НПК "Старт в науку"
материал (8 класс)
Исследовательская работа "Роль односотавных предложений в стихах поэта-земляка У.Б.Дашкина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
npk_dashkin.docx | 40.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУСОШ №1 с.Средняя Елюзань
Городищенского района
Пензенской области
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Исследовательская работа
Роль односоставных предложений
в стихотворениях поэта-земляка Умяра Дашкина
Автор:Куряева Амина ,учащаяся 9 б класса
Руководитель:Пятаева Альфия Рафиковна,
учитель русского языка и литературы
2022 г.
Краткая аннотация
Данная работа посвящена исследованию односоставных предложений в стихотворениях поэта-земляка Умяра Дашкина -Такие предложения помогают передать авторский замысел, раскрывают тончайшие оттенки поэтической речи поэта. При исследовании были использованы сборники стихотворений . Поэт активно использует в своём творчестве односоставные предложения.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
- Введение
- Основная часть
- Слово о поэте-земляке Умяре Дашкине
- Изучение односоставных предложений
- Определенно-личные предложения
- Неопределенно-личные предложения
- Безличные предложения
- Назывные предложения
- Заключение
- Список используемой литературы
- Введение
В русском языке наряду с простыми двусоставными предложениями существуют односоставные предложения. Известно, что различные виды односоставных предложений неодинаково распространены в речи. Нам показалось интересным понаблюдать за ролью односоставных предложений в поэтических текстах. В качестве материала мы выбрали стихотворения нашего поэта-земляка Умяра Дашкина .
Тема нашего исследования - «Односоставные предложения в стихотворениях поэта-земляка Умяра Дашкина »
Объект исследовательской работы - лирика поэта-земляка Умяра Дашкина .При исследовании использовались сборники его стихотворений
Предмет исследования – односоставные предложения, используемые Умяром Дашкиным в своих стихотворениях.
Гипотеза - односоставные предложения, как никакие другие, показывают богатство языковых средств русского языка, способны привлечь внимание к наиболее важному в стихотворении. Предположим, что данный вид предложений широко используется в лирике Умяра Дашкина .
Цель исследовательской работы: исследование стихотворений Умяра Дашкина. на наличие односоставных предложений; определение позиции автора через синтаксические языковые средства, а именно, односоставные предложения.
Методы исследования:
- сравнение
- обобщение
- анализ
- опрос
Задачи исследования:
1.Познакомиться с биографией поэта, которая, естественно, оказывает влияние на творческие замыслы, на выражение авторской позиции в творчестве.
2. Изучить стихотворения Умяра Дашкин
3. Определить темы и идеи стихотворений.
4. Подробно изучить виды односоставных предложений, их особенности.
5. Найти стихотворения с односоставными предложениями.
6. Определить влияние данного вида предложений на поэтику произведения, выражение основной мысли.
Выполненную работу считаем актуальной, так как она способна привлечь внимание к творчеству поэта-земляка. Проведя опрос учителей-филологов школы о трудностях, возникающих при изучении темы «Односоставные предложения», сделаны выводы, что данная тема вызывает много вопросов в понимании школьников. Но как никакая другая она раскрывает богатство языковых средств русского языка. Наша работа помогает изучать данную тему, опираясь на краеведческий материал.
Таким образом, данная работа может найти своё практическое применение при изучении односоставных предложений на уроках русского языка в 8 классе, а также во внеклассной воспитательной работе (проведение вечеров поэзии, литературных гостиных).
- Основная часть
Сердцем думаю,
Рукой строчу,
Языком говорю,
Умом прозу пишу…
Людям быть полезным хочу…
Умяр Дашкин
1. Слово о поэте-земляке Умяре Биляловиче Дашкине .
