Особенности научной деятельности учителя.
методическая разработка по географии на тему

Филинова Марина Петровна

Правильно организованное обучение включает в себя не только передачу и получение знаний, но и создание условий для развития имеющихся у школьника талантов и   способностей,  повышает результативность обучения, то есть приобретённые детьми  умения и навыки должны  реализоваться    уже  в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_nauchnoy_deyatelnosti_uchitelya.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности научной деятельности учителя

Наука всегда имела огромное значение. Познание окружающего мира  требует не только глубоких знаний своего  предмета, но и специального обучения, технических средств и  научной базы. Научная деятельность учителей  в школах сильно отличается от  научной деятельности узкоспециализированных учёных. Наша  научная деятельность очень индивидуальна и чаще имеет местное значение.   У нас нет  строго конкретной производственной задачи, нашими помощниками и коллегами  является молодёжь  в возрасте до 17 лет,  мы работаем в небольшом временном отрезке и без солидной экспериментальной базы, кроме того,  мы  осуществляем свою деятельность   в нескольких направлениях:

 1. В области познания  нового каждым учителем  в своём  предмете.

 2. В педагогике.

 3. В методике преподавания предмета.

При этом учителя демонстрируют все элементы исследователя:

  а) умение задавать вопросы и отыскивать причины явлений

  б) тонко чувствовать окружающий мир, обозначая  его понимание

  в) проводить изучение темы, анализировать её, выдвигать свои версии

  г)  экспериментировать, внедрять в практику своей деятельности собственные

      исследования и делать выводы.

В области познания нового  -  это  создание системы знаний,  их

углубление и передача следующим поколениям.

Обучение всегда  играло огромную роль  в   развитии человечества. Долгие годы целью образования признавалась  идея формирования у школьников системы научных знаний о мире. Поэтому  работа в области познания нового, в углублении знаний о нашей планете осуществляется  до сих пор  в деятельности каждого учителя. Учителя не могут работать не совершенствуясь, они должны постоянно получать новейший материал по своему предмету. Наша работа требует высокого профессионализма,  широкой эрудиции  и глубоких знаний предмета.

Однако современный уровень науки таков, что Америки уже не откроешь. Хотя  примеры такого глубокого познания окружающего  мира  история  сохранила. Это работы учителя математики одной из калужских школ – отца космонавтики – Константина Эдуардовича  Циолковского или  исследования преподавателя географии Варшавского юнкерского  училища – Николая  Михайловича  Пржевальского.

Современный учитель должен продолжать исследования, но  они ограничиваются, как правило,    исключительно  краеведческим материалом.

Систему знаний об окружающем мире пополняют исследовательские виды работ учащихся под руководством учителя.  Участие и победы учащихся нашего города  в научно – исследовательских конференциях  яркое подтверждение этому.

В педагогике – разработка методик воспитания и развития личности ребёнка,

подготовка его к активной жизненной  деятельности и ответственному

поведению  в  современном  обществе.

Учитель – это специалист, который  не только обучает, но и  воспитывает. Длительный упор на образовательные стандарты привёл к ослаблению воспитательных функций школы.  Но современному обществу нужны  не только образованные,  но и нравственно сформированные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения. Конечной целью образовательной системы становится не только качественное обучение, но и  подготовка детей к будущей жизни, их воспитание. Общество поставило  перед школьным образованием качественно новые цели:

1 – воспитание и развитие личности социально активной и высоконравственной.

2 – выработка  у учащихся умений анализировать и прогнозировать, критически

       осмысливать происходящие события и явления

Если мы хотим, чтобы наш ученик имел представление  о своей собственной личности, его нужно включать в действительность, позволяющую ему самому искать ответы на вопросы: какие области знаний  меня интересуют? К чему у меня есть склонности и способности? Какая профессия мне больше подходит?

В этих условиях научная деятельность учителя и всего педагогического коллектива школы направлена на выработку такой стратегии развития,  которая позволила бы выполнять эти воспитательные функции, развивая талант и способности детей, формируя их трудолюбие, толерантность и культуру общения.  Ярким  примером педагогического воздействия на формирование личности ребёнка являются  работы по воспитанию Антона Семёновича  Макаренко и Василия Александровича  Сухомлинского.

Учитель, как творческая личность,  развивается  -  пока учится сам.  Это и теоретические методы познания, и эмпирические -  по изучению опыта других школ, собственные исследования и эксперименты.

