Чему может (должен) учить современный учитель истории и обществознания?
статья
Предварительный просмотр:
Чему может (должен) учить современный учитель истории и обществознания?
Платонова Елена Вячеславовна Юбзаева Наталья Вячеславовна |
Аннотация: На основании данных, полученных в ходе анкетирования основных участников образовательного процесса, в статье рассматривается вопрос о приоритетах в работе учителя истории и обществознания, о том, насколько они совпадают с социальными ожиданиями администрации, родителей и учащихся.
Ключевые слова: образовательная среда, субъекты образовательной среды, социальные ожидания, приоритеты в работе учителя, мотивация школьников, интерес как мотив,
Рассматривая вопрос «Чему может (должен) учить современный учитель истории и обществознания?», мы, прежде всего, должны обратиться к ФГОСам. ФГОСы – это государственный заказ, представляющий «совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» [1].
Говорить о содержании ФГОСов в своей статье мы не будем, современный учитель слышит эту аббревиатуру постоянно. Но вопрос о том, чему учитель учит, остается очень актуальным.
Целью данного исследования является выявление соответствия социальных ожиданий от учителей предметов обществоведческого цикла с теми задачам, которые учителя считают приоритетными в своей работе в условиях внедрения государственного стандарта. Насколько совпадают категории:
• «я учу» - учителей истории и обществознания,
• «меня учат (научили)» - учеников (выпускников),
• «должны научить» - родителей и администрации.
В ходе исследования реализовывались следующие задачи:
- Выяснить, что считают важным на уроках обществоведческого цикла учащиеся старших классов и выпускники прошлых лет;
- Чего ожидают от учителя истории и обществознания родители учащихся;
- Что считают приоритетным члены школьной администрации;
- Выяснить насколько эти установки соответствуют приоритетам самих учителей;
- Используя психолого-педагогические теории А.К. Марковой и В.А.Ясвина проанализировать полученные результаты исследования.
С целью определения запросов образовательной среды было проведено анкетирование основных ее субъектов в двух регионах РФ. В социологическом опросе принимали участие респонденты из ГБОУ СОШ № 241 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга и МБОУ «Гимназия № 63 г. Челябинска» (с социально-экономическим профилем).
На первом этапе было проведено анкетирование членов администрации учебных заведений, с целью выявления основных требований к учителям предметов обществоведческого цикла. Ведь именно администрация – главный проводник политики государства в школе. Директорам и завучам были предложены анкеты, в которых они должны были выделить основные требования к учителю истории и обществознания и проранжировать данные позиции. Среди предложенных вариантов были выявлены следующие приоритеты:
СПб (9) | Челябинск (3) | |||
Знание теории и методики преподавания предмета | 8 | 89% | 2 | 67% |
Творческий подход к работе | 4 | 44% | 1 | 33% |
Знание современных педагогических технологий | 3 | 33% | 2 | 67% |
Владение приемами прогнозирования педагогических результатов | 3 | 33% | _ | _ |
Умение добиваться высокого качества знаний учащихся по предмету | 4 | 44% | 2 | 67% |
Знание образовательных стандартов | 3 | 33% | 3 | 100% |
Таким образом, названные приоритеты соответствуют функциональным обязанностям администраторов школы, которые четко определяются в «Законе об образовании». Мы не наблюдаем принципиальных расхождений в позициях членов администрации в разных городах.
На втором этапе был проведен опрос учащихся и выпускников прошлых лет. Всего в опросе приняли участие 9 – старшеклассников и 15 – выпускников прошлых лет в СПБ и 53 старшеклассника – в Челябинске. Им было предложено ответить на следующие вопросы:
- Чем Вам запомнились уроки истории и обществознания в школе?
- Как знания, умения и навыки, полученные на уроках истории и обществознания, пригодились Вам в жизни?
- Если бы Вы были учителем истории и обществознания чему и как вы бы учили своих учеников?
- Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать учитель истории и обществознания?
Помимо этого ученики 9 - 11 классов должны были выделить из предложенного списка позиции, определяющие их отношение к предметам обществоведческого цикла. Мы использовали методику Г.Н. Казанцевой[2], направленную на изучение отношения школьников к учебным предметам. Эти же положения с незначительными изменениями использовались и для опроса родителей.
В опросе школьников приняли участие 48 человек из СПб и 53 из Челябинска. Наиболее предпочтительными оказались следующие позиции:
СПб (48) | Челябинск (53) | |||
Учитель интересно объясняет. Нравится, как преподает учитель | 45 | 94% | 20 | 38% |
Предметы способствуют развитию общей культуры | 29 | 60% | 36 | 68% |
Предметы нужно знать всем | 23 | 48% | 24 | 45% |
Интересны отдельные факты | 19 | 40% | 25 | 47% |
Он влияет на изменение знаний об окружающем мире | 15 | 31% | 25 | 47% |
Данные предметы интересны | 23 | 48% | 24 | 45% |
Бесспорным выводом является преобладание такого мотива изучения общественных дисциплин как развитие общей культуры и то, что данные предметы интересны учащимся. Подчеркивая значимость истории и обществознания, большинство респондентов отмечают, что эти предметы нужно знать всем. Таким образом, мы можем сделать вывод, что у учащихся преобладают внутренние мотивы деятельности (по Марковой А.К.[3]), которые характеризуются интересом к самому процессу и его результатам и стремлением развивать различные умения и качества.
