Методическая разработка "Вредные привычки детей и подростков. Курение, алкоголизм, таксикомания и наркомания"
методическая разработка на тему
В последнее время в нашей стране, да и во всём мире, увеличивается число детей и подростков, зависисящих от вредных привычек. Но многие из них не подозревают о таком вреде курения, алкоголизма, наркомании, токсикомании, о котором написана данная методическая разработка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Станция юных техников»
Принято на Метод.совете
Протокол № _____от ________г.
Методическая разработка
«Вредные привычки детей и подростков.
Курение, алкоголизм, таксикомания и наркомания».
(приложение к программе «Работа с родителями»)
Выполнила: методист МБУ ДО «СЮТ»
Орехова Э.А.
г. Каменск-Шахтинский
2014-2015гг.
Пояснительная записка
В настоящее время табакокурение и алкоголизация населения является одной из наиболее важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость активных и решительных действий в области организации профилактики формирования зависимостей, особенно среди молодежи, подростков и детей.
Профилактическая работа, организованная именно в образовательных учреждениях, предоставляет удобную возможность охватить превентивными мероприятиями все возрастные группы учащихся, а также обратить особое внимание на работу с группами, имеющими повышенный риск злоупотребления психоактивными веществами.
Профилактические меры в этот период должны носить, прежде всего, информационный, санитарно-просветительский и воспитательный характер. Однако, в своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение учеником знаний и представлений о вредных привычках, но и на становление его мотивационной сферы в отношении здорового образа жизни, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении.
Практика работы в общеобразовательном учреждении по профилактике вредных привычек у воспитанников показывает, что уже недостаточно проведения занятий в форме беседы или лекции. На смену традиционным методам обучения должны приходить другие, более действенные методы, повышающие интерес и познавательную активность учащихся, а также формирующие универсальные учебные действия у воспитанников (умение критически воспринимать информацию, умение четко сформулировать свою точку зрения относительно имеющейся проблемы, умение налаживать учебное и внеучебное сотрудничество со сверстниками и пр.).
Цель занятия: Формирование реалистичного представления у детей младшего подросткового возраста о медицинских и социальных последствиях курения, алкоголизма, таксикомании и наркомании.
Задачи занятия:
Обучающие:
- Актуализация знаний и расширение представлений о понятиях «вредные привычки», «табакокурение», «медицинские и социальные последствия табакокурения».
Развивающие:
- Создание условий для развития умения прогнозировать последствия своих действий на свое здоровье и здоровье окружающих людей.
- Создание условий для формирования умений строить продуктивное взаимодействие, сотрудничество с родителями и со сверстниками во время групповой работы, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
Воспитательные:
- Способствовать формированию ответственного отношения воспитанников к собственному здоровью и негативного отношения к употреблению табака.
Адресат: родители и воспитанники младшего и подросткового возраста (учащиеся 2 – 8 классов).
Необходимое оборудование для проведения занятия: компьютерная презентация (с включенным в нее видеофрагментом социального ролика о последствиях вредных привычек).
Основная часть
Табак приносит вред телу,
разрушает разум, отупляет целые нации.
О. де Бальзак
В последнее время в нашей стране, да и во всём мире, увеличивается число детей и подростков, зависисящих от вредных привычек. Но многие из них не подозревают о таком вреде курения, алкоголизма, наркомании, токсикомании, о котором сейчас пойдет речь.
Курение
Курение — самая распространённая вредная привычка во всём мире, считающаяся наиболее безобидной.
Началу курения может способствовать красивый вид упаковки, наличие зажигалки, подмеченная у кого-то манера держать сигарету, сбрасывать пепел, выпускать дым. Первая попытка закурить у всех без исключения вызывает чувство вкусового отвращения, но желание стать взрослым берёт верх над собой. Вот так человек встаёт на путь наркомании. Ведь курение табака не является физиологической потребностью организма, а относится к разряду бытовой наркомании, обусловленной воздействием никотина. Его ядовитость чрезвычайно велика: несколько миллиграммов его вызывают тяжёлое отравление, сопровождающееся головной болью, рвотой, помрачением сознания.