В методике преподавания предмета  - использование, разработка  и внедрение

эффективных   педагогических   технологий в школьную действительность.

«Великая цель образования – это не знания, а действия»

Герберт Спенсер  

Наиболее активно исследовательская деятельность учителя осуществляется именно в этом направлении. Со  времени   создания  поурочной системы Яна Каменского  идёт целенаправленная отработка методики преподавания предметов. Мы все знаем, что ученик учится только тогда, когда у него возникает  эмоциональное удовлетворение от учёбы. Если он не видит смысла в учебной работе, не осознаёт цель, не понимает и не принимает поставленных задач, то  он учится по принуждению.  В центре внимания  современного образовательного процесса поставлена результативность. Учитель как источник информации уходит на задний план. Качество обучения зависит  уже от того, насколько правильно учитель определил цель конкретного урока, отобрал необходимый материал, сумел выбрать адекватный материалу метод, приёмы и средства обучения. Всё это  стимулирует познавательную деятельность и самостоятельность учащихся. Разработкой  таких приёмов обучения, которые позволили бы   усваивать учебный материал и  применять его в практической деятельности,   повышая  и развивая способности  детей, озабочена современная  методика преподавания предметов.

Качественное преподавание требует хорошего знания основных методов обучения.

а) К методам традиционного  классического  обучения относятся:

           объяснительно – иллюстративный  - суть которого в информировании и

                                                                          просвещении учащихся

           репродуктивный –  обучающий учащихся применять   знания  и умения   по образцу

           проблемный –  знакомящий детей  с элементами поиска  сложного пути к истине

   Традиционные классические  приёмы  учебной работы весьма разнообразны, например

    для учителей географии:

         работа с учебником  на уроке

         работа с картой и глобусом на уроках географии

         работа с текстом, цифровым материалом, таблицами, схемами и рисунками

         использование технических средств на уроках географии

         работа с номенклатурой

         работа с новыми географическими терминами

         формирование причинно – следственных связей на уроках географии

         формирование умений как основы практической направленности обучения

         практические и самостоятельные работы учащихся на уроках географии

         игра как форма изучения предмета  

         ролевые игры и их роль в профессиональной подготовке учащихся

         обучение  по  методу  С.И.Лысенко

         липецкий метод

         использование модулей в преподавании

         использование логических опорных конспектов по методике В.Ф.Шаталова

         лекционно – семинарские формы обучения  географии

         проблемное обучение

         проектные виды деятельности в географии

         личностно – ориентированное обучение

         индивидуальные и групповые формы работ

         реферат  как особый вид самостоятельной работы учащихся

         учебные экскурсии

         роль кабинета географии в учебно – воспитательном процессе

         внеклассная работа по географии

         интеграционные уроки

        На всё это  накладывались  в прошлые годы  краеведческие приёмы обучения,

        экономические и   экологические аспекты, нравственно – правовые и политические.

  б) К  современным  методам развивающего обучения относятся  –

        частично – поисковый  - приобщение к учебному поиску при доминировании

                                                   творческих заданий

        исследовательский –  полностью самостоятельное творческое решение учебных

                                              проблем   учащимися  

        дистационный – обучение детей на расстоянии

        геоинформационный -  метод пространственного изучения  Земли с использованием

                                                новейшей аппаратуры, включая космическую

    Новейшие  педагогические образовательные  технологии (инновационные) менее разнообразны – это:

           метапредметные технологии

           интерактивные методы обучения

           технология модульного обучения

           личностно - ориентированные

           использование новейших  информационно – коммуникационных  технологий –

                                   мультимедийные уроки

                                   уроки с частичным  применением  ИКТ

Новые методы развивающего обучения применяют не вместо классических, а наряду с ними, так как все они являются частью методики преподавания предмета.

Компьютеризация, переход к цифровым технологиям,  электронным учебникам и  картам, использование телекоммуникационных сетей, мультимедийных систем, систем спутникового позиционирования позволяют расширить возможности урока.

Освоение компьютерных технологий – требование времени, это в целом позитивный процесс.  Информационные технологии в образовательном процессе позволяют создать положительную мотивацию и повысить интерес к предмету.

Один компьютер, проектор и интерактивная доска позволяют более эффективно управлять учебным процессом, влиять на его результативность. Но насколько оправдано применение мультимедиа на  занятиях, на столько же оно должно быть обеспечено методически. Что положительного в мультимедийных уроках?

