рабочая программа по ОДКНР 5 класс
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа по основам духовно-нравственных культур народов России составлена в соответсвтии со стандартами третьего поколения (ФГОС ООО). Рабочая программа состоит из следующих разделов: планируемые результаты, содержание учебного предмета, тематическое планирование. программа составлена с учетом элемента воспитания, включен перечень цифровых образовательных ресурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________/______________________/ ФИО Протокол № _________от «_______»_________________2022г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ «Школа№ 25» ___________/_________________________/ ФИО «______» ___________________2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Султановой Гульнары Гумеровны (учителя первой категории)
по Основам духовно-нравственной культуры народов России
для 5 класса (базовый уровень)
Рассмотрено на заседании педагогического совета
Протокол № ___от «__»_____________2022г.
2022-2023 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности .
2. Гражданское воспитание
- Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, по- ведении, расточительном потребительстве;
- сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
- Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
■ умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рас- суждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
■ умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково-символические / моделирование);
■ смысловое чтение;
■ развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
■ умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
■ умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
■ формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
■ умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);
■ умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);
■ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рам- ках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
■ умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);
■ владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
■ Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданство-образующих религий для формирования личности гражданина России;
■ иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны;
■ понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно- нравственным развитием личности и социальным поведением.
Тема 2. Наш дом — Россия
■ Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;
■ знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий;
■ понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость.
Тема 3. Язык и история
■ Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности;
■ иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры;
■ понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия;
■ обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей
■ Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России;
■ знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества;
■ понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры;
■ иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.
Тема 5. Истоки родной культуры
■ Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
■ осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия;
■ уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.
Тема 6. Материальная культура
■ Иметь представление об артефактах культуры;
■ иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;
■ понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры;
■ понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами.
Тема 7. Духовная культура
■ Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;
■ знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;
■ понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;
■ осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов;
■ знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны.
Тема 8. Культура и религия
■ Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции;
■ осознавать связь религии и морали;
■ понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
■ уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.
Тема 9. Культура и образование
■ Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества;
■ иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;
■ понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
■ приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека;
■ понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие)
■ Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях;
■ выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа;
■ предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики;
■ обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей
■ Знать и понимать смысл термина «семья»;
■ иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье;
■ осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени;
■ уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями её существования;
■ понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;
■ осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную роль;
■ понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.
Тема 12. Родина начинается с семьи
■ Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
■ осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;
■ понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;
■ обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества.
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России
■ Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений;
■ знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;
■ уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;
■ осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России
■ Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях;
■ уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;
■ знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;
■ понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала.
Тема 15. Труд в истории семьи
■ Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
■ понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;
■ осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей;
■ характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)
■ Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;
■ выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;
■ предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между куль- турой и духовно-нравственными ценностями семьи;
■ обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура
■ Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры;
■ уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и культуры;
■ понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества;
■ знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры
■ Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости;
■ осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве;
■ обосновывать важность творчества как реализацию духовно- нравственных ценностей человека;
■ доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
■ знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности
■ Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;
■ обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;
■ понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность
■ Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;
■ иметь представление о значении и функциях изучения истории;
■ осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота.
Тема 21. Литература как язык культуры
■ Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;
■ рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка;
■ обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
■ находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях.
Тема 22. Взаимовлияние культур
■ Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества;
■ понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
■ знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа
■ Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно- нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая па- мять и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности российского народа:
■ осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие
■ Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;
■ называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают;
■ уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;
■ понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
■ демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;
■ уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.
Тема 25. Праздники в культуре народов России
■ Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры;
■ устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;
■ различать основные типы праздников;
■ уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;
■ анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
■ понимать основной смысл семейных праздников:
■ определять нравственный смысл праздников народов России;
■ осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры народов России
■ Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития;
■ понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
■ осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами жилищ;
■ осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России;
■ устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры;
■ иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.
Тема 27. Музыкальная культура народов России
■ Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка;
■ обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
■ находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений;
■ знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты
Тема 28. Изобразительное искусство народов России
■ Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства;
■ уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;
■ обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
■ находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства;
■ знать основные темы изобразительного искусства народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России
■ Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств;
■ понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
■ воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;
■ знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;
■ оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
■ Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона;
■ уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;
■ уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для пятиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей);
■ понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие)
■ Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии;
■ понимать, что такое культурная карта народов России;
■ описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России
■ Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства;
■ понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов.
Содержание учебного курса «Основы духовно- нравственной культуры народов России»
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека.
Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.
Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России.
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.
Тематическое планирование
№ | Тема | кол-во часов | электронные (цифровые ресурсы) | элементы воспитания |
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» | ||||
1 | Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? | 1 | www. you tube | формирование уважительного отношения к культуре и нравственным ценностям, передающимся через ее познание, своего народа и народов России |
2 | Наш дом — Россия | 1 | Медиатека «Просвещение» | формирование уважения к прошлому, настоящему Отечества, формирование гражданского самоопределения, как гражданина России |
3 | Язык и история | 1 | осознание своей гражданской идентичности через знание истории, языка и культуры своего народа, своего края | |
4 | Русский язык — язык общения и язык возможностей | 1 | формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению. | |
5 | Истоки родной культуры | 1 | www. you tube | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; |
6 | Материальная культура | 1 | ||
7 | Духовная культура | 1 | ||
8 | Культура и религия | 1 | Медиатека «Просвещение» | |
9 | Культура и образование | 1 | ||
10 | Многообразие культур России (практическое занятие) | 1 | www. you tube | |
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» | ||||
11 | Семья — хранитель духовных ценностей | 1 | www. you tube | осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении. |
12 | Родина начинается с семьи | 1 | ||
13 | Традиции семейного воспитания в России | 1 | ||
14 | Образ семьи в культуре народов России | 1 | ||
15 | Труд в истории семьи | 1 | ||
16 | Семья в современном мире (практическое занятие) | 1 | ||
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» | ||||
17 | Личность — общество — культура | 1 | Медиатека «Просвещение» | Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении; формирование понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. |
18 | Духовный мир человека. Человек — творец культуры | 1 | ||
19 | Личность и духовно-нравственные ценности | 1 | ||
20 | Историческая память как духовно-нравственная ценность | 1 | ||
21 | Литература как язык культуры | 1 | ||
22 | Взаимовлияние культур | 1 | ||
23 | Духовно-нравственные ценности российского народа | 1 | www. you tube | формирование российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности. |
24 | Регионы России: культурное многообразие | 1 | ||
25 | Праздники в культуре народов России | 1 | www. you tube | |
26 | Памятники в культуре народов России | 1 | ||
27 | Музыкальная культура народов России | 1 | Медиатека «Просвещение» | |
28 | Изобразительное искусство народов России | 1 | ||
29 | Фольклор и литература народов России | 1 | ||
30 | Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие) | 1 | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. | |
31 | Культурная карта России (практическое занятие) | 1 | ||
32 | Единство страны — залог будущего России | 1 | www. you tube | формирование нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; |
33 | Повторение тематического блока | 1 | ||
34 | Итоговое повторение | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...
Рабочая программа по ОДКНР 5 класс
Рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградов, Виноградова Н....

Рабочие программы 1-4 классы. Г.С. Ригина, Л.В. Школяр, В.О.Усачёва. Рабочие программы 5-8 классы. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева.
Рабочие программы 1-8 классы...

Рабочая программа Spotlight, 5 класс (конструктор рабочих программ).
Рабочая программа. Создана с помощью конструктора рабочих программ....