ПРОГРАММА РАЗВИВАЮЩЕГО ДЕТСКОГО ОТДЫХА «Экология в ладошках»
методическая разработка
В летний период основным для школьников является укрепление их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира.
С целью организации летнего отдыха детей на базе МБОУ ОШ с. Вареж организуется лагерь с дневным пребыванием детей. Для работы этого лагеря разработана программа «Экология в ладошках».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 109.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Павловский муниципальный округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная школа с. Вареж
РАССМОТРЕНО: на педагогическом совете Протокол № 5 «20» мая 2022г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ ОШ с. Вареж ____________/ Шутов С.С./ «20» мая 2022г. |
ПРОГРАММА
РАЗВИВАЮЩЕГО ДЕТСКОГО ОТДЫХА
«Экология в ладошках»
летнего оздоровительного лагеря «Лучик» с дневным пребыванием детей в возрасте от 7 до 15 лет
Срок реализации:
С 01.06.2022 по 21.06.2022г.
Разработчик:
Монахова Н.А. начальник лагеря
с.Вареж, 2022 год
Информационная карта программы
Муниципальный район (городской/муниципальный округ) | Павловский муниципальный округ |
Полное наименование организации, ведомственная принадлежность, форма собственности | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная школа с.Вареж |
ФИО автора(ов) с указанием занимаемой должности | Монахова Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ ОШ с. Вареж, начальник лагеря с дневным пребыванием «Лучик» |
Полное название программы | Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Экология в ладошках» |
Выбранная номинация (в соответствии с положением) | Программы детских лагерей различной тематической направленности |
Целевая группа (возраст детей и специфика программы (конкурсных материалов) | Учащиеся школы МБОУ ОШ с.Вареж в возрасте от 7 до 15 лет. Программа основана на эколого - краеведческой деятельности, которая является основным направлением воспитательной деятельности школы. |
Контактная информация: адрес (с указанием индекса), мобильный телефон, электронный адрес участника конкурса | 606133, Нижегородская область, Павловский район, с.Вареж, ул. Школьная, д.22 тел: 89524545035, natalymylashka@yandex.ru |
Краткая аннотация содержания: 1) цель и задачи; 2) этапы реализации с кратким описанием ключевых мероприятий; 3) ресурсное обеспечение; 4) ожидаемые результаты; 5) новизна | Цель: Содействие формированию ключевых компетенций личности ребёнка в условиях летнего лагеря с дневным пребыванием на основе включения каждого воспитанника в экологическую деятельность. Задачи:
2.Этапы реализации Лагерная смена условно делится на три периода: организационный, основной и заключительный. Организационный этап.
Основной этап:
Заключительный этап:
3.Ресурсное обеспечение Программа реализуется на базе МБОУ ОШ с.Вареж. Для реализации программы предусмотрены несколько отрядных комнат, спортивный зал, библиотека, столовая, мастерская лозоплетения, спортивная площадка, а также видеопроектор; телевизоры; цифровой фотоаппарат; музыкальное оборудование; спортивно-игровой инвентарь; канцелярские товары; радиомикрофоны; 4. Ожидаемые результаты
5. Новизна данной программы состоит в разнообразии видов эколого-краеведческой деятельности, в практической проблемно-исследовательской деятельности, которая позволит детям отправиться в увлекательное очно-заочное путешествие по родному краю и Нижегородской стороне. |
Социально-экономическая значимость | Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах. |
Достижения автора(ов) и организаций, реализовавших представленную на конкурс программу (или методические материалы) | Участник муниципального проекта «Наше_Лето_2021» |
Введение
В летний период основным для школьников является укрепление их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира.
С целью организации летнего отдыха детей на базе МБОУ ОШ с. Вареж организуется лагерь с дневным пребыванием детей. Для работы этого лагеря разработана программа «Экология в ладошках».
Срок реализации программы: 1 год.
