Роль воспитания в образовательном процессе
статья
Выступление на педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_vospitaniya_v_obrazovatelnom_protsesse.docx | 14.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль воспитания в образовательном процессе
В концепции обновления современного российского образования воспитание детей и молодежи рассматривается как один из основных приоритетов деятельности образовательных учреждений. Это обусловлено целым рядом проблем, с которыми сталкивается современное российское общество в целом и образовательные учреждения в частности.
В настоящее время хорошее воспитание (воспитанность) не рассматривается значительной частью общества как важное условие достижения высокого качества жизни отдельного человека и общества в целом. Вместе с тем, хорошее образование (воспитание и обучение) является ключевым параметром, определяющим качество жизни, поскольку создает условия и предпосылки для развития экономики и социальной сферы. Образование создает широкие возможности интеллектуально-духовной жизни человека, развития внутреннего потенциала.
Далеко не всегда педагоги в своей повседневной профессиональной деятельности учитывают особенности современных детей и молодежи. Обозначенные проблемы непосредственно связаны с необходимостью определения результата воспитания. Воспитательная деятельность всегда нацелена на некоторые изменения во внутреннем мире личности (ценностей, отношений и др.). Именно поэтому непосредственно увидеть, зафиксировать и дать объективную оценку этим субъективным внутренним изменениям весьма сложно.
Образовательная среда является совокупностью социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности, ее мировосприятия. При этом одна из важнейших задач правильно организованной образовательной среды –выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.
В творческой образовательной среде формируется личность, которая характеризуется тем, что в ней происходит саморазвитие свободной и активной личности. Только творческая (идейная) образовательная среда может функционировать как среда развития одаренности личности. Именно в такой среде происходит саморазвитие свободной и активной личности. Таким образом, задачей развития образовательной среды муниципальных образований является выстраивание на муниципальном уровне и уровне образовательного учреждения системы целенаправленной деятельности по выявлению, созданию условий для максимального проявления и развития разносторонних талантов детей и подростков.
Для эффективности воспитания в образовательных учреждениях необходимо учитывать следующие особенности:
- любая воспитательная деятельность нацелена на некоторые изменения во внутреннем мире личности, ценностей, отношений и пр.
- изменения во внутреннем мире человека часто проходят незамеченными не только для педагогов, родителей, но и для других близких ребенку людей; факторы, которые влияют на становление и развитие человека, его социально-психологические качества весьма разнообразны.
- необходимы и разные методы изучения эффективности воспитания, подходы к интерпретации полученных результатов.
Из всего этого следует, что изучение эффективности воспитательной деятельности должно быть основано на системном подходе, означающем анализ всех ключевых компонентов педагогической системы в целостности ее структуры, процессов (явлений) и результатов.
Образовательная среда школы может стать оптимальной для развития школьника и его мировосприятия только при наличии возможности влияния на нее; если среда будет гибкой, т.е. соответствующей следующим условиям:
согласование ценностей, на основе которых строится и развивается образовательная среда школы с ценностями и запросами школьников и их родителей;
−в образовательной среде школы должна быть учтена специфика семейного воспитания и региональных социокультурных традиций;
−активное и непосредственное участие школьников совместно с педагогами и родителями в создании и развитии образовательной среды школы;
−возможность для школьника самоопределиться по отношению к своей социально-образовательной роли в школьной среде. Таким образом, взаимовлияние школьной среды и личности ребенка может возникать на основе всестороннего взаимодействия субъектов как внутри школьной среды, так и вне ее.
Необходимо предоставлять возможность для самоопределения школьников по отношению к своей образовательной деятельности, возможность выбора содержания и видов деятельности, жизненных перспектив, успешной личностной и профессиональной социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Повышение роли обучающихся в образовательном процессе с целью мотивации познавательной деятельности».
Цель: Формирование активности обучающихся, самостоятельности, личной инициативы и творчества, повышение качества учебно-воспитательного процесса.Реализации поставленной цели способствует решение следу...
презентация к методической разработке "Роль игры в образовательном процессе"
Данная презентация содержит материал об игровой деятельности....
Название доклада «Презентации и их роль в учебно-образовательном процессе»
Современные педагогические технологии такие, как проектная методика, использование новых мультимедийных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать ли...
Название доклада «Презентации и их роль в учебно-образовательном процессе»
Современные педагогические технологии такие, как проектная методика, использование новых мультимедийных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать ли...
Роль родителей в образовательном процессе.
Выступление "Роль родителей в образовательном процессе" (текст+презентация) Ссылка на презентацию https://yadi.sk/i/yKfE7EA3sLRMW...
Статья "Роль учителя в образовательном процессе в свете изменений профессионального стандарта"
Профессиональный стандарт применяется в сфере дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования.Профессиональный стандарт педагога может применяться при:формир...
РОЛЬ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
АННОТАЦИЯ В статье рассматривается индивидуализация как психолого-педагогический феномен. Акцент делается на ведущей роли индивидуализации в современном образовательном процессе. Приведены принци...