произведения фольклора разных народов, притчи, легенды, религиозные тексты;
  • Научно-познавательная литература, справочно-библиографическая литература и периодические издания;
  • Альбомы, включающие репродукции картин, в том числе религиозной тематики (в соответствии с программой обучения);
  • Наборы географических и исторических карт;
  • Методические материалы:
  • Методическое пособие «Основы религиозных культур народов России», 5 класс, автор В. И. Пискарев; М. Русское слово, 2014 г
  • Технические средства обучения:
  • телевизор;
  • компьютер;
  • наборы CD и DVD- дисков по темам программы;
  • музыкальный центр, музыкальные записи к темам программы;
  • проектор;
  • фотоаппарат.
  • Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Сайты к теме «Основы религиозных культур и светской этики»:

  • http://www.prosv.ru/umk/ork официальный сайт издательства «Просвещение».
  • http://ru.wikipedia.org Википедия.http://wikikurgan.orbitel.ru сообщество педагогов по предмету «ОРКСЭ»

Сайты к теме «Буддизм»

  • http://spiritual.ru/lib/lindex.html - библиотечка по буддизму
  • http://probud.narod.ru/glav.html - иконография (будды, божества, дхармапалы, учителя, храмы)
  • http://www.savetibet.ru/ - Центр тибетской культуры и информации
  • http://dalailama.ru/ - сайт, посвященный Далай-ламе

Сайты к теме «Ислам»

  • http://www.ansar.ru/ Мусульманский информационно-аналитический портал
  • http://www.muslim.ru/ Официальный сайт совета муфтиев России

Сайты к теме «Иудаизм»

  • http://toldot.ru/tora/ - Иудаизм и евреи.
  • http://rav.ru/ - Большое собрание уроков для русскоязычных раввинов

Сайты к теме «Православие»

  • http://www.otdelro.ru/ отдел религиозного образования. http://www.hristianstvo.ru/ каталог православных ресурсов сети интернет
  • http://www.eparhia-saratov.ru/ сайт Ростовской-на-Дону епархии
  • http://www.pravmir.ru/ православие и мир
  • http://www.verav.ru вера и время                                                      
  • http://www.kirillmefody.ru , библиография по предмету «Основам православной культуры»
  • http://kuraev.ru/ портал автора учебника по «Основам православной культуры»

Сайты к теме «Этика»   http://abccba.ru/ Этика.     http://simple-etiquette.ru/ Этикет

Планируемые результаты изучения учебного предмета:

В результате изучения курса  «Основы духовно-нравственной культуры  народов России»  ученик :

Знать/понимать:

Основные понятия религиозных культур

Историю возникновения религиозных культур

Историю развития различных религиозных культур в истории России

Особенности и традиции религий

Описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

Уметь:

Описывать различные явления религиозных традиций и культур

Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей

Излагать своё мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества

Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры

Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий

Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение

Готовить сообщения по выбранным темам.

По предмету оценки не выставляются.

Творческие работы могут быть представлены в виде проектов, презентаций и т.д.

Темы проектов:

1.Быт и традиции моей семьи.  2.Дом и семья в православии.   3.Дом и семья  в исламе.   4.Что значит мужество?  5.Этикет. 6.Самовоспитание.Нужно ли оно?  7.Я-гражданин России! 8.Праздники народов России.

Контрольно-измерительные материалы

Входящий контроль (ур. 1)

Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина?

О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему?

Как вы понимаете слово светский? Как вы думаете, что такое этика, вера, традиции?

Что вы можете рассказать о культуре и морали членам семьи и друзьям?

Итоговый контроль (ур. 17)

Вспомните, что такое мораль ( в случае затруднений обратитесь к записанному в тетрадь определению).

Как вы думаете, как она возникла?

Всегда ли она существовала?

Как вы понимаете слова материальная культура и духовная культура?

Как вы объясните разницу между этими понятиями?

Каковы особенности морали как особого вида духовно-практической культуры?

Как ты думаешь, почему моральные нормы нигде не записаны?

