Современный подход к организации и проведению родительского собрания на основе современного подхода
статья

Лысикова Юлия Александровна

Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению родителского собрания на основе современного подхода 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов ДОУ

по организации и проведению родительского собрания

на основе современного подхода

Разработала: Лысикова Ю.А. –

социальный МБДОУ «Детский сад № 6»

        Семья является первым социальным институтом для ребёнка дошкольного возраста, а его родители – первыми воспитателями. Именно родители (законные представители) несут ответственность за воспитание своих детей, а другие социальные институты и образовательные учреждения оказывают им помощь и поддержку в этом процессе, направляют и дополняют их воспитательную деятельность.

        Приоритетом семейного воспитания обусловлена необходимость выстраивания отношения ДОУ с семьёй по-новому. Новизну данных взаимоотношений определяют такие понятия как «сотрудничество» и «взаимодействие», которые должны стать основными принципами в работе педагогов с родителями.

        Наиболее приемлемой формой работы с родительским коллективом по-прежнему остаётся родительское собрание. Организация и проведение родительского собрания на основе современного подхода делает его эффективным и результативным и одновременно решает такие задачи как:

- обеспечение разнообразия видов и форм работы с родителями в ходе мероприятия;

- участие родителей в мероприятии в качестве активных, а не пассивных слушателей;

- включение (интерактивность) всех участников мероприятия во все предлагаемые виды деятельности;

- предоставление родителям возможности проявить свой воспитательный потенциал, поделиться личным опытом в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;

- создание атмосферы сотрудничества педагогов с родителями;

- повышение мотивационной готовности родителей к взаимодействию с ДОУ в целом.

        Подготовка любого родительского собрания начинается с выбора темы, который необходимо осуществлять с учётом нескольких правил:

1. Тема должна быть актуальной, то есть соответствовать возрастной группе, либо направленной на решение конкретной проблемной ситуации;

2.  Выбранная тема должна быть интересной и полностью доступной для понимания самому педагогу, который планирует провести родительское собрание (если педагог, воспитатель не чувствует себя достаточно компетентным в том или ином вопросе, но именно эту тему нужно раскрыть, он может обратиться за помощью к специалистам или другим педагогам для их непосредственного участия в мероприятии);

3. Избегайте тем, которые могут затрагивать проблемы или особенности конкретной семьи (обсуждение определённого ребёнка или его семьи не допустимо в процессе работы с родительским коллективом);

4. Тема родительского собрания должна быть направлена на удовлетворение интересов всех родителей;

5. Выбранная тема должна способствовать саморазвитию и самообразованию как педагога, так и родителей.

        Определив тему мероприятия, необходимо изучить теоретическую основу (научно-методическую литературу, печатные периодические издания), а также имеющийся опыт работы других педагогов и специалистов по проблеме. Это поможет реализовать принцип научности, который является одним из главных в процессе подготовки и изложения педагогам любого материала.

Задача педагога тщательно изучить и отобрать актуальный теоретический материал, адаптировать его для понимания всеми участниками мероприятия. При подготовке родительского собрания также возможно опираться на свой, и имеющийся у коллег практический опыт работы.

         Следующий шаг - информирование родителей о проведении родительского собрания. В последнее время самым удобным и быстрым способом становится информирование посредством социальных сетей (родительских интернет-чатов).  Но не стоит забывать о размещении традиционного объявления, содержащего информацию о теме родительского собрания, дате, месте, времени его проведения. Объявление размещается в родительский уголок группы за 10 дней до даты проведения собрания (за 3-5 дней желательно ещё раз напомнить данную информацию). Приглашения для родителей, оформление педагогами вместе с детьми, являются привлекательной формой информирования о предстоящем мероприятии.

Особое внимание нужно уделить формулировке темы собрания: она призвана заинтересовывать родителей и вызывать у них желание посетить мероприятие. Как показывает опыт работы, правильная формулировка темы способствует высокой посещаемости родителями мероприятий, проводимых педагогами.

        Современный подход к организации и проведению родительского собрания предполагает разработку его сценария с включением следующих структурных элементов:

1. Определение цели и задач, этапов мероприятия, их содержания, логической последовательности, а также временного регламента.

2.  Организационный момент, включающий приветствие, представление темы и цели мероприятия, краткую информацию о запланированном мероприятии.  

На данном этапе также возможно обозначить роль ведущего и остальных участников, установить определённые правила проведения мероприятия, что поможет провести его организованно, избегая конфликтные моменты.

3. Проведение энергизатора, который представляет собой средство (приём), направленный на повышение энергетического потенциала всего организма.  Энергизатор помогает педагогу сплотить группу, снять эмоциональное напряжение, повысить общую активность, создать атмосферу сотрудничества, а также показать свою педагогическую компетентность.

