Педагогический проект «Мир музыкальных инструментов» ( детско –родительский ).
проект
Материал по систематизации у детей знаний о музыкальных инструментах симфонического и народных оркестров, в формате педагогического проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detsko_-roditelskiy_proekt_mir_muz.instrumentov.docx | 33.23 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Лесная сказка»
Педагогический проект
«Мир музыкальных инструментов»
(детско –родительский).
Участники проекта: дети старшей
группы -10 человек, возраст 6-7 лет,
родители, педагоги.
Вид проекта: творческий, познавательный
Продолжительность: 2 недели, апрель.
Автор-разработчик:
Казакова Светлана Станиславовна.
1. Аналитико-прогностическое обоснование проекта.
1.1. Актуальность выбранного направления, определившая необходимость проекта.
Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека.
Основы музыкальной культуры закладываются в детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, накапливаются знания и тот опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее эстетическое восприятие
искусства и окружающего мира.
Понимание дошкольного образования как активизации работы души ребенка заставляет педагога искать новые пути приобщения дошкольников к произведениям
мировой музыкальной классики, выбирать более эффективные средства музыкального
воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от ребенка внимания, памяти,
развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольника пока нет.
Чтобы научить ребенка понимать особенности музыки как вида искусства, необходимо акцентировать его внимание на жанре и характере музыки, средствах музыкальной выразительности, разнообразии музыкальных инструментов.
Поэтому важно использовать те возможности, которые доступны: просмотр телепередач и фрагментов концертов симфонической музыки в записи, слушание классической музыки в исполнении разных инструментов в НОД и свободное время, рассматривание иллюстраций с изображением инструментов разных групп: ударных, клавишных, духовых, струнных. Классическая музыка оставляет яркий след в музыкальной памяти детей, обогащает ребенка и развивает. Но сложный для восприятия материал должен преподноситься в интересной и доступной ребенку форме. Дети лучше всего воспринимают информацию, если она предлагается в игре. Если в играх использовать музыку и те знания о музыкальных инструментах, которые ребенок приобрел, то появляется возможность в интересной и доступной ребенку форме систематизировать и закрепить сложный для понимания музыкальный материал.
Для систематизации у детей знаний о музыкальных инструментах симфонического и народных оркестров я применяю музыкально-дидактические игры, которые на ребенка воздействуют комплексно и вызывают не только интерес, но и способствуют зрительной, слуховой активности, развивают музыкальную память и мышление, расширяют восприятие в целом. Образная, игровая форма, применение упражнений и игровых действий поддерживает интерес детей к знакомству с музыкальными инструментами.
«Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А.Эйнштейн. «…творчество – разновидность поисковой активности», - утверждал В. Ротенберг.
Технология проектирования делает дошкольников активными участниками познавательного процесса, становится инструментом саморазвития детей. Опыт, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает уверенность в своих силах, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия. Дошкольное детство – это возрастной этап, когда дети только начинают путешествие в мир музыки и музыкальных инструментов. Проектная деятельность – инструмент для развития личной позиции ребенка, приобщения к музыкальной культуре, воспитания художественного вкуса
Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности. Уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые знакомство с классической музыкой в исполнении разных инструментов обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает нашу жизнь в звуках разносторонне и полно. Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к музыке можно и через знакомство с музыкальными инструментами.
За время работы над темой ребята научились различать инструменты по внешнему виду и звучанию. Дети знают о принадлежности инструментов к разным группам (ударные, духовые, струнные и т.д.), об использовании инструментов в разных оркестрах (симфоническом, народном, духовом). В работе по теме моими помощниками и единомышленниками всегда были воспитатели. Некоторые родители откликались на просьбы о помощи, но большинство пап и мам воспитанников не проявляли интереса к слушанию детьми музыки и работе по знакомству с инструментами, проводимой в ДОУ.
Причиной, по которой выбрана тема проекта, послужили, прежде всего, наблюдения за детьми в НОД и их самостоятельной деятельности.
2. Концепция проекта:
2.1. Цель и задачи проекта:
Вид проекта: Творческий, познавательный.
Длительность: 2 недели, апрель.
Участники: 10 детей старшей группы (возраст 6-7 лет),педагоги и родители.
Цель проекта: Создание условий для формирования основ музыкальной культуры и развития творческого потенциала детей через ознакомление с музыкальными инструментами.
Задачи проекта:
Образовательные задачи:
- систематизировать и закреплять знания детей об инструментах разных групп (духовые, струнные, ударные);
- повышать интерес детей к музыкальной деятельности через организацию поисковой деятельности;
- обогащать словарный запас и активизировать речь детей.
Развивающие задачи:
- способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии;
- обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
Воспитательные задачи:
- раскрывать творческий потенциал детей, содействовать проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников;
- способствовать совместной работе воспитателей с детьми и их родителями.
