Дидактические игры для дошкольников 5-6 лет
картотека

Игры с использованием природного материала с дошкольниками 5-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_na_progulke_dlya_5-6let.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на прогулке для детей 5-7 лет

Игры с природным материалом для детей старшего дошкольного возраста

Считай по порядку!

Проводится в зимний период на улице.

Цель — совершенствование математических представлений, формирование навыков порядкового счета.

Оборудование: снежные комки разного размера. Предварительная работа. Изготовление комков разного размера.

Ход игры

Под руководством педагога дети катают снежные комки разного размера и выстраивают их в ряд. Потом начинают водить вокруг них хоровод.

Мы слепили первый ком,

(Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

Ком болыной-болыпой, как дом.

(Показывают, подняв руки, какой большой ком.)

Но зато второй комок

(Вновь идут по кругу.)

Меньше был — как теремок.

(Показывают, какой ком поменьше.)

Третий — точно как избушка

(Опускают руки ниже талии, показывают ком еще меньше.)

Возле леса на опушке.

А четвертый — как палатка,

(Показывают ком, опустив руки вниз.)

Хоть он круглый был и гладкий.

Пятый сделали! Ура!

(Приседают, показывают маленький комок.)

Как для Жучки конура.

А шестой комок... Я знаю —

Словно дом для попугая.

(Сидят на корточках. Показывают ладонями совсем маленький комок.)

И седьмой, меньшой комочек,

Как цыпленок, как звоночек.

(Сжав ладони, показывают крошечный комочек.)

Ну-ка, дети, не зевайте,

По порядку их считайте.

(После слова «считайте» по очереди считают комки по порядку.)

Что я вижу

Игра может проводиться как на прогулке, так в помещении.

Цель — развитие фонематических представлений. Оборудование: мяч.

Ход игры

Педагог предлагает детям встать в круг и берет в руки мяч. Он произносит текст и передает мяч ребенку, стоящему справа. Дети подбирают по одному слову, содержащему звук [к], передавая мяч по кругу. Дети должны подбирать названия предметов, которые они видят вокруг себя.

Педагог.

Быстро встали дети в круг,

Слева друг и справа друг.

Влево, вправо посмотрите

И слова мне назовите,

Все слова со звуком [к]:

Кот, скамейка, колобки.

Слова: площадка, песок, горка, кусты, дорожка, окна, камни, клумба, травка, куличики, лопатка, формочка, бабочка, птичка, облака.

Мяч по кругу

Игра может проводиться как на прогулке, так в помещении.

Цель — развитие фонематических представлений. Оборудование: мяч.

Ход игры

Педагог предлагает детям встать в круг и берет в руки мяч. Он произносит текст и передает мяч ребенку, стоящему справа. Дети подбирают по одному слову, содержащему звук [с], передавая мяч по кругу. Дети должны подбирать названия предметов, которые они видят вокруг себя.

Педагог.

Быстро встали дети в круг,

Слева друг и справа друг.

Влево, вправо посмотрите

И слова мне назовите,

Все со звуком [с] слова:

Киска, солнышко, сова.

Слова: песок, песочница, кусты, асфальт, листочки, совок, скакалка, автобус, троллейбус, пассажиры, киоск, солнышко, собака, колесо, самокат.

Колечко

Игра может проводиться как на прогулке, так в помещении.

Цель — развитие фонематических представлений. Оборудование: колечко.

Ход игры

Педагог предлагает детям встать в круг и берет в руки колечко. Он произносит текст и передает колечко ребенку, стоящему справа. Дети подбирают слова, содержащие указанный педагогом звук, и передают колечко по кругу.

Педагог.

Передай колечко другу,

Пусть бежит оно по кругу.

Передай колечко

Да скажи словечко.

Камешек

Игра может проводиться как на прогулке, так в помещении.

Цель — актуализация словаря по заданной лексической теме.

Оборудование: камешек.

Ход игры

Педагог предлагает детям встать в круг и берет в руки камешек. Он произносит текст и передает камешек ребенку, стоящему справа. Дети подбирают слова по заданной педагогом теме и передают камешек по кругу.

Педагог.

Камешек в руке держу.

Передам и расскажу,

Что известно мне, что знаю.

Я игрушки называю...

Или:

Камешек в руке держу.

Передам и расскажу,

Что известно мне, что знаю.

Фрукты быстро называю...

Или:

Камешек в руке держу.

Передам и расскажу,

Что известно мне, что знаю.

Овощи я называю...

Или:

Камешек в руке держу.

Передам и расскажу,

Что известно мне, что знаю,

Я машины называю...

