Конспект "Как избавиться от агрессии"
план-конспект

Данное занятие поможет детям научиться понимать причины возникновения агрессии и научит их адекватно реагировать на возникающие конфликтные ситуации и умению контролировать свои эмоции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

открытого занятия с детьми старшей возрастной группы (13-16 лет)

Тема:  «Как избавиться от агрессии»

Форма проведения: совет другу с элементами тренинга.

Цель:  создание условий для овладения детьми  доступными способами избавления от агрессивных состояний

Задачи:

  1. Учить детей выстраивать друг с другом доброжелательные отношения, контролировать свои эмоции и адекватно реагировать на возникающие конфликтные ситуации.
  2. Развивать умение находить приемлемые способы выплеска своих эмоций без ущерба для окружающих людей.
  3. Воспитывать  доброжелательность и уважение к окружающим людям.

Предварительная работа:  Психологический тест «Уровень агрессивности».

Оборудование:   Листы  белой бумаги А-4,  листы цветной бумаги А-4, картон, ножницы, скотч, клей, фломастеры, подборка картинок, образец ЛЭПБУКа,  камень в коробочке, карточки с заданиями,

Место проведения:  Библиотека

Ход занятия:

В. Ребята,  спасибо, что согласились принять участие в нашем занятии.

1. Упражнение «Предложи приветствие».

Цель: настрой на работу, формирование позитивного эмоционального фона.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает обучающемуся самому придумать способ приветствия.

Инструкция: давай начнем наше сегодняшнее занятие необычно. Вы сами придумаете способ приветствия. Это может быть какое-то движение, рисунок и т.д. Затем озвучьте его, и мы вместе так поприветствуем друг друга.

Анализ:

Понравилось упражнение?

Какое у вас настроение?

Готовы ли вы продолжать работу?

В. Молодцы ребята. А сейчас  я приглашаю выйти ко мне двоих желающих и выполнить небольшое задание. Есть одно правило:  вы читаете задание молча и также ничего нам не объясняя изображаете то, что там написано.  (Дети получают карточку с заданием «Изобразите очень сильную агрессию в адрес друг друга»)  Дети изображают.

В. Как вы думаете, как называются эмоции, которые сейчас показали ребята? (Ответы детей).

В. А сейчас выполните еще одно задание (даю карточку с заданием «Изобразите сначала очень сильную агрессию, а потом замрите на мгновенье, сосчитайте до 10 и сделайте 5 сильных выдохов»).  Дети изображают.

В. Как вы думаете, а что сейчас произошло с детьми? (Ответы).

В. Ребята, исходя из того, что вы сейчас увидели, как вы думаете, как будет называться тема нашего сегодняшнего занятия? (Ответы детей).

2. Упражнение «Камень раздора»

В. Молодцы, ребята. Смотрите, вот в этой коробке лежит камень раздора. (Показываю и предлагаю его достать одному из детей). (Камень из морозилки и очень холодный). Расскажи, какой этот камень? (Холодный и тяжелый) Предлагаю каждому из детей подержать этот камень в руках, погреть его своим дыханием и сказать ему что-то доброе и ласковое.  Камень передается из рук в руки, постепенно согревается и возвращается к первому ребенку.

В. Ты чувствуешь какие-нибудь изменения с камнем? (Да, он стал теплее).   А как вы думаете, почему он согрелся? (Ответы). Вот так и с людьми, когда нам говорят что-то обидное и злое, то наше сердце и душа постепенно черствеют, твердеют и превращаются в камень. А если люди друг другу дарят добро и тепло, и не проявляют агрессию в ответ на обиду, то и сердца их остаются горячими и способны отогреть даже «камень раздора».

В. А как вы думаете, агрессия это нормальное состояние человека или отклонение от нормы? (Ответы)  А нужно ли от неё избавляться?  (Ответы). А какие способы избавления от агрессии вы знаете? (Ответы)  Молодцы, вы знаете много способов избавления от агрессии.  А еще существует мнение, что  одной из причин агрессивности является отсутствие у людей своего жизненного кредо. И я предлагаю вам выполнить следующее задание.

3. Упражнение «Футболка с надписью».

Цель: предоставление возможности для самопрезентации.

Материал: листы формата А 4, фломастеры, цветные карандаши.

Техника проведения: подросткам предлагается вырезать из бумаги футболку и написать на ней свое имя и свое жизненное кредо.

Инструкция: возьмите  листок бумаги и вырежьте из него футболку. Представьте, что у вас есть  возможность написать на ней свое жизненное кредо. Придумайте надпись, отражающую ваше отношение к жизни. Можете дополнить эту надпись рисунком. 

