Выступление на педагогическом совете на тему: «Психологическое сопровождение профориентационной работы в школе»
материал
Психологическое сопровождение
профориентационной работы в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_na_temu_proforientatsionnaya_rabota.docx | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя общеобразовательная школа»
Большесолдатского района Курской области
Выступление на педагогическом совете на тему:
«Психологическое сопровождение
профориентационной работы в школе»
Подготовила Спевакова О. В.,
педагог-психолог
Профессиональное самоопределение от ученика требует хорошего самопонимания, знания своих сильных и слабых сторон, ориентировки в нашем стремительно меняющемся мире. Но найти себя в огромном мире профессий является непростой задачей. Как же быть?
В связи с этим огромное внимание в школе уделяется проведению целенаправленного психологического сопровождения профориентационной работе. Основной задачей является постепенное формирование у ученика внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив.
Работа по профессиональной ориентации проводится в соответствии с планом педагога-психолога и планом работы школы.
Основными формами деятельности психологического сопровождения являются:
- Психологическая диагностика.
Цель:
- использование результатов для выявления недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности;
- учет результатов при принятии решения о характере коррекционно-развивающей работы с целью подготовки к будущей профессии;
- учет результатов диагностического обследования для определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющей жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида;
- использование результатов для стимулирования потребностей учащегося к самопознанию и самосовершенствованию в ходе подготовки к своему профессиональному труду в будущем.
В основе диагностического комплекта:
- комплексная методика Л.А. Ясюковой «Профессиональное самоопределение старшеклассников» (позволяет получить "интеллектуальный профиль" испытуемого, степень выраженности гуманитарных, математических, технических и других способностей, а также способностей к различным сферам профессиональной деятельности);
- школьный тест умственного развития (ШГУР) помогает определить выраженность способностей к трем циклам дисциплин: гуманитарных, естественно-научных, физико-математических;
- «Карта, интересов» А.Е.Голомштока» методика Л. А Верещагина, опросник ДДО Е А Климова - помогают выявить сферу познавательных и профессиональных интересов учеников;
- опросник Дж.Хэлланда помогает исследовать взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности;
- личностный опросник Айзенка.
- Развивающая профконсультация для учащихся старших классов. Данная работа строится на принципе сотрудничества, цель которой - активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью педагога-психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития.
Учащихся старших классов можно разделить на четыре категории по степени сформированности их профессиональных планов:
- Школьники, которые уже определили свое будущее призвание и нуждаются в основном в том, чтобы им подсказали пути дальнейшего получения образования, учебные заведения, в которых можно получить данную специальность, перспективы работы.
- Школьники, которые не знают куда пойти учиться или работать, не имеют конкретных жизненных профессиональных планов. Данная категория учащихся нуждается в основном в работе по профессиональному просвещению. Знакомство с различными профессиями и специальностями. С такими учащимися можно достаточно эффективно применять анкеты на выявление интересов, результаты которых могут служить мотивацией для последующего самоопределения, помогают школьникам сузить область выбора и сориентироваться в многообразии профессий.
- Школьники, которые выбрали свою будущую профессию, но в силу каких-либо противопоказаний (состояние здоровья, явно завышенный уровень притязаний, неадекватная самооценка и т.д.) овладение данной профессией, либо существенно ограничено для них, либо совершенно невозможно. В данном случае необходима работа по реориентации. Реориентация предполагает разрешение подростком достаточно сложного противоречия между собственным желанием, с одной стороны, и невозможностью (либо ограниченностью) заниматься данной деятельностью - с другой.
- Школьники, которые выбрали сразу несколько профессий часто совершенно противоположного характера. Это самая многочисленная группа. Ее составляют учащиеся, которые при определении своего профессионального выбора ориентируются исключительно на советы и мнения товарищей и близких людей, не задумываясь ни о своих возможностях, ни о достоинствах той или иной профессии. В силу того, что эти мнения и советы бывают противоречивыми, профессиональное самоопределение таких школьников становится чрезвычайно сложным делом. Именно такие учащиеся в наибольшей степени нуждаются в помощи со стороны педагога-психолога.
Работа с каждой категорией проводится различными способами и приемами, исходя из различных задач и целей для каждой из представленных групп.
Вся структура профориентационной работы старшеклассников включает в себя:
- констатация стадии профессионального плана учащегося на основе профориентационной анкеты;
- проведение диагностического обследования интересов, склонностей, способностей, типологических особенностей ученика;
- оценка вместе с учащимся полученных результатов, совместная разработка плана подготовки к профессиональному выбору;
- подготовка для учащегося индивидуальной системы коррекционно-развивающих мероприятий по самовоспитанию, по приобретению необходимых знаний и умений;
- проведение контроля за тем, как осуществляется намеченный план подготовки к профессии;
- завершающая беседа, круглый стол с обсуждением всей проведенной работы, совместное принятие решения о продолжении выполнения намеченного плана либо о пересмотре первоначально избранных сфер деятельности, корректировка профнамерений, смена их, переориентация на другую профессию.
В качестве методов работы в профориентации старшеклассников можно использовать:
- профориентационные игры,
- мозговой штурм,
- групповые занятия по построению временной перспективы,
- игровые упражнения,
- дискуссии,
- диалог,
- круглый стол,
- участие в проведении родительских собраний по вопросам профориентации.
В заключении хочу обратить внимание на то, что уже с подросткового возраста школьнику важно определить свои профессиональные интересы, склонности, состояние здоровья, работоспособность, необходимые знания, умения, навыки и т.д.. Все эти проблемы и помогает решить профориентационная работа педагога-психолога, которая является особой формой заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, и сопровождается проведением комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете по теме «Эффективность работы ШМО классных руководителей МБОУ СОШ №4 г.Муром по реализации программы развития школы»
В данной работе представлен отчет работы ШМО классных руководителей за 2011-2012 учебный год.Данное выступление сопровождается презентацией, которая прилагается....
Выступление на педагогическом совете по теме: «Психологические особенности учащихся разных возрастных групп»
Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость. Первые...
Выступление на педагогическом совете по теме: «Инновационные аспекты в методической работе учителей начальной школы в период введения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями».
В основу Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает: - признание в ка...
Выступление на педагогическом совете на тему: "Поиск путей оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования"
В данном материале был проведен поиск оптимальных путей повышения качества образования.Для этого были выделены уровни активности детей, что способствовало отысканию направлений работы с детьми, учитыв...
Выступление на педагогическом совете с темой "Формы работы школы по социальной адаптации и успешности школьников в современном обществе"
laquo;Формы работы школы по социальной адаптации и успешности школьников в современном обществе»....
Выступление на педагогическом совете по теме: «Инновационные аспекты в методической работе учителей начальной школы в период введения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями».
Выступление на педагогическом совете по теме: «Инновационные аспекты в методической работе учителей начальной школы в период введения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями&ra...
Выступление на педагогическом совете по теме «Направления работы специалистов службы сопровождения и классных руководителей по формированию личности обучающихся»
Тема: « Направления работы специалистов службы сопровождения и классных руководителей по формированию личности обучающихся с умственной отсталостью»...