3. Стратегия и тактика проектных действий.
Этапы проекта | Задачи проекта | Проектные мероприятия | Временной отрезок | ||
Деятельность педагогов | Деятельность детей | Деятельность родителей | |||
1.Выбор темы «В мире музыкальных инструментов» | Образовательные: - уточнить знания детей о музыкальных инструментах Развивающие: - развивать представления о роли инструментов в жизни человека; Воспитательные: - воспитывать положительные эмоции к теме проекта. | Сюжетная НОД «В музее муз. инструментов». Цель: закреплять знания о музыкальных инструментах разных групп. Выявляют проблему через наблюдение, беседу с детьми. Задают детям вопросы. Предлагают, родителям ответить на вопросы анкеты. | Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, делятся рассказами о том, какие инструменты видели по телевизору, на каких инструментах дома играют их родители. | Анкетирование родителей. Цель: выявление интереса к музыке и музыкальным инструментам, желание принять участие в проекте. | Первая неделя, (понедель-ник, вторник) |
2.Подготовка к проекту. | Образовательные: -повысить информационный уровень педагогов по теме проекта: -выявить отношения родителей к работе по ознакомлению с инструментами в ДОУ; Развивающие: -активизировать речь детей; -развивать умение различать музыкальные инструменты; Воспитательные: -воспитывать желание участвовать в проекте; -способствовать формированию доброжелатель-ных отношений, развивать умение слушать высказывания друг друга.
| Изучают методическую литературу по теме проекта. Составляют план реализации проекта. Помогают детям в организации игр, слушания музыки. Подбирают материал для пополнения среды группы, наглядный материал для НОД. Обрабатывают результаты анкетирования родителей. Отвечают на вопросы родителей. Проводят НОД познавательной направленности «Симфонический оркестр». Цель: обогащать знания детей о свойствах и особенностях струнных инструментов. Предлагают детям просмотр фильма, помогают удобно разместиться, спрашивают о впечатлениях после просмотра. Делают фотографии детей (вовремя просмотра) для оформления папки-передвижки в приемную. | Рассматривают альбомы с инструментами, играют в знакомые музыкально-дидактические игры: «Что принес Незнайка?», «Угадай и повтори», «Угадай, на чем играю». В свободное время слушают фрагменты муз. произведений в исполнении инструментов симфонического и народного оркестров, известные детям по НОД. | Консультация музыкального руководителя «Игры наших детей». Цель: познакомить родителей с музыкально - дидактически ми играми, которые освоили дети, Количеством инструментовизвестных дошкольникам. Индивидуальные беседы с педагогами по теме проекта. Просмотр родителями папки - передвижки «Дети и музыка». | Первая неделя (среда - четверг) |
3.Реализация проекта. | Образователь ные: -систематизация и закрепление знаний о музыкальных инструментах разных групп (ударных, струнных, духовых) через слушание музыки и музыкально - дидактические игры; -совершенствовать уровень накопленных навыков через продуктивную деятельность. Развивающие: -развивать связную речь и речевое творчество; -способствовать развитию познавательной активности, воображения. Воспитательные: -воспитывать доброжелательные отношения детей друг к другу в процессе коллективной деятельности. | Воспитатель проводит НОД по художественному творчеству (аппликация) «Мой любимый инструмент». Цель: поддерживать интерес к теме проекта, закреплять умение вырезать из бумаги, сложенной вдвое. Воспитатель проводит НОД по образовательной области «Коммуникация» -составление рассказов «Если бы я учился в музыкальной школе». Цель: развитие связной речи, Умений составлять описательные рассказы. Педагог рассказывает о школе, просит детей подумать и рассказать, хотят ли они научиться играть на музыкальном инструменте и какой инструмент выберут. Помогает детям правильно назвать инструмент, задает наводящие вопросы, если ребенок затрудняется, отмечает интересные рассказы и записывает их. Комплексная НОД «Мастерская Самоделкина». Цель: закреплять знания о музыкальных инструментах, игровых действиях и правилах знакомых игр. В группу приходит Самоделкин (воспитатель), зовет детей в его мастерскую и приводит дошкольников в музыкальный зал. Рассказывает, какие игры уже изготовлены и просит, чтобы ребята стали его помощниками. Педагоги предлагают поиграть в знакомые игры, оказывают помощь в организации игр. Взрослые задают вопросы, помогая выбрать, какую игру дети сделают сами, подводят к определению правил и игровых действий. Педагоги выбирают несколько картинок и объясняют детям, как можно разместить их, чтобы получилась игра. Воспитатель помогает в работе одной подгруппе детей, музыкальный руководитель – другой. | Дошкольники рассматривают иллюстрации с изображением музыкальных инструментов, смотрят фрагменты концерта классической