Никотин, как и любой яд, воздействующий на нервную систему, в малых дозах сначала вызывает эффект возбуждения, а затем — эффект угнетения. Со временем организм курильщика привыкает к яду, постепенно появляется зависимость, и, в конечном счете, развивается хроническое отравление.
Если сделать «затяжку» и выдохнуть дым через плотно прижатый к губам носовой платок, то на нём останется коричневое пятно — остатки табачного дёгтя с никотином. Часть этого дёгтя оседает в лёгкие, полости рта, на языке, проглатывается вместе со слюной в желудок.
Многие врачи и учёные разных стран вновь активизировали борьбу и с этой распространённой привычкой, установили прямую связь между курением и различными заболеваниями, чтобы те, кто курят, знали, к чему может привести «безобидная» шалость.
Сейчас уже доказано, что:
— существует тесная зависимость между курением и раком лёгких. Риск заболевания прямо пропорционален числу выкуренных сигарет.
— из 100 случаев заболеваний туберкулёзом 95 приходится на курильщиков.
— курение вызывает поражение сосудов сердца, мозга и конечностей.
— среди больных язвенной болезнью желудка 80% курящих.
Особенно опасно курение для растущего организма. Школьники, которые курят, как правило, хуже учатся, чаще нарушают дисциплину. Задержка роста, общего развития, нарушение слуха, снижение зрения — всё это благодаря курению. Причём, на организм девушки курение действует сильнее — голос становится грубым, «сиплым», кожа приобретает нездоровый серый оттенок, зубы желтеют, волосы становятся тусклыми и ломкими. Кроме внешних признаков, курение наносит непоправимый вред женскому организму. Смертность новорождённых у курящих матерей в 3 раза выше, чем у некурящих. Причём, дети, которые рождаются у курящих матерей, слабенькие, в первые месяцы после рождения много плачут. Это происходит из-за того, что им не хватает никотина, который поступал к ним через кровь матери. Болеют такие дети значительно чаще остальных. У юношей курение увеличивает риск импотенции.
Более того, курение нередко является следствием частых пожаров, особенно опасно курение в постели. Нельзя не сказать и о пассивном вреде курения. Нахождение человека близ курильщика, вдыхание дыма сигарет приводит к тому, что человек получает достаточно большую дозу окиси углерода, пиридина, синильной кислоты и многих других вредных веществ, вызывающих те же болезни, что и у обычных курильщиков.
Алкоголизм
Потребление алкоголя ещё более страшная привычка, чем курение. Ещё в древности люди заметили, что многие напитки под действием времени изменяют свойства. Выпив такой напиток, человек становился раскованнее, веселее, появилось ощущение праздника, чувство того, что всё дозволено, доступно. Однако спустя некоторое время после выпивки настроение становилось скверным, мучила головная боль, появлялись тяжёлые мысли.
Алкоголь, поступая в организм через желудок и кишечник, всасывается в кровь уже через 5-7 минут и достигает повышенной концентрации в крови через 1,5-2 часа. Поэтому очень обманчиво состояние трезвости сразу после приёма спиртных напитков.
В организме нет ни одного органа, который бы не подвергался разрушительному действию алкоголя. Но особенно ужасны последствия выпивок для подростка, даже если алкоголь поступает в организм в минимальных дозах. Алкоголь, поступая в кровь, изменяет её состав, отрицательно действуя на лейкоциты, и они перестают бороться с различными микробами. Поэтому выпивающие подростки часто болеют, тяжело переносят заболевание. Кроме того, вызывая воспалительный процесс в желудочно-кишечном тракте, алкоголь нарушает всасывание витаминов. Это ведёт к авитаминозу организма и, как следствие, отставанию в росте, потере веса. Очень чувствительны к алкоголю печень, поджелудочная железа, почки. Алкоголь также очень отрицательно действует на половые железы.