+ 1. Повышает интерес учащихся к обучению

   2. Усиливает обучающий эффект

   3. На 30%увеличивает плотность урока за счёт заранее подготовленного материала, не

      требующего  его оформления  на доске

   4. Увеличивается объём предъявляемой информации

   5. Можно организовать повторный просмотр материала на уроке в индивидуальном

      режиме или дома, при выполнении домашних заданий.

   6. Усиливается  наглядность урока.

При этом мы наблюдаем и отрицательные моменты:

-  1. Проблемы с экологией  мультимедийного урока  (вредные и безвредные мониторы).

    2. Здоровьесберегающие особенности  урока  (40 минут в затемнённом

       классе учащиеся смотрят на экран и последствия этого для зрения не изучены).

    3. Однообразная учебная деятельность, часто без практики и самостоятельных работ.

    4. Перенасыщенность информацией и поэтому стремительное  утомление детей.

Возникает парадоксальная ситуация: внедрение в обучение современных образовательных программ, приводит к реставрации классического  и малопродуктивного объяснительно – иллюстративного метода обучения, обёрнутого в новую красивую мультимедийную упаковку. А идеи  развивающего обучения, что является более значимым на современном этапе, уходят на задний план. Ведь в принципе,  нет разницы между просмотром диафильмов, кинофильмов и видиофильмов  с их электронными аналогами. Ученики являются пассивными созерцателями и  если методически урок не продуман, то детям не  интересно, скучно.  Нет той самой активной познавательной деятельности учащихся, без которой немыслим современный урок и  поэтому крайне низкий обучающий эффект подобных уроков. Подготовить и провести мультимедийный урок намного сложнее, чем урок  в бескомпьютерном исполнении. Этому надо учиться.

Вот почему не набрав ещё оборотов, информационное обучение начинает буксовать. Становится очевидным, что большое количество компьютеров в школе не влияет на качество образовательного процесса, ибо отсутствует целостная методика использования ИКТ¹.   Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он представлен целостным продуктом, а не случайным набором слайдов, подготовленным другим учителем для другого класса. Нельзя забывать особенности своих ребят, научность, доступность и специфику собственной методики преподавания.

На сегодняшний день перед учителями  поставлена сложная методологическая задача – освоить приёмы работы при проведении  мультимедийного урока, реализовать на практике готовность учащихся  к обучению в новых условиях. Формировать  их  стремление  к  использованию  усвоенных  знаний, умений и способов  деятельности в реальной жизни. Такой  компетентностный подход в обучении расширяет готовность учащихся  в работе  с книгой и картой,  повышает их способность к коммуникации, владению информационными технологиями, развивает стремление к самообучению и саморазвитию, формирует умение работать в команде, умение решать проблемы.

1.АствацатуровГ.О. «Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приёмы, фрагменты уроков». – Волгоград: Учитель, 2009. – 133с.

Отличие новейших технологий обучения от традиционного процесса

Традиционный процесс обучения

географии

Инновационные технологии в обучении географии

Цели урока для учителя (триада) -  

образовательные – чему учить?

воспитательные – для чего учить?

развивающие – какие способности

                           развивать  и какие  умения

                           формировать?

Цели планируются для каждого типа урока, исходя из особенностей содержания

Чёткая постановка целей и задач  с учётом  мотивации учебной деятельности  ученика:

  что учить?

   зачем учить?

   как учиться и что я должен делать?

Содержание урока:

формирование знаний  с учётом государственной программы,

анализ закономерностей и причинно – следственных связей,

развитие умений и навыков

Содержание урока:

 формирование знаний текста учебника

 анализ закономерностей и причинно –

 следственных связей

 развитие умений и навыков

 усиление методологических знаний и

           приёмов творческой   и

           исследовательской  работы.

Основные формы организации обучения – классический урок, чаще комбинированный

Использование активных методов и форм организации учебной деятельности:

урок с использованием ИКТ

лекции

практикум

семинар

сдвоенный урок

метапредметные уроки

интеграционные уроки

тематические экскурсии

день географии

Контроль знаний и умений – преобладает текущий, реже итоговый

Различные виды контроля –  кроме текущего и  итогового контроля,  различные формы зачётов,  различные формы тестовых заданий, деловая игра, урок – диалог,

 пресс – конференция, уроки – исследования, уроки самоконтроля  и так далее.

Центральной фигурой учебного процесса является учитель

Центром учебного процесса должно быть оптимально – организованное взаимодействие учащихся и учителя.  А для этого нужно моделировать поведение учащихся на уроке в конкретной ситуации.. При этом учитель «уходит» в тень.

