Внеклассное мероприятие "Этот удивительный Крым"
материал (6 класс)

Шабаева Евгения

Цели мероприятия:

- формировать представление учащихся об образе малой родины на основе данных географии, истории, литературы, произведений других видов искусств;

- прививая и закрепляя у учащихся интерес к литературе, искусству и культуре народов и народностей, населяющих Крым, воспитывать чувства патриотизма и взаимоуважения, высокую культуру межнациональных отношений;

- развивать навыки самостоятельной и групповой работы; прививать вкус к хореографии, пению, выразительному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ КРЫМ

Литературно – художественный альманах как средство развития навыков самостоятельной и групповой работы учащихся

Цели мероприятия:

- формировать представление учащихся об образе малой родины на основе данных географии, истории, литературы, произведений других видов искусств; - прививая и закрепляя у учащихся интерес к литературе, искусству и культуре народов и народностей, населяющих Крым, воспитывать чувства патриотизма и взаимоуважения, высокую культуру межнациональных отношений;

- развивать навыки самостоятельной и групповой работы; прививать вкус к хореографии, пению, выразительному чтению.

Эпиграф                                               Кто видел край, где роскошью природы

                                                          Оживлены дубравы и луга,

                                                           Где весело шумят и блещут воды

                                                          И мирные ласкают берега….

                                                                                            А. С. Пушкин

Форма проведения: литературно - художественный альманах

Оборудование: выставка книг о Крыме, карта Крыма (географическая, туристическая), подготовленные учащимися плакаты, пейзажи Крыма, страницы альманаха (географическая, историческая, туристическая, музыкальная).

                                                   Ход   мероприятия

  1. Вступительное слово учителя.

   Тема нашего мероприятия «Этот удивительный Крым».

 Планируя  мероприятие, я преследовала несколько целей. Во-первых, формировать представление учащихся об образе малой родины на основе данных географии, истории, литературы, произведений других видов искусств; во-вторых, прививая и закрепляя у учащихся интерес к литературе, искусству и культуре народов и народностей, населяющих Крым, воспитывать чувства патриотизма и взаимоуважения, высокую культуру межнациональных отношений;  в-третьих, развивать навыки самостоятельной и групповой работы; прививать вкус к хореографии, пению, выразительному чтению.

Наше занятие будет проходить в виде литературно – художественного альманаха и одновременно как урок – путешествие, урок – конкурс, целью которого является определение лучшей  творческой группы. Готовясь к этому уроку, учащиеся разделились на группы по интересам, каждая из которых самостоятельно представит свою страницу. Назовём их условно так: географическая, историческая, туристическая (Симферополь, Севастополь, Бахчисарай, Феодосия, ЮБК), музыкальная.  Напомню ещё одно условие. После объединения в  группы каждый из участвующих в конкурсе имел полное право участвовать ещё и в качестве исполнителя вместе со своими товарищами – «соперниками» в их «страницах». Поэтому сегодня появятся победители как на соискание лучшей творческой группы, так и в плане индивидуального актёрского мастерства.

Выступления групп оцениваются по пятибалльной системе, при этом учитываются такие параметры:

     художественное оформление страницы;

     научность и глубина содержания;

     мастерство выступления и оригинальность;

 Выступление  чтецов, танцоров:

     мастерство исполнения;

     оригинальность.                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Учитель. Родина!.. Какое замечательное слово... Слово, соединяющее в себе множество близких понятий, начиная от рода, происхождения человека до того чувства, которое он испытывает к своему народу, планете Земля.

Именно слово Родина, употребляемое в широком смысле, объединяет нас, людей разных рас, национальностей и вероисповеданий, одним понятием — земляне, именно оно сегодня настоятельно требует от всех нас бережного отношения друг к другу, требует предпринять все усилия для того, чтобы не ширилась межнациональная вражда, а торжествовали мир, доброта, милосердие и дружба!

Уважаемые гости! Приглашаем Вас вместе с нами перелистнуть страницы нашего рукотворного альманаха « Этот удивительный Крым».

2 Альманах. Переворачивается географическая страница альманаха. На доске карты Крыма (географическая и туристическая), цветные иллюстрации и эпиграф.