Оригинальность программы в том, что она основана на эколого - краеведческой деятельности, которая является основным направлением воспитательной деятельности школы. Школа расположена в красивом уголке Павловского района. Великолепная природа, история, традиции, обычаи нашей малой родины... Все это необходимо изучать, исследовать и беречь. Участие детей в реализации программы поможет больше узнать о крае и селе, где мы живем; познакомиться с народными обычаями и традициями, ремеслами; достижениями народных умельцев, а самое главное выявить экологические проблемы нашей малой родины. Актуальность программы в том, что программа «Экология в ладошках» нацелена на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, экологически и нравственно обоснованного поведения в природной среде. Экологическая деятельность, которая предусмотрена в программе позволит развивать умения и навыки сохранения и приумножения природных богатств нашего края.
А также углубленное знакомство детей с отечественной историей и культурой, деятельностью замечательных людей, изучение корней своей семьи, истории малой родины поможет оказать непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, поможет найти детям примеры для подражания, а приобретенные знания окажутся полезными в будущем.
Лагерная смена дает большие возможности для спортивно-оздоровительной деятельности. Подвижные игры на воздухе, беседы о здоровье, ежедневная зарядка, спортивные соревнования способствуют физическому закаливанию и оздоровлению детей.
Новизна данной программы состоит в разнообразии видов эколого-краеведческой деятельности, в практической проблемно-исследовательской деятельности, которая позволит детям отправиться в увлекательное очно-заочное путешествие по родному краю и Нижегородской стороне.
Данная программа поможет реализоваться и детям «группы риска», найти дело, которое по душе, дает возможность для профилактики асоциальных проявлений у детей.
Цель и задачи
Цель - содействие формированию ключевых компетенций личности ребёнка в условиях летнего лагеря с дневным пребыванием на основе включения каждого воспитанника в экологическую деятельность.
Задачи:
- способствовать развитию и укреплению экологических компетенций, и ответственному отношению к окружающей среде;
- расширять кругозор учащихся, углублять теоретические знания в области краеведения, изучения истории родного края, развивать чувство любви к своей малой родине;
- формировать у детей и подростков потребность в здоровом образе жизни;
- приобщать детей и подростков к трудовой экологической деятельности, разнообразному опыту социальной жизни, развивать навыки групповой и коллективной работы;
- развивать познавательные качества, активность, творческий потенциал каждого участника смены, формировать потребности в саморазвитии.
Концептуальные основы программы воспитания
«Лучик» - лагерь успешных, честных, интересных, креативных. Организуется в летний каникулярный период. В основе концепции программы «Экология в ладошках» является системно-деятельностный подход к организации интересного отдыха и оздоровления детей, а также личностно-ориентированный подход в отношениях между воспитанниками и педагогами.
Принципы, на основе которых реализуется программа "Экология в ладошках".
- Принцип индивидуализированного подхода предполагает учет особенностей, интересов и потребностей каждого конкретного ребенка.
- Принцип свободы самовыражения предполагает, что окончательный выбор способов и видов деятельности должен оставаться за личностью.
- Принцип свободы творчества предполагает право выбора:
- познавательной деятельности, клубного пространства, пути, темпа продвижения по маршруту в освоении выбранной деятельности;
- форм и способов организации жизни в коллективе, участие в досугово-развлекательных мероприятиях;
- ролевой позиции при подготовке дел (организатор, участник, эксперт, консультант, костюмер, оформитель, аналитик и т. д.);
- формы участия в оздоравливающих программах (закаливающие процедуры, физическая зарядка, спортивные секции, купание и др.).
- Принцип культуросообразности предполагает, что процесс социального развития и воспитания личности должен основываться на общечеловеческих ценностях и нормах культуры.
Организационными принципами работы являются:
- Принцип развития предполагает постоянное совершенствование и корректировку системы, технологий, форм и методов воспитания с учетом постоянно развивающихся социальных процессов и явлений.
- Принцип социально-педагогической компетентности кадров предполагает необходимый уровень психолого-педагогической и методической подготовленности работников к решению определенного круга социально- педагогических проблем и постоянное его повышение.
Содержание деятельности
В программе предусмотрены следующие блоки:
Блок | Цель | Формы реализации |
Эколого-краеведческий | Формирование гуманного отношения к окружающему миру, расширение экологических знаний, историческому наследию; развитие гражданственности и патриотизма |
|
Спортивно-оздоровительный | Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни. |
|
Познавательно – творческий | Развитие творческих способностей и фантазии. |
|
Трудовой | Развитие и воспитание трудовых навыков и активности. |
|
Программа летнего отдыха включает основные направления РДШ:
- Личностное развитие - творческое развитие, популяризация здорового
образа жизни и спорта;
- Гражданская активность - добровольчество, изучение истории России, краеведение, экологическая деятельность;
- Информационно-медийное - подготовка информационного контента ( отрядный уголок, информационный стенд «День за днем» и т.д.
