«Роль педагога в цифровой трансформации общества и личности обучающегося»
материал (11 класс)
Эссе «Роль педагога в цифровой трансформации общества и личности обучающегося»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_ivanova_tamara_nikolaevna.docx | 143.67 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли»
ЭССЕ на тему:
«Роль педагога в цифровой трансформации общества и личности обучающегося»
Выполнила: преподаватель
Иванова Тамара Николаевна
Цифровая трансформация образования — это обновление планируемых образовательных результатов, содержания образования, методов и организационных форм учебной работы, а также оценивания достигнутых результатов в быстроразвивающейся цифровой среде для кардинального улучшения образовательных результатов каждого обучающегося.
(Из Интернета)
Что значит цифровая трансформация общества и личности учащегося, какую роль в этом процессе играет педагог? Мне не очень ясно, что понимается под цифровой трансформацией общества и личности учащегося. Возможно, это то же самое, что цифровая трансформация образования.
Прежде чем приступить к размышлениям на столь серьёзную тему, немного расскажу о себе.
Мой педагогический стаж насчитывает сорок пять лет. Многие в моём возрасте уже не работают. Может быть, кого-то коснулась педагогическая деформация… Кто-то просто «выгорел» или устал… Но большинство из нас, преподавателей в возрасте, пока ещё может дать фору молодёжи. Кстати, молодые не стремятся становиться педагогами и после окончания вуза ищут места спокойнее, чем школа или техникум. Но ведь именно они как нельзя лучше вооружены всеми современными технологиями обучения, в том числе цифровыми.
Не секрет, что мировая цифровая революция уже в разгаре. И можно относиться к ней по-разному. Сейчас сложно найти человека, у которого не было бы смартфона или который не был бы знаком с цифровыми сервисами, к примеру, с порталом государственных услуг или социальными сетями. В наше время, конечно, стыдно не владеть цифровыми технологиями, особенно это касается педагогов. Мы же должны понимать молодое поколение, а значит, мы должны уметь делать то, что умеют они, мы не можем выглядеть в их глазах какими-то отсталыми «валенками». Стало быть, нам надо переходить на «ты» с компьютером, нам надо уметь общаться в соцсетях, следить за новинками в информационных технологиях, применять эти технологии на своих уроках. Но всегда ли они, эти технологии, приносят пользу, всегда ли они нам нужны? Попробуем разобраться в этом.
За сорок пять лет я сроднилась с предметами, которые вела в школе и горном техникуме, а сейчас веду в любимом колледже. Что может быть лучше, выше, благороднее родного языка и родной литературы! Благороднее, выше и божественнее Слова! Раньше, в далёкие советские времена, я была в вечном поиске пластинок, магнитофонных записей, плакатов и другой наглядности, которая так нужна была мне на уроках и разных внеклассных мероприятиях. Слово словом, а как бывает необходима для его чудесного воплощения музыка, ведь она может помочь ему зазвучать ещё выразительнее! А живопись? Картины могут проиллюстрировать любое художественное произведение!
Я обожала и обожаю любое творчество, например, готовить и проводить литературные гостиные. Их я посвящаю юбилейным датам писателей и поэтов, никогда не пропускаю Международный день грамотности, Международный день родного языка, Всемирный день поэзии, День славянской письменности и культуры, День Победы, Пушкинский день. И все мои праздники я сопровождаю бесценным материалом, который сегодня даёт Интернет. Но этот материал только дополнение к живому слову. Без сомнения, иногда надо слушать стихи в исполнении профессиональных чтецов и актёров, смотреть разного рода презентации, фильмы, художественные и учебные, - возможности Интернета безграничны. Но тогда наши обучающиеся пассивны. А может быть, лучше послушать стихи в их собственном исполнении, может быть, лучше дать им возможность почитать по ролям пьесу Островского или Горького? Ещё я всегда нахожу поющих ребят, которые выступают и в гостиных, и на уроке. Они поют и романсы на стихи Есенина, и песни военных лет… Обстановка в аудитории становится совсем иной, ведь студенты раскрывают свои таланты, поют от души, песни и романсы становятся ближе и понятнее благодарным слушателям.