Формирование интереса – не замкнутый в себе автономный процесс. Оно обусловлено социальным окружением, сферой и характером деятельности не только самого человека, но и людей, его окружающих процессами обучения и воспитания, располагающими особыми стимулами возбуждения интереса. Важную роль в формировании мотивации, конечно же играют учителя. Именно они, используя имеющийся у них инструментарий, могут сделать урок интересным. Из наиболее запомнившихся форм уроков ученики в анкете с открытыми вопросами отмечают такие активные формы обучения, как: семинары, дискуссии, работа в группах.
Как и детям, родителям было предложено подчеркнуть в опросном листе не более 8 позиций, содержащих информацию об их отношении к предметам обществоведческого цикла. В опросе приняли участие 15 человек из СПБ и 15 – из Челябинска. К сожалению, не все родители проранжировали свои ответы, итоги представлены без учета рангов. Опрос выявил следующее:
СПб (15) | Челябинск (15) | |||
Эти предметы способствует развитию общей культуры ребенка | 15 | 100% | 9 | 60% |
Они заставляют думать | 15 | 100% | 7 | 47% |
Их нужно знать всем | 15 | 100% | 12 | 80% |
Эти предметы дают необходимые навыки для жизни в обществе | 14 | 93% | 12 | 80% |
Формируют чувство патриотизма и гражданственности | 13 | 87% | 5 | 33% |
Знания по истории и обществознанию необходимы при поступлении в институт | 7 | 47% | 10 | 67% |
Родители видят в обществоведческих предметах практическую ценность, считая, что эти предметы позволят их детям, прежде всего, быть успешными в современном обществе. Расхождение в последнем показателе объясняется тем, что в Челябинской гимназии с социально-экономическим уклоном, в большей степени дети ориентированы на данный профиль и последующую сдачу экзаменов, прежде всего по обществознанию.
По результатам анализа анкет членов администрации, учащихся и родителей, были составлены вопросы для учителей. В опросе приняли участие 17 учителей из СПб и 8 – из Челябинска. Были выявлены следующие приоритеты учителей обществоведческого цикла:
СПб (17) | Челябинск (8) | |||
Урок должен быть интересным | 15 | 88% | 8 | 100% |
Знание теории и методики преподавания предмета | 12 | 70 | - | - |
Формировать чувство патриотизма и гражданственности | 11 | 65 | 6 | 75 |
Развивать общую культуру ребенка | 11 | 65 | 2 | 25 |
Формировать навык критического мышления | 10 | 59 | 1 | 12 |
Формировать умение видеть причинно-следственные связи | 10 | 59 | 1 | 12 |
Развивать у ребенка способность к самообразованию | 10 | 59 | 4 | 50 |
Необходимо добиваться высокого качества знаний по предмету | 7 | 41 | 5 | 63 |
Необходимо давать навыки для жизни в обществе | 8 | 47 | 7 | 88 |
Реализовывать творческий подход к уроку | 6 | 35 | 6 | 75 |
По итогам анкетирования мы выяснили, что цели основных субъектов учебного процесса (учеников и учителей) совпадают. Учитель ставит цель сделать урок интересным (именно это считают основным большинство учителей), а ученик идет на урок, ожидая услышать интересный для него материал. Казалось бы, достигнута идиллия? Но слово "интерес" многозначно. Можно интересоваться чем-нибудь и быть заинтересованным в чем-нибудь. Это вещи разные, хотя и бесспорно связанные между собой и то, что интересно для ученика, например, смотреть фильмы, может совсем не совпадать с пониманием интереса для учителя. Можно предположить, что ученик понимает интерес сводя его к внешней занимательности, к любопытству. Между тем всякий действительный интерес обязательно содержит в себе следующие три стороны: знания, которыми человек обладает в интересующей его области, практическую деятельность в этой области и эмоциональное удовлетворение, которое человек испытывает в связи с этой деятельностью.
Чувство удовлетворения обязательно присутствует во всяком истинном интересе, но не само по себе, а как органически связанное с данной областью знаний и практики. И это четко прослеживается в открытых ответах учащихся: получена «база знаний, опираясь на которые, можно выстраивать свои убеждения, взгляды», «помогает анализировать ситуации, прогнозировать поступки», «формирует личность, помогает отстаивать свою точку зрения и права», имена и понятия, «мелькавшие только в новостях, стали вдруг понятными и нужными», «понятна суть происходящих в стране и мире событий», «преподаватель, умеющий интересно преподносить материал», «живой урок, с большой эмоциональной подачей».[4]
Данные анкетирования мы проанализировали, используя теорию известного современного психолога – Ясвина В.А. В своей работе он дает характерные черты и типы образовательных сред.[5] Что же такое образовательная среда? Автор дает следующее объяснение: «система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможности для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении»[6]. Ясвин выделяет 4 типа образовательной среды: догматическую, творческую, безмятежную и карьерную.