- Военно-патриотическое - юные армейцы.
Участие в акциях РДШ позволит ребятам ближе познакомиться с деятельность РДШ.
Сюжетная линия лагерной смены представлены в виде легенды, которая зачитывается после просмотра трейлера фильма «Дом. Свидание с Землей». Легенда «Далеко-далеко в космосе есть планета «ЭКОшка». И живут там необычные жители, замечательные и трудолюбивые эко-ладошки. Все на их планете было сделано с любовью и старанием. Их Природа оставалась не тронутой и не загрязненной».
Эко-ладошки открыли главную тайну сохранения природы – экологический баланс. Однажды вечером они смотрели космические новости по своему каналу. Там показали репортаж про нашу Землю. Как же они были удивлены красоте нашей природы и поражены состоянием нашей экологии. Эко-ладошки решили нам помочь. Они прислали маршрутный лист, благодаря которому мы с вами можем помочь нашей планете и внести свой вклад в оздоровление нашей экологии.
В течение смены дети примут участие в экологических акциях, мероприятиях, экскурсиях, викторинах, получат возможность сделать красивыми наши школьные клумбы, а итоговым продуктом смены станет экологический праздник «Мы можем и делаем!».
Реализация программы проходит во взаимодействии с объединениями «Ивушка» (лозоплетение) и «Веселые нотки».
Развитие игры происходит в течение 14 дней.
Лагерная смена условно делится на три периода: организационный, основной и заключительный.
Организационный этап.
- встреча детей, формирование детских коллективов, знакомство ребят друг с другом, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- запуск программы «Экология в ладошках»;
- формирование органов самоуправления;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап:
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей и подростков в различные формы жизнедеятельности лагеря.
Заключительный этап:
- подведение итогов соревнования отрядов;
- итоговое анкетирование;
- подведение итогов реализации программы.
Сюжетно - ролевая игра включает в себя двенадцать маршрутов (тематических дней), которые имеют содержание и реализуются в конкретных формах деятельности.
Основные программные мероприятия экологической направленности
№ | Направления | Способы и формы проведения |
1 | Правила поведения в природе | Ознакомление с правилами поведения в лесопарках, у водоёмов. Беседа- урок о лекарственных травах, трудовой десант. Просмотр фильмов. |
2 | Лесополосы, луг, река. Знакомство с окрестными экосистемами | Беседы об агроэкосистемах, его обитателях, растениях, роль человека в агроэкосистеме и экосистеме. Квест-игра. Экскурсия к речке. |
3 | Практикум «Озеленение территории школьного двора» | Значение озеленения территории школы. Влияние на здоровье школьников деревьев и кустарников. Посадка, пересадка цветов на школьной клумбе. Круглый стол по обсуждению достигнутых результатов.
|
4 | Экология и окружающая среда. Изучение экологического состояния улиц населённого пункта. | Изучение экологического состояния улиц населённого пункта.
|
5 | Лекарственные растения в окрестностях с.Вареж | Изучение лекарственных растений Павловского района. Занятия на природе.
|
6 | Охрана окружающей среды
| Беседа об охране окружающей среды. Выпуск газеты, листовок. Экологическая акция «Нашим рекам-чистые берега» |
Методическое обеспечение реализации программы
Основными методами организации деятельности являются:
- Технология игровой деятельности – как ведущий метод деятельности;
- Метод КТД;
- Групповые технологии;
- Методы состязательности;
В целях программно-методического обеспечения в лагере собрана литература по организации летнего отдыха, разработки из опыта лагеря «Лучик», методические материалы для работы вожатых летних лагерей на электронных носителях.
