Исторические источники для работы на уроках по теме "Великая Отечественная война" 9 класс
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Тимошина Светлана Анатольевна

Небольшая подборка исторических источников по теме "Великая Отечественная война" позволяет расширить представления учащихся о войне, контролировать усвоение материала, а также готовить учащихся к экзамену в формате ЕГЭ и ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_dok-tom_vov.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также  применение знаний по курсу истории соответствующего периода.

         Из воспоминаний маршала Г.К.Жукова

   «В воздух взвились тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 120 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы…

   Гитлеровские воиска были буквально потоплены с сплошном море огня и металла. Сплошная стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные лучи зенитных проекторов не могли ее пробить.

   Наша авиация шла над полем боя волнами…

   Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны Зееловских высот своей артиллерией, минометами… появилась группа бомбардировщиков. И чем ближе подходили наши войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага…

    20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная артиллерия… открыла огонь… Начался исторический штурм…»

 

 

К какому периоду истории страны относятся описанные в тексте события?

Укажите хронологические рамки этого периода.

Как называлось сражение?

Что по тексту и на основе знаний по истории вы можете сказать об особенностях этого сражения?

Какое отношение имел к нему маршал Жуков?

Какое значение имело это сражение? Какие события за ним последовали?

1. Прочитайте отрывок из документа и укажите, из какого германского плана он извлечен.

«Германские вооруженные силы должны быть готовы разбить советскую армию в ходе кратковременной кампании еще до того, как будет закончена война против Англии…

    Решающее значение должно быть придано тому, чтобы наши намерения напасть не были распознаны…

    Основные силы русских сухопутных войск, находящиеся в Западной России, должны быть уничтожены в смелых операциях посредством глубокого, быстрого выдвижения танковых клиньев. Отступление боеспособных войск противника на широкие просторы русской территории должно быть предотвращено»

1. «Цитадель»    2. «Тайфун»      3. «Багратион»     4. «Барбаросса»

2. Прочтите отрывок из «Записок» капитана 1-го ранга А.К.Евсеева, относящихся к 1942 году и укажите, о каком городе в нем говорится.

     «Как главная база флота, <город> был сильно защищен только с моря и только от  морского противника. Большинство береговых артиллерийских батарей … береговой обороны могли вести огонь только в сторону моря … Десятки за десятками, сотни за сотнями летели самолеты противника … Количество самолетов было доведен до предела. Небо …, уже больше их не вмещало… Дни шли за днями, а бомбардировка шла с неослабеваемым остервенением и последовательным темпом, разрывая на части <город> и  его окрестности…Получив приказание на отход, мы, выходя из пещеры, двинулись к своему грузовику… Город был неузнаваем. Город умер. Когда-то совсем недавно белоснежный … красавец превращен теперь в руины».

1.Архангельске   2.Владивостоке   3.Севастополе   4.Одессе

3. Прочитайте отрывок из воспоминаний маршала В.И.Чуйкова и укажите, о какой битве идет речь.

  «… Несмотря на громадные потери, захватчики лезли напролом. Колонны пехоты на машинах и танках врывались в город. По-видимому, гитлеровцы считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно скорее достичь Волги, центра города и там поживиться трофеями … Наши бойцы выползали из-под немецких танков, чаще всего раненые, на следующий рубеж, где их принимали, объединяли в подразделения, снабжали, главным образом боеприпасами, и снова бросали в бой»

1. Московской   2. Сталинградской    3.Курской   4. Берлинской

Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также  применение знаний по курсу истории соответствующего периода.

 Воспоминания маршала К.К. Рокоссовского.

«В кольце… оказалось двадцать две дивизии… Фашистское командование обрекло на гибель сотни тысяч своих солдат. Несколько месяцев оно заставляло их сражаться без всякой надежды на спасение. По существу, эти люди по воле гитлеровской клики были обречены на полное уничтожение… Среди пленных оказалось 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом. Вчерашние враги стояли перед нами безоружные, подавленные».

О какой битве идет речь. Назвать хронологические рамки этого сражения.