Пензенский край дал татарской литературе много талантливых писателей и поэтов , среди них своё скромное место занимает и Умяр Билялович Дашкин.Умяр Билялович родился 7 июля 1912 года в деревне Средняя Елюзань нынешнего Городищенского района Пензенской области в многодетной, образованной семье. Он с малых лет самостоятельно изучал арабскиий язык , физику, химию, владел русской грамотой. С 15 лет начал сочинять стихи и писать философские размышления. У него была большая библиотека. Умяр Билялович выписывал журналы, изучал философию. Он не являлся профессиональным писателем ,всю жизнь трудился на своей родной земле. Выделялся образованностью,нравственностью,трудолюбием.
Любил литературу, в течение всей жизни писал стихи.
Поэт пишет об общественно -социальных событиях страны, о любви, о нравственности.Он стремится облагородить людей, улучшить духовное состояние обществуа, критикует за недостатки.Произведения Гумяра дашкина созвучны и духовным потребностям современных читателей.
Умяр Дашкин является автором сборников стихов «Люблю тебя,моя Елюзань » . Много интересного из жизни земляка односельчане узнали благодаря его младшему сыну Асияту, который передал сохранившиеся рукописи отца профессору Казанского университета Хатыйпу Миннегулову для того, чтобы он переложил их на кириллицу.
Поэзия писателя–земляка является родной и близкой для нас, наполненной жизненной правдой, нравственной чистотой, гражданственностью и при всём этом глубоким лиризмом.
2. Изучение односоставных предложений
Односоставное предложение - это предложение, грамматическая основа которого состоит только из одного главного члена, который равен по форме либо подлежащему, либо сказуемому.
По структуре односоставные предложения противопоставлены двусоставным, так как в первых представлен только один главный член, схожий по форме с одним из главных членов двусоставного предложения.
Односоставные предложения делятся на две группы:
- С главным членом подлежащим (назывные )
- С главным членом сказуемым (определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные и безличные)
В 17 веке М.В. Ломоносов писал об определенно-личных предложениях, что «умолчание» личных местоимений перед спрягаемыми формами глаголов «украшению служит».
Идея так называемой «грамматической оппозиции» «двусоставное/односоставное предложение» в русском синтаксисе принадлежит академику Алексею Александровичу Шахматову.
Большую работу по исследованию данного вида предложений провел А.М Пешковский, известный языковед, специалист по грамматике и стилистике русского языка, автор книги «Русский синтаксис в научном освещении».
На уровне современного русского языка над изучением грамматической формы односоставных предложений работают многие ученые-филологи. К их числу принадлежит Вера Васильевна Бабайцева, автор учебных пособий и научных статей по современному русскому языку.
Односоставные предложения являются ярким выразительным средством русского языка. Нередко они выступают как синтаксические синонимы двусоставных предложений, отличаясь от последних большей степенью эмоциональности.
Благодаря лаконичности такие предложения широко использовали в своих текстах даже именитые писатели и поэты: Пушкин, Есенин, Блок, Островский и другие.. Предполагаем, что они характерны и для поэзии Умяра Дашкина.
3. Определённо-личные предложения
Определённо-личные предложения - односоставные предложения со сказуемым — глаголом в форме 1-ого или 2 ого лица. Глагол в предложениях этого типа не нуждается в обязательном наличии местоимения, так как в его форме уже заключено указание на вполне определенное лицо.
Стихотворения Умяра Дашкина богаты определенно-личными предложениями, так как именно они помогают автору приблизиться к читателю, несут на себе доверительную интонацию.
Люблю тебя, Елюзань,
Отдам душу свою для вас… .
Елюзань моя , накрыл бы тебя
Лучами утренней зари….
Цветы твои полью
Чтобы ароматом дышать…
«Сельчанам»
Родители мои, корнями
Проросшие в селе,
Продолжаю род свой
Хлеборобом на земле.
Учусь,живя, как работник села,
Пишу ,чтобы повысить знания…
Куда бы ни ходил,
Всегда брал книги с собой,..
В школе учебой наслаждался ..