  1 ведущий. Автономная Республика Крым расположена на Крымском полуострове. Она   является   самым  южным  регионом Украины. По своим размерам Крымский полуостров невелик: с севера на юг он протянулся на 207 километров, а с запада на восток — на 324, общая же площадь Крыма равна площади Сицилии и составляет всего 25 880 квадратных километров. С севера Крым соединяется с материковой областью Перекопским перешейком, по которому проходят железнодорожный и автомобильный пути. Керченский  пролив отделяет  республику  от территории   России. Вторым транспортным выходом с территории Крыма является искусственная  насыпь через Сиваш. Действует  также  паромная,   железнодорожная  и  автомобильная переправа «Крым—Кавказ» между Керчью и Таманским полуостровом России.

 Однако, несмотря на свои небольшие размеры, полуостров в природном отношении напоминает сразу несколько континентов, поскольку в нём представлены три разноликие зоны: равнинная, холмистая предгорная и горная (показывает на карте). И у каждой зоны свой особый климат, облик, жизнь.

2-й  ведущий. В одном из путеводителей по Крыму эти зоны характеризуются так: «Присивашские засоленные степи переходят в плодородную равнину, напоминающую юг Украины: всюду сады, посевы, поля овощей, кукурузы, подсолнечника. Здесь царит культурный ландшафт и разместились города Красноперекопск, Джанкой, Саки, Евпатория. Климат северной части Крыма — умеренно-континентальный.

Предгорная зона, окаймляющая равнину с юга, имеет иной облик. Сухие каменистые склоны, местами низкорослый лес и кустарники чередуются с садами, виноградниками и полями эфиромасличных культур. Крымские города в основном сосредоточены здесь: Севастополь, Бахчисарай, Симферополь, Белогорск, Старый Крым.

Крымские горы живописной дугой поднимаются над Чёрным морем и тянутся от Балаклавы до Феодосии. Крутой, обращенный к морю склон Главной гряды Крымских гор известен как Южный берег. Это зона курортов: Форос, Алупка, Симеиз, Мисхор, Ливадия, Гурзуф во главе с Ялтой»4. Здесь для лечения и оздоровления используются  климатотерапия, морские купания с июня по октябрь, минеральные источники, лечебные грязи, виноградолечение и другие процедуры. Климат южной зоны — субтропический, средиземноморского типа.

Реки Крыма—Салгир, Бельбек, Черная, Кача — небольшие и мелководные. Наибольшей  водной  артерией полуострова является Северо-Крымский канал, водами которого орошаются окрестные поля. Есть здесь и множество лиманных соленых озер - Сасык, Красное, Сакское, Донузлав, Сиваш и  др.

 1-й ведущий. Крымская земля необыкновенно красива.  Красота  гор, трав, деревьев, рек, водопадов и, конечно же, окружающих полуостров Азовского и Чёрного морей пробуждает у людей творческое вдохновение.

Не случайно по этому поводу Владимир Маяковский заметил следующее:

                             Не Крым,

                             а копия древнего рая!        

                                 Какая фауна,

                                               флора

                                                      и   климат!

                                   Пою,

                                           восторгаясь

                                                             и озирая.

  2-й  ведущий.  А.С. Пушкин писал:

       Кто видел край, где роскошью природы

       Оживлены дубравы и луга,

Где весело шумят и блещут воды

И мирные ласкают берега.

        Где на холмы под лавровые своды

       Не смеют лечь угрюмые снега?

       Скажите мне: кто видел край прелестный,

        Где я любил, изгнанник неизвестный?..7            

1-й ведущий.  - Смотри, как красиво!  Эти слова слышны в Крыму буквально на каждом шагу. А все потому, что Крым обладает способностью обострять в каждом данное ему от  природы чувство прекрасного. Здесь солнце светит ярче. И зелень лесов и парков имеет сотни оттенков. А воздух настоян на аромате цветов, пропитан морем и густым смоляным духом сосновых лесов с горьковатым привкусом полыни, что заносит ненароком раскаленный степной ветер.

Волны мчатся, как всадники,

Скалы просятся ввысь,

А домишки — рядами

По холмам разбрелись.

