Мастер-класс "Кроссенс как инновационный прием на уроках русского языка и литературы".
материал

Мастер-класс "Кроссенс как инновационный прием на уроках русского языка и литературы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Кроссенс как инновационный прием обучения школьников на уроках русского языка и литературы». (слайд 1)

   Здравствуйте, уважаемые коллеги и члены жюри! Я, Деревянко Светлана Сергеевна, работаю учителем русского языка и литературы в школе в течение 5 лет. На своем мастер-классе хочу представить Вашему вниманию часто используемый мною приём, который может быть применен на любом уроке. Возможно, кто-то из Вас возьмет его себе на заметку. Бернард Шоу говорил: «Если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».

    Посмотрите на экран. Что общего между представленными здесь картинками? Что нужно, чтобы разобраться в них? (слайд 2)

 16_Detskiy_Krossvord-klassicheskiy.jpgSUDOKU.jpggkM6wKW9o1m6i50n_KycW0PaLYqyuaZv5F1JRlZq7lk_U003d-1562370403232.jpg

   Чтобы их разгадать, нужно размышлять, строить логические цепочки, включить своё творческое воображение.

   Благодаря ассоциациям и нашему мышлению мы можем ответить на многие вопросы, взглянув на привычные вещи с другой стороны. В профессии учителя это ценно, потому что каждым словом, каждым делом мы должны учить и вопитывать наших детей. А так как они живут в мире современных технологий, то все знания, которые мы им преподносим, тоже должны подаваться современно, креативно, интересно.

   Сегодня я хочу познакомить вас с приёмом, который будет учить детей творить и развивать их креативное мышление. Его название вы сможете сказать, разгадав ребус (слайд 3)

1.Что же такое кроссенс?

   Кроссенс — это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса. (слайд 4)

   Этот прием был разработан Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко – доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов". Кроссенс впервые был опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". (слайд 5)

   Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из 8-9 картинок, замкнутых в стандартное поле как для игры в «Крестики-нолики». (слайд 6)

    Изображения расставлены таким образом, чтобы каждая картинка имела связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяла по смыслу сразу несколько картинок. (слайд 7) Задача разгадывающего кроссенс найти ассоциативную связь между соседними (то есть имеющими общую сторону) картинками. Связи в головоломке могут быть как поверхностными, так и глубинными.

2.Как решать кроссенс?

   Как видите, он  размещается на  поле из девяти квадратов. Но в отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Нужно найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу.

   Центральным в кроссенсе является квадрат под номеров 5. (слайд 8)

   Проблема, с которой часто сталкиваются авторы кроссенсов, - это трактовка изображений, которые могут быть не очень понятны. В таком случае можно дать текстовую подсказку — кто или что изображено на каждой картинке, и задание — найти связи между соседними изображениями или дать название кроссенсу. (слайд 9)

3.Существует  3 способа чтения кроссенса. (слайд 10)

  1 кроссенс нужно читать с первого квадрата. Дальше идем только вперед и останавливаемся на центральном 5 квадрате.

   Во втором варианте кроссенс можно начать как с первой, так и с любой узнаваемой картинки, но суть в том, что центральный 5 квадрат по смыслу связан со всеми изображениями.

   И 3 способ чтения - можно читать кроссенс по периметру и дополнительно по кресту. В этом случае изображения расставлены  таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.

4.При создании кроссенса можно воспользоваться следующим алгоритмом: (слайд 11)

1.Определить тематику, общую идею.

2.Выделить 8-9 элементов, имеющих отношение к теме или идее.

3.Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).

4.Выделить отличительные черты каждого элемента.

5.Подобрать изображения, иллюстрирующие элементы.

6.Заменить прямые образы символическими.

7.Построить ассоциативную связь между образами.

8.Кроссенс готов.

5.Как вы думаете, на каких этапах урока можно использовать кроссенс? (слайд 12)

1.Проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной схемы).

2.Формулировка темы урока, постановски цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать). На проведенном мной уроке на этом этапе и был представлен кроссенс учащимся, когда они нашли связь между изображениями и определили тему урока.

3.Раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах).

4.Обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появились в ходе урока на разных этапах, обучающиеся по ним обобщают материал и делают вывод).

5.Организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп).

6.Творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде). Кроссенс учащегося полезнее, чем составленный учителем, потому что отражает глубину понимания обучающимся темы.

Вот примеры кроссенсов, кторые можно использовать на уроке русского языка (слайд 13).