Анализ:

Трудно ли было подобрать для себя жизненное кредо?

Вызвала ли работа интерес?

  1. Графическая методика «Кактус»

 Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Материал: лист бумаги формата А4, простой карандаш.

Инструкция. «На листе белой бумаги нарисуй кактус — такой, какой ты себе представляешь».

Уточняющие вопросы:

- Кактус домашний или дикий? 

- Его можно потрогать? Он сильно колется? 

- Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют? 
- Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение? 

- Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

В. Молодцы ребята, после занятия каждый из вас может подойти ко мне со своим рисунком и я расскажу , что он обозначает.

 В. Ребята, несколько дней назад я вам раздала тест, ответив на который, можно было узнать насколько вы агрессивны. Сейчас я каждому из вас раздам листочки, на которых указано количество баллов, которое вы набрали и зачитаю результаты.  (Читаю результаты)  Как видите, у каждого из вас в той или иной степени присутствует агрессия. И соответственно с ней нужно учиться справляться, чтобы не навредить себе и окружающим.  Сейчас мы с вами немного поиграем, а заодно и научимся избавляться от негативных эмоций, которые чаще всего и являются причиной агрессии.

5. Упражнение «Чудо-ладошка»

Цель: способствовать оптимизации внутригрупповых связей, активизировать самосознание, формировать позитивное самоощущение и способность к позитивной оценке других людей.

Оборудование: листы бумаги и ручки.

Процедура проведения: участники на цветном листе бумаге (цвет по выбору) обводят свою ладонь. Внутри каждого пальца необходимо написать по одному качеству, которое они больше всего в себе ценят. Затем листы передаются по кругу, и каждый участник дописывает в центре ладони то качество, которое он ценит в этом человеке. В конце упражнения рисунки передаются их автору. Обсуждается по кругу: понравилось, что написали его соседи, или нет. Что участники испытывают после оценки своих товарищей?

  1. Упражнение «Большие стопы» (физ.минутка)

Цель: способствовать выбросу напряжения через физические усилия.

Оборудование: контуры больших стоп.

Процедура проведения: участники топают изо всех сил ногами рядом с контурами больших стоп.

В. Молодцы, ребята. Как вы знаете, в нашей жизни сейчас очень много агрессии: она льется на нас и с экранов телевизоров, и из интернета да и среди ваших сверстников очень часто звучат и оскорбительные выражения, да и рукоприкладство по отношению друг к другу иногда бывает. Да и сами мы тоже способны проявлять агрессию по самым разным причинам. И очень часто многие люди и ваши сверстники в том числе, не знают как и не умеют справляться со своей агрессией. Поэтому я предлагаю вам сделать небольшую ПАМЯТКУ – СОВЕТ ДРУГУ на тему «Как избавиться от агрессии?». А сделаем мы ее в форме ЛЭПБУКа.  (Кратко объясняю детям что такое ЛЭПБУК и показываю как он выглядит).

Дети делают  ЛЭПБУК – совет другу. Обсуждаем результат.

  1. Упражнение «Дерево счастья»

В.  Ребята, давайте с вами еще раз вспомним, что же такое агрессия? (Ответы).

В. Все правильно. Агрессия несет людям  боль, обиду, разочарование, горечь и несчастье. А что мы с вами можем противопоставить агрессии? (Ответы).

В. Я вам предлагаю взять ваши ладошки и сделать из них «Дерево счастья», и украсить  его по вашему желанию вот из этой коробочки (в коробочке цветы, сердечки, конфеты, солнышки).  Дети выполняют.  

В. Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте все подойдем к нашему «дереву счастья», приложим руки к вашим ладошкам и напитаемся от него добром и позитивными эмоциями, чтобы больше никому из вас не захотелось проявлять агрессию и уж тем более, чтобы никто из вас не стал жертвой чьей-то агрессии.  

В. А теперь скажите, что каждый из вас унесет с собой в душе с этого заняия? (Ответы).

В. Наше занятие окончено. Всем спасибо за работу.

ДЛЯ  ЗАНЯТИЯ

Психологический тест «Уровень агрессивности»

Проверьте себя: попробуйте выявить у себя агрессивные тенденции, отвечая "да" или "нет" на предлагаемые суждения и ситуации.

