Программа по выявлению и развитию способностей учащихся творческого объединения "Эколята"
рабочая программа
Программа по выявлению и развитию у учащихся интеллектуальных и творческих способностей предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, опытнических, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества, расширение возможности для участия талантливых школьников в конференциях, конкурсах, выставках, олимпиадах естественнонаучной и иной направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по выявлению и развитию способностей учащихся | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ
Г.ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено Утверждаю:
на педагогическом совете И.о директора МБОУ ДОД СЮН
Протокол № 7 г. Вязьмы Смоленской области
«30» августа 2021г. -----------------------Ю.А.Кузнецова
«30» августа 2021 г.
ПРОГРАММА
по выявлению и развитию способностей учащихся
творческого объединения «Эколята»
Разработана педагогом ДО
Григорьевой И.Е.
2021 год
Программа по выявлению и развитию способностей учащихся творческого объединения естественнонаучной направленности
Пояснительная записка
Программа по выявлению и развитию у учащихся интеллектуальных и творческих способностей предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, опытнических, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества, расширение возможности для участия талантливых школьников в конференциях, конкурсах, выставках, олимпиадах естественнонаучной и иной направленности.
Программа на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС – формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции учащихся среднего подросткового возраста, развитие интеллекта и творчества. Программа по выявлению способностей учащихся призвана помочь педагогу ДО обратить внимание на учащихся, обладающих способностями в определенных областях учебных дисциплин, в частности биологии и экологии. Проблема выявления способностей и наклонностей актуальна в настоящее время, потому что наши учащиеся живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса. Преподаватели, должны не только выявлять индивидуальные способности детей, но и развивать эти уникальные качества и навыки. Способности – это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей, способствующих достижению успехов в той или иной сфере деятельности: творчество, учеба, спорт и т.д.
Основная работа по выявлению способностей лежит на педагогах ДО, т.к., традиции и методы школьного воспитания, как правило, не предусматривают специальных мероприятий по выявлению склонностей и интересов учащихся. Организация школьного процесса сводится в основном к достижению успехов в обучении, заключенном в рамки школьной программы. Создание данной программы было обусловлено необходимостью обеспечивающей развитие способностей учащихся и возможностью реализации творческого потенциала личности в условиях организации дополнительного образования естественнонаучной направленности. Нацелить учащихся на большую и интересную работу поможет систематическое проведение занятий с практической направленностью, включающих в себя задачи естественнонаучного содержания, доклады учащихся, практические, опытнические, исследовательские работы, проектные работы, занятия - экскурсии.
Программа ориентирована на детей в возрасте – 7-12 лет.
Срок реализации программы - 1 год.
Цель программы: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей, создание условий для самореализации личности учащихся.
Задачи:
1. Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по биологии и экологии.
2. Понимание важности изучения естественных наук в современном мире.
3. Развитие интеллекта и творческой активности учащихся.
4. Создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
5. Развитие интереса к опытнической и исследовательской деятельности.
6. Участие в олимпиадных и конкурсных мероприятиях естественнонаучной направленности.
7. Создание портфолио.
Методические принципы:
1. Единство обучения и воспитания.
2. Создание условий для развития результативности интеллектуальной и творческой активности учащихся.
3. Соответствие выполняемых заданий возрасту и интересам ребенка.
4. Практическое применение знаний в ситуациях, приближенных к жизненным.
Педагогические методики:
1. Метод проектов Л.С. Выготский,
2. Метод индивидуального подхода Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская,
3.Личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С. Якиманская
Показатели результативности: Способность к рефлексии и самоанализу, развитие интереса к опытнической и исследовательской деятельности, общего кругозора, интеллекта, умение работать с информацией, развитие творческой активности, создание портфолио учащимися и их участие в олимпиадных и творческих конкурсах.
Методы и способы выявления наклонностей у учащихся: наблюдение на занятиях, анализ, беседы, деловые и ролевые игра, анкетирование, тестирование, опрос, совместная деятельность, в том числе проектная, опытническая и исследовательская.
Диагностический инструментарий:
1.Уровень владения Интернет-ресурсами.
2. Умение систематизации и классификации полученной информации.
3.Умение работать с портфолио.
4. Участие в разноуровневых олимпиадах, конференциях, конкурсах и проектах.