А вот на уроке литературы (слайды 14-15).

   Для более полного понимания работы этого метода проведём подготовительное упражнение. Найдите ассоциативную связь между предметами? Что это? (Зубная щетка и зубы. Корень –зуб-.) (слайд 16)

-А что общего может быть между ёжиком и Кощеем Бессмертным? (Игла) (слайд 17)

   А вот более сложный пример: что общего между Николаем Васильевичем Гоголем и мопсом? Приходит что-то в голову?... Пушкин, восхищавшийся произведениями Гоголя, подарил ему мопса. Когда собака умерла, писатель очень горевал, ведь ближе этого мопса у него никого не было. Вот такая между ними связь. (слайд 18)

   А теперь, перейдем к практике. Сейчас я попрошу вас объединиться в группы. Вам нужно составить кроссенс из готовых картинок, определить тему и объяснить его.         

   А пока коллеги работают в группах, предлагаю решить следующие кроссенсы и определить, на какие темы они составлены (слайды 19-28).

А теперь очень сложный кроссенс.

Вот что у нас получилось:

1 - «Улыбка» - результат хорошего настроения, с улыбки мы начали урок.

2 – Всем известно, что дружба начинается с улыбки (песня об этом звучала в мультфильме «Крошка Енот»).

3 – Енот – крошка и при разламывании хлеба, булок тоже бывают крошки.

4 – Крошки хлеба лучше не выбрасывать, а посыпать в кормушку, чтобы помочь птицам зимой.

5 – Помогла мальчику справиться с недугом и девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик».

6 – Она отрывала лепестки и они летели, как может лететь воздушный шарик.

7–Шарик – это предмет, но может быть кличкой собаки.

8–собака – друг человека.

9 – у человека тоже есть друг.

-О чем же идет речь? (о дружбе)

   Спасибо за ваши ответы, все молодцы. А теперь, возьмите, пожалуйста, листочки, на которых мы сейчас составим синквейн по теме мастер-класса. Синквейн состоит из пяти строчек, на первой мы пишем тему нашего мастер-класса Кроссенс. (слайд 29)

Алгоритм написания синквейна.

1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.

2-я строка. Какой? 2 прилагательных.

3-я строка. Что делает? 3 глагола.

4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.

5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.

Прошу вас зачитать, у кого что получилось. Благодарю Вас за работу.

А вот мой кроссенс (слайд 30):

Кроссенс

Эффективный, интересный

Развивает, интригует, формирует

Помогает строить логические цепочки.

Головоломка

6.Подведение итогов.

То есть кроссенсы учат (слайд 31):

- думать;

- творить;

- высказывать свою точку зрения;

- обрабатывать информацию.

развивают:

- зрительную память;

- связную речь;

- коммуникативные способности;

- навыки работы с источниками информации.

повышают:

- мотивацию;

- самооценку.

   Уважаемые коллеги, ФГОС требует от учителя научить своих учеников самостоятельно добывать знания, но как же этого добиться? Конечно, благодаря использованию разнообразных приемов, технологий, методов. Кроссенс как методический прием помогает в этом. Работа с ним способствует развитию логического и ассоциативного мышления, проявлению нестандартного мышления и креативности; развивает способность самовыражения.

  Кроссенс - это универсальный приём, который можно использовать на любом уроке в начальной школе и старших классах, на классном часе, во внеурочной деятельности. Он позволяет на практике создать условия для самостоятельного творческого поиска. Дети не только находят связи между предметами и явлениями, они углубляют свои знания, раскрывают новые грани понимания привычных вещей. А составлять, и разгадывать кроссенсы – одно удовольствие!

   А закончить своё выступление мне хочется словами знаменитого писателя Льва Николаевича Толстого: «Если ребёнок не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать…». (слайд 32) Так давайте же, уважаемые коллеги, научим наших детей мыслить логично и творчески. Спасибо за внимание, и как гласит кроссенс: «Будьте счастливы!» (слайд 33)

   Если у Вас есть вопросы, я готова на них ответить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.

доклад на  общешкольной родительской конференции...

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы

Фрагмент аналитического отчета на "Конкурс на денежное поощрение лучших учителей"...

Инновационные приёмы на уроках русского языка и литературы

Педагогические мастерские , методы критического мышления....

Статья в помощь учителю русского языка и литературы "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы"

Статья поможет в применении на уроках русского языка и литературы различных инновационных технологий...