Как противостоять таксикомании
классный час (8, 9 класс)
Разработка классного часа для учащихся 8-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_protivostoyat_toksikomanii.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СВЕТЛОПОЛЯНСКАЯ ООШ»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
по профилактике употребления ПАВ «Я выбираю жизнь!»
ИЛИ
«КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ ТОКСИКОМАНИИ»
ХАНИНА И. А.
учитель истории и
обществознания
2014 г
Я выбираю жизнь!
Участники: ученики старших классов (8-9)
Время занятия: 40 минут
Цель: формирование у учащихся личной ответственности за своё здоровье
Задачи:
1) расширить представление учащихся о понятии «токсикомания», дать информацию о губительном действии на здоровье человека одурманивающих средств
2) информировать подростков об административной ответственности за употребление одурманивающих средств
З) формировать у учащихся умение противостоять негативным явлениям в обществе, отстаивать свою жизненную позицию.
Форма проведения мероприятия: тематический классный час
Оборудование: мультимедиа, экран, на доске тема занятия, анкеты для учащихся.
Медиаматериалы: презентация «Я выбираю жизнь!»
Литература: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
«Я выбираю жизнь!»
или
«КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ ТОКСИКОМАНИИ?»
Ход занятия
1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.
УЧИТЕЛЬ. Ребята, прежде чем сообщить тему урока, я расскажу вам одну историю из реальной жизни.
Дима и Вова выросли в одном дворе. Они с детства дружили, несмотря на то, что Дима старше Вовы на два года. Дима ходит в седьмой класс, а Вова в пятый. Они учатся в одной школе, часто видятся на переменах, вечерами гуляют на улице. В последнее время Вова стал замечать, что Дима резко изменился. Он стал какой-то раздражительный, скрытный. Когда Вова спрашивал у него: «Что с тобой? Что-то случилось?», он либо грубил ему, либо просто уходил, ничего не говоря. Вова очень беспокоился за своего друга, ноне мог понять, в чем же дело. Дима стал говорить Вове, чтобы он отстал от него, что у него есть друзья постарше и поумнее, что он больше не хочет общаться с детворой. Позже одноклассник Вовы Кирилл рассказал ему, что Дима каждый вечер приходит к ним во двор, и вместе с двумя ребятами из этого же двора они спускаются в подвал и закрывают двери изнутри. Что они там делают, Кирилл не сказал, так как не знал об этом. В этот же вечер Вова решил проследить за Димой. Как и говорил Кирилл, Диму встретили двое ребят и они вместе спустились в подвал дома.
Вова спрятался в беседке и стал ждать, когда же они выйдут. Уже почти стемнело, как вдруг из подвала выбежали те же двое незнакомых ребят и скрылись. В одном из подъездов дома. Дима все не выходил. Вова, собравшись с духом, решил все-таки спуститься в подвал и проверить, что же там случилось. Он осторожно спустился по ступенькам. В небольшой комнате горела лампочка. На полу валялось какое-то одеяло, стояли две сломанные табуретки, небольшой столик, всюду были разбросаны полиэтиленовые пакеты и пустые тюбики от клея. В комнате стоял неприятный запах. Вова сначала хотел выбежать отсюда на свежий воздух, но, обернувшись, он увидел в углу комнаты Диму. Он лежал на полу. На голове у него был пакет. Вова быстро поднял голову Димы и сдернул пакет. Дима был без сознания. Вова стал бить его по щекам, но Дима не реагировал. Тогда он схватил его под руки и вытащил на улицу. Вова вспомнил, что, когда он сидел в беседке, обратил внимание, что на углу дома есть телефон-автомат. Вова бросился к нему, чтобы вызвать скорую помощь. Через несколько минут Диму уже везли в больницу…
Кто же оказался для Димы настоящим другом?
Учащиеся. Вова. Он спас ему жизнь.
УЧИТЕЛЬ. Можно ли назвать друзьями тех двоих ребят, с которыми они вместе нюхали клей?
Учащиеся. Нельзя, они бросили его одного в подвале.
УЧИТЕЛЬ. Что бы могло произойти, если бы Вова не пришел в тот вечер в подвал?
Учащиеся. Дима мог бы умереть, задохнувшись с пакетом на голове.
УЧИТЕЛЬ. Как называют людей, которые вдыхают летучие вещества с целью получения токсического опьянения?