Какой вклад вносишь ты в поддержание морали среди твоих друзей?

Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?

Как ты думаешь, быть справедливым очень сложно? Обоснуй свой ответ

 

Характеристика контрольно-измерительных материалов

Контроль – один из важнейших этапов обучения. Он активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет получать данные о промежуточных и итоговых результатах учебно-воспитательного процесса, оценивать их путем сопоставления с планируемыми результатами, вносить в учебный процесс необходимую корректировку и намечать пути его дальнейшего совершенствования.                          

  • Мозговой штурм
  • Концептуальные карты и таблицы, которые помогают организовать и систематизировать материал.
  • Составление логической последовательности.
  • Расстановка приоритетов (техника, позволяющая развить навыки выделения главных задач, которые необходимо выполнить в первую очередь и уделить наибольшее внимание).
  • «Портфель» ученика, который представляет собой форму и процесс накапливания образцов продуктов учебно-познавательной деятельности, информационных материалов.
  • Тетрадь «Мои творческие работы».

               График контрольных  работ   в  5  классе

 

№п\п

Тема

Дата проведения

Цель работы

1

Входящий  контроль (ур. 1)

Январь

Выявить уровень начальных знаний по курсу

2

Итоговый контроль (ур. 17)

май

Выявить уровень  знаний по курсу

 

Критерии оценивания учащихся

При преподавании курса ОДНКНР предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по темам предусмотрена в основном в рамках последнего в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

Методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а так же успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.

Педагогическое наблюдение. Наблюдение за учеником в естественной обстановке – на уроке. Метод  помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, произвольность и продуктивность деятельности, избирательность форм учебной деятельности.

Самооценка учащихся по результатам урока:

- Я хорошо выполнил свою работу на уроке;

- Я мог выполнить работу значительно лучше;

- Я плохо работал на уроке.

Мозговой штурм.

Концептуальные карты и таблицы, которые помогают организовать и систематизировать материал.

 

Календарно-тематическое планирование

Тема урока, элементы содержания

Кол-во часов

Тип урока

Предметные

Метапредметные

Личностные

Основные виды деятельности учащихся

Виды и формы контроля

Дата

По плану

По факту

1.

Введение в курс

1

Урок первичного изучения

Знать особенности основы вероучения  и истории возникновения традиционных религий России. Понимать важность их наследия для культурного и духовного развития нашей страны

Регулятивные: усвоение правил работы с учебником; совершенствование навыков целеполагания.

Формулирование определений понятий; совершенствование усваивающего и поискового чтения; структурирование текстов; выделение главного и второстепенного; работа с метафорами Коммуникативные: совершенствование навыков формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнерами по образовательному процессу; адекватного использования письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей.

Познавательные:

Формулирование определений понятий; совершенствование усваивающего и поискового чтения; структурирование текстов; выделение главного и второстепенного; работа с метафорами.

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России

Познакомить с новым учебным предметом, содержанием курса, требованиями к результатам обучения, учебно-методическим комплектом, особенностями работы с ним.

Развернутый ответ

Рассказ

2

Православие в Древней Руси

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний.

Иметь представление об основных событиях, связанных с крещением Руси и утверждением христианства в нашей стране. Понимать и принимать идеалы и ценности, заложенные в «Поучении» Владимира Мономаха: милосердие, любовь к ближнему, справедливость и др.

Регулятивные: совершенствование навыков целеполагания

Коммуникативные: совершенствование навыков формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнерами по образовательному процессу;

Познавательные: создание моделей и схем; установление причинно - следственных связей; установление родовидовых отношений; совершенствование усваивающего и поискового чтения; структурирование текстов; выделение главного и второстепенного; работа с метафорами.

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Развитие морального сознания. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения

Обсуждение вопросов: «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?» Анализ информации, представленной в текстах учебника.

