КАК ПРИОБЩИТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья
Аннотация. На примере проектов, посвященных жизнедеятельности святителя Иннокентия (Вениаминова), автор делится опытом приобщения старшеклассников к участию в научных чтениях.
Ключевые слова: Иннокентий (Вениаминов), учебный проект, новая, мало кому известная тема, исследовательская работа, научно-просветительская деятельность о деяниях святителя Иннокентия (Вениаминова), путешественник и ученый, актуально для молодежи нашего региона, работа детской секции, презентации учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_priobshchit_starsheklassnikov_k_nauchnoy_deyatelnosti.docx | 19.2 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК ПРИОБЩИТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В. А. Земцева, учитель
МАОУ «СШ 58», г. Хабаровск
Аннотация. На примере проектов, посвященных жизнедеятельности святителя Иннокентия (Вениаминова), автор делится опытом приобщения старшеклассников к участию в научных чтениях.
Ключевые слова: Иннокентий (Вениаминов), учебный проект, новая, мало кому известная тема, исследовательская работа, научно-просветительская деятельность о деяниях святителя Иннокентия (Вениаминова), путешественник и ученый, актуально для молодежи нашего региона, работа детской секции, презентации учеников.
Как приобщить старшеклассника к научной деятельности? Это можно сделать, используя форму учебных проектов. Научная проектная деятельность выполняет функцию развития метапредметных умений обучающихся, исследовательской компетентности, предпрофессиональных навыков и творческих способностей в соответствии с интересами и склонностями обучающихся.
Но для этого ученика нужно и можно привлечь новой, мало кому известной темой. Таковой является информация, касающаяся истории родного края, событий, людей, которые повлияли на развитие края. Тема должна быть интересна, т.к. исследовательская работа есть творчество, а творчество возможно и эффективно только на добровольной основе. Тема должна быть выполнимой, доступной, оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Тема должна соответствовать содержанию.
Мы рассматриваем учебный проект, как работу, направленную на решение интересной для ученика проблемы. Выбирая проблему, нужно учесть наличие необходимых средств и материалов. При этом сам ученик формулирует проблему в виде ряда задач, далее он находит способ решения проблемы, как правило этот способ носит практический характер. Результат такой ученической работы имеет прикладное значение как для целевой группы, так и для самого обучающегося.
Кроме проблематизации, основными этапами работы над проектом являются: целеполагание, планирование, реализация, рефлексия. Однако внутри каждого этапа есть более мелкие, но значимые шаги, которые необходимо выполнять.
При формулировании цели работы автор проекта создает мысленный образ желаемого результата – «проектного продукта». Это непременное условие работы. Планирование – важнейший этап, когда не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги в работе над проектом приобретают четкие очертания. В ходе планирования необходимо определить задачи, которые предстоит решить на отдельных 48 49 этапах работы и способы, которыми эти задачи будут решаться. Также необходимо разработать график, определив таким образом порядок и сроки выполнения работы.
На этапе реализации плана может возникнуть необходимость внести определенные изменения в задачи отдельных этапов и в способы работы, а иногда может измениться представление автора о конечном результате, проектном продукте. Проект обычно завершается презентацией, которая и демонстрирует способ решения исходной проблемы, найденной автором.
Но вот, что ещё важно для исследователя – это статус мероприятия, в котором будет представлен проект, а автор намерен принять участие.
Именно таким интересным мероприятием стали Межрегиональные научные чтения «Иннокентий (Вениаминов) — великий дальневосточник-2022», в рамках проекта «Улица святителя Иннокентия (Вениаминова) в Хабаровске», которые прошли в Хабаровской духовной семинарии. Даже по названию чтений можно понять необычайный интерес, проявленный со стороны общественности края. Все, кто хоть немного знаком с историей Дальнего Востока, знают, что это имя святителя всегда будет на слуху и в памяти у жителей огромного российского региона.