Алкоголь действует на женский организм сильнее, зависимость от него возникает достаточно быстро. Под действием спиртного можно совершить то, о чём потом придётся жалеть всю жизнь. В пьяном виде девушка становится несдержанной, теряет достоинство и гордость, легко соглашается на случайную половую связь. Последствия этого очевидны. Это и неполноценные дети, рождённые без любви, зачатые в пьяном угаре, и венерические болезни, и преждевременное увядание организма.
Токсикомания
Токсикомания — одна из разновидностей наркомании. Причиной токсикомании может стать плохое настроение, безысходная ситуация, давление родителей на ребёнка или просто желание показать себя самостоятельным, взрослым человеком. В основном, токсикоманией увлекаются дети 10-12 лет, но бывают исключения. В трудных семьях, где один или оба родителей пьют, ведут беспорядочный образ жизни, ребёнок может пристраститься к этой вредной привычке уже в возрасте 8-9 лет.
Многие дети-подростки начинают токсикоманить при помощи клея. Вдыхая его специфический запах, подросток отключается от реального мира, переходя в свой воображаемый, где он герой, где его все любят и уважают. При этом в организме происходит сильнейшая интоксикация, уменьшается количество нервных клеток в мозге, происходит закупоривание дыхательных путей, увеличивается рост раковых клеток, снижается активная деятельность предстательной и поджелудочной железы.
Поведение человека схоже с состоянием в наркотическом опьянении: человек ведёт себя крайне неадекватно, зрачки глаз расширены, взгляд бессмысленный, кожа бледного цвета, сильно выступают вены. Движения человека нескоординированы, речь нечленораздельна. В таком состоянии нередки случаи разбойных нападений, грабежей, насилия и убийств.
Если вы заметили, что кто-то из ваших близких, родственников или друзей ведет себя подобным образом то, необходимо сразу же обратиться к специализированному врачу. Иначе, токсикоман может умереть либо вступить на более опасный путь, путь наркомана, откуда ему уже намного сложнее будет выбраться.
Наркомания
У наркомании, как заболевания, существует три стадии. Первая стадия — психическая зависимость. Наркотики непосредственно влияют на кору головного мозга, вызывают деградацию, то есть снижение интеллектуального, психического и эмоционального уровня. Как только человек садится «на иглу», у него прекращается всякое развитие.
На героине — это один из самых сильных наркотиков опийной группы — при внутривенном введении первая стадия длится до четырёх месяцев. При переходе во вторую стадию появляется физическая зависимость, то есть «ломки». Длительность второй стадии чисто индивидуальная, но до третьей стадии распада организма — можно просто не дожить.
К другой широко распространённой группе — психостимуляторов — относятся такие наркотики, как «экстази», кокаин и самый дешёвый — «винт». Здесь заболевание развивается дольше. Как правило, подростки в первой стадии наркомании стараются скрыть своё пристрастие. Но когда начинается вторая стадия, они перестают прятаться, а часто даже начинают это афишировать.
Для наркоманов опийной группы характерно стремление как можно раньше выйти из дома. Как правило, утром появляется раздражительность, вспыльчивость, агрессивность. Подростка никакими силами невозможно оставить в квартире. И ещё — наркотики нарушают функции мочевого пузыря и кишечника.
Выйти из такого состояния самостоятельно практически невозможно. Выжить можно, но это крайне мучительно. Страшен наркотик ещё и тем, что очень сильно влияет на память. Наркоман забывает, что уже ввёл себе дозу, и вводит снова и снова. Если у него есть в достаточном количестве наркотические препараты, он будет делать это бесконечно, пока не наступает передозировка, и человек погибает от отравления.