Правильно организованное обучение включает в себя не только передачу и получение знаний, но и создание условий для развития имеющихся у школьника талантов и   способностей,  повышает результативность обучения, то есть приобретённые детьми  умения и навыки должны  реализоваться    уже  в школе. Поэтому, в течение 2010 – 2011 учебного года, мы разрабатывали систему ключевых моментов деятельности учителя  и учащихся на уроках географии, с использованием всей имеющейся методической литературы и собственного опыта. Эта сложная работа позволила убедиться в значимости нашего предмета, в его уникальности. Убедила нас в том, что  преподавание  географии должно осуществляться по государственной программе,  а не по  предлагаемым учебникам, часто очень субъективным, не учитывающим особенности региона, детей, учителей, современной ситуации. Приводим для наглядности фрагменты трёх уроков из курса 9 класса.

Тема урока, тип его проведения и сроки

Домашняя работа

Ключевые моменты деятельности

преподавателя

учащихся

2. Центральный  ФО и социально – экономи- ческий  Центральный район.  Состав. ЭГП. Природные условия и ресурсы. Население района  (урок изучения нового материала).

§37-38ДР

§43 АН

1. Познакомить учащихся  с составом Центрального ФО,  с его делением на социально – экономические районы.

2. Проанализировать  влияние ЭГП  на развитие Центрального соц. – экономического района.

3. Изучить влияние природных условий и природных ресурсов на формирование хозяйства района.

4. Расширить знания о Центральной России как о регионе формирования русской нации.

5. Проанализировать особенности трудовых ресурсов района.

1. УГТ (усвоение географических терминов) -  ЭГП  района, столичный район,  кустарные ремёсла, отхожие промыслы.

2. Сформировать умение давать оценку  ЭГП района.

3.Самостоятельная  работа по определению природных  условий и ресурсов  Центральной России..

4. Определение социально – экономических условий жизни людей на данной территории.

5. Подготовка сообщений о ремёслах и промыслах, характерных для района.

6. Заполнение таблицы

 « Художественные промыслы Центральной России».

7. Начать заполнение сводной таблицы по федеральным и социально – экономическим районам России.

3. Хозяйство социально – экономического Центрального района и оценка качества жизни населения на территории района (практикум).

§38-39-40 ДР

§44-45-46 АН

1.Сформировать представление о главных чертах современного хозяйства социально – экономического  Центрального района.

2.Изучить отраслевую специализацию хозяйства района.

3.Познакомить учащихся с размещением крупнейших центров ведущих отраслей хозяйства.

4. Проанализировать особенности развития сельского хозяйства, а также значение рекреационной и туристической сфер

5. Дать оценку качества жизни населения  в столичном районе.

6.Обсудить проблемы Центрального района.

1. УГТ–  промышленный район, специализация экономического района, наукоёмкие отрасли, трудоёмкие, ВПК, Нечерноземье., агломерация, маятниковые миграции,  импорт, экспорт, предельно допустимая концентрация вредных  веществ.

2. Отметить в тетради  главные  особенности хозяйства  –  это самый развитый район страны с постиндустриальной стадией развития:

I. Непроизводственная сфера

а) высоко  развита сфера обслуживания -  государственное управление, кредитно – финансовое обслуживание, торговля, наука, культура, образование, спорт, туризм,  здравоохранение  и  коммунальные, социальные услуги;

б) развита коммуникацион-ная система  -  связь и транспорт – автомобильный. железнодорожный, авиационный, речной, трубопроводный, электронный.

II. Производственная сфера:

   а) промышленность –

обрабатывающая -  многоотраслевое  машино -строение, химическая, лёгкая, пищевая, промышленность,   полиграфическая, парфюмерная;

добывающая промышленность  – бурый уголь, фосфориты, торф,  строительный материал.

     б) сельское хозяйство –животноводство и растениеводство.

3. На к/к отметить центры производств  и кустарные промыслы  ЦЭР.

4.Дискуссия.

а) Должен ли Центральный район оставаться  «локомотивом»  российской экономики?

б) Почему в российской провинции растёт негативное отношение к Москве?  Как вы относитесь к столице и её роли  в жизни страны?

4. Социально – экономический  Центрально–Чернозём- ный  района и  оценка уровня  жизни людей  (комб).

§41 ДР

§47АН

1.Рассмотреть состав и  особенности ЭГП района.

2.Проанализировать природные и антропогенные  факторы, влияющие на развитие хозяйства территории в прошлом и в   настоящее время.