Крым, увитый цветами,

Вешний, розовый сад;

Здесь — цветут виноградники.

Там — платаны шумят.                    И. Бахшиш  (Пер. А. Тарковского)

2-й ведущий. Подобное чувство выразил и татарский поэт Муса Джалиль:
                      Вы в Крым приезжайте!        

                    Здесь нежные бризы

                    Подарят вам ласковый свой поцелуй,

                    Вас к морю, построясь в ряды, кипарисы

                     Проводят до самых сверкающих струй4.

 Переворачивается   страница   альманаха.   Перед   классом  —  ведущие его исторической части.  На появившейся странице эпиграф:                                                                                                                                                      

                                                   Каких последов в этой почве нет

                                                 Для археолога и нумизмата —

                                                      От римских блях и эллинских монет

                                               До пуговицы русского солдата!..

                                                                                     (М. Волошин).

1-й ведущий.  Крым — древняя земля, которая, как считают учёные, могла быть одной из частей прародины человечества. Во всяком случае, найдены убедительные  доказательства того, что ранние неандертальцы жили здесь уже не менее чем 250-300  тысяч лет тому назад.

2-й ведущий. Не вызывает сомнения у учёных и тот факт, что по ходу эволюции человечества роль Крыма как экономического субъекта европейского и мирового сообщества постоянно возрастала. Здесь скрещивались морские и сухопутные торговые пути, бурно развивались ремёсла, росли поселения и города, появлялись и исчезали целые племена и народности, оставляя после себя памятные знаки, которые сегодня предстают перед нами то в виде всевозможных усыпальниц и погребальных украшений (показывает на фотографии, часть которых находится на странице альманаха, часть в книгах), то в виде музейных экспонатов, то в виде пещерных городов и остатков мощных крепостных сооружений, то в виде фресок, икон, мифов и легенд, устных и письменных сказаний, как, например, «Одиссея» Гомера.

1-й ведущий. Невозможно за короткое время поведать о всех исторических процессах, которые происходили в Крыму. В разное время его населяли разные народы со своими обычаями, традициями и культурой. Но жизнь не терпит застоя, постоянных границ. Они исчезают там, где люди желают понять друг друга, где хотят мира, дружбы, любви, где думают о счастливой судьбе своего народа.        

2-й ведущий. Как раз об этом и говорится в стихотворении поэта Ильи Львовича  Сельвинского, караима по национальности. (Выходят чтецы.)

 1-й   чтец. 
Бывают края, что недвижны веками,        

Зарывшись во мглу да мох.

Но есть и такие,  где каждый камень

Гудит голосами эпох,

Где и версты по горам не проехать,

Не обогнуть мыс,

Чтоб скальная надпись иль древнее эхо

Не пробуждали мысль.

Чтобы, пройдя сквозь туманы столетий,

 Яснее дня становясь,

Вдруг величайшая тайна на свете

Не окликала вас...

2-й чтец 

Были здесь орды, фаланги, когорты,

Кордоны, колонны и «цепь».

Школою битвы зовёт себя гордо

Кровавая крымская степь.

Недаром по ней могильные знаки

Уходят во все концы,

Недаром цветы её — красные маки

Да алые солонцы.

За племенем племя, народ за народом,

Их лошади да божества

Тянулись к просторам её плодородным,

Где соль, вода и трава.

3-й чтец.

И не на чем было врагам примириться:

Враги попирали врагов.

Легендой туманились здесь киммерийцы

Ещё на заре веков;

Но вот налетели гривастые скифы,

Засеяла степи кость —

И навсегда киммерийские мифы

Ушли, как уходит гость.
   
4-й чтец.

Затем прорываются рыжие готы

К лазури южных лагун;

Пришёл и осел на долгие годы

Овеянный ржанием гунн,

Хазары кровью салили реки,

Татары когтили Крым,

Покуда приморье держали греки,
   А греков

             теснил

                        Рим,

5-й чтец.

Чтоб, наступая на польский панцирь

Медью швейцарских лат,

Дрались с генуэзцами венецианцы

Кровью наёмных солдат.

Мешались обычаи, боги, жёны,

Народ вливался в народ,

Где победивший, где побеждённый —

Никто уж не разберёт.