Для реализации программы используются возможности библиотеки
№ | Мероприятия | Срок проведения | Ответственный |
1 | Выставка книг «Каникулы, каникулы, веселая пора» | 04.06.2022 | Библиотекарь |
2 | Познавательная игра, выставка книг «Мой друг, всегда иди дорогою добра! | 15.06.2022 | Библиотекарь |
5 | Тематический уголок «Боль природы родного края». | 01.06-21.06.2022 | Библиотекарь |
Кадровое обеспечение
- Обеспечением реализации программы занимаются:
- 1. Начальник лагеря – занимается организацией деятельности лагеря, издает приказы и распоряжения по лагерю, проводит инструктажи персонала лагеря по технике безопасности, профилактике травматизма, осуществляет контроль воспитательной и оздоровительной работы.
- 2. Воспитатели – осуществляют контроль за соблюдением детьми режимных моментов, организует дежурство отряда по столовой. Несут ответственность за жизнь и здоровье детей. Проводят с детьми беседы по правилам техники безопасности, личной гигиены.
- 4. Вожатые – организуют оздоровительно досуговую деятельность в отряде, являются руководителями и организаторами отрядных творческих дел.
- 5. Физкультурный работник – организует всю спортивную работу лагеря.
- Решает проблемы физического воспитания детей: укрепление здоровья, физическое развитие детей и т.д. Отвечает за жизнь и здоровье детей во время проведения спортивных и игровых мероприятий.
- 6. Музыкальный работник – организует музыкально-досуговые мероприятия.
- 7. Медицинский работник - проводит профилактический медицинский осмотр, ведет санитарно-просветительскую работу (минутки здоровья, беседы).
Педагогические советы, совещания, планерки | Работа с педагогическими кадрами | Обощение педагогического опыта | Организация внутреннего контроля |
Совещание по организации деятельности по программе | Анализ результатов по итогам смены, прогнозирование результатов педагогической деятельности | Собеседования по содержанию деятельности отрядной работы на смену | |
Анализ организационного периода | Методическая подготовка педагогов Темы: «Новые подходы к программированию деятельности кадров»; «Оформление отрядных уголков» | Систематизация профессионально-педагогических знаний и умений педагогов в программном обеспечении | Проверка отрядных планов |
Ежедневные планерки по реализации программы смены | Инструктажи по технике безопасности | Систематизация способов взаимодействия педагогов и детей, создание нравственно-эмоциональной атмосферы сотрудничества | Контроль за функционированием внутрилагерных служб |
Итоговое совещание по смене | Собеседование по итогам периодов смены |
Материально – техническое обеспечение
Для реализации программы используется
- Канцелярские принадлежности.
- Компьютерная и мультимедийная аппаратура
Кабинеты | Применение |
Рабочие кабинеты | Игровые отрядные комнаты, занятия кружков |
Спортивная площадка | Линейка, проведение игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания |
Гимнастический зал школы | Общелагерные мероприятия |
Территория школы | Посадка аллеи |
Школьная библиотека | Познавательные мероприятия, литература для детей и педагогов |
Методический кабинет | Творческая мастерская воспитателей, администрации |
Самоуправление в летнем лагере
На всем протяжении путешествия реализация поставленных задач происходит в форме: конкурсов, спортивных состязаний, интеллектуальных игр, веселых и музыкальных развлечений, командно-творческих дел.
Дети распределяются по отрядам (звеньям). У каждого отряда есть свое название, девиз, песня. Руководят жизнедеятельностью отрядов командиры отрядов. В каждом отряде существует:
- Служба быта (организует трудовые десанты, операции, контролирует чистоту и порядок в отрядах).
- Служба досуга (отвечает за подготовку и проведение творческих дел)
- Служба информации (освещает работу отряда через информационно-художественный ряд, оформляет листовку «День за днем», отрядные уголки)
- Спорт-служба (проводит утреннюю зарядку, организует спартакиады, помогает в организации общелагерных спортивных мероприятий)
Высшим органом самоуправления является общий сбор участников смены. Проводятся ежедневные линейки, на которых дается старт предстоящим мероприятиям и подводится итог прошедшего дня. Действует орган самоуправления: совет командиров отрядов, который собирается ежедневно.
Ежедневно детям будет предложено заполнить экран настроения (красный - всё отлично, весело, интересно; жёлтый - хорошо, спокойно; зелёный – скучно, грустно).
