Выступление на методическом объединении учителей естественно-математического цикла
статья

Элементы дифференциации и индивидуализации в обучении биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭЛЕМЕНТЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.

Успешность усвоения учебного материала, темп  овладения им, прочность, осмысленность знаний, уровень развития ребенка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физического развития. Отсюда следует, что перед каждым учителем постоянно стоит задача – нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка при классно-урочной форме обучения.

 Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам, что способствует как закреплению учебного материала, так и умственному развитию учащихся в процессе обучения.

Термин “дифференцированное обучение” понимался как разделение учебных планов и программ старшего звена средней школы, в результате которого осуществлялась своеобразная  профессиональная ориентация среднего образования по определенным направления. Наряду с развитием дифференцированного обучения как особой формы обучения возник так называемый дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения, представляющий собой определенную характеристику отношений обучающей деятельности учителя и учебной деятельности учащихся. В современной дидактике понятие дифференциации и индивидуализации обучения недостаточно разграничены. По началу под индивидуализацией обучения понимали лишь обеспечение различного темпа учебной работы школьников в соответствии с их способностями. При этом подчеркивалось, что индивидуализация обучения состоит в том, что сильному учащемуся нужно значительно меньше, а слабому значительно больше упражняться. Однако в дальнейшем проблема индивидуализации обучения сформировалась как самостоятельная и важная проблема, связанная с повышением эффективности обучения вообще.

    Основными целями индивидуализации обучения любому предмету следует считать:

  1. развитие и использование в обучении индивидуальных качеств личности школьника;
  2. развитие и использование в обучении познавательных интересов каждого школьника;
  3. развитие и использование в обучении интеллектуальных способностей и талантов каждого школьника;
  4. развитие у каждого школьника навыков самостоятельной учебной деятельности.

Для того чтобы успешно это осуществить , полезно применять определенную систему тестовых упражнений, имеющих целью проверить:

  1. уровень обучаемости;
  2. умение самостоятельно работать;
  3. умение читать с пониманием и нужной скоростью учебный текст;
  4. способность к сообразительности;
  5. уровень развития того или иного компонента мышления.  

На уроках биологии мною применяются  определенные упражнения позволяющие проверить выше перечисленные умения и навыки учащихся.

Задания применяются не на всех этапах урока, наиболее эффективно их применять при:

  • закреплении пройденного материала
  • проведении итогового контроля  (зачета)

Приведу  в качестве примера несколько заданий.

  • Задания на закрепление пройденного материала.
  1. Работа учащихся по карточкам разного уровня сложности.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

а) Напишите, какие части, и органы тела майского жука обозначены цифрами.

( 1 уровень сложности )

б) К какому отряду относятся изображенные насекомые? Чем сходны они между собой?  

 (2 уровень сложности)

в) Найди соответствие и из выделенных букв отгадай зашифрованное слово:

 (3 уровень сложности)

    1) жесткокрылые                     а) адмирал

    2) двукрылые                           б) медяница

    3) чешуекрылые                       в) долгоносик

    4) прямокрылые                       г) скорпион

    5) перепончатокрылые            д) водомерка

    6) равнокрылые                        е) муха

    7) паукообразные                     ж) кузнечик

    8) ракообразные                       з) осы

    9) клопы                                    и) омар

  1. Тесты разной сложности и разных вариантов.
  2. Кроссворды:

а) отгадайте слова по вертикали и горизонтали;

б) решите чайнворд;

в) используя название семейства, вставьте в кроссворд названия растений.

  • Задания на развитие мышления. (Использование интеллектуальных   способностей учащихся).

Эти задания предполагают в известной степени  ситуацию затруднения. Они  различные по сложности и степени самостоятельности.

    а) Анаграмма.(путем перестановки букв, найдите слова имеющие отношение к теме “Корень” ).

    б) Криптограмма

      в) Числовой диктант (в данном  задание используется межпредметная связь).

  • Итоговый контроль по биологии проходит в форме зачета. Учащиеся получают задания разных вариантов (разные уровни сложности) при этом учитывается способность каждого учащегося. Кроме этого учащиеся видят шкалу оценок, по которой оценивается их работа.

Пример:

Оценка

Тестовые задания

Ответы на вопросы

“5”

18 баллов

8 баллов

“4”

16 баллов

6 баллов

“3”

12 баллов

4 балла

“2”

меньше 12 баллов

В тестовых заданиях каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, ответы

на вопросы в 2 балла.

В отличие от традиционной постановки учебных заданий  на отдельных этапах урока можно рекомендовать и постановку заданий следующего типа:

а) учащийся сам выбирает задание;

б) учащемуся предлагаются дополнительные задания, выполнять которые он может лишь добровольно.

Кроме того, при дифференциации обучения биологии  предполагается, что:

а) имеют место постоянный контроль и помощь со стороны учителя каждому из учащихся в процессе изучения им материала;

б) учителем учитываются индивидуальные способности школьников;

в) резко возрастает “удельный вес” самостоятельной работы учащихся в процессе обучения биологии;

г) оптимально используются различные дидактические пособия и различные технические средства обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое объединение учителей естественно-математического цикла

Осуществляя руководство методическим объединением учителей естественно-математического цикла, представляю документацию по методическому объединению....

План и анализ работы школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла

Предложен один из многих вариантов оформления анализа работы ШМО и планирования работы. Краткий план подготовки к ЕГЭ....

План работы методического объединения учителей естественно-математического цикла.

План и задачи работы учителей естественно-математического цикла 2012-2013уч. г....

План работы методического объединения учителей естественно-математического цикла.

План работы методического объединения учителей естественно-математического цикла  для составления  начинающим руководителям МО....

Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла на тему:"Пути и способы совершенствования педагогического мастерства учителя, как необходимое условие для перехода на Новые стандарты."

Реализация ФГОС образования обучающихся с УО(ИН) выдвигает на первый план ориентацию на формирование жизненных и социальных компетенций обучающихся, на их подготовку к самостоятельной жизни, де...