рассказ

3

Православие в Московской Руси

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний. Обобщающий

Знать основные события истории православия на Руси в период монгольского нашествия и после него. Понимать важность роли Церкви и православной веры в

Познавательные: совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной  жизни общества; создание моделей и схем установления родовидовых отношений; совершенствование усваивающего и поискового чтения; структурирование текстов; выделение главного и второстепенного; работа с метафорами.

Ориентация в системе моральных норм; владение национальными ценностями, традициями и культурой. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, составление плана, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

4

Православие при царях и императорах России

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Знать основные события истории православия во времена Российского царства и Империи. Иметь представление о патриотической позиции Церкви в период Смутного времени. Понимать и принимать заветы оптинских старцев: не унывать , не осуждать других, любить ближнего

Познавательные:

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; создание моделей и схем; установление родовидовых отношений; формулирование определений понятий.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Чтение и обсуждение текста учебника. Анализ информации. Составление опорной схемы.

5

От Советской России до современности

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Знать основные события истории православия XX- XXIвв. Иметь представление о духовной стойкости православных во времена гонений и о патриотической позиции Церкви в годы ВО войны. Понимать и принимать ценности и идеалы, проповедуемые сегодня Церковью: социальную справедливость, нестяжание, добро и р.

Познавательные: совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества;  формулирования определений понятий. Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; создание моделей и схем; установление родовидовых отношений; формулирование определений понятий.

Развитие социально-критического мышления, ориентации в особенностях отношений и взаимодействий; выражение гражданского патриотизма и любви к Родине; признание ценности жизни во всех ее проявлениях.

Анализ и сравнение РПЦ до и после СССР. Чтение и обсуждение текста учебника

6

Православие в традициях русского народа

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Знать основные этапы появления и развития христианства на Руси.

Осознавать важную роль Русской православной церкви в становлении и развитии русской государственности. Понимать важность христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков

Знать основные факты, связанные с жизнью и деятельностью преподобного Серафима Саровского, благоверных Бориса и Глеба.

Иметь понятия о сути святости и святых, об основных элементах и устройстве православного храма. Осознавать важную роль храма в жизни христианина.

Уметь правильно вести себя в православном храме

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Беседа с учащимися по вопросам: В вашей семье существуют традиции, ритуалы? Если да, то отличаются ли они религиозных?

Чем? В чем особенности религиозных ритуалов и обрядов?

 Подготовка   к беседе с членами семьи: о возникновении ритуалов и обрядов .

7

Дом и семья в православии

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Понимать значение в жизни православного человека традиций, связанных с домом и семьей. Знание сюжета и жития Петра и Февронии. Объяснять значение Всероссийского дня семьи, любви и верности.

Регулятивные: совершенствование навыков целеполагания.

Коммуникативные:

Совершенствование навыков освоения социальных ролей и норм; организации и участия в ролевых играх; коммуникации с «другими»; развитие навыков работы в группе и поведения на массовых  мероприятиях

Познавательные:

совершенствование навыков познавательного чтения; установления причинно-следственных связей между соблюдением традиций. Образом жизни и восприятием нас со стороны «других».

Уважительное отношение к культурным традициям своей и сраны и народа; осознание значения семьи и жизни человека и общества; принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семье.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «красный угол», «Домострой», «мясоед»,  «Всероссийский день семьи, любви и верности». Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения ( в доме православного христианина, на празднике семьи, любви и верности.

8

История ислама в России

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Знать основные события, связанные с историей ислама в России с древности до соврменности. Иметь представление о веротерпимости. Существовавшей в исламских государствах, и терпимости русского правительства по отношению к мусулманам после вхождения мусульманских государств в состав России. Объяснять смысл понятия «медресе»

Познавательные:

Совершенствование навыков установления причинно-следственных связей между историческими событиями и их отражением в религиозной жизни общества; формулирования определений понятий; ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; выделение главного и второстепенного; работы с метафорами; принятие позиции «другого»

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, составление плана, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

9

Ислам  в современной России

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Иметь представление о современном этапе развития мусульманства в нашей стране, мусульманском религиозном образовании и мусульманских организациях.  Понимать важность в жизни современных российских мусульман ценностей милосердия, мира и согласия.