3. Познакомить учащихся с  ведущими отраслями специализа- ции хозяйства ЦЧР – с их особенностями, характерными чертами, уровнем развития, размещением на территории района.

4. Прак. работа № 9  - составить схему производственных связей Центральной  России.

1. УГТ -  Дикое поле, засека, электрометаллургия, железорудная промышлен- ность, . карьер, отвалы, отработочная система сельского хозяйства.

2. .На к/к отметить месторождения полезных ископаемых и центры  добывающей промышленности, металлургические центры,  центры машиностроения.

Указать факторы их развития.

3. В тетради выделить  особенности хозяйства – это индустриально – аграрный район:

I. Производственная сфера:

   а) промышленность –

обрабатывающая - машиностроение, металлургия, химическая, пищевая, лёгкая;

добывающая – железорудная, строительные материалы.

     б) сельское хозяйство – высокоразвитое  растениеводство и животноводство.

 II. Непроизводственная сфера –

а) коммуникационная система  -  связь и транспорт – автомобильный,  железнодорожный, трубопроводный, электронный.

б) сфера обслуживания -  торговля, культура, образование, здравоохране- ние, туризм, социальные услуги;.

4.Дискуссия

Какое направление развития ЦЧР вы считаете более целесообразным:

а) развитие чёрной металлургии на базе КМА;

б) развитие АПК на основе чернозёмных почв и крупного потребителя столичного региона.

Мы предлагаем более современный вид районирования – федеральный (с функциями политической и экономической жизни) и социально – экономический (с анализом влияния экономики на условия жизни людей в регионе).  Эта работа позволяет сократить время на подготовку  к уроку учителю, сосредоточить своё внимание при подготовке  на моменты деятельности  учащихся на уроке, приблизить учебники  к  современности

.

Список литературы

АствацатуровГ.О. «Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приёмы, фрагменты уроков». – Волгоград: Учитель, 2009. – 133с.

 Беловолова Е.А. «Формирование ключевых компетенций на уроках географии»: 6 – 9 классы. – М.: Вентана – Граф, 2010. – 240с.

 Бибекова О. А., Ласикова Л.А., Приходько Н.В. «Современные образовательные

  технологии в обучении географии».- Волгоград: Учитель, 2011. – 127с.

Журнал «География в школе»:

      № 1 за 2000 с 45 -  Даринский А.В. «Так начинались исследования по методике

                                       географии»

      № 6 за 2000 с. 41 – Баринова И.И. «Современный урок географии»

      № 8 за 2000 с. 46 – Скатова Н.Н., Попова Е.А. «Современные педагогические

                                      технологии: групповая работа на уроках географии»

      № 1 за 2001 с. 34 -  Корнев И.Н.  «Культурологический принцип в российской научной

                                       и учебной географии на рубеже XIX и XX веков»

      № 3 за 2001 с. 49 – Душина И.В. – «Педагогические технологии обучения географии»

     

Назарова Г.Н. «Научно – методическая деятельность учителя: методические  исследования, технологические находки». – Волгоград: Учитель, 2011.  – 170с.

Панчешникова Л.М. «Методика обучения географии в средней школе». - М.: Просвещение, 1983.-320с., ил.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАУЧНАЯ ШКОЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» осуществление государственной поддержки научных и творческих школ рассматривается как условие повышения качества профессиональ...

Инновационная деятельность учителя физики: научно-практические конференции

ВАжнейшее направление инициативы "Новая Школа" это формирование информационно-коммуникативной компетенции. Я эту задачу решаю сосвоими учениками через проектную деятелеьность. Результаты данной деятел...

ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО - РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ.

Особенности диагностической деятельности учителя средней школы в личностно-развивающем образовании - первая часть научной работы....

Особенности организации деятельности учителя и учащихся на уроке нового типа

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ,  ПРИЗВАННОЙ СТАТЬ ОСНОВНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ СОЦИО-КУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА....

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

Особенности оценочной деятельности учителя на уроках информатики и ИКТ

Проводя не первый год оценивание деятельности учащихся по такому принципу, я пришла к выводу, что качество образования повышается тогда, когда существует система индивидуального подхода к каждому учен...

Особенности научно-познавательной деятельности обучающихся, в курсе географии России

В курсе географии России научно-познавательная деятельность обучающегося может присутствовать практически на каждом занятии путем правильно подобранных вопросов и заданий. Говоря о научно-познавательн...