Кстати, ребята всегда мне помогают в поиске интересного видео, подготовке презентаций и т.д. (Умением находить материал на электронных носителях они владеют очень неплохо, чего не скажешь о владении словом).
Я же твёрдо убеждена, что на моих уроках главное – это как раз живое Слово. А оно, божественное и высокое, сильно пало в последние годы. Сегодня в колледж приходят шестнадцатилетние юноши и девушки, которые не умеют выражать свои мысли. Они не могут их изложить ни письменно, ни устно. Подростки общаются с помощью гаджетов, не выпускают из рук телефоны даже на уроках. Они не задумываются о том, что творят со своим языком, со своей речью. Вот что мои нынешние первокурсники, днём и ночью сидящие в своих электронных устройствах, пишут, отвечая на мои вопросы о классике (это уж точно их творения, ниоткуда не списанные, потому что работали на уроках):
Литературу называют классикой, когда она берёт за душу всех читателей без разборов.
Классическая литература – это книги, которые стали жанром в своём времени.
Классическая литература – та, которая остаётся в любом поколении, которая представляет из себя строгость. Это произведения, которые считаются эпохой для своего жанра.
Литературной классикой можно назвать песни, танцы, одежду и посуду. В процессе читения развивается мозговая система.
Классическую литературу называют ту, которую изучают и познают в школе и не только. Для меня классическая литература – это поэзии, рассказы о школе, повседневности и вообще о жизни человека. Она воспитывает здравие ума.
Это произведения, которые считаются талантом 21 века.
Классической литературой называют образованное произведение.
Чтение книг даёт человеку лучше мыслить и больше знаний. Книга – это друг советчика. После почтения книг некоторые люди начинают творить свою судьбу.
Классика волнует многих людей к чтению.
А вот что пишут о речи, о том, что по ней можно узнать о человеке, и о том, какую речь приятно слушать:
По рече человека можно узнать его спокойность.
Мне нравится, как говорит Артур, потому что он говорит с братским отношением.
Некоторые девушки не имеют манеру вежливости.
Мне не нравится речь, которая выражается нецензурной бранью.
Приятно слушать воспитанную речь, неприятно – хаотическую.
Люблю слушать ту речь, которая внешне и снаружи выглядит красивой, культурной, воспитанной. Приятно слушать образованную речь, с богатой фантазией, а неприятно – глупую, малообразованную и некультурную, невоспитанную, неизысканную с матными словами.
Приятно слушать начитанную и добрую речь, неприятно – неначитанную, грубую. Неприятно слушать грубую, неграмотную, которая не может связать предложение со словами-паразитами.
Приятно слушать тавтологическую речь. Неприятно слушать матершинные слова, грубое отношение.
Хорошо, когда девушки малословные. Плохо, когда нелюдилюбивые.
Хорошо, когда у человека бурный запас слов
(Сохранена орфография и пунктуация обучающихся)
А на моих уроках первокурсникам надо научиться правильной речи, научиться воспринимать красоту и богатство родного русского языка, научиться чувствовать значимость каждого слова. Научиться ответственности за свой язык, ведь им, молодым, передавать его следующим поколениям.
Эпиграфом к первому уроку литературы всегда беру одно замечательное высказывание Василия Шукшина, в нём есть такие строки: «Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык. Он передан нам нашими дедами и отцами…». Это высказывание мы подробно комментируем. Оно очень мудрое, и в нём не один раз встречается многоточие. Вот и в этом предложении оно поставлено. Зачем? Вывод прост: через страшные испытания за вековую историю прошёл наш народ, но сохранил две святыни – Родину и родной язык!
