Выступление на педагогическом совете на тему: «Психологическое сопровождение профориентационной работы в школе»
материал

Спевакова Ольга Владимировна

 

Психологическое сопровождение

профориентационной работы в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Психологическое сопровождение

профориентационной работы в школе»

Подготовила Спевакова О. В.,

педагог-психолог

Профессиональное самоопределение   от ученика требует   хорошего   самопонимания, знания своих сильных и слабых сторон, ориентировки в нашем стремительно меняющемся мире. Но найти себя в огромном мире профессий является непростой задачей. Как же быть?

В связи с этим огромное внимание в школе уделяется проведению целенаправленного психологического сопровождения профориентационной работе. Основной задачей является постепенное формирование у ученика внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив.

Работа по профессиональной ориентации проводится в соответствии с планом педагога-психолога и планом работы школы.

Основными формами деятельности  психологического сопровождения являются:

  1. Психологическая диагностика.

Цель:

  • использование результатов для выявления недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности;
  • учет результатов при принятии решения о характере коррекционно-развивающей работы с целью подготовки к будущей профессии;
  • учет результатов диагностического обследования для определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющей жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида;
  • использование результатов для стимулирования потребностей учащегося к самопознанию и самосовершенствованию в ходе подготовки к своему профессиональному труду в будущем.

В основе диагностического комплекта:

  • комплексная методика Л.А. Ясюковой «Профессиональное самоопределение старшеклассников» (позволяет получить "интеллектуальный профиль" испытуемого, степень выраженности гуманитарных, математических, технических и других способностей, а также способностей к различным сферам профессиональной деятельности);
  • школьный тест умственного развития (ШГУР) помогает определить выраженность способностей к трем циклам дисциплин: гуманитарных, естественно-научных, физико-математических;
  • «Карта, интересов» А.Е.Голомштока» методика Л. А Верещагина, опросник ДДО Е А Климова - помогают выявить сферу познавательных и профессиональных интересов учеников;
  • опросник Дж.Хэлланда помогает исследовать взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности;
  • личностный опросник Айзенка.
  1. Развивающая профконсультация для учащихся старших классов. Данная работа  строится на принципе сотрудничества, цель которой - активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью педагога-психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития.

Учащихся старших классов можно разделить на четыре категории по степени сформированности их профессиональных планов:

  1. Школьники, которые уже определили свое будущее призвание и нуждаются в основном в том, чтобы им подсказали пути дальнейшего получения образования, учебные заведения, в которых можно получить данную специальность, перспективы работы.
  2. Школьники, которые не знают куда пойти учиться или работать, не имеют конкретных жизненных профессиональных планов. Данная категория учащихся нуждается в основном в работе по профессиональному просвещению. Знакомство с различными профессиями и специальностями. С такими учащимися можно достаточно эффективно применять анкеты на выявление интересов, результаты которых могут служить мотивацией для последующего самоопределения, помогают школьникам сузить область выбора и сориентироваться в многообразии профессий.
  3. Школьники, которые выбрали свою будущую профессию, но в силу каких-либо противопоказаний (состояние здоровья, явно завышенный уровень притязаний, неадекватная самооценка и т.д.) овладение данной профессией, либо существенно ограничено для них, либо совершенно невозможно.  В данном случае необходима работа по реориентации. Реориентация предполагает разрешение подростком достаточно сложного противоречия между собственным желанием, с одной стороны, и невозможностью (либо ограниченностью) заниматься данной деятельностью - с другой.
  4. Школьники, которые выбрали сразу несколько профессий часто совершенно противоположного характера. Это самая многочисленная группа. Ее составляют учащиеся, которые при определении своего профессионального выбора ориентируются исключительно на советы и мнения товарищей и близких людей, не задумываясь ни о своих возможностях, ни о достоинствах той или иной профессии. В силу того, что эти мнения и советы бывают противоречивыми, профессиональное самоопределение таких школьников становится чрезвычайно сложным делом. Именно такие учащиеся в наибольшей степени нуждаются в помощи со стороны педагога-психолога.

Работа с каждой категорией проводится различными способами и приемами, исходя из различных задач и целей для каждой из представленных групп.

Вся структура профориентационной работы старшеклассников включает в себя:

  • констатация стадии профессионального плана учащегося на основе профориентационной анкеты;
  • проведение диагностического обследования интересов, склонностей, способностей, типологических особенностей ученика;
  • оценка вместе с учащимся полученных результатов, совместная разработка плана подготовки к профессиональному выбору;
  • подготовка для учащегося индивидуальной системы коррекционно-развивающих мероприятий по самовоспитанию, по приобретению необходимых знаний и умений;
  • проведение контроля за тем, как осуществляется намеченный план подготовки к профессии;
  • завершающая беседа, круглый стол с обсуждением всей проведенной работы, совместное принятие решения о продолжении выполнения намеченного плана либо о пересмотре первоначально избранных сфер деятельности, корректировка профнамерений, смена их, переориентация на другую профессию.

В качестве методов работы в профориентации старшеклассников можно использовать:

  • профориентационные игры,
  • мозговой штурм,
  • групповые занятия по построению временной перспективы,
  • игровые упражнения,
  • дискуссии,
  • диалог,
  • круглый стол,
  • участие в проведении родительских собраний по вопросам профориентации.

В заключении хочу обратить внимание на то, что уже с подросткового возраста школьнику важно  определить свои профессиональные интересы, склонности, состояние здоровья, работоспособность, необходимые знания, умения, навыки и т.д.. Все эти проблемы и помогает решить профориентационная работа педагога-психолога, которая является особой формой заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, и сопровождается проведением комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме «Эффективность работы ШМО классных руководителей МБОУ СОШ №4 г.Муром по реализации программы развития школы»

В данной работе представлен отчет работы ШМО классных руководителей за 2011-2012 учебный год.Данное выступление сопровождается презентацией, которая прилагается....

Выступление на педагогическом совете по теме: «Психологические особенности учащихся разных возрастных групп»

Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы  усталость. Первые...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Инновационные аспекты в методической работе учителей начальной школы в период введения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями».

В основу Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает: - признание в ка...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Поиск путей оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования"

В данном материале был проведен поиск оптимальных путей повышения качества образования.Для этого были выделены уровни активности детей, что способствовало отысканию направлений работы с детьми, учитыв...

Выступление на педагогическом совете с темой "Формы работы школы по социальной адаптации и успешности школьников в современном обществе"

laquo;Формы работы школы по социальной адаптации и успешности школьников в современном обществе»....

Выступление на педагогическом совете по теме: «Инновационные аспекты в методической работе учителей начальной школы в период введения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями».

Выступление на педагогическом совете по теме: «Инновационные аспекты в методической работе учителей начальной школы в период введения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями&ra...

Выступление на педагогическом совете по теме «Направления работы специалистов службы сопровождения и классных руководителей по формированию личности обучающихся»

Тема: « Направления работы специалистов службы сопровождения и классных руководителей по формированию личности обучающихся с умственной отсталостью»...