музыки, отвечают на вопросы педагогов. Дети слушают выступление ученика музыкальной школы. Составляют свои рассказы о музыкальном инструменте, на котором хотели бы научиться играть. Дети отвечают на вопросы, рассматривают иллюстрации с изображением музыкальных инструментов; обсуждают, какой инструмент выберут. Дети слушают рассказ Самоделкина, музыку в исполнении разных инструментов, выбирают игры, в которые хотели бы поиграть, сами договариваются, кто будет ведущим в игре. Дети решают, какую игру они сделают, какие игровые действия, и правила в новой игре будут. Ребята решают, кто, что будет делать. | Рассматривают коллективную работу детей. Читают рассказы, составленные детьми. Игра, сделанная детьми, выносится в приемную для ознакомления родителям. Родителям предлагается сделать игру дома со своими детьми. | Первая неделя, пятница Вторая неделя, понедель ник Вторник |
4. Подведение итогов. | Образовательные: - уточнить и расширить знания о музыкальных инструментах. Развивающие: -развивать осознанное отношение к музыке, музыкальный вкус. Воспитательные: -через игровую деятельность воспитывать интерес к музыке; - воспитывать чувство гордости за достигнутый результат. | Педагоги организуют выставку игр, изготовленных детьми и родителями. В музыкальном зале проводится развлечение «Помощники Самоделкина». Воспитатели приглашают родителей принять участие в играх детей. Педагоги спрашивают детей, что нового они узнали, чему научились, что сделали своими руками. Высказывания детей записывают. Педагоги, принимавшие участие в проекте, проводят самоанализ, отмечая: какая часть проекта вызвала затруднения, можно ли назвать проект удачным? Чему дети научились? Что не удалось выполнить? Почему? Педагоги готовят презентацию для показа родителям. | Дети помогают разместить игры на выставке, рассматривают, обсуждают, как придумали игру, кто в семье принимал участие в изготовлении. Ребята объясняют игровые действия и правила выполненной ими игры. Дети выставляют игры в музыкальный уголок группы для всех детей. | Родители приносят игры в группу. Пап и мам приглашают принять участие в итоговом мероприятии проекта. Родители смотрят презентацию, подготовленную педагогами. | Вторая неделя, среда - четверг Вторая неделя, пятница. |
5. Ресурсная база проекта:
5.1. Кадровые ресурсы:
-дети;
-педагоги;
-родители.
5.2. Литература:
- О.П.Радынова, А.И Катинене, М.Л. Палавандишвили «Музыкальное воспитание
дошкольников»;
- О.П.Радынова «Музыкальное развитие детей»;
- С. Газарян «В мире музыкальных инструментов»;
- Г. Левашова «Музыкальный словарь в рассказах»;
- О.И Давыдова, А.А Майер, Л.Г.Богославец «Проекты в работе с семьей»;
- журналы «Музыкальный руководитель» №4 2012г.;
«Дошкольное воспитание» №4 2007г.;
«Обруч» №3 2001г.
- Интернет-ресурсы.
5.3. Технические средства:
- музыкальный центр;
- аудиокассеты - 7 кассет О.П.Радыновой «Мы слушаем музыку»;
3 кассеты О.П.Радыновой «Беседы о музыкальных инструментах»;
-компьютер;
- DVD-плейер;
- диски.
5.4. Методическое сопровождение проекта:
-музыкальные центры групп;
-пианино музыкального зала;
- перспективный план «Ознакомление детей старшей и подготовительной групп с музыкальными инструментами симфонического и народного оркестров»;
- конспекты НОД, бесед с детьми, развлечений;
- иллюстрации с изображением музыкальных инструментов;
- раздаточный материал для НОД по ознакомлению с музыкальными инструментами;
- музыкально-дидактические игры,
- подборка загадок о музыкальных инструментах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЕТСКОГО ОРКЕСТРА
Срок освоения учебного предмета составляет 3 года. Возраст для начала освоения программы – от 7 лет....
Педагогический проект « Применение ТРИЗ в детском техническом творчестве.»
Целью данной работы является выявление методов и приемов технологии ТРИЗ в детском техническом творчестве , формирующей развитие технического интеллекта обучающихся в детских творческих объединениях.С...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья "Игра как инструмент гармонизации детско-родительских отношений".
Статья описывает, как важно положительное взаимоотношение родителей с детьми имеющими проблемы со здоровьем. Таким семьям очень важно взаимодействовать с психологами и вместе вести коррекционную работ...
проект "Мой музыкальный инструмент"
проект "мой музыкальный инструмент"...
ДПОП в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты" .Практико-ориентированный педагогический проект " Сотвори музыку". Социально-значимый проект " Воспитание искусством".
Программы по учебным предметам.Разработчик программ: Голакова Евгния Павловна...
Педагогический проект "Моя музыкальная семья"
Данный проект является одной из форм внеурочной деятельности. Реализация проекта включает в себя проведение концерта, где учащиеся исполняют фортепианную музыку в ансамбле с членами своей ...