Международному дню грамотности (8 сентября) всегда посвящаю урок русского языка по теме «В начале было Слово…». На нём мы говорим о божественном происхождении Слова, о его силе и мощи, об ответственности человека за каждое произнесённое слово… Конечно, весь разговор о нём сопровождается презентацией, но главное на уроке не картинки, главное – Слово и ещё раз Слово! На уроке мы говорим и о нашем родном языке, о его красоте, богатстве, неповторимости. Говорим о том, что его надо любить, ведь, как заметил классик, без любви к нему немыслима и любовь к Родине.
Мы, преподаватели словесности, с помощью устной и письменной речи на литературных и жизненных примерах можем показать и всю мощь духа русского человека – защитника родной земли, показать силу и красоту тех, кто жизни своей не щадил ради будущего Родины. В наших силах воспитывать в юных душах любовь ко всему живому на Земле, к Отечеству своему, к своей малой родине. Я думаю, что никакая «цифра» не заменит общения с юными душами с помощью живого слова.
Несомненно, роль преподавателя в учебном процессе велика. Чего же мы, педагоги, хотим добиться? В конечном итоге мы работаем на результат. Если мы хотим, чтобы из стен наших учебных заведений выходили грамотные люди и грамотные специалисты, личности с активной жизненной позицией, то мы будем учить их думать и чётко выражать свои мысли, будем учить их понимать смысл сказанного и прочитанного. А если мы хотим на выходе получить совсем иной продукт, тогда будем показывать своим подопечным картинки (нам же твердят со всех сторон, что у детей сознание клиповое), из урока в урок будем проводить тестирование (это ведь проще!). Не спорю, чтобы сократить время на проверку, можно проводить тесты, но на моих уроках только иногда.
Я лучше потрачу время, но прочитаю работы своих студентов, или послушаю их выступления, или дам им задание по тексту произведения, может быть, по учебнику. А ещё лучше – я буду им рассказывать, неважно что! Может, это будет яркий эпизод из жизни писателя, может это будет прочитанная мной книга, может, я прочту им стихотворение любимого поэта, может… Тогда я увижу их глаза, а в глазах светящуюся мысль, возможно, слёзы… И такое бывало.
Если всё на уроке заменить «продвинутыми» технологиями, то мы получим роботов, которые легко смогут найти информацию на электронных носителях, но не смогут связать трёх слов в предложении (результат такого «оцифрования» уже виден)! На мой взгляд, засилье «цифры» ведёт и к ухудшению памяти (зачем запоминать, если подсказчик всегда рядом?) Поэтому мы, педагоги, должны быть мудрыми. А мудрость в чувстве меры! И ещё мне очень нравится главный принцип врача: не навреди!
Хотя идти в ногу со временем вроде бы надо…
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль предметов художественно-эстетического цикла в становлении личности обучающегося.
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую ж...
Роль классного руководителя в воспитании и формировании личности обучающихся.
Роль классного руководителя в воспитании и формировании личности обучающихся. 8 простых шагов или небудничные будни классного руководителя. Вопросы воспитания, обучения и развития личности остаю...
РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Статья подготовлена в рамках мероприятия "Рождественские чтения. 2018 г."....
Доклад Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования
Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования...
Роль педагога дополнительного образования детей в формировании личности ребенка
Именно в школьные годы закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, складываются много...
Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности обучающегося при реализации образовательной программы по литературе.
2020 – год 150-летнего юбилея русского писателя И. А. Бунина. В настоящее время на территории нашей страны функционирует несколько музеев, посвященных писателю, в том числе Литературно-мемориаль...
"Персонализация образования в условиях цифровой трансформации в обществе "
ШКОЛЬНАЯ ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМАДЛЯ 5-8 КЛАССОВСодержание учебных предметов на платформе«упаковано» в учебные модули.Модули содержат все темы предметных учебных программ.Весь учебный материалпо...