Копнёшь язык — и услышишь нередко

Отзвуки чуждых фраз,

Семью копнёшь —  и  увидишь предка

 Непостижимых рас.

6-й чтец.

Здесь уж не только летопись Крыма—

Тут его вся душа.

Узнай в полукруглых бровях караима

Половца из Сиваша,

Найди в рыжеватом крымском еврее

Гота, истлевшего тут,

И вникнешь в то, что всего мудрее

Изменчивостью зовут.

7-й чтец.

Она говорит языком столетий,  

Что жизнь не терпит границ,

Что расам вокруг своего наследья

Изгородь не сохранить,

Что даже за спесью своей броненосной

Не обособлен народ,

А судьбы народа не в лепке носа,

Не в том, как очерчен рот...3

Историческая справка:  Крымский полуостров издавна является славянской землей: славяне селились здесь еще в V111 веке. Древнейшими жителями Крыма считаются киммерийцы. В средневековье часть полуострова входила в древнерусское Тмутараканское  княжество (X—XII вв.). С 1475 по 1774 год оно  находилось в вассальной зависимости от Османской  империи. А в 1783 году, после российско-турецкой войны 1768—1774 годов, Крым  вошел в состав России — здесь была создана Таврическая  губерния.  Через двенадцать лет ее территория вошла в состав Новороссийской губернии. С конца XVIII столетия Крым начали  интенсивно заселять выходцы из центральных  районов России, болгары и немцы-колонисты. В середине  XIX века здесь было уже 45 поселений с немецким населением. По данным первой  Всероссийской переписи  1897 года, немцы составляли в Крыму 5,8% от  общего количества населения. С 1918 года Крым - часть Украинской Народной Республики. Но в 1920 году в ходе Гражданской войны его захватили большевики. 18 октября 1921 здесь была создана Крымская АССР. Во  время  Второй мировой войны  по распоряжению Сталина из Крыма были депортированы  крымские татары и представители других неславянских народов, в частности немцы. После войны Крымская АССР была преобразована  в  Крымскую  область, которая  в 1954  году вошла в состав УССР. В 1991 году, после получения Украиной  независимости, она снова получила статус республики, а с 1992 года стала называться Автономной Республикой Крым.  Исторически в Крыму сформировалась сложная этническая структура населения:

В Автономной Республике Крым проживают представители еще около 80 национальностей, однако их численность не превышает 100 человек.

 Следующая страница журнала «Туристическая». Начинаем наше путешествие по Крыму и конкурс творческих групп (путём жеребьёвки определяем, какой уголок Крыма посетим первым).

Выступление творческих групп.

Подведение итогов конкурса (оценивание по 5-тибальной системе выступлений творческих групп). А пока подводятся итоги,  учащиеся могут продемонстрировать своё мастерство.

«Музыкальная» страница.  Учитель. Музыка и песни в Крыму. Трудно и, пожалуй, невозможно ответить на вопросы, когда и на каком языке прозвучали они здесь впервые, кто был их первым сочинителем и исполнителем. История не сохранила многих имён. А так как невозможно представить Крым без песен, музыки и танцев, следующая страница альманаха музыкальная.  Сейчас, уважаемые участники конкурса и гости, мы хотим предложить вам небольшую викторину. Прозвучат фрагменты мелодий некоторых народов и народностей, проживающих в Крыму (греческая, еврейская, украинская, крымскотатарская, цыганская), вы должны угадать эти мелодии. (Некоторые из мелодий сопровождаются танцами, звучат песни).

Пока жюри подводит итоги мероприятия, слово предоставляется учителю.

3. Заключительная часть мероприятия. Учитель. Наше путешествие подошло к концу. Так и хочется воскликнуть:  «Остановись, мгновение! Ты прекрасно!»  Крым -  удивительный, волшебный край, где легендами, кажется, пропитан сам воздух, а действительность соперничает со сказкой... Таким мы увидели его сегодня: многоликим и всегда неожиданно новым. Крым, который никому не суждено узнать до конца. Потому что вчера он был совсем не такой, как сегодня, а завтра... Каким он   станет завтра?  