1. Временами я неожиданно "взрываюсь" злостью, гневом.
2. Если я вижу, что мое раздражение или злость передается другим, то обычно тут же беру себя в руки.
3. Чтобы избавляться от накопившейся злости, я придумала себе особый ритуал: периодически колочу подушку, боксирую в стенку, бегаю вокруг дома и т. п.
4. В школе обычно сдерживаюсь, а дома бываю невыдержанным.
5. Иногда я понимаю, что вызываю у кого-либо злость, раздражение, но мне трудно изменить свое поведение или не хочу это делать.
6. Если мне хамят, я, как правило, сдерживаю себя от резкости.
7. Иногда я честно признаюсь себе: я плохой человек.
8. Стоит мне разозлиться, как я добиваюсь своего от окружающих.
9. Нередко я оказываюсь вовлеченным в какую-нибудь противоборствующую группировку.
10. Время от времени меня словно тянет поругаться с кем-нибудь.
11. Я часто расплачиваюсь за свою резкость или грубость.
12. Часто какой-нибудь пустяк выводит меня из себя.
13. Разозлившись, я могу ударить кого-либо.
14. Чувствуя прилив злости, я могу разрядиться на неодушевленных предметах (бью кулаком о стол, что-нибудь ломаю, бью посуду).
15. Я позволяю себе злость или гнев там, где меня никто не знает.
16. Я знаю, что мой характер - не подарок.
17. Если кто-нибудь из знакомых плохо отзовется по моему адресу, я выскажу ему все, что думаю о нем.
18. Бывают минуты, когда я ненавижу или презираю себя.
19. Чтобы заставить себя сделать что-либо трудное или сложное, мне иногда надо себя хорошенько разозлить.
20. Бывало так, что я оказывался членом нехорошей компании (группировки).
21. Обычно, когда я поругаюсь с кем-нибудь, мне становиться легче.
22. Некоторые люди обижены на меня за мою резкость или злобу.
23. Когда я очень устаю, легко могу разозлиться, выйти из себя.
24. Моя злость обычно быстро проходит, если тот, кто ее вызвал, извиняется или признает свою неправоту.
25. Мне удается гасить раздражение и прочие напряженные состояния в активном отдыхе - в спорте, туризме, культурных мероприятиях.
26. Бывает, я выясняю отношения с учителем или родителями на повышенных тонах.
27. У меня острый язык: палец мне в рот не клади.
28. Я обычно легко "завожусь", когда сталкиваюсь с грубостью, агрессивностью или злостью окружающих.
29. Многое из того плохого, что случилось со мной в жизни, я наверняка заслужил.
30. Злость чаще всего помогает мне в жизни.
31. Я часто ругаюсь в очередях.
32. Иногда мне говорят, что злюсь, но я этого не замечаю.
33. Переживание злости или гнева явно вредит моему здоровью.
34. Иногда я начинаю злиться ни с того ни с сего.
35. Если я разозлюсь, то чаще всего отхожу почти мгновенно.
36. Чтобы успокоить нервную систему, я часто специально начинаю заниматься каким-либо делом (чтение, теле-визор, хозяйственные заботы).
37. В общественных местах я бываю более агрессивен, чем в школе.
38. Я человек резкий или очень категоричный.
39. Если кто-либо будет зло шутить по моему адресу, я скорее всего поставлю его на место.
40. Я часто злюсь на себя по какому-либо поводу.
41. В общении дома я часто специально придаю своему лицу суровое выражение.
42. Если бы понадобилось пойти на баррикады, я бы пошел.
43. Обычно моя злость дает мне импульс активности.
44. Бывает, я по несколько дней переживаю последствия того, что не смог сдержаться от злости.
45. Бывают моменты, когда мне кажется, что я всех ненавижу.
46. Когда я чувствую прилив злобы или агрессии, то часто ухожу куда-нибудь, чтобы никого не видеть и не слышать.
47. Я часто успокаиваю себя тем, что сгоняю зло на вещах обидчика.
48. Иногда я бываю столь агрессивен, что потом переживаю неловкость за себя.
49. Я часто бываю несговорчивым, упрямым, непослушным.
50. Я легко лажу с людьми, которые провоцируют грубость, или злость.
51. Если бог когда-нибудь накажет меня за мои грехи, то это будет заслуженно.
52. Чтобы повлиять на окружающих, я часто лишь изображаю гнев или злость, но глубоко не переживаю, не испытываю этих состояний.
53. Я бы принял участие в стихийном митинге протеста, чтобы отстаивать вместе со всеми свои насущные инте-ресы.
54. После вспышки раздражения, злобы я обычно хорошо чувствую себя некоторое время.
55. Моя раздражительность отрицательным образом сказывалась на отношениях с близкими или друзьями.

^ Обработка данных.

Опросник позволяет вывести "индекс агрессии" с учетом 11 параметров. За каждый ответ, соответствующий "клю-чу" начисляется один балл; чем выше оценка, тем больше проявляется измеряемый показатель агрессивности.