Общеизвестны факты: святитель Иннокентий (Вениаминов) — архимандрит, епископ Алеутский и Камчатский, архиепископ Камчатский и Якутский, митрополит Московский и Коломенский — после учёбы в семинарии, службы в иркутской Благовещенской церкви и получения сана священнослужителя отправился на Алеутские острова. Здесь началась его миссионерская деятельность и жизнь в Русской Америке и на Дальнем Востоке.
Однако дальневосточники должны больше знать о трудах святителя со времени его учёбы в Сибири до посланника Русской церкви в Русской Америке и до поста митрополита Московского и Коломенского. И просто необходимо, чтобы дальневосточные дети и молодёжь гордились происхождением святителя из простых сибиряков, его восхождением по иерархической лестнице Русской Православной Церкви, но и его деяниями в области исследований дальневосточных земель, естественных наук, лингвистики, этнографии, механики. Особенно важно, чтобы подрастающее поколение ценило вклад Иннокентия (Вениаминова) в развитие Дальнего Востока, государственной службы, дипломатии и политики в регионе.
В рамках научных чтений работала детская секция. В читальном зале библиотеки Хабаровской духовной семинарии со своими презентациями выступили ученики школ Хабаровска и Амурска, а также были представлены презентации авторов из Пскова и Охотска.
Изучив множество материалов об Иннокентии (Вениаминове) на сайтах и в библиотеке, научные, церковные труды, редкие книги о вкладе святителя Иннокентия (Вениаминова) в освоение дальневосточных земель, Русской Америки и побережья Тихого океана по обе стороны и приамурских земель, проведя исследовательскую работу о многосторонней деятельности святителя в области естествознания, механики, этнографии, лингвистики, дипломатии, ученики МАОУ «СШ №58» из Хабаровска определили темы для своих проектов:
- «Вклад Иннокентия (Вениаминова) в развитие русской православной церкви на Дальнем Востоке и Аляске»,
- «Святитель Иннокентий – путешественник и ученый»,
- «Иннокентий (Вениаминов) как пример для подражания тем, кто изучает иностранные языки»,
- «Адресаты писем Митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова)».
Цель чтений – осуществление научно-просветительской деятельности о деяниях святителя Иннокентия (Вениаминова) для становления и развития региона и популяризация вклада святителя в освоение берегов Тихого океана, Русской Америки, дальневосточных земель и Приамурья среди молодежи Дальнего Востока России и страны, поэтому тема «Вклад Иннокентия (Вениаминова) в развитие русской православной церкви на Дальнем Востоке и Аляске» заинтересовала учеников в первую очередь. Из исторических материалов ребята узнали много нового про первых первопроходцев, которые совершали попытки освоения нашего края в XVII веке, и то, что вслед за первопроходцами в далёкий край стали прибывать православные священнослужители для приобщения местного населения к вере. Решающее значение в этом деле принадлежало архиепископу Камчатскому, святителю Иннокентию. Сторонник освоения Приамурского края Россией, святитель Иннокентий сам сплавлялся по Амуру и проповедовал в этих краях. Он содействовал открытию в стойбищах церквей, школ сельскохозяйственно-ремесленного типа и церковно-приходских школ, обучение в них велось на их родном языке коренных жителей. Ребята решили, что эта тема очень актуальна для молодежи нашего региона.
«Святитель Иннокентий – путешественник и ученый» – тема оригинальна и необычна. Мальчик из глухого сибирского села стал 50 51 митрополитом Московским. Из 82 лет жизни 45 он провёл в пути. Ученики выяснили, что миссионер Иннокентий Московский путешествовал на различных видах транспорта. На его счету 4 путешествия по епархии от 8 до 18 месяцев каждое. Это путешествия на собачьих упряжках, на двух- и трехлючных байдарках, на оленях и даже кругосветное плавание — из Ситки в Петербург. Цель этой работы – показать, каким отважным и умелым человеком был святитель. Его жизненный путь – непрерывный и тяжкий подвиг. Святитель путешествовал по вверенной ему епархии – огромной по площади и удивительной по выбору транспортных средств. Мы, авторы работы – Ирина Хайдукова и научный руководитель – изучили немало материала и нашли иллюстрации-свидетельства того, что святитель Иннокентий стал настоящим путешественником за годы служения в Русской Америке и у нас в регионе.