На улице

Игра проводится на прогулке.

Цель — развитие навыков слогового анализа. Оборудование: мяч.

Ход игры

Педагог предлагает детям встать в круг и берет в руки мяч. Он произносит текст и передает мяч ребенку, стоящему справа. Дети подбирают по одному слову, которое содержит столько слогов, сколько предложил педагог, передавая мяч по кругу. Педагог ставит условие: дети должны называть слова, обозначающие предметы, которые они видят на улице.

Педагог.

Быстро встали дети в круг,

Слева друг и справа друг.

Влево, вправо посмотрите

И слова мне назовите.

Солнышко

Игра может проводиться как на прогулке, так в помещении.

Цель — совершенствование умения определять форму предметов.

Оборудование: мяч.

Ход игры

Педагог предлагает детям встать в круг и берет в руки мяч. Он произносит текст и передает мяч ребенку, стоящему справа. Дети называют предметы, имеющие круглую форму (или другую заданную педагогом форму), и передают мяч по кругу.

Педагог.

Солнце, круглое как мячик,

Целый день по небу скачет.

Что еще таким бывает?

Кто из вас про это знает?

Или:

Солнце, круглое как мячик,

Целый день по небу скачет.

А квадратным (овальным) что бывает?

Кто из вас про это знает?

Или:

Солнце, круглое как мячик,

Целый день по небу скачет.

Треугольным что бывает?

Кто из вас про это знает?

Замок Снежной Королевы

Игра проводится на улице зимой в сырую погоду, когда хорошо лепится снег.

Цель — развитие меткости.

Оборудование: снежки, снежные комки, магнитная доска и фломастеры для рисования на ней.

Предварительная работа

Разучивание стихотворения «Замок Снежной Королевы».

Чтение сказки Г.-X. Андерсена.

Ход игры

Педагог предлагает детям всем вместе соорудить замок Снежной Королевы, но сначала нарисовать замок и сделать чертеж. Дети выполняют коллективный рисунок и схему постройки, а потом приступают к сооружению замка. Когда постройка будет завершена, дети читают стихотворение:

Замок Снежной Королевы…

Башня справа, башня слева,

Шпили, флаги и ворота.

Серебро, не позолота...

Он застыл как глыба льда,

А вокруг нет ни следа.

Он один на белом свете,

Только воет снежный ветер.

Затем педагог напоминает детям, что в замке заточен Кай, которого нужно помочь спасти Герде. А для этого нужно слепить много снежков и забросать замок. Дети лепят снежки и от линии, которую проведет педагог, забрасывают замок снежками.

Кто скорее?

Игра проводится в весенне-летний период на улице.

Цель — уточнение знаний о геометрических фигурах.

Оборудование: капитанские повязки или нагрудники с нарисованными на них фигурами, песок для «рисования» фигур.

Предварительная работа. Педагог заранее «рисует» песком на площадке круги, квадраты и треугольники и другие фигуры в зависимости от программных требований каждой возрастной группы, располагая их как можно ближе друг к другу, вперемешку.

Ход игры

Педагог сообщает детям, что новая подвижная игра называется «Кто скорее?», и делит детей на команды. Каждая команда выбирает капитана. Капитан получает повязку с изображенной на ней фигурой (кругом, треугольником, квадратом, прямоугольником и т. п.). Все члены его команды будут передвигаться через площадку, совершая прыжки на двух ногах, только из одной такой фигуры в другую. Победит та команда, члены которой первыми переберутся с одной стороны площадки на другую. Необходимо напомнить детям, как правильно совершать прыжки, как правильно приземляться.

Команды выстраиваются за капитанами на одном краю площадки. По команде педагога игра начинается:

Раз, два, три,

На-ча-ли!

Дети все вместе аплодируют команде-победителю.

Будь внимательным

Подвижная игра может использоваться как на занятиях, так и во время прогулки.

Цель — уточнение знаний о геометрических фигурах. Оборудование: деревянные или пластмассовые геометрические формы (шары, кубики, конусы и т. п.) разных цветов и размеров.

Ход игры

Педагог предлагает детям встать свободно, врассыпную. Он объяснят, что, если дети увидят у него в руках кубик, они должны будут присесть. Если в руках у педагога окажется шарик, детям следует поставить руки на пояс и попрыгать на носочках. Если у педагога в руках конус, дети должны поставить ноги на ширине плеч, а руки развести в стороны и т. п. — в зависимости от того, в какой возрастной группе проводится игра. В любом случае более пяти фигур для детей седьмого года жизни брать не следует.

Один, два, три

Подвижная игра может использоваться как на занятиях, так и во время прогулки.