Энергизатор должен быть:

1. Коротким (3-5 минут);

2. Комфортным для педагога;

3. Позитивным и доступным всем;

4. Вовлекающим всех участников;

5. Легким для объяснения.

4. «Мозговой штурм» или разминка – является переходом к теоретической части мероприятия и проводится при помощи постановки проблемного вопроса, касающегося непосредственно темы. Родителям предлагается ответить на поставленный вопрос, обосновать свой ответ, высказать личное мнение. Если у педагога возникают трудности с постановкой проблемного вопроса, его можно заменить готовыми высказываниями известных философов (учёных, писателей), поговорками, цитатами, небольшим стихотворением.

Ведущий родительского собрания может первым начать высказываться, чтобы родителям было легче понять, в какой форме выполняется задание.  На данном этапе решается такая задача как включение всех участников в деятельность. При этом, мнения родителей не обсуждаются, не критикуются и не оспаривается педагогом или другими родителями.

5. Мини – лекция (теоретическая часть по теме) не должна превышать 15 минут. В данной части мероприятия раскрываются ключевые понятия и аспекты по теме, доступные для понимания родителей и нужными им в решении реальных воспитательных задач. Выступление ведущего целесообразно сопровождать наглядным материалом, презентацией, любыми средствами, которые способствуют эффективному восприятию материала.

6. Практическая часть мероприятия состоит из заданий, направленных на закрепление полученных теоретических знаний. Задания выполняются самостоятельно малыми группами за определённое, установленное ведущим, время. В качестве практических заданий возможно решение ситуативных задач, заполнение таблиц, выполнение творческого задания, выполнение тестовых заданий, участие в инсценировке.  Задания не должны быть сложными и требующими большого количества времени на их выполнение.  

 Представитель каждой группы озвучивает результаты выполненного задания, анализируя которые ведущему следует избегать резкую критику и указывания на ошибки. Для того, чтобы все участники мероприятия чувствовали себя успешными, достаточно озвучить правильный или наиболее подходящий вариант выполнения того или иного задания.  Завершая данный этап, педагогу необходимо поблагодарить всех участников за проделанную работу.

7. Заключительный энергизатор является логическим завершением мероприятия и мотивирует родителей к глубокому осмыслению своей роли в воспитании детей, а также самоанализу данного процесса.

8. Рефлексия (обратная связь) является важным моментом любого мероприятия, так как помогает педагогу отследить результаты проделанной работы, определить дальнейшие направления и формы взаимодействия с родителями. Использование анкеты обратной связи имеет ряд преимуществ перед устными высказываниями:

- анонимная форма;

- каждый родитель получает возможность выразить своё отношение к мероприятию;

- экономия времени;

- искренность ответов.

Родительское собрание не должно длиться более 60 минут. На момент завершения разработки его сценария педагог определяет содержание предварительной работы: подготовка наглядных пособий, оборудования, технических средств обучения, оформление помещения для проведения мероприятия, изготовление раздаточного материала для родителей, интервьюирование детей, анкетирование родителей и т.д.

Успешность проведения родительского собрания прежде всего зависит как от его тщательной подготовки, так и от степени заинтересованности и желания педагога взаимодействовать с родителями своих воспитанников.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные методологические подходы к организации и проведению массовых мероприятий в образовательных учреждениях"

Тематика городских семинаров по теме "Организационно- массовая работа". План работы....

Вопросы организации и проведения родительского собрания

В статье рассматриваются типы собраний, их структурные компоненты, методика организации и проведения собрания....

Современные подходы к организации самостоятельной работы на занятиях по основам философии

Очень важно, что презентация, являясь современной формой представления знаний и информации, имеет определенную, непохожую на другие научные формы работы (диплом, курсовую работу, реферат, контрольную ...

Суртификат. Современные подходы к организации и проведению урока химии в условиях реализации ФГОС.

Суртификат. Современные подходы к организации и проведению урока химии в условиях реализации ФГОС....

Презентация "Современные формы проведения родительских собраний"

Родительское собрание является важнейшей формой взаимодействия классного руководителя с семьей ученика.На собрании родители должны не только знакомиться с особенностями учебно-воспитательного процесса...

Сертификат участия в семинаре «Современные подходы к организации и проведению урока химии в условиях реализации ФГОС на примере использования системы УМК «Алгоритм успеха»»

Сертификат участия в семинаре «Современные подходы к организации и проведению урока химии в условиях реализации ФГОС на примере использования системы УМК «Алгоритм успеха»»...

Доклад на тему Система организации и проведения родительских собраний с 0 по 11 класс.

Одним из показателей эффективности воспитательной системы является создание единого воспитательного пространства в связи «семья-школа»....