Очень часто наркоманы со стажем оказывают давление на неискушённую молодёжь, на своих друзей и ближайшее окружение. Часто они представляют себя в качестве «избранных», отмеченных богом людей, которые живут в особом мире, не доступном прочим.
Очень часто предлагают попробовать наркотические вещества в корыстных целях, чтобы вовлечь в наркоманию и, в последствии подчинить себе человека, сделать из него исполнителя преступных замыслов или источник наживы. Ведь продавцы наркотиков, как правило, сами наркотиков не употребляют. Они прекрасно понимают, чем это грозит, и берегут своё здоровье, убивая одновременно других. Ведь наркоман за дозу согласен на всё, и ему даже не важно, какими методами, главное — «словить кайф».
Если наркотик употребляет девушка, в 48% случаев у её потомства будут патологические заболевания, которые выявляются у детей уже до трёх лет. В 4-5 классе школы у них начинается критический период, и патологии уже не физического, а интеллектуального развития расцветают буйным цветом. А в дальнейшем такие дети больше подвержены наркомании, и их дети будут иметь отклонения уже в 100% случаев. Малыш уже с первых часов с момента рождения находится в процессе «ломки», и его очень трудно вывести из этого состояния.
Каждый наркоман напоминает пассажира в поезде, потерявшем управление. Поезд всё скорее катится под уклон и совершенно ясно, что через несколько секунд он полетит под откос. Успеешь спрыгнуть — значит, уцелел, не успеешь — спасения нет.
После беседы педагог зачитывает воспитанникам пословицы о курении и учащиеся говорят свои пословицы, которые знают. (Приложение 1)
В конце занятия проводится анкетирование с учащимися на тему «Последствия табакокурения». (Приложение 2)
Используемая литература:
1. Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания. Курение. Природные и бытовые яды/А. О.Шпаков.– С.-П.: Зенит, 2000. –363с.
2. Валеология: Учебник для вузов/ В. П.Соломин, Л. Г.Стамова. – М.: Флинта:
Наука, 2001. – 416с.
3. Полная энциклопедия «Жизнь и здоровье». Т.2/Г. А.Непокойчицкий.– М.:
Книжный дом «АНС», 2002.– 816с.
4. Серьезный разговор курение/Г. Филатова. – М.: Махаон, 1998. – 35с.
5. Спасибо не курю!/Н. А.Заикин. – М.:Мол. Гвардия,1990. – 174с.
6. http://www. naa. *****/analit/consumption-90.html.
7. http://nodrugs. *****/welcome. html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации педагогам по организации профилактической работы с родителями по предупреждению алкоголизма и наркомании среди детей и подростков
Успешность профилактики во многом зависит от способности педагогов к установлению контакта с родителями, особенно проблемных, трудных детей. Исследования позволяют говорить о том, что значимые д...
Классные часы по профилактике курения, алкоголизма, наркомании. Сценарий интерактивного телемоста "Россия- Германия"
Разработки классных часов по профилактике вредных привычек и сценарий телемоста "Россия - Германия"...
Программа "Комплексные меры профилактики наркомании, курения, алкоголизма, СПИДа в школе".
Программа Комплексные меры профилактики наркомании, курения, алкоголизма, СПИДа в школе....
Презентация для проведения занятий «Курение» , «Алкоголизм» , «Наркомания»
Здоровье – общественное богатство здоровье не существует само по себе. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни.ЗОЖ предполагает обеспечение высокого уровня трудоспособности, д...
Презентация к уроку. Здоровый образ жизни. Вредные привычки: курение, алкоголизм. наркомания
Технологии здоровьесбережения. Физическое и духовно-нравственное здоровье населения определяет уровень цивилизации государства, является индикатором устойчивого развития нации. Школа на современном эт...
Методическая разработка «Социализация детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования»
Методическая разработка«Социализация детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования»...
«Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании)».
Профилактика вредных привычек у подростков....