методические рекомендации
методическая разработка
для классных руководителей ШНОР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_dlya_klassnyh_rukovoditeley.docx | 75.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» городского округа город Шарья Костромской области Полярников ул., д. 4, г. Шарья, Костромская обл., 157500, тел. (49449) 5-33- 12, факс (49449) 58-901 ОКПО 41648983 ОГРН 1024402036086 ИНН/КПП 4407005345/440701001 от "11" февраля 2020 г. № 40 | Руководителям общеобразовательных организаций городского округа город Шарья Костромской области |
Об организации деятельности классных руководителей
Уважаемые коллеги!
Обращаем внимание руководителей образовательных организаций на необходимость обновления нормативно-правовой базы деятельности педагогических работников, выполняющих функции классного руководителя к началу 2020- 2021 учебного года.
Основой для такой работы выступает приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 февраля 2006 года № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений», который требует согласования с реализуемыми федеральными государственными образовательными стандартами.
Понимание роли классного руководителя и сегодня связано с созданием условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Деятельность классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса.
Выплата вознаграждения за выполнение функций классного руководителя осуществляется педагогическим работникам, на которых с их согласия возложены функции классного руководителя, в следующих государственных и муниципальных образовательных организациях,
реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования: 1) общеобразовательных организациях; 2) вечерних (сменных) общеобразовательных организациях; 3) кадетских школах и кадетских школах-интернатах; 4) общеобразовательных школах-интернатах; 5) образовательных организациях для детей дошкольного и младшего школьного возраста; 6) специальных (коррекционных) образовательных организациях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; 7) специальных учебно-воспитательных организациях для детей и подростков с девиантным поведением (специальных общеобразовательных школах и специальных (коррекционных) общеобразовательных школах); 8) образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; 9) образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 10) оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.
Управление образование администрации округа город Шарья на основании информационного письма ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования» от 28 января 2020 года №67 «Об обновлении нормативно-правовой базы деятельности педагогических работников, выполняющих функции классного руководителя» рекомендует руководителям образовательных организаций:
- организовать работу по обновлению нормативно-правовой базы деятельности педагогических работников, выполняющих функции классного руководителя;
- в ходе обновления локальной нормативной базы деятельности классных руководителей рекомендуем обратиться к разработанной в Костромской области под руководством Бураковой Л.В.. модели деятельности классного руководителя (приложение 1), прошедшей практическую апробацию, профессиональную экспертизу, доказавшей свою эффективность и принятой в практику в ряде регионов РФ.
- для организации мониторинга деятельности классного руководителя разработать и утвердить локальным актом матрицу для составления плана работы классного руководителя и форму аналитического отчёта о деятельности классного руководителя
Директор МБУ Центр ППМСП М.С.Смирнова
исп. Буракова Л.В.
8(49449)53321
Приложение 1
МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ1
Нормативная база:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ;
- Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 03.07.1998 г.;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 февраля 2006 года № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»;
- Приказ Департамента образования и науки Костромской области № 1782 от 16 11.2006 «О проведении мониторинга».
Понимание роли классного руководителя. Классный руководитель осуществляет деятельность по созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Деятельность классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. Классный руководитель не может преимущественно отвечать за результаты воспитания учащихся вверенного класса. Поэтому не несет единолично всю полноту ответственности за процесс социализации, воспитания школьников. Другими словами, как успехи в воспитании учащихся, так и серьезные упущения лишь отчасти обусловлены деятельностью или бездействием классного руководителя.
Ответственность классного руководителя школы охватывает различные стороны жизнедеятельности воспитанников и может быть выражена в инвариантном и вариативном компонентах.
Инвариантный компонент деятельности классного руководителя включает:
- обеспечение жизни и здоровья учащихся (контроль за посещаемостью школы учащимися класса; контроль причин пропусков; информированность о состоянии здоровья учащихся класса; ведение документации о заболеваемости учащихся; работа с листком здоровья в классном журнале; комплекс мер по охране и укреплению здоровья, разрабатываемый и реализуемый совместно с врачом и родителями; вовлечение учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью; охват учащихся горячим питанием; проведение инструктажей и ведение документации по технике безопасности),
- обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями (информированность о межличностных взаимоотношениях в классе, о характере взаимоотношений между учащимися класса и учителями, ведущими занятия; проведение диагностики межличностных отношений; оперативное регулирование возникающих противоречий; определение задач оптимизации психологического климата в классе; выявление учащихся, имеющих проблемы в сфере межличностных отношений; привлечение специалистов психолого-педагогической службы для решения имеющихся проблем),
- содействие освоению школьниками образовательных программ (информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе; координация деятельности учителей - предметников и родителей; прогнозирование и мониторинг успеваемости; содействие в разработке и реализации
.
индивидуальных траекторий образования; планирование и реализация работы с одаренными, с неуспевающими учащимися),
- воспитание патриотических чувств, формирование опыта гражданско- правового поведения, развитие социальной компетентности учащихся (разработка годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности, расширяющих правовую и социальную компетенцию учащихся; содействие в формировании опыта гражданского поведения в процессе ученического самоуправления; поддержка в ученическом самоуправлении высоких эталонов; планомерное развитие ученического самоуправления на основе исходного состояния дел в классном коллективе; осуществление договорных начал во взаимодействии классного руководителя и учащихся).
Вариативный компонент деятельности классного руководителя:
- программирование воспитательной работы с классом (комплексное изучение состояния, проблем и определение перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса; качественное и обоснованное целеполагание, программирование и планирование работы с классом; ведение отчетной документации; осуществление мониторинга эффективности собственной деятельности; организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях городского, областного и Всероссийского уровня в соответствии с профильной - системообразующей деятельностью класса),
- профилактическая работа (определение учащихся, вызывающих наибольшее опасение как потенциальные нарушители дисциплины; разработка и реализация комплекса профилактических мер, согласованного с социальным педагогом, психологом, администрацией школы, родительским комитетом; привлечение к профилактическим мероприятиям широкого круга участников, возможностей различных организаций).
В качестве ресурсов, обеспечивающих воспитание учащихся, могут рассматриваться: деятельность педагогов, педагогических коллективов, воспитательных организаций, программы воспитания, воспитательные технологии, методическое обеспечение воспитательной деятельности, сотрудничество с родителями учащихся, семьями школьников, СМИ, деятельность социальных организаций, учреждений культуры, социально значимая деятельность самих воспитанников, их общественная саморганизация.
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
1. | Обеспечение жизни и здоровья учащихся. | 10 |
1.1. | Характеристика состояния здоровья и вовлеченности учащихся класса в физкультурно-оздоровительную деятельность | |
1.1.1 | Наличие информации о состоянии здоровья учащихся класса (заболевания, ограничения по здоровью), посещении спортивных секций, регулярности занятий физической культурой. | 1 |
1.2. | Формулировки задач и принципов воспитательной работы | |
1.2.1 | Сформулированы конкретные и измеримые, исходящие из анализа ситуации в классе | 2 |
1.2.2 | Сформулированы правила работы по решению выявленных проблем, основанные на понимании особенностей класса | 2 |
1.3 | Наличие классных часов и мероприятий | |
1.3.1 | Наличие в план-сетках 4 классных часов по данной тематике | 1 |
1.3.2 | Наличие в план-сетках 3 классных мероприятий, тематика, форма и содержание которых адекватны поставленным задачам. | 1 |
1.3.3 | Комплекс мер по охране и укреплению здоровья, вовлечению учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью согласован с врачом и родителями. | 1 |
1.3.4 | План предполагает дифференциацию работы исходя из состояния здоровья учащихся. | 1 |
1.3.5 | План предполагает привлечение родителей в качестве организаторов мероприятий. | 1 |
2. | Обеспечение позитивных межличностных отношений | 10 |
2.1 | Социально-психологическая характеристика класса | |
2.1.1 | Сформулированы общие возрастные проблемы межличностных отношений школьников | 1 |
2.1.2 | Сформулированы особенные для учащихся данной школы, жителей микрорайона проблемы межличностных отношений | 1 |
2.1.3 | Сформулированы специфические проблемы межличностных отношений школьников, обусловленные особенностями класса (история формирова- ния коллектива, стили классного руководства, состав учащихся и т.д.) | 3 |
2.1.4 | Описана структура межличностных отношений (лидеры, аутсайдеры, предпочитаемые, микро-группы, основа объединения в микро-группы) | 1 |
2.1.5 | Описаны межличностные проблемы в коллективе класса (столкновения между группами, причины, противоборство между лидерами, давление на аутсайдеров, уровень дисциплины) | 1 |
2.2 | Формулировки задач и принципов воспитательной работы | |
2.1.1 | Сформулированы конкретные и измеримые, исходящие из анализа ситуации в классе | 1 |
2.1.2 | Сформулированы правила работы по решению выявленных проблем, основанные на понимании особенностей класса | 1 |
2.3 | Наличие классных часов и мероприятий | |
2.3.1 | Наличие в план-сетках 4 классных часов по данной тематике | 1 |
2.3.2 | Наличие в план-сетках 3 классных мероприятий, тематика, форма и содержание которых адекватны поставленным задачам. | 1 |
3. | Содействие освоению школьниками программ общего и дополнительного образования | 10 |
3.1 | Характеристика особенностей образовательной программы | |
3.1.1 | Информированность классного руководителя об особенностях содержания образования во вверенном классе, перечисление конкретных особенностей: распределение нагрузки по предметам, роль образовательных областей, сложность содержания по предметам. | 1 |