Система роста.
Для участников путешествия разработана система личностного роста по показателям активности в делах, проявления организаторских и лидерских навыков.
В начале смены каждый путешественник получает лист личностного роста, на который ежедневно приклеиваются стикеры, отражающие участие ребенка в деятельности.
Каждый путешественник за смену получит 14 картинок.
Так держать! Молодец! Надо постараться!
Экран активности.
Ф.И. | Дата | |||||||||||||
Экран активности вывешивается в каждом отряде и в нем отмечают участие в деятельности всех детей ежедневно.
Здесь наглядно можно увидеть личностный рост ребенка по показателям активности в делах, а также проявление организаторских навыков в течение путешествия.
Оценка путешественника определяется тремя параметрами:
-личная оценка ребенка;
-коллективная оценка отряда;
-оценка педагога.
По итогам смены мы можем определить рейтинг личностного роста каждого ребенка.
Соревнования отрядов.
По итогам каждого ЭКО-дела отряды будут получать эко-ладошки, которые будут прикреплять на стенде в форме защитного веера вокруг макета планеты. Таким образом, можно будет увидеть и подсчитать, какой отряд получит гордое звание «Эко-добродел».
Достигнутые результаты программы
- Получены дополнительные знания по экологии, краеведению.
- Расширены знания у детей и подростков в области здорового образа жизни и ответственного отношения к окружающей среде.
- Полученные навыки по экологии и краеведению применены в практической деятельности.
- Проведен комплекс мероприятий по оздоровлению детей.
- Повысился познавательный, творческий потенциал детей и подростков, в результате вовлечения в активную экологическую, творческую деятельность.
- Приняли участие в экологических акциях и КТД различной направленности.
- В деятельности активно развивались базовые навыки детей: коммуникации, самоуправления, общетрудовые, познавательные способности.
- Количественные результаты: проведены экологические акции – 4; беседы на экологическую тему с элементами игры – 3; конкурсов рисунков – 2; экологических викторин и праздников -3.
Список литературы
1. Амонашвили Ш. Педагогика сотрудничества. https://iknigi.net/avtor-shalva-amonashvili/
2. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов, М., 1997.
3. Брагина Т.А. Настольная книга вожатого: Ч.1,2, Екатеринбург, 1998.
4. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы
с детьми. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/
5. Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю. и др. Новые технологии воспитательного
процесса. http://www.gpa.cfuv.ru/courses/os-ped-mast/
6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать: Ч1,2,3,4. М.1997
7. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки https://mybiblioteka.su/tom2/10-44469.html
8. Шмаков С.А. Ее величество – игра. http://io.nios.ru/articles2/66/17/ee-velichestvo-igra-i-grani-lichnosti-fragmenty-knig
9. Шмаков С.А. Каникулы. http://uchebana5.ru/cont/3776522.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс интересных дел в рамках реализации Городской программы активного детского отдыха «Московская смена»
Конкурс интересных дел в рамках реализации Городской программы активного детского отдыха «Московская смена»...
Программа активного детского отдыха "Московская смена"
Программа активного детского отдыха "Московская смена"...
Сборник материалов Всероссийского форума организаторов детского отдыха по вопросам дополнительного образования детей в организациях отдыха детей и их оздоровления (Ялта, 28-29 октября 2016
Форум проводился Министерством образования и науки Российской Федерации, оператор форума - ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов" (РУДН) по итогам Всероссийского заочного конкурса допо...
Возрастные особенности детей различного возраста, которые необходимо учитывать и использовать в деятельности начинающего организатора детского отдыха (вожатого)
Возрастные особенности детей различного возраста, которые необходимо учитывать и использовать в деятельности начинающего организатора детского отдыха (вожатого)...
Программа «Сотрудничество «Детский сад – школа»: просветительская программа «Я, ты и экология»
laquo;Сотрудничество «Детский сад – школа»: просветительская программа «Я, ты и экология» (МДОУ Детский сад «Мечта» п.Пангоды и МОУ «Средняя общеобразо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир на ладошке"
Материал необходим для осуществления внеурочной деятельности в начальной школе...
Коррекционно – развивающие игры по экологии для детей.
Цель экологического обучения и воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение...