Элективный курс " Право в нашей жизни"
элективный курс (11 класс)

Кишуева Амина Валерьевна

     Программа элективного курса «Право в нашей жизни» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор форм  деятельности, выполняемых обучающимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования  науки КБР

Управление образования Чегемского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Инала Пшибиева» с. Нартан

                                                       

                                                             Учитель истории и                  

                                                           обществознания

                     Кишуева А. В.

Пояснительная  записка.

     Программа элективного курса «Право в нашей жизни» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор форм  деятельности, выполняемых обучающимися.

Основные функции программы:

1. Информационно-методическая функция позволяет учащимся получить представление об истории становления и развития права, о различных правовых системах современности и их особенностях, углубить знания по праву и системе права.

2. Интерактивная функция  в ходе изучения курса, учащиеся на практике ознакомятся с источниками права, правовыми документами разных исторических эпох, получат практические навыки работы с правовыми нормами.

Программа элективного курса включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки выпускников; список литературы.

Общая характеристика учебного предмета.

   Социальный заказ, выдвигаемый обществом к изучению предметов гуманитарного цикла, требует определения у учащихся собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях, формирования мировоззренческих, ценностно-мотивационных взглядов, умения на практике применять полученные знания.

Кроме этого низкая правовая культура и правовой нигилизм части современного общества предполагает более пристальное внимание к изучению права в школе и правовому воспитанию.

     Элективный курс «Право в нашей жизни» предполагает ознакомление учащихся с правовым опытом человечества, более углубленное изучение основных разделов правоведения и проведение с учащимися практических работ по изучению источников права, системы права, Конституции РФ и текущего законодательства. Особое значение придается развитию навыков поиска, анализа и обработки информации, работы с ее различными типами.

Критерием оценивания знаний учащихся по предмету является не только усвоение количества учебного материала и способность его воспроизводить, но и овладение навыками анализа, объяснения, умения давать определения, приводить доказательства; развитие правовой и коммуникативной культуры школьников.

   Цели  и задачи элективного курса «Право в нашей жизни»:

-формирование у учащихся углубленного интереса к праву.

-развитие правосознания и правовой культуры, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права.

-воспитание гражданской ответственности, и чувства собственного достоинства.

-развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе уважения к правопорядку, правам и свободам другого человека.

-соотношение своих взглядов и принципов с требованиями права, применение на практике полученных знаний с целью защиты и соблюдения законных интересов личности.

-освоение систематизированных знаний в области права, овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа информации, формирование целостного представления о месте и роли права в нашей жизни.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета право в нашей жизни на этапе среднего общего образования в области познавательной деятельности являются: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно- исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования. В области информационно- коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах, отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности информации, передача  содержания информации адекватно поставленной цели; умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений. В области рефлексной  деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать  свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Правовое образование в старшей школе на базовом уровне ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариуса, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

   Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; анализа норм права с точки зрения конкретных условий их реализации.

                                               Учебно-тематический план

                                                        Тема

Кол- во часов

1.

Происхождение права

1

2.

Основные виды правовых систем

1

3.

Нормы права

1

4.

Система права

1

5.

Правосознание и правовая культура

1

6.

Законность и правопорядок

1

7.

Соотношение права и государства

1

8.

Государство, право и личность

1

9.

Конституционное право в России

1

10.

Гражданское право

1

11.

Трудовое право

1

12.

Уголовное право

1

13.

Административное право

1

14.

Семейное право

1

15.

Земельное право

1

16.

Финансовое и налоговое право

1

17.

Международное гуманитарное право.

1

                                               

                                     Основное содержание 17 часов

1. Происхождение права (1 час.)

Теории происхождения права. Выдающиеся юристы и их вклад в развитие правовой науки. Способы образования права. Нормы права в системе социальных норм.

2. Основные виды правовых систем (1 час)

Формирование права в древнем мире. Римское право. Средневековое право. «Русская правда» – как источник феодального права. Развитие правовых норм и складывание правовой системы России. Основные виды правовых систем в современном мире.

3. Нормы права (1час)

Понятие, признаки, виды, структура нормы права.

4. Система права (1 час.)

Понятие системы права, её отличие от правовой системы. Основные элементы системы права. Предмет и метод правового регулирования. Понятие институтов и отраслей права. Частное и публичное право.

5. Правосознание и правовая культура (1 час.)

Место и роль правосознания в структуре общественного сознания. Правовая культура и правовой нигилизм.

6. Законность и правопорядок (1 час.)

Понятие законности, правопорядка и государственной дисциплины. Принципы и гарантии законности, реализация правопорядка

7.Соотношение права и государства (1 час.)

Правовое государство. Россия на пути к правовому государству. Гражданское общество. Соотношение гражданского общества и правового государства.

8. Государство, право и личность (1 час)

Правовой статус личности. Гражданство. Общая характеристика прав, свобод и обязанностей человека. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Виды гарантий.

9. Конституционное право в России (1 час)

Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие в РФ. Федеративное устройство России. Механизм государства. Органы государственной власти в Российской Федерации. Избирательное право. Федеральное Собрание и законодательная власть в РФ. Органы исполнительной власти РФ. Конституционные основы судебной системы. Правоохранительные органы. Местное самоуправление в Российской Федерации.

