Безопасность в школе
статья
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Гороховецкого района Владимирской области
Материалы к районному конкурсу
«Безопасность образовательной организации: вызовы времени»
Директор МБОУ СОШ №1 Бабкина Е.В.
г. Гороховец, 2020 год
Ответственность образовательных организаций по созданию безопасных условий в школе возрастает с каждым годом. В рамках своих компетенций школа проводит мероприятия, направленные на создание безопасных условий, проведение профилактических мероприятий, отработку практических навыков в умении действовать в чрезвычайной ситуации. Экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. В маленьком городке данной угрозе подвергается в основном молодежь, которая является активными пользователями социальных сетей. Выражение ненависти и вражды является одной из форм экстремистских проявлений. В процессе организации работы в данном направлении мы руководствуемся Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности.
Различают следующие виды экстремизма: политический, национальный, религиозный. В школе для предотвращения национального и религиозного экстремизма проводятся мероприятия с обучающимися, направленные на формирование законопослушного поведения, соблюдение культурных ценностей, не в ущерб представителям других национальностей, проживающих на этой же территории, создание терпимых условий по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религии.
Руководствуясь федеральным законодательством, на постоянном контроле находится фонд школьной библиотеки на отсутствие литературы экстремистского содержания. Данный список пополняется согласно обновлению на сайте Министерства юстиции РФ и находится в доступности для всех участников образовательного процесса. Контент фильтрация, установленная на компьютерах, подключенных к сети Интернет, ограничивает доступ к электронным версиям и сайтам экстремистского содержания.
На основании общероссийских статистических данных наблюдается увеличение неформальных молодежных движений экстремистской направленности. В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, нередко - несовершеннолетние лица 14 – 18 лет. Элементы экстремистского поведения молодежи формируются на фоне деформации социальной и культурной жизни, поэтому основной целью нашей школы является активное привлечение молодежи к различным видам внеурочной и досуговой деятельности. Наиболее популярны среди обучающихся волонтерское движение, Всероссийское движение «Юнармия», «Российское движение школьников». На особом контроле находятся дети социального риска и находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также их семьи, поскольку чаще всего они имеют социальное неравенство, желание самоутвердиться в мире взрослых, недостаточную социальную зрелость, а также недостаточный профессиональный и жизненный опыт, а, следовательно, и сравнительно невысокий социальный статус. Опасность для всего населения представляют молодежные экстремистские группы. На первый взгляд, это спонтанно собранные объединения подростков, но на самом деле в них существует вертикальная власть, безоговорочное подчинение. Существует большое количество классификаций неформальных подростковых объединений по различным признакам. В настоящее время наиболее актуальным вопросом работы с подростковыми формированиями является сохранение общественного спокойствия и профилактика правонарушений. На структуру молодежных движений и формирований оказывает влияние социальное расслоение общества, проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей, так и в уровне притязаний подростков. Таким образом, изучив природу приобщения подростков к неформальным группам, исследовав возможные причины экстремистских проявлений в подростково-молодежной среде, учитывая возрастные потребности этой категории молодежи, образовательное учреждение, являясь центром многонациональных культур, определяет систему мер по формированию у учащихся социально-психологической устойчивости, толерантного сознания, предупреждению подросткового экстремизма.
В этой системе мер обязательно присутствует:
- совершенствование методов работы в области семейной политики, направленных на повышение роли семьи в формировании личности;
- создание детских общественных организаций;
- организация досуга молодежи. Большой популярностью среди молодежи пользуются модные, зачастую не так давно возникшие виды досуга, создающие альтернативу антисоциальным экстремистским группировкам;
- использование ресурса имеющихся молодежных неформальных объединений, основой которых является стремление молодых людей организовать свой досуг, посредством творческого и физического совершенствования.