Учащиеся. Токсикоманы.
УЧИТЕЛЬ. Итак, тема нашего сегодняшнего занятия «Токсикомания». (Слайд 1- 2)
2. Основная часть.
2. 1. Беседа.
УЧИТЕЛЬ. Запишем на доске тему: «Токсикомания». Что общего в словах токсикомания и наркомания?
Учитель записывает на доске: наркомания, токсикомания.
Учащиеся. Общая вторая часть слова: -мания.
УЧИТЕЛЬ. Мания обозначает безумие, сумасшествие, болезненное пристрастие. Наркомания - это болезненное пристрастие к чему?
Учащиеся. К наркотикам.
УЧИТЕЛЬ. А токсикомания?
Учащиеся. К клею, к токсическим веществам.
УЧИТЕЛЬ. Токсикомания - это болезненное пристрастие к вдыханию летучих веществ (клея, ацетона, бензина и других).
Учитель записывает это определение на доске.
УЧИТЕЛЬ. Не так давно мы с вами беседовали о наркомании. В чем коварство этой болезни?
Учащиеся. Быстро возникает зависимость от наркотиков. Зависимость не только физическая, но и психическая. (слайд 3)
УЧИТЕЛЬ. Верно. В этом токсикомания и наркомания схожи. При токсикомании также возникает и физическая и психическая зависимость.
Как вы думаете, какая болезнь серьезнее: наркомания или токсикомания?
Учащиеся. Наркомания. \ Токсикомания.
УЧИТЕЛЬ. Обе эти болезни лечить очень сложно, особенно,
если наркоманом или токсикоманом стал ребенок или подросток. В раннем возрасте очень быстро возникает психическая зависимость, от которой избавиться крайне сложно. Как вы считаете, можно ли определить по внешнему виду вдыхал ли человек летучие вещества или нет?
Учащиеся. Да. \ Нет.
УЧИТЕЛЬ. Определить можно, но это зависит от того, пары какого именно вещества он вдыхал. Например, у токсикоманов, вдыхающих пары бензина, краснеет лицо и особенно глазные склеры, расширяются зрачки, нарушается речь, походка становится шаткой, нарушается координация движений. Вдыхая пары бензина, токсикоманы сначала получают раздражение дыхательных путей (щекотание в носу, горле, кашель), затем возникает состояние эйфории и зрительные галлюцинации, чаще устрашающего характера, которые могут заставить человека броситься бежать, спасаясь от мнимых преследователей или кошмаров. Такое состояние характеризуется сначала оглушенностью, а затем продолжительной вялостью, апатией, головной болью и тошнотой. Опасность заключается в том, что, будучи оглушенными, после вдыхания паров бензина, подростки могут закурить и в этом случае: или смертельный исход или получение тяжелых ожогов лица и верхних дыхательных путей.
Вернемся опять к той же печальной истории о мальчиках Диме и Вове. Давайте предположим, почему Дима стал нюхать клей?
Учащиеся. Может быть из любопытства. За компанию с ребятами, которых он считал своими друзьями.
УЧИТЕЛЬ. А может быть, ему просто хотелось казаться взрослым? Ведь он говорил Вове, что у него есть друзья постарше и поумнее его. Что можно сказать о Вове, так ли он мал и глуп еще?
Учащиеся. По всей видимости, нет. Вова повел себя в экстремальной ситуации очень смело, быстро сориентировался, что нужно делать.
УЧИТЕЛЬ. Представьте, если бы Дима предложил Вове пойти в подвал вместе с ним и с теми ребятами. Как бы отреагировал Вова на предложение попробовать клей?
Учащиеся. Вероятнее всего он бы отказался.
УЧИТЕЛЬ. Но ведь они друзья с Димой, а друзьям очень трудно отказать в чем-то.
Учащиеся. У Вовы сильный характер, несмотря на то, что он еще ребенок. Он бы обязательно отказался.
УЧИТЕЛЬ. А как бы вы поступили, если бы кто-то из друзей предложил вам испытать «новые» ощущения?
Учащиеся. Отказались. Это опасно для здоровья.
УЧИТЕЛЬ. Но ведь попробовать один раз можно?
Учащиеся. Лучше этого не делать, так как можно вообще задохнуться в пакете.