1. Спонтанность агрессии: «да» на утверждения 1, 12, 23, 34, 45;

2. Неспособность тормозить агрессию: «нет» на утверждения 2, 24, 35, 46; «да» на утверждение 13.

3. Неумение переключать агрессию на деятельность или неодушевленные объекты: «нет» на утверждения 3, 14, 25, 36, 47;

4. Анонимная агрессия: «да» на утверждения 4, 15, 26, 37, 48;

5. Провокация агрессии у окружающих: «да» на утверждения 5, 16, 27, 38, 49;

6. Склонность к отраженной агрессии: «да» на утверждения: 17, 28, 3;. «нет» на утверждения 6, 50.

7. Аутоагрессия: «да» на утверждения 7, 18, 29, 40, 51;

8. Ритуализация агрессии: «да» на утверждения 8, 19, 30, 41, 52;

9. Склонность заражаться агрессией толпы: «да» на утверждения 9,20,31,42, 53;

10. Удовольствие от агрессии: «да» на утверждения 10, 21,32, 43, 54;

11. Расплата за агрессию: «да» на утверждения 11, 22, 33, 44, 55.

**********************************************************

0 - 8 баллов – очень низкий уровень агрессивности. Скорей всего, вы не были полностью искренни, когда отве-чали на вопросы. Возможно, вы очень стремитесь соответствовать социальной норме. Такие показатели встреча-ются у людей со сниженной самокритичностью и завышенными притязаниями. Попробуйте еще раз ответить на вопросы. Но в этот раз – постарайтесь быть честными с самим собой. Вы – как и все люди – многогранны. И можете не всегда соответствовать принятому в обществе моральному идеалу.

9-20 баллов – средний уровень агрессивности. Отмечается у большинства опрашиваемых. Вы склонны к спонтан-ной агрессии и не совсем умеете переключать агрессию на деятельность и неодушевленные объекты (хотя, в этом, возможно, и нет необходимости). Постарайтесь осознавать те моменты, когда только начинаете злиться. Подумайте, на что именно возникли чувства и по какой причине. Если Вы станете замечать чувство, как только оно возникает, не будет необходимости долго его накапливать, а потом спонтанно обрушивать на других.

21-30 баллов – уровень выше среднего. Вы выражаете агрессию спонтанно, несколько анонимно – например, выбираете для этого незнакомых людей. Вам сложно остановиться в выражении гнева. Вряд ли Вам приносит удовлетворение такое ваше поведение. Ведь перебрасывание злобы на других не дает результата. Попробуйте честно признаться: на кого именно обращен ваш гнев. Проделайте шаги, предложенные выше. Постарайтесь сказать о чувстве прямо тому, кто его вызвал.

31 - 40 баллов. Высокий уровень агрессивности. Часто, вы чувствуете вину за то, что проявляли злость. При этом вы сами провоцируете людей на агрессию в свой адрес. Вы, можно сказать, в такой себе ловушке. И не выражать гнев – невыносимо, и выражать – тоже, потому что за это вы вините себя. Скорее всего, Вам очень одиноко и у вас сложные отношения с людьми. Подумайте, как Вы не позволяете себе чувствовать гнев, как копите его, как отвергаете других и винитесь? И сходите к психологу.

41 и более баллов – очень высокий уровень агрессивности. Вероятно, Вы много злитесь, получаете удовольствие от агрессии, перенимаете агрессию толпы, провоцируете агрессию у окружающих. Но, возможно, переживаете сильное чувство одиночества. Ведь отношения с окружающими практически испорчены. И найти близость трудно. Скорее всего, Вы пережили не лучшее детство. Чтобы попытаться изменить поведение, лучше обратиться к пси-хотерапевту.

КАКТУС

Инструкция

«Нарисуй на листе бумаги кактус, какой ты себе представляешь». Дальнейшие вопросы и пояснения излишни – дайте волю своей фантазии!

Далее приводятся варианты интерпретации для детей и взрослых.

Интерпретация детских рисунков

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

пространственное положение

размер рисунка

характеристики линий

сила нажима на карандаш


Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.)

характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)

характеристика иголок ( размер, расположение, количество)


По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :

Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

Толкование цветовой гаммы

Цвет растения говорит о том, насколько подвижной психикой обладает ребёнок:

зелёный символизирует постоянство и уверенность;

жёлтый — страх быть отвергнутым обществом;

синий — малышу комфортно в тех условиях, в которых он находится в конкретный период времени;

красный — испытуемый переживает сильное эмоциональное возбуждение;