Система профилактических бесед присутствует и в содержании учебных предметов. При изучении таких школьных предметов, как основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), обществознание, следует использовать возможности образовательных программ для становления правового воспитания учащихся. «Литература», «История» помогут обратить внимание учащихся на культурное и историческое наследие других народов, на то, как они обогатили русскую культуру, и какой внесли вклад в развитие нашей страны. Данные дисциплины должны способствовать формированию у них таких качеств и возможностей как:
∙чувства российского патриотизма, гражданственности, ответственности за жизнь своей страны, сохранности ее духовного и культурного наследия;
∙толерантности, терпимости к проявлению индивидуальности другими людьми;
∙уважения прав других людей иметь разные точки зрения;
∙способности самостоятельно анализировать информацию, в том числе обществоведческого, политического, экономического, социального характера;
∙умение самостоятельно осуществлять выбор своей позиции, принимать решения, осознавать их последствия;
∙осуществление своих социальных ролей в обществе, семье, трудовом коллективе.
Ведущую роль в данном направлении имеет педагог-психолог. Он проводит аналитическую, коррекционную работу, обеспечивает психологическое сопровождение обучающихся и родителей. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей предусматривает обучение родителей знаниям и навыкам, способствующим эффективному и развивающему поведению в семье. В школе психолого-педагогическое просвещение родителей осуществляется по следующим тематикам:
- Молодежные субкультуры(5-9 класс). Формирование у родителей общих представлений о понятиях «молодежные неформальные объединения», «молодежные субкультуры», «деструктивные молодежные объединения».
- Преступления и наказания (5-7 класс). Меры ответственности родителей за преступления, совершаемые несовершеннолетними детьми.
- Психолого-педагогические основы проявления агрессии у детей и профилактика экстремизма в подростково-молодежной среде (5-9 класс). Развитие представлений родителей о психолого-педагогических аспектах проявления форм агрессии.
- Профилактика социальной агрессии, вандализма в детско-подростковой и молодежной среде. Закон и ответственность (8-11 класс). Меры ответственности родителей за преступления, совершаемые несовершеннолетними детьми. Преступление и подросток. Вовлечение детей в преступную деятельность. Возраст уголовной ответственности. Правонарушения несовершеннолетних. Виды юридической ответственности.
- Терроризм и экстремизм (9-11 класс). Информирование родителей о понятии терроризм, экстремизм. Ознакомление родителей с основными составляющими формирования у подростков твердой жизненной позиции. Обсуждение проблемы занятости подростков во внеурочное время с целью профилактики негативных проявлений в поведении.
Тематика повышение правовой компетентности обучающихся:
Вандализм: причины и последствия (8-9, 10 -11 кл.)
Экстремизм и терроризм. Административная и уголовная ответственность за проявления экстремизма (10-11 кл.).
Об эффективности работы можно судить по:
- появлению у обучающихся оптимистической и рефлексивной жизненной позиции, выражающейся в позитивном отношении к себе и окружающим, адекватной самооценке;
-ориентации на гуманистические ценности;
-готовности к саморазвитию и самовоспитанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Безопасность в школе
По всем предметам есть оценки 2, 3, 4, 5, а по ОБЖ `2` - это труп, `3`,`4` - инвалид или калека, `5` жив – здоров...
Пожарная безопасность в школе
Пожарная безопасность в школе – это курс знаний, который должен усвоить каждый учащийся, а также состояние школы, характеризуемое возможностью предотвращения развития пожара и возможностью адекватной ...
Урок по ОБЖ "Пожарная безопасность в школе. Оказание медицинской помощи".
Урок проведён в рамках открытого всероссийского урока по основам безопасности жизнедеятельности. Участники - 9-11 классы. С приглашением медицинского работника....
Презентация по ОБЖ "Пожарная безопасность в школе"
Презентация к уроку "Пожарная безопасность"....
порограмма по обучению мерам пожарной безопасности в школе.
Цель - обучение школьников по изучению правил пожарной безопасности и привлечения их к организации пропаганды пожаробезопасного поведения среди учащихся и населения.Программа рассчитана на 11 ле...
Родительское собрание: «Личная безопасность на каждый день (безопасность в школе и дома)»
Тема: «Безопасность на каждый день: личная безопасность школьника в школе и дома» Цель: • объединить усилия семьи и школы в формировании у младших школьников ответственного отношения ...
Образовательный проект "Безопасный маршрут "Школа-дом-школа "
Безопасный маршрут...