Познавательные:

Совершенствование навыков установления причинно- следственных связей между социальными явлениями и их отражением в жизни общества; формулирования определений понятий. Совершенствование навыков ознакомительного. изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятие позиции «другого».

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Оценка информации, представленной рассказом учителя.

10

Дом и семья в исламе

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний.

Характеризовать основные особенности мусульманского календаря.

Знать основные мусульманские праздники.

Иметь представление об устройстве мечети

Знать основные сюжеты ислама. Понимать значение дарования заповедей пророка Мухаммеда и их роль в истории ислама. Характеризовать особенности положения татарского народа в мире.

Регулятивные: совершенствование навыков целеполагания.

Коммуникативные:

Совершенствование навыков формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнерами по образовательному процессу; адекватного использования письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создание моделей и схем; развитие навыков организации и участия в ролевых играх.

Познавательные:

Совершенствование  навыков установления Совершенствование навыков установления причинно- следственных связей между социальными явлениями и их отражением в жизни общества; формулирования определений понятий. Совершенствование навыков ознакомительного. изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятие позиции «другого».

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества

Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста. Конструирование выводов по теме.

11

Появление и развитие иудаизма в России

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Иметь представление об основных взглядах иудеев на мир. Понимать суть и нравственное значение основных норм иудейского вероучения.

Объяснять смысл представлений о богоизбранности еврейского народа

Знать основные сюжеты ветхозаветных преданий иудаизма. Понимать значение дарования десяти заповедей пророку Моисею и их роль в истории иудаизма. Осознавать значение десяти заповедей как нравственной основы иудейской религии. Характеризовать особенности положения еврейского народа в мире.

Знать основную причину появления еврейского населения в России

Познавательные:

Совершенствование навыков установления причинно- следственных связей между социальными явлениями и их отражением в жизни общества; формулирования определений понятий. Совершенствование навыков ознакомительного. изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятие позиции «другого».

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества

Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста. Конструирование выводов по теме.

12

Иудаизм в СССР и современной России

1

Знать основные события, связанные с историей иудаизма в СССР и современной России. Осознавать масштаб трагедии Холокоста и значение патриотической позиции еврейского народа в годы В.О. войны . Понимать важную роль иудейской общины в проповеди идеалов и ценностей милосердия. Любви к ближнему, взаимной терпимости разных народов и культур в современном российском обществе.

Познавательные:

Совершенствование  навыков установления Совершенствование навыков установления причинно- следственных связей между социальными явлениями и их отражением в жизни общества; формулирования определений понятий. Совершенствование навыков ознакомительного. изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятие позиции «другого». Формирование адекватного восприятия «экранной культуры»

Выражение гражданского патриотизма и любви к Родине; признание ценности жизни во всех ее проявлениях. Освоение социальных норм, правил поведения с учетом с учетом этнокультурных ценностей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего духовному многообразию современного мира

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование  определений понятий «Холокост». «Еврейский антифашистский комитет», «Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России».

13

Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Иметь представление об особенностях иудейской культуры, связанных с особенностями существования иудейских общин в России. Понимать важность ценностей семьи, дома, любви к ближнему. Взаимопомощи и милосердия в иудейской культуре.  

Регулятивные: совершенствование навыков целеполагания.

Коммуникативные:

Совершенствование навыков формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнерами по образовательному процессу; адекватного использования письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создание моделей и схем; развитие навыков организации и участия в ролевых играх.

Познавательные:

Совершенствование  навыков установления Совершенствование навыков установления причинно- следственных связей между социальными явлениями и их отражением в жизни общества; формулирования определений понятий. Совершенствование навыков ознакомительного. изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятие позиции «другого».

Уважительное отношение культурным традициям своей страны и народа; ориентация в особенностях социальных отношений. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий: «законоучитель». «обряд выкупа первенца». Извлечение информации из различных  знаковых системах. Фиксация информации в различных знаковых системах. Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов связей; владение культурной традицией своего народа. Познавательное чтение.