10. Гражданское право (1 час)

Гражданские правоотношения. Понятие и содержание права собственности. Обязательство, принципы исполнения и способы обеспечения исполнения обязательств. Защита гражданских прав.

11. Трудовое право. (1 час)

Формы правового регулирования труда. Социальное партнерство и коллективные договоры. Основные институты трудового права.

12. Уголовное право. (1 час)

Понятие уголовного права. Источники уголовного права, Уголовный кодекс Российской Федерации. Правонарушение, юридический состав правонарушений. Виды преступлений. Уголовная ответственность, основание уголовной ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Уголовное право и несовершеннолетние.

13. Административное право (1 час.)

Административные правонарушения и проступки. Административная ответственность.

14. Семейное право (1 час.)

     Правовые основы брака и семьи.

15. Земельное право (1 час.)

Основания возникновения и прекращения, прав на земельные участки, государственный контроль за охраной и использованием земель.

16. Финансовое и налоговое право (1 час.)

Финансовые правонарушения и ответственность.

17. Международное гуманитарное право (1 час)

Международный комитет Красного креста. Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны. Женевские конвенции о защите жертв войны.

    Технология учебно- познавательной работы при изучении курса направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных  черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным и межпредметным связям, нацеленным на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний.

Содержание программы предоставляет возможность  помимо формирования общеучебных умений на основе специфического обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

- анализ  и сопоставление фактов;

-оформление письменных сообщений;

-анализ документов;

- поиск идей, оценка которых откладывается до тех пор, пока они не высказаны и не сформулированы учащимися;

- поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке; поиск признания найденного решения окружающими;

-выстраивание линий сравнения, выявление взаимосвязи между понятиями, классификация, обобщение, умение делать вывод;

- умение использовать свой собственный опыт (рефлексия, абстрактная концептуализация, активное применение).

Методика работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы:

- исследовательская работа ( выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, выяснение неясных вопросов, формулирование гипотезы), планирование и разработка учебных действий, сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), анализ и синтез собранных данных, сопоставление (соотнесение) сообщения, выступление с подготовленным сообщением, переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы, проверка гипотез, построение обобщений, выводов, заключение;

- лекции с последующим опросом;

- лекции с обсуждением документов;

-беседы;

- семинары;

- практические занятия;

- конференции;

-заседания круглых столов;

- «мозговой штурм»;

-анализ альтернативных ситуаций;

-работа в группах, парах, индивидуально;

-выполнение работы по заданному алгоритму;

-творческие работы;

-защита проектов;

Все эти формы и методы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков, таких как:

-уметь сформулировать проблему;

-уметь выдвинуть гипотезу;

-уметь составить план решения проблемы, задачи;

-уметь делать обобщения и выводы;

- уметь анализировать свою деятельность;

-уметь оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность;

- уметь использовать метафоры, аналогии, новые ассоциации и связи, развивать восприимчивость и воображение.

                                                                     

                                                 

                                           

                                              Список литературы:

1. В.К. Бабаев В.М. Баранов. Теория права и государства. – М.: Юрист, 2005 г.;

2. Е.Ю. Бархатова. Комментарии к Конституции Российской Федерации. – М.: «Проспект», 2007 г.;

3. А.В. Ильин. Из истории права 10 – 11 класс. – М.: Просвещение, 2002 г.;

4. Т.В. Кашанина А.В. Кашанин. Основы российского права. – М.: Просвещение, 2001 г.;

5. Кодексы РФ.

6. Конституция РФ.

7. О.Е. Кутафин. Основы государства и права. – М.: Юрист, 2007 г.;

8. А.В. Малько. Основы государства и права. – М.: Кнорус, 2007 г.;

9. А.Ф.Никитин. Основы права 10 – 11 класс. – М.: Просвещение, 2007 г.;

10. Е.А. Певцова. Право. Основы правовой культуры. 10 класс. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2005 г.;

11. Е.А. Певцова. Право. Основы правовой культуры. 11 класс. В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2006 г.;

12. Право и экономика. Хрестоматия для учащихся 10 – 11 классов. – М.: Просвещение, 2002 г.

13. Юридические справочники, словари, энциклопедии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Право и экономика в жизни общества». для 10-х классов

Содержание данного курса представляет собой комплекс знаний о роли права в условиях рыночной экономики. Актуальность проблем, связанных с изучением основ экономики в школе, обусловлена с радикальными ...

Элективный курс по биологии "Наше здоровье в наших руках или как воспитать в себе здоровьесбергающую компетенцию

Актуальность предлагаемого элективного курса обусловлена тем, что здоровье является основным составляющим элементом благополучной жизни человека. Человек, как высшая ступень развития биолог...

элективный курс «Химия в нашей жизни»

 Содержание курса знакомит учащихся с химическим составом, свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в наших домах, с мерами предосторожности в работе с ядовитыми и огнеопасными вещ...

Рабочая программа по элективному предмету "Право в нашей жизни" 9 класс

Программа рассчитана на изучение предмета в 3 четверти (10 часов, 1 час в неделю)...

Элективный курс "Право в нашей жизни"

Программа элективного курса «Право в нашей жизни» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и рассчитана на 70 часов (2 ч...

Рабочая программа элективного курса "Право в жизни человека" 10-11 класс

Программа элективного курса направлена на углубленное изучение тем блока "Право"...