3.2 | Формулировки задач и принципов воспитательной работы | |
3.2.1 | Сформулированы конкретные и измеримые задачи воспитательной работы классного руководителя по обеспечению хорошей успеваемости учащихся, основанные на анализе ситуации в классе. | 2 |
3.2.2 | Сформулированы правила работы по решению выявленных проблем, основанные на понимании особенностей класса. | 2 |
3.3 | Наличие классных часов и мероприятий | |
3.3.1 | Наличие в плане мер по решению следующих задач:
| 5 |
4. | Осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся | 10 |
4.1 | Характеристика особенностей воспитания патриотических чувств, формирования опыта гражданско-правового поведения, развития социальной компетентности учащихся | |
4.1.1 | Определены предпосылки и проблемы воспитания патриотических чувств, формирования опыта гражданско-правового поведения, развития социальной компетентности у учащихся данного класса | 2 |
4.1.2 | Определен уровень общественной самоорганизации класса. | 1 |
4.2. | Формулировки задач и принципов воспитательной работы | |
4.2.1 | Определены задачи воспитания патриотических чувств, формирования опыта гражданского и нравственного поведения, развития социальной и правовой компетентности учащихся адекватно возрасту и особенностям класса. | 2 |
4.2.2 | При формулировке задач учтены возрастные особенности, традиции образовательного учреждения, специфика класса. | 1 |
4.3. | Наличие классных часов и мероприятий | |
4.3.1 | Разработан годовой цикл мероприятий, содействующих воспитанию патриотических чувств, формированию опыта гражданского поведения, развития социальной и правовой компетентности учащихся с учетом памятных дат, государственных и региональных мероприятий. | 2 |
4. 3.2 | В годовом цикле мероприятий предусмотрено по 4 классных часа и по 1 мероприятию в год по каждому из направлений. | 1 |
4.3.3 | Разработан и реализуется поэтапный план развития самоуправления в классе. | 1 |
5. | Вариативный компонент воспитания учащихся (по усмотрению классного руководителя) | 10 |
5.1 | Характеристика особенностей учащихся и педагогического замысла педагога | |
5.1.1 | Имеется характеристика класса, позволяющая определить целесообразность реализации авторской программы в данном классе, основные проблемы в становлении школьников. | 1 |
5.1.2 | Существует обоснование вариативного компонента воспитания учащихся (идеи, перспективы, принципы, системообразующая деятельность, этапы), обусловленный профессионально-личностной позицией классного руководителя. | 2 |
5.2. | Формулировки задач и принципов воспитательной работы | |
5.2.1 | Цели воспитания учащихся класса поставлены четко и диагностично, адекватны социальной специфике контингента, согласованы с планом воспитательной работы школы. | 2 |
5.2.2 | При формулировке задач учтены возрастные особенности, традиции образовательного учреждения, специфика класса. | 1 |
5.3. | Наличие классных часов и мероприятий | |
5.3.1 | Разработан годовой цикл работы с классом (направления, этапы, мероприятия), согласован с родительским комитетом, администрацией школы. | 2 |
5. 3.2 | В годовом цикле мероприятий предусмотрено по 4 классных часа и по 1 мероприятию в год по каждому из направлений. | 1 |
5.3.3 | В соответствии с системообразующей деятельностью класса спланировано участие учащихся в конкурсах и соревнованиях городского, областного и Всероссийского уровня. | 1 |
6. | Профилактическая деятельность | 5 |
6.1 | Характеристика направлений профилактической работы |
6.1.1 | Определен список учащихся, вызывающих наибольшее опасение как потенциальные нарушители дисциплины. | 1 |
6.2. | Формулировки задач и принципов профилактической работы | |
6.2.1 | Задачи профилактики поставлены четко и диагностично, адекватно социальной специфике контингента, согласованы с планом профилактической работы школы. | 1 |
6.2.2 | Сформулированы правила работы по решению выявленных проблем, основанные на понимании особенностей учащихся. | 1 |
6.3. | План профилактических мероприятий | |
6.3.1 | Комплекс профилактических мер согласован с социальным педагогом, психологом, администрацией школы, родительским комитетом. | 1 |
6.3.2 | К профилактическим мероприятиям планируется привлечь широкий круг участников, использовать возможности различных организаций. | 1 |
Уровни качества деятельности классных руководителей
№ | Основные направления деятельности классного руководителя | Нормативные значения | ||
высокий | средний | низкий | ||
1 | Обеспечение жизни и здоровья учащихся | 8- 10 | 5-7 | 4-0 |
2 | Обеспечение позитивных межличностных отношений | 8- 10 | 5-7 | 4-0 |
3 | Содействие освоению школьниками образовательных программ | 8- 10 | 5-7 | 4-0 |
4 | Осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания | 8- 10 | 5-7 | 4-0 |
5 | Программа воспитания учащихся | 8- 10 | 5-7 | 4-0 |
6 | Профилактическая работа | 4-5 | 3-2 | 0-1 |
Мониторинг деятельности классных руководителей опирается на совокупность принципов:
Первый принцип «Не навреди» - предлагаемый мониторинг не должен прибавить работы, привнести дополнительные сложности, отчётность, ухудшить ситуацию в повседневной практике классного руководителя.