Цель — уточнение знаний о геометрических фигурах.

Ход игры

Педагог предлагает детям встать в шеренгу лицом к нему. Он пересчитывает детей: «Один, два, три. Один, два, три. Один, два, три» — и предлагает каждому ребенку запомнить, какое число педагог произносил, показывая на него. Каждый ребенок будет выполнять движения, только услышав это слово. Затем педагог объясняет детям, что на слово «один» дети должны будут приседать, на слово «два» — поднимать руки вверх, на слово «три» — ставить руки на пояс.

Разноцветные шнуры

Игра может проводиться как на занятии, так и в совместной деятельности воспитателя с детьми.

Цель — уточнение знаний о геометрических фигурах. Оборудование: разноцветные шнуры по числу детей, мешочек с геометрическими фигурами.

Ход игры

Педагог раздает детям разноцветные шнуры и предлагает им свободно разместиться на площадке. Он подходит к каждому ребенку с «волшебным мешочком» и просит, опустив руку в мешочек, достать оттуда геометрическую фигуру. Дети выполняют задание, называют свои фигуры, определяют их цвет и размер. Педагог предлагает детям выложить такие же фигуры из цветных шнуров. Дети выполняют задание и подводят итог: «Я сложил желтый квадрат» и т. п.

Цветные домики

Игра проводится на прогулке зимой с детьми любой возрастной группы. Набор геометрических фигур зависит от программных требований для данной возрастной группы. Цель — совершенствование представлений о геометрических фигурах.

Оборудование: контейнер с разноцветными пластиковыми фигурами.

Предварительная работа. Накануне педагоги должны нарисовать геометрические фигуры подкрашенной гуашью водой на расчищенной от снега площадке. Например, это могут быть желтый круг, зеленый квадрат, красный треугольник и т. п. Если игра проводится в весеннее-летний период, то фигуры выкладываются на площадке из разноцветного шнура.

Ход игры

Педагог подзывает детей к себе и показывает им контейнер с разноцветными пластиковыми или деревянными фигурами. По предложению педагога дети выбирают по одной фигуре и рассказывают, какую фигуру выбрали. Педагог предлагает детям с фигурой в руках свободно двигаться по площадке, если он произносит слово «день». Если же он произносит слово «ночь», каждый ребенок должен быстро занять место в домике в соответствии с тем, какая фигура у него в руках. Например, если в руках у ребенка желтый кружок, он должен встать в желтый круг на площадке.

Ледяная крепость

Игра проводится на прогулке зимой.

Цель — совершенствование представлений о геометрических фигурах.

Оборудование: контейнер с разноцветными пластиковыми фигурами.

Предварительная работа. Накануне педагоги должны заготовить разные по цвету и размеру объемные геометрические формы: кубы, призмы, пирамидки, конусы, цилиндры, разлив на ночь подкрашенную гуашью воду в различные формы (пластиковые бутылки, воронки, коробки из-под молока и т. п.) и заморозив их.

Ход игры

Педагог предлагает детям построить снежную крепость, а потом украсить ее ледяными фигурами. Если игра проводится с детьми младшего или среднего возраста, крепость могут помочь построить накануне папы воспитанников. Дети выбирают фигуры, рассказывают, как называется каждая из них, какого она цвета, а потом находят для нее место на постройке. Дети старшего возраста могут рассказать, где стоит каждая фигура. Например: красная пирамидка стоит между синими конусами, желтая пирамидка стоит на зеленом цилиндре и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Использование дидактической игры, как средства для экологического воспитания дошкольников"

Представленные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, занимающихся  с детьми старшег...

Дидактическая игра для дошкольников "Поездка в зоопарк"

Дидактическая игра разработана в соответствии с программой Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», предназначена для работы с детьми 6-7 лет. Может быть полезн...

Дидактическая игра для дошкольников «Путешествие в сказку «Колобок»»

Дидактическая игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии. Направлена на развитие зрительного восприятия, подражания, формирование элементарных количественных пр...

Дидактическая игра как способ формирования положительной мотивации познавательной деятельности у дошкольников с ОВЗ

Доклад об использовании дидактической игры для повышения мотивации к обучению у детей с ограниченными возможностями здоровья....

Семинар-практикум для воспитателей на тему « Музыкально - дидактические игры для дошкольников»

Значение  дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей....

Дидактическая игра для дошкольников "Повтори узор"

Дидактически игры – настоящая палочка-выручалочка для воспитателей в детских садах и учителей начальных классов. До определенного возраста дети хорошо усваивают материал, поданный в игровой форм...