УЧИТЕЛЬ. К токсическим веществам, также как к наркотическим, очень быстро вырабатывается привыкание, человек стремится вновь и вновь ощутить этот запах, испытать измененное состояние, во время которого реальные вещи воспринимаются искаженно. Были случаи, когда в состоянии токсического опьянения люди путали балконную дверь с входной, выходили в нее, выпрыгивали с балконов 6-7 этажей. Пребывая в состоянии токсического опьянения, человек может броситься в огонь, в ледяную воду, не осознавая того, что он делает. У подростков, употребляющих токсические вещества, происходят необратимые изменения в коре головного мозга. Он может лишиться возможности учиться в нормальной школе, и вынужден проходить упрощенный курс в коррекционной школе. (слайд 4)
2. 2. Игра «Скажи «Нет».
УЧИТЕЛЬ. А сейчас мы проверим, можете ли вы говорить «нет». Для начала, скажем «нет» весело, игриво. Кто хочет попробовать?
УЧИТЕЛЬ спрашивает 5-7 человек
УЧИТЕЛЬ. Теперь скажем «нет» удивленно. Учащиеся говорят.
УЧИТЕЛЬ. Произнесем «нет» сомневаясь. Дети произнсят.
УЧИТЕЛЬ. А сейчас твердо скажем «нет», без сомнений. Я помогу вам в этом. Сосредоточьтесь, закройте глаза, запоминайте мои слова. При уверенном ответе мы говорим твердо, спокойно, глядя в глаза, показывая, что уважаем свои права и права других, не позволяем никому влиять на себя, не позволяем делать то, что не хотим, совершенно уверены в себе. Сконцентрируйтесь, произнесите уверенно «нет» про себя, теперь попробуем вслух.
УЧИТЕЛЬ может спросить всех желающих.
УЧИТЕЛЬ. Для чего мы проводили эту игру?
Учащиеся. Для того, чтобы мы твердо могли сказать «нет», если будет такая необходимость.
Говоря «нет», вы не должны сомневаться и думать: «А может быть стоит попробовать?..». Человек, который предлагает вам что - то, сразу это почувствует. Что еще можно сделать или сказать, когда вам делают сомнительные предложения?
Учащиеся. Можно просто уйти, ничего не говоря. Можно сменить тему разговора.
УЧИТЕЛЬ. Давайте запишем ваши предложения на доске. Учитель или один из учеников записывает на доске:
- молча уйти;
- сменить "Тему разговора».
УЧИТЕЛЬ. Еще есть предложения?
Учащиеся. Если знаешь, что в компании есть подростки, которые употребляют одурманивающие вещества, лучше не общаться с ними.
Список дополняется.
УЧИТЕЛЬ дописывает: - сила в коллективе и друзьях. Дружите и встречайтесь с теми, кто вас понимает, кто поможет в трудную минуту, кто придет на помощь и поддержит вас. Настоящий друг никогда не предложит наркотик или пакет с клеем. (слайд 5)
2. 3. Работа в парах.
УЧИТЕЛЬ. У каждого из вас на столах лежат ручки и чистые листы. Разделите лист пополам. В левой колонке, нумеруя по порядку, пишите причины, из-за которых подросток начинает употреблять одурманивающие вещества. Не советуйтесь друг с другом, этим вы только усложните себе задачу.
Учащиеся выполняют задание.
УЧИТЕЛЬ. Теперь обменяйтесь листочками с соседями по парте. Ваша задача: напротив каждой причины в правой колонке листа написать свою отговорку. Например, в левом столбике указана причина «проблемы в семье». Вы можете написать свою отговорку: «от употребления токсических веществ, проблем в семье меньше не станет, они только увеличатся». Всем понятно задание? (слайд 6)
Учащиеся выполняют задание.
УЧИТЕЛЬ. А теперь проверим, что у вас получилось.
3 - 4учащuxся зачитывают свои варианты.
УЧИТЕЛЬ. Указал ли кто-нибудь другие причины, еще не звучащие у предыдущих отвечающих? (слайд 7)
Учащиеся зачитывают, если таковые имеются
УЧИТЕЛЬ. На все причины мы нашли подходящие отговорки.
Какой вывод можно сделать?
Учащиеся. Проблемы вполне можно решить и пережить какой-то жизненный кризис, не прибегая к употреблению токсических веществ.