Даже самая смелая фантазия не угонится за происходящим вокруг. Как важно не забывать при этом, что потребительское, безответственное отношение к природе, межнациональная вражда  грозит последствиями необратимыми.

Высокие, стройные кипарисы и водопады глициний на каменных стенах домов…Море, с веселым ревом накатывающее на берег... Неприступные скалы, и на каждом  шагу — радужные цветочные россыпи. Светлые, пронизанные солнцем сосновые леса и быстрые горные речки... Ширь, раздолье, бескрайность крымских степей... Они не однажды еще придут в ваши сны. Вы улыбнетесь этим воспоминаниям, и на душе у вас потеплеет...

Когда расстаешься с Крымом, грусть неизбежна. Но так же неизменно приходит и чувство, что стал духовно богаче.

Любой рассказ о Крыме обязательно оказывается неполным. Наш — не исключение. Потому что о Крыме нельзя рассказать. О нем можно рассказывать бесконечно. Нашу встречу хочу завершить  словами В. Набокова:

Назло неистовым тревогам,

ты, дикий и душистый край,

как роза, данная мне Богом,

во храме памяти сверкай!..7

Благодарю  гостей  и  творческие группы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гаврилов, В.Н. Уроки по литературе родного края [Текст]: учеб.- метод. пособие (региональное: АР Крым)./ В.Н. Гаврилов – Симферополь: Антиква, 2007.
  2. Киричек, П. Памятные литературные места Крыма [Текст]: путеводитель/. П. Киричек., М. Киричек. - Симферополь: Атлас- Компакт, 2005.
  3. Крым. Поэтический атлас: Справ. туриста и краеведа [Текст] / Сост. А.Н. Рудяков,  В.П. Казарин.- Симферополь, 1989.
  4. Крюкова, И.В. Вы в Крыму [Текст] / И.В. Крюкова,  Л.Н. Слизик  – Симферополь, 1989.
  5. Легенды и предания Крыма [Текст] /Редактор – составитель А.Е. Тархов. – Симферополь: Реноме, 1998.
  6. Скляренко, В.М. Украина: Полная энциклопедия [Текст] / Авт. – составители В.М. Скляренко, Т.В. Иовлева, В.В. Мирошникова, М.А. Панкова; худож. - оформитель  Л.Д. Кирчак - Осипова. – Харьков: Фолио, 2007.
  7. Стихи о Крыме [Текст] / Ред. – сост. Л.Г. Стахурская – Симферополь: ИД «Квадранал», 2005. – 64 с.
  8. Сухоруков, В. Знаете ли вы Крым? [Текст] / В. Сухоруков – Симферополь, 1983.
  9. Национальный состав населения Автономной Республики Крым по итогам Всеукраинской переписи населения 2001 года [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://reskomnac.ark.gov.ua/mejnacotnosh/inform-anal-mat/93-nacionalniy-sostav

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Удивительный мир космоса"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов  "Удивительный мир космоса"...

Внеклассное мероприятие "Удивительные свойства воды"

ВУдивительные свойства воды.(внеклассное мероприятие)Цель:1. Формировать и дополнять знания о свойствах воды.2.     Формировать представления учащихся о применении свойств воды в ж...

Внеклассное мероприятие "Удивительная биология"

• Играют три команды. Правила сходны с правилами телепередачи “Своя игра”. Право первого хода разыгрывается жребием. Правильный ответ оценивается суммой баллов, назначенной за вопрос. При неправильном...

Внеклассное мероприятие: "Удивительный мир красок!"

Внеклассное мероприятие :"Удивительный мир красок" позволяет познакомить  детей с историей возникновения красок,  с их использование.Презентация к внеклассному мероприятию "Удивительный мир ...

Внеклассное мероприятие "Удивительные животные Югры"

Раработка внеклассного мероприятия по биологии животных ХМАО-Югры в фоорме Брен-ринга...

Внеклассное мероприятие-ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КРЫМ -ЧАСТЬ ВЕЛИКОЙ РОССИИ"

18 марта 2020 г. исполняется 6 лет, с того памятного дня, когда Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал межгосударственный Договор о принятии Крыма и Севастополя в состав Российской Федерац...