14

Появление и развитие буддизма в России

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Знать основные события, связанные с появлением буддизма на территории России. Характеризовать особенности тибетского буддизма. Объяснять смысл понятий «лама», «далай-лама», «хурул», «дуган», «дацан».

Познавательные:

Совершенствование навыков установления причинно - следственных связей между социальными явлениями и их отражением в жизни общества; формулирования определений понятий. Совершенствование навыков ознакомительного. изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятие позиции «другого».

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики. Развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Формирование историко-географического образа России; межконфессиональной толерантности, готовности к сотрудничеству с людьми иных этносов и культур.

15

Буддизм в СССР и современной России

1

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Знать основные события, связанные с историей буддизма в СССР и современной России. Иметь представление о патриотической позиции российских буддистов в годы В.О. войны. Понимать важность ценностей милосердия, любви к ближнему. Которые утверждаются современными российскими буддистами в наем обшестве.

Познавательные:

Совершенствование навыков установления причинно - следственных связей между социальными явлениями и их отражением в жизни общества; формулирования определений понятий. Совершенствование навыков ознакомительного. изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятие позиции «другого».

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. Освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей; формирование целостного мировоззрения, соответствующего духовному многообразию современного мира.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «традиционная буддийская сангха России», «Духовное управление буддистов России». Извлечение информации из различных знаковых систем. Фиксация информации в различных знаковых систем.

16

Буддизм в культуре и традициях народов России.

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Объяснять суть четырех благородных истин буддизма. Характеризовать счастливые и несчастливые перерождения. Понимать суть и нравственное значение основных норм буддийского вероучения.

Иметь представление о способах достижения нирваны, трех драгоценностях буддизма

Знать основные праздники и обряды буддизма. Характеризовать основные направления буддизма и их особенности. Понимать роль бод- хисатв и обладание буддистами шестью качествами в махаяне. Иметь представление о роли монашества и монастырей в буддизме

Регулятивные: совершенствование навыков целеполагания.

Коммуникативные:

Совершенствование навыков формулирования собственной точки зрения в сотрудничестве с партнерами по образовательному процессу; адекватного использования письменной и устной речи для решения коммуникационных задач и отражения собственных мыслей; создание моделей и схем; развитие навыков организации и участия в ролевых играх.

Познавательные:

Совершенствование  навыков установления Совершенствование навыков установления причинно- следственных связей между социальными явлениями и их отражением в жизни общества; формулирования определений понятий. Совершенствование навыков ознакомительного. изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирования текстов; выделения главного и второстепенного; работы с метафорами; принятие позиции «другого».

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста. Конструирование выводов по теме.

17

Повторительно-обобщающий урок

1

Повторительно-обобщающий

Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение их актуализации. Обобщение и систематизация знаний по курсу этики и этикета. Подготовка к восприятию и усвоению курса этики в 5 классе

Регулятивные: составление тестового задания.

Познавательные: выполнение заданий тестового характера, ответы на вопросы, соотнесение пословицы с темой. Коммуникативные: основы работы в парах и группах

Компетенции владения основами этики и этикета: знание понятий и определений, соотнесение определения с понятиями, пословиц с изученными темами; выполнение тестовых заданий

Беседа, комментированное

чтение, устный рассказ на

тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с

источниками информации,

подготовка творческой

беседы с членами семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс. ФГОС.

Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из...

Рабочая программа курса ОДНКНР

Рабочая программа ОДНКНР составлена на основе Рабочая программа по истории  составлена в соответствии с Федерального государственного стандарта (2010 г.), Примерной программой основного общего об...

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс 2016

Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс 2016...

рабочая программа по ОДНКНР 5 класс

рабочаая программа по ОДНКНР 5 класс...

Рабочая программа по ОДНКНР автор Н.Ф.Виноградова

Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с уазанием основных видов учебной деятельности...

Учебная рабочая программа по ОДНКНР

Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков; ...

Рабочая программа по ОДНКНР

Рабочая программа по ИСТОКАМ 5 класс....