2. 4. Административная ответственность за употребление одурманивающих веществ. (слайд 8)
УЧИТЕЛЬ. Ребята, а предусмотрена какая-либо ответственность за употребление одурманивающих веществ?
Учащиеся. Да, за употребление одурманивающих веществ без назначения врача либо в общественном месте.
УЧИТЕЛЬ. Где говорится об этом?
Учащиеся. В Административном Кодексе Российской Федерации.
УЧИТЕЛЬ. Верно, статья 20.20, часть 2. Какой штраф ждет нарушителя?
Учащиеся могут затрудниться ответить.
УЧИТЕЛЬ. Штраф от 10 до 15 МРОТ, то есть от 1000 до 15000рублей. Со скольки лет наступает ответственность?
Учащиеся. С 16-ти лет.
УЧИТЕЛЬ. Какие меры могут применять к подросткам, которым еще не исполнилось 16 лет?
Учащиеся. Наложить штраф на родителей, поставить подростка на учет в милицию.
2. 5. Анкетирование учащихся.
УЧИТЕЛЬ. Сейчас каждый из вас получит анкету (см. приложение 1.) Как работать с ней вы уже знаете. Не обсуждайте вопросы с соседями по парте. Нам нужно знать только ваше мнение.
3. Итог занятия.
УЧИТЕЛЬ. Что нового вы узнали сегодня на занятии?
Учащиеся. Узнали, что токсикомания - это такая же страшная болезнь, как и наркомания, что ее также сложно вылечить.
УЧИТЕЛЬ. Что вы сделаете, если кто-то предложит вам попробовать токсическое вещество?
Учащиеся. Откажусь, уйду, больше не буду общаться с этим человеком.
Приложение 1.
Анкета «Выявление уровня информированности учащихся»
1. Твой пол:
- мужской;
- женский.
2. Возраст:
3. Как ты учишься?
- отлично;
- хорошо;
- удовлетворительно;
- неудовлетворительно.
4. Много ли у тебя друзей?
-да;
-нет.
5.У тебя есть братья или сестры?
-да;
-нет.
6. Знаешь ли ты, что такое токсикомания?
-да;
-нет.
7. Согласен ли ты с утверждениями:
Клей безопаснее, чем бензин.
-да;
-нет;
- затрудняюсь ответить.
8. Токсикомания - эmо не болезнь, всегда можно бросить.
-да;
-нет;
- затрудняюсь ответить.
9. Почти все токсикоманы - нормальные, здоровые люди.
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
10. За употребление токсических веществ в тюрьму не nосадят.
-да;
-нет;
- затрудняюсь ответить.
11. Токсикоманы - здоровые люди, просто они видят то, чего не видят обычные люди.
-да;
-нет;
- затрудняюсь ответить.
12. Если мне предложат попробовать токсические вещества, я вряд ли смогу отказаться.
-да;
-нет;
- затрудняюсь ответить.
1 З. Токсикоманы - это опасные для общества люди.
-да;
- нет;
-затрудняюсь ответить.
14. Токсикоманами становятся слабовольные люди, не умеющие сказать«нет».
-да;
-нет;
- затрудняюсь ответить.
15. Я могу с уверенностью сказать, что никогда не попробую одурманивающие вещества.
-да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
*Как научить подростка противостоять отрицательному давлению среды*.
Здесь вы найдете материал для лекции на родительском собрании. Очень важен, на мой взгляд. метод прививки установки , который сформулировал американский психолог Уильям Мак-Гуайр. Чем тщательнее...
Как противостоять токсикомании
Мероприятие предназначено для учащихся 5-6 классов . мееропрятие разработано для социальных педагогов, калссных руководителей, педагогов - организаторов....
"Сможешь ли ты устоять?" ( как противостоять вредным привычкам)
Материал к классному часу ( вредные привычки), в помощь классному руководителю....
Методическая разработка "Вредные привычки детей и подростков. Курение, алкоголизм, таксикомания и наркомания"
В последнее время в нашей стране, да и во всём мире, увеличивается число детей и подростков, зависисящих от вредных привычек. Но многие из них не подозревают о таком вреде курения, алкоголизма, нарком...
План мероприятий по профилактике табакокурения, таксикомании, алкоголизма и наркомании
План мероприятий по профилактике табакокурения, таксикомании, алкоголизма и наркомании....
Как противостоять таксикомании
Разработка классного часа для учащихся 8-9 классов....