Диагностические этапы:
1. Педагогическая диагностика.
2. Психологическая диагностика.
3. Специальная углубленная диагностика.
4. Диагностический мониторинг (анализ динамики развития).
Диагностики:
1. Методика оценки общих способностей А.И. Савенкова. Методика определения вида способностей (наблюдение, беседа, тестирование, которое производят и родители, и педагог, по специально разработанным тест-опросникам, собственная оценка своей увлеченности), определяется преобладающий вид способностей по наибольшему количеству набранных «+»
2.«Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова (профессии «Человек-природа») - методика предназначена для выявления склонности (предрасположенности) учащегося к определенным типам профессий (Например: эколго-биологического профиля)
3.Методика Торренса (модифицирована Е. Туник) Тест для изучения творческих способностей учащихся.
4. Методика по изучению социолизированности личности учащихся (М.И. Рожков). 5.Анкета по выявлению уровня самооценки (Р.В. Овчарова).
6. Мониторинг «Навыки сотрудничества» (Н.Ю. Яшин).
7.Анкета «Познавательная направленность».
8.Диагностика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин).
9. Адаптированный вариант проективной методики «Решение ситуаций» (Рене Жиль).
Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: педагог может вносить изменения в диагностический инструментарий выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по выявлению способностей учащихся новыми технологиями, методами и приемами.
Приложением к программе является план деятельности педагога ДО по выявлению и развитию способностей учащихся творческого объединения.
План деятельности педагога ДО по выявлению и развитию способностей учащихся творческого объединения «Эколята» естественнонаучной направленности
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Составление банка данных учащихся, имеющих высокий интеллектуальный и познавательный интерес | Сентябрь |
2. | Тестирование по предмету с целью выявления уровня развития познавательной деятельности, логического мышления, уровня обученности по биологии и экологии | Сентябрь |
3. | Выработка рекомендаций педагога ДО по подготовке к конкурсам, олимпиадам, конференциям | Сентябрь |
4. | Выработка рекомендаций педагога ДО по подготовке к конкурсам, олимпиадам, конференциям | В течение учебного года |
5. | Проведение индивидуальной работы с одарёнными детьми | В течение учебного года |
6. | Организация и проведение досуговых мероприятий, направленных на развитие творческих способностей учащихся | В течение учебного года |
7. | Проведение тематических недель с активным участием одарѐнных детей | В течение учебного года |
8. | Подготовка учащихся к защите опытнических, исследовательских работ и проектов | В течение учебного года |
9. | Подготовка учащихся к защите опытнических, исследовательских работ и проектов | В течение учебного года |
10. | Организация и проведение консультаций с одарѐнными детьми | В течение учебного года |
11. | Изучение опыта работы педагогов ДО с одарѐнными детьми | В течение учебного года |
12. | Проведение диагностических работ, анкет, мониторингов, предусмотренных программой | Октябрь, декабрь, май |
13. | Анализ работы с одарѐнными детьми. Перспективы на будущее | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по выявлению и развитию способностей учащихся 5-6 лет к интеллектуальной деятельности
Срок реализации: 1 год....
Программа по выявлению и развитию способностей учащихся творческого объединения естественнонаучной направленности
Программа по выявлению и развитию у учащихся интеллектуальных и творческих способностей предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, опытнических, исследовательских навыков,...
Программа по выявлению и развитию способностей творческого объединения естественнонаучной направленности
Программа по выявлению и развитию у учащихся интеллектуальных и творческих способностей предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, опытнических, исследовательских на...
Программа деятельности педагогического работника по выявлению и развитию способностей обучающихся творческого объединения «Вязание»
Программа деятельности педагогического работника по выявлению и развитию способностей обучающихся творческого объединения «Вязание»...
Программа деятельности педагогического работника по выявлению и развитию способностей обучающихся творческого объединения
Программа деятельности педагогического работника по выявлению и развитию способностей обучающихся творческого объединения...
Программа «Мир моих способностей» по выявлению и развитию способностей учащихся по химии и биологии
программа "мир моих способностей" по выявлению и развитию способностей учащихся по биологии и химии...
Рабочая программа по выявлению и развитию способностей учащихся .
Работа по выявлению и развитию способностей определяется понятиями, используемыми при характеристике познавательных потенциалов учащихся: способности, талант, одаренность, гениальность.Способно...