С книгами не расставался…
«Истоки просвещения»
Во всех данных примерах, сказуемые люблю, учусь, пишу выражены глаголом, стоящим в форме 1-го лица ед. ч. Эта форма удобна для передачи собственных наблюдений, воспоминаний, отношения к родному краю. В таких предложениях не обязательно подлежащее, так как оно уже подсказано окончанием сказуемого.
Умяр Дашкин оправданно употребляет в данных и подобных этим стихотворениях определенно-личные предложения. Употребление местоимения Я перетянуло бы внимание на себя. В этом случае главной в стихотворениях стала бы фигура автора, а это противоречит авторскому замыслу и идее стихотворений.
А.М. Пешковский на этот счет писал: «...предложения с местоимениями являют собой речь более вялую, разжиженную, спокойную, но ничем не более ясную».
Избавься от зла,
Чтоб душа была,
Как снег зимой –
Белым -бела….
Смотря в зеркало не раз,
Не дави, не издевайся,
Над народом и над нами,
Знай есть божий глас….
«Отражение», 1932 г.
Берегите здоровье нации…
Стыдитесь других..
Будьте примером другим,
Почетным для хвалы..
Не оставляй в беде брата,
Не забудь отца и брата
«Где начало нищеты»,1934 г.
Держитесь друг зп друга,
Пейте эту воду села,
Будет здоровье и сила,
Пользуйся благами труда….
«Елюзань-Казань»
Умяр Дашкин широко использует в своих стихотворениях определенно-личные предложения с глаголами повелительного наклонения, стоящими в форме 2-го лица единственного и множественного числа. В данных стихотворениях это глаголы избавься, не дави, не издевайся, не оставляй, не забудь .Именно они придают экспрессию жизненным ситуациям, которые передает в своем произведении наш земляк. Личная форма сказуемого активизирует читательское восприятие: Умяр Билялович вовлекает читателя в решение поставленной проблемы, призывает к нравственности.
Помни всех защитников,
Не забудь тех, кто не вернется никогда ,
Земляки, не забудьте…
«Победа»
4. Неопределённо-личные предложения
Неопределенно-личные предложения - это односоставные предложения со сказуемым — глаголом в форме 3-го лица множественного числа. Данный тип предложений может употребляться, если не имеет значения, кто совершает действие, если автор не хочет назвать действующее лицо или не знает его. О свойствах неопределенно-личных предложений пишет А.М. Пешковский: «Все сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено из речи, намеренно представлено как неизвестное, неопределенное». По эмоциональной окраске неопределенно-личные предложения тоже могут быть различны. В неопределенно-личных предложениях глагол-сказуемое может быть употреблен в форме любого времени.
Необходимо отметить, что неопределенно-личные предложения менее частотны по употреблению в современном русском языке, чем определенно-личные, так как сфера их употребления более узкая. В стихотворениях Умяра Дашкина такие предложения встречаются редко. И всё-таки употребление неопределённо-личных предложений позволяет Умяру Дашкину акцентировать внимание на глаголе-сказуемом, то есть на действии, в то время как субъект действия отодвигается на задний план независимо от того, известен он читателю или нет.
Были дожди в былые года,
Урожаю радовались тогда…
«История»
Жили в тесноте,бедноте,
Без доброты , в нищете…
«Тысячелетие»
5. Безличные предложения
Это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Но отсутствие подлежащего не ведет к их структурной неполноте. «Наиболее употребительная и самая пестрая по структуре разновидность», - так эти предложения характеризуются В.В. Бабайцевой. Безличные предложения широко представлены и в исследуемых стихотворениях.
Нельзя совершать зло,
Делай только добро….
«Зло и добро»
Жить хочется мне,
Если внуки рядом…
«Внуки»
Надо идти нога в ногу,
Сохраняя нашу природу…
«Пророк и религия»
Сказуемое в безличном предложении выражено словом нет, при котором нет и не может быть подлежащего.
Безличные предложения помогают выразить желания поэта:
Невежа-нет у тебя ума,
У тебя в жизни нет ремесла….