Характеристика среды | Приоритеты (по Г.Н. Казанцевой ) |
Догматическая среда «Традиция, авторитет, обряд, веление как абсолютный закон, необходимость как жизненный императив. В качестве примера организации такой среды автор приводит монастырь и армию. Личность ребенка, характеризуется, прежде всего, высокой степенью пассивности. Функция учителя заключается в том, чтобы «наставлять всех, всему и всесторонне». | Его нужно знать всем; Родители считают его важным; Учитель часто хвалит; |
Идейная среда (творческая) «Сила ее не в твердости духа, а в полете, порыве, движении. Здесь не работаешь, а радостно вершишь. Формируется личность, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков. Учитель направляет деятельность детей на приобретение жизненного опыта, прежде всего социального. | Он заставляет думать; Он требует наблюдательности и сообразительности; Интересны отдельные факты; Он учит работать самостоятельно; Он способствует развитию общей культуры; Он влияет на изменение знаний об окружающем мире. |
Среда безмятежного потребления «Душевный покой, беззаботность, самосознание, какое добывается без труда. Ребенок живет в атмосфере внутреннего благополучия и ленивой, консервативной привычки». Пример: «обломовщина», «маниловщина» и т.п.. Основной чертой можно считать жизненную пассивность, неспособность к напряжению и борьбе. Учитель должен подстраиваться к ученику, не ограничивать его свободы и помогать им в случае возникновения серьезных проблем. | Данные предметы интересны; Он занимательный; Нравится, как преподает учитель; Он легко усваивается; У меня хорошие отношения с учителем; Учитель часто хвалит; Получаю удовольствие при его изучении. |
Среда внешнего лоска и карьеры «Упорство, но оно вызвано к жизни холодным расчетом, а не духовными потребностями. Лозунги, на которых можно заработать. Этикет, которому надо покоряться. Здесь детей не любят и не воспитывают, здесь их только оценивают». В такой среде развивается активная личность, которая ориентируется на собственный упорный труд для достижения высокого общественного положения, стремление к карьере. | Знания по предмету необходимы при поступлении в институт; Он считается выгодным; Товарищи интересуются им; Родители считают его важным; Он учит работать самостоятельно. |
Таким образом, догматическая среда способствует формированию зависимого и пассивного ребенка; идейная — свободного и активного; безмятежного потребления — свободного, однако, пассивного, карьерная среда — активного, но зависимого.
Проанализировав мотивы субъектов исследования по отношению к предметам обществоведческого цикла с точки зрения предложенной типологии, нами сделаны следующие выводы: государственным стандартом предполагается создание условий для формирования в школе творческой среды, раскрытие потенциала учащихся через активный образовательный процесс, что подтверждают данные опроса членов администрации учебных заведений. Родители больше ориентированы на среду внешнего лоска и карьеры. При этом со стороны детей преобладающими являются характеристики среды «безмятежного потребления»
Таким образом, было выявлено не соответствие между ожиданиями учеников и родителей и принципами, заявленными государственным стандартом. На основании данных исследования мы пришли к выводу, что учителя, принявшие участие в опросе, готовы способствовать созданию творческой среды, стимулировать познавательную активность учащихся. Но высоких результатов можно достичь только при единстве требований и подходов всех субъектов образовательного процесса. Задача учителя, через систему мотивации, создавать условия, при которых происходило бы сближение социальных ожиданий учеников и их родителей с теми целями, на которые государственный заказ ориентирует современную школу.
Литература:
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
Соловьёва Е.А. Чему учат уроки истории? – http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=197
Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие/ Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб: Речь, 2008. – 688 с.
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. — 365 с.
[1] Пункт 6) Статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
[2] Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие/ Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб.:Речь, 2008. – стр. 462-463
[3] Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. –– М.: Просвещение, 1983. – стр. 10.
[4] Из ответов учащихся
[5] См.: 3. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001.
[6] Там же. – стр. 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Каким должен быть современный учитель?"
сочинение-эссе, размышления на тему "Каким должен быть современный учитель?"...
Каким должен быть современный учитель?
Размышления о современном учителе. Статья была написана и отправлена на конкурс "Мой дебют". Номинация «Мои воспоминания». Тема: «Каким должен быть современный учитель?»...
"Каким должен быть современный учитель?"
Современный учитель - это человек постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата....
Каким должен быть современный учитель?
Современный учитель.… Каким он должен быть? Вопрос интересный. Он должен быть родным! Но таким учитель должен быть всегда – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Потому что он учитель! Труд е...
Каким должен быть современный учитель.
Совеременная школа- это школа, где хорошо учат по всем предметам, где работать должны высококвалификационные педагоги. А с другой стороны в школу приходят абсолютно разные ребя...
Каким должен быть современный учитель?
Изменения, происходящие в стране, в обществе, коренным образом затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, методы и формы работы, но и наши ученики, родители и, конечно, педаго...
Чему может (должен) учить современный учитель истории и обществознания?
Статья для конференции....