Что по тексту и на основе знаний по истории вы можете сказать об особенностях этого сражения?

Какое отношение имел к нему Рокоссовский?

Какое значение имело это сражение? Какие события за ним последовали?

1. Прочитайте отрывок из документа и укажите, из какого германского плана он извлечен.

«Германские вооруженные силы должны быть готовы разбить советскую армию в ходе кратковременной кампании еще до того, как будет закончена война против Англии…

    Решающее значение должно быть придано тому, чтобы наши намерения напасть не были распознаны…

    Основные силы русских сухопутных войск, находящиеся в Западной России, должны быть уничтожены в смелых операциях посредством глубокого, быстрого выдвижения танковых клиньев. Отступление боеспособных войск противника на широкие просторы русской территории должно быть предотвращено.»

2. Прочтите отрывок из «Записок» капитана 1-го ранга А.К.Евсеева, относящихся к 1942 году и укажите, о каком городе в нем говорится.

     «Как главная база флота, <город> был сильно защищен только с моря и только от  морского противника. Большинство береговых артиллерийских батарей … береговой обороны могли вести огонь только в сторону моря … Десятки за десятками, сотни за сотнями летели самолеты противника … Количество самолетов было доведен до предела. Небо …, уже больше их не вмещало… Дни шли за днями, а бомбардировка шла с неослабеваемым остервенением и последовательным темпом, разрывая на части <город> и  его окрестности…Получив приказание на отход, мы, выходя из пещеры, двинулись к своему грузовику… Город был неузнаваем. Город умер. Когда-то совсем недавно белоснежный … красавец превращен теперь в руины».

3. Прочитайте отрывок из воспоминаний маршала В.И.Чуйкова и укажите, о какой битве идет речь.

  «… Несмотря на громадные потери, захватчики лезли напролом. Колонны пехоты на машинах и танках врывались в город. По-видимому, гитлеровцы считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно скорее достичь Волги, центра города и там поживиться трофеями … Наши бойцы выползали из-под немецких танков, чаще всего раненые, на следующий рубеж, где их принимали, объединяли в подразделения, снабжали, главным образом боеприпасами, и снова бросали в бой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самостоятельная работа к уроку "Эволюция животного мира" 7 класс

Урок по программе И.Н. Пономаревой для учащихся 7 класса. Тема "эволюционное учение" семиклассникам дается нелегко, да и изучается  она  в  конце  учебного   года, , ...

Контрольные работа на уроках музыке в 5-8 классах по программе Д.Кабалевского

Данные контрольные работы позволяют учителю оценить качество знаний по пройденным темам. Они представлены в виде тестов (выбор правильного варианта ответа), задания, требующие  дополнение недоста...

Диагностика словаря исторических терминов и понятий на уроках истории в 7-м классе в коррекционной школе VIII вида.

Недостатки речи сопутствующие основному дефекту у детей с нарушением интеллекта привлекли к себе внимание многих исследователей и расценивались как один из основных критериев аномалии умственного разв...

Использование исторических источников при изучении истории России в 9, 11 - х классах (по учебнику А.А. Данилова, Л. Г Косулиной, М.Ю Бранта«История России, XX – начало XXI вв.».-М.: Просвещение, 2009 г. и учебнику А.А. Леваандовского и Ю.А. Щетинова «Ис

Использование исторических источников при изучении истории России в 9, 11 - х классах (по учебнику А.А. Данилова, Л. Г Косулиной, М.Ю Бранта«История России, XX – начало XXI вв.».-М.: Просвещение, 2009...

Контрольная работа к уроку истории "Великая Отечественная война" 11 класс

Контрольная работа составлена в форме ЕГЭ для 11 класса , содержит 4 варианта и ответы к ним....

Значение уроков изобразительного искусства в инклюзивном образовании. Методы и формы работы на уроках изо в 5-7 классах

          Направление на развитие инклюзивного образования стало одним из основных вроссийской образовательной политике. Ведь совместное (инклюзивное) обучениепризнано ...