«Невежа»
6. Назывные предложения
Назывные предложения- односоставные предложения, которые имеют один главный член — подлежащее. Такие предложения сразу вводят читателя в обстановку действия.
Называя предметы, писатели рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру.
Приведём примеры одной из особенностей синтаксиса Умяра Дашкина употребление цепочки односоставных назывных предложений, выделяющих определённые предметы и признаки. Отдельные детали, как на фотографии, позволяют запечатлеть образ:
Голод, разруха, нищета…
Финансовый крах,
У всех на глазах страх…
«Победа»
Яркие штрихи в виде назывных предложений представляют общую картину жизни. У. Дашкин дает читателю возможность самостоятельно додумать, до воображать, представить всю картину в целом.
Жаркие июльские дни,
Большие пожары в Елюзани….
«Пожар» , 1951 г.
Слабость, похудение,усталость
..
Недостаток витаминов…
Назывные предложения позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние героя; сосредоточив наше внимание на отдельных предметах, автор тем самым выделяет их из всей обстановки. Эти детали представляются поэту, а вслед за ним и читателю особо важными, помогают воссоздать картину в целом, а все лишнее, ненужное опускается.
III. Заключение
Исследовав стихотворения Умяра Дашкин, мы пришли к выводу, что поэт активно использует в своем творчестве односоставные предложения. Они помогают передать авторский замысел, раскрывают тончайшие оттенки поэтической речи У.Дашкина , придают речи лаконизм, экспрессию, динамику, дают возможность избежать излишнего повторения.
Наиболее употребительными оказались определенно-личные, реже употребляются неопределённо-личные и безличные предложения и назывные предложения. На наш взгляд, автору наиболее важны действия и состояния конкретного лица, лирического героя стихотворения. Также в стихотворениях поэт призывает к нравственности, милосердию, осуждает человеческие пороки, возвеличивает ум, образование, науку. Автор выражает свои просьбы и пожелания, открывает читателям душу, прививает моральные ценности.
Для дальнейшей работы мы с руководителем поставили перед собой цель: изучить не только синтаксические конструкции стихотворений У.Дашкина, но и проследить за языковыми средствами, средствами художественной выразительности. Поэтому считаем необходимым продолжить начатую работу по исследованию творчества земляка У.Дашкина.
Список используемой литературы
1. Бабайцева В.В. и др. Русский язык. Теория. 5–11-е кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2009.
2. Бархударов С.Г. и др. Русский язык: Учеб. для 8-го кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2010.
3. Исследовательский проект по русскому языку // Русский язык, № 38/98.
4. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Просвещение, 1956.
6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка / Под ред. И.Б. Голуб. 3-е изд., испр. М.: Рольф, 2001.
7. Рухленко Н.М. Односоставные предложения в художественном тексте // Русский язык в школе. 2001. № 5.
8. Дашкин У.Б. Сборник стихотворений «Люблю тебя,моя Елюзань »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока в 7-ых классах на тему "Информатика в системе наук. Интеграция информатики в другие науки"
Как уже говорилось ранее, мы живем в информационном обществе. Все предметы, окружающие нас, несут в себе определенную информацию. Таким образом, мы можем сказать, что:Информатика - это наука, изучающа...
Педагогика как наука, связанная с другими науками.
Цель:познакомить с основными разделами педагогики....
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПИСЬМО от 10 сентября 2013 г. N 01-50-377/11-555
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПИСЬМОот 10 сентября 2013 г. N 01-50-377/11-555...
Урок истории в 10 классе по теме «Наука история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук. Этапы развития исторической науки. Периодизация истории»
Урок истории в 10 классе...
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК. Структура современной географии. Методы географической науки. Источники географической информации....
Игра "Науки разные нужны, науки всякие важны"
Игру проводили на неделе естественных наук....
Игра "Науки разные нужны. науки всякие важны"
Внеклассное мероприятие В Неделе естественных наук...