Операциональная теория Пиаже: стадии развития мышления (презентация)
материал
Операциональная теория Пиаже: стадии развития мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
operatsionalnaya_kontseptsiya.pptx | 374.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стороны анализа: Биологическая Гносеологическая (когнитивная, мыслительная, ментальная) Психологическая Логическая Социологическая
вопросы теории познания: как происходит переход от незнания к знанию, от менее достоверного к более достоверному знанию; существуют ли врожденные идеи или наши знания целиком извлекаются из опыта; как формируются основные категории познания (объект, пространство, время, количество и др.).
Интеллект человека - одна из форм приспособления к среде обитания Процесс познавательной адаптации складывается из двух разнонаправленных процессов - ассимиляции и аккомодации . Ассимиляция - это решение проблемной ситуации происходит с помощью имеющихся схем действия или когнитивных схем. Ассимиляция обеспечивает сохранность, стабильность познавательных структур. Аккомодация - это изменение схем применительно к новой ситуации, к новой задаче; она обеспечивает вариабельность, развитие, выработку новых схем.
Интеллект ребенка строится на основе действия, на основе опыта действий с вещами. Чтобы познавать объекты, субъект должен действовать с ними: схватывать, ощупывать, приближать, удалять, перемещать, соотносить и т.д. Весь приобретенный опыт откладывается в виде схем действия. Схемы действия в узком смысле слова - это то наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах. Схема действия в широком смысле слова - это структура на определенном уровне умственного развития. На определенном этапе развития обобщенные схемы действий превращаются в операции (операторные структуры) Операции - это интериоризированные (внутренние) предметные действия, ставшие обратимыми и сгруппированными в системы.
Развитие интеллекта человека: периоды и стадии развития Три главных периода развития: Сенсомоторный интеллект (от рождения до 1,5 лет) Конкретно – операциональный (репрезентативный) интеллект (от 1,5—2 лет до 11 лет). Формально - операциональный интеллект (с 11 — 12 до 14—15 лет).
1. Сенсомоторный период Истоки даже крайне абстрактного знания следует искать в действии, знание не приходит извне в готовом виде, человек должен «построить» его. Подпериоды сенсомоторного интеллекта: до 7-9 месяцев, когда наблюдается центрация младенца на собственном теле; с 9 месяцев, когда происходит объективация схем практического интеллекта в пространственной сфере.
1. Сенсомоторный период Критерий появления интеллекта - использование ребенком определенных действий в качестве средства для достижения цели. Другое важное изменение - преодоление абсолютного эгоцентризма, тотальной бессознательности. Ребенок начинает отличать себя (субъекта) от остального мира объектов. Ребенок от рождения до 1,5 - 2 лет характеризуется развитием чувств и двигательных структур: он смотрит, слушает, трогает, нюхает, манипулирует, и делает это из врожденного любопытства к окружающему Для интеллектуального прогресса младенцу необходимо самостоятельно взаимодействовать со средой, манипулировать предметами, что и приводит к преобразованию и постепенному совершенствованию его интеллектуальных структур.
2. Период конкретных (элементарных) операций Умственные способности ребенка достигают нового уровня. Это начальный этап интериоризации действий, развития символического мышления, формирования семиотических функций, таких, как язык и умственный образ. Складываются мысленные наглядные представления объектов; ребенок обозначает их названиями, а не прямыми действиями. Подпериоды : дооперациональный , подготовительный (от 2 до 5 лет); первый уровень - становление конкретных операций (5 - 7 лет); второй уровень - функционирование конкретных операций (8-11 лет).
2. Период конкретных (элементарных) операций Вначале мышление имеет субъективный, нелогичный характер. Социальное и культурное окружение может ускорить или замедлить скорость прохождения стадии развития в первую очередь за счет того, предоставляет ли оно ему подходящие материалы для занятий, задачи для разрешения и т.д. Передача готового знания (заучивание правильных ответов) неэффективна; развитие происходит, когда совершается собственная активность человека, активное конструирование и саморегуляция познавательных процессов. Также для развития мышления важен обмен идеями, обсуждение и спор со сверстниками.
2. Период конкретных (элементарных) операций Переход к конкретно-операциональному мышлению перестраивает все психические процессы, моральные суждения и способность к сотрудничеству с другими людьми. Однако все эти логические операции конкретны - применяются только к реальным, осязаемым предметам и действиям с ними, подчинены конкретному содержанию, в котором ребенку представлена реальность.
3. Стадия формальных (пропозициональных) операций (12-15 лет) Формально-операциональные структуры проявляются в способности ребенка рассуждать гипотетически и независимо от содержания предметной области, без конкретной опоры. Формальные мыслительные операции - основа логики взрослого человека, на них базируется элементарное научное мышление, функционирующее с помощью гипотез и дедукций. Абстрактное мышление представляет собой способность строить умозаключения по правилам формальной логики и комбинаторики, что позволяет подростку выдвигать гипотезы, придумывать их экспериментальную проверку, делать выводы.
3 . Стадия формальных (пропозициональных) операций (12-15 лет). У подростка появляется способность понимать и строить теории, приобщаться к мировоззрению взрослых, выходя за пределы своего непосредственного опыта. Гипотетическое рассуждение вводит подростка в сферу потенциально возможного; при этом идеализированные представления не всегда поддаются проверке и часто противоречат реальным фактам. Лишь принимая на себя новые социальные роли взрослых, подросток сталкивается с препятствиями, начинает учитывать внешние обстоятельства, совершается окончательная интеллектуальная децентрация в новой сфере.
В период построения жизненной программы, от 15 до 20 лет, можно предположить процесс интеллектуальной дифференциации: выявляются, во-первых, общие когнитивные структуры, применяемые каждым индивидом специфическим образом в соответствии с собственными задачами, во-вторых, складываются особые структуры для разных областей деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Стадии развития НАРКОМАНИИ и жизнь наркоманов"
СТАДИИ РАЗВИТИЯ НАРКОМАНИИ И ЖИЗНЬ НАРКОМАНОВ...
Стадии развития ребенка
В данной статье представлен календарь развития ребенка от 1 года до 12 лет по следующим критериям:1) Физиологические особенности возраста2) Психологические особенности возраста3) Навыки и умения возра...
Влияние социального взаимодействия на развитие мышления в различных теориях (Платон, Аристотель, Гегель,Выготский)
В эссе рассматриваются теоретические концепции Платона, Аристотеля, Гегеля и Выготского, касающиеся психического и мышления, связи мышления с социальным влиянием....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Тема: «А. Н. Островский. Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия»
В архиве находится презентация и разработка заняти по "Грозе" А.Н.Островского, а видеофайл сможете посмотреть в разделе видео на моей странице. Очень рекомендую. Сама разработка обычна, а вот видео за...
Стадии развития тутового шелкопряда
Стадии развития тутового шелкопряда...
Методическая разработка урока в соответствии с ФГОС ОО Тема: Л.р. № 7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста»
Тема: Л.р. № 7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста»Класс: 7Тип урока: Лабораторная работаОборудование: учебник, микроскопы, раздаточный материал (раковины моллюсков, чешуя рыб...
Операциональная теория Пиаже: стадии развития мышления
Операциональная теория Пиаже: стадии развития мышления...