Второй принцип «Принцип определения профессиональной ответственности» - классный руководитель не может преимущественно отвечать за результаты воспитания учащихся вверенного ему класса. Поэтому не несёт единолично всю полноту ответственности за процесс социализации и воспитания школьников. Другими словами как успехи в воспитании учащихся, так и серьёзные упущения лишь отчасти обусловлены эффективностью деятельности классного руководителя.
Третий принцип «Оценка целесообразности, адекватности и процесса деятельности»
- особенности воспитания как явления обуславливают крайнюю сложность при проведении мониторинга. Диагностика деятельности классного руководителя может опираться в первую очередь на процессуальные характеристики его работы.
Четвёртый принцип «Несовместимость результатов воспитательной работы разных педагогов». – каждый классный коллектив по-своему уникален, деятельность классного руководителя приходится на различные периоды в социально-психологическом развитии группы, поэтому цели и темп реализации воспитательных задач будет существенно отличаться. Объектом сравнения могут быть только адекватность цели воспитательной работы ситуации, сложившейся в классе, соответствие планов целям и т. д.
Пятый принцип «Не проверять, а помогать» - комплекс мер по мониторингу деятельности классного руководителя ориентирован прежде всего не на контроль, а на содействие классному руководителю в решении возникающих проблем в сфере воспитания. Шестой принцип «Просто, быстро, эффективно» - мониторинг должен предлагать чрезвычайно простые процедуры диагностики, которые могут быть проведены за короткое
время, и в тоже время, дадут исчерпывающую информацию о работе педагога.
Седьмой принцип «Принцип общественно-административной экспертизы». Мониторинг эффективности деятельности классного руководителя может стать деятельностью, объединяющей администрацию школы, родительскую общественность, представителей различных служб (медика, психолога, социального педагога и др.)
Восьмой принцип «Принцип постепенного совершенствования методики мониторинга» - исходит из убеждения в возможности создать сразу достаточно качественный инструмент, поэтому предполагается поэтапное внедрение данного средства в практику деятельности ОУ, оптимален будет режим опытно-экспериментальной работы.
Матрица для составления плана работы классного руководителя
Направления ответственности | С коллективом класса | Индивидуально с обучающимися | С родителями | С учителями предметниками | С окружением |
Возможные формы |
| Беседы, индивид. контроль | Родительские собрания, индивидуальные встречи, орг. работа, родительский комитет | Обобщающий контроль, педсоветы, Инд встречи | Участие в мероприятиях м-р-на |
Жизнь и здоровье учащихся | |||||
Межличностные отношения | |||||
Реализация образовательной программы | |||||
Патриотическое, гражданское воспитание | |||||
Дополнительное содержание воспитательной работы | |||||
Профилактика |
Анализ планов классных руководителей относительно форм воспитательной работы
Аспекты анализа:
- адекватность форм поставленным задачам,
- соответствие выбранных форм особенностям класса, педагога, школы,
- разнообразие форм: соотношение статичных и динамичных форм, соотношение
«словесных» форм и форм, предполагающих деятельностную реализацию, соотношение традиционных и инновационных форм, методик, технологий и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"
Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...
Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования
Учебно-методический комплекс(УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, твор...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов
Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...
Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ
Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...