Хайдукова Ирина не оставила свое исследование жизнедеятельности Иннокентия (Вениаминова) и подготовила еще одну конкурсную работу. В своей второй презентации конкурсантка обобщила вклад святителя в развитие православия на территории российского Дальнего Востока и Русской Америки. Эта работа достойна использования на уроках истории или на занятиях краеведения. «Иннокентий Вениаминов как пример для подражания тем, кто изучает иностранные языки» – эта тема очень актуальна в настоящее время. Не секрет, что изучение языков трудное дело, в котором необходимо учитывать мотивацию учебной деятельности, определяющую поведение студентов и учеников. Для этого студенту требуется тот, кто сможет стать его наставником. Таким человеком может быть учёный, педагог и просветитель Иннокентий (Вениаминов). Его жизненный путь способен изменить мировоззрение и мировосприятие современного студента. Его знание языков народов Дальнего Востока, трудолюбие может послужить источником мотивации для студентов и учеников в изучении иностранных языков. Работая в Русской Америке, а затем в Якутии, Приамурье, на Камчатке святитель не просто много общался с коренными жителями. Он стремился понять их, поэтому изучал языки. Вот почему мы с Кириллом Бабкиным избрали такую интересную тему.
Авторы презентаций не шли легким путем, а выбирали неожиданные темы. Например, О. А. Павельева посоветовала десятикласснице Кристине Ракутько исследовать деловую переписку святителя. В трёх книгах Ивана Барсукова, члена Императорского общества истории и древностей при Московском университете, собраны письма Иннокентия, Митрополита Московского и Коломенского. Адресаты этих писем весьма разнообразны. С этими людьми Иннокентию (Вениаминову) приходилось переписываться по долгу своей службы на благо отечества и церкви, а также по личным мотивам. Оказалось, что его адресатами были и государственные деятели, и служители церкви, и ученые. Наш конкурс был нацелен на популяризацию знаний о святителе среди детей и молодежи Дальнего Востока России. Детям же было не только важно, но и очень интересно рассказать больше о святителе жителям Хабаровского края – ведь им нужно знать о человеке, чьё имя носит улица в центре Хабаровска.
Использованные источники
1. https://fareasternization.ru/
2.https://positivepositive.ru/
3.https://saintinnokentii.ru/konkursy/mezhregionalnyj-konkursprezentacij-o-zhiznedeyatelnosti-svyatitelya-innokentiya-veniaminovasredi-shkolnikov/
Ссылка на сайты
https://dvseminary.ru/wp-content/uploads/2022/08/сборник-Вениаминов_2022_текст.pdf
https://saintinnokentii.ru/vse-stati/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности научной деятельности учителя.
Правильно организованное обучение включает в себя не только передачу и получение знаний, но и создание условий для развития имеющихся у школьника талантов и способностей, повышает ре...
Презентация по английскому языку о жизни и научной деятельности Марии Склодовской-Кюри
Презентация представляет собой дополнительный материал, который можно использовать при формировании у учащихся 6-8 классов умения перевода специализированных текстов....
Программа научной деятельности по биологии для 9, 10 классов.
Предназначена для общеобразовательных школ. Объем - 34 часа. (1ч/нед.)...
Программа научной деятельности по биологии для 9, 10 классов.
Рассчитана для внедрения в общеобразовательные учреждения.Объём - 34 часа (1час в неделю)...
Презентация на тему: "Научная деятельность А.Н.Колмогорова"
Презентация "Научная деятельность А.Н.Колмогорова" посвящена 100 летию со дня рождения великого математика....
Научно-практическая конференция "Жизнь и научная деятельность Д. И. Менделеева" (конспект и презентация).
В конспекте сценария подробно описаны все этапы жизни Д.И.Менделеева. Представлены его разносторонние увлечения, научные труды и заслуги перед Отечеством. К конспекту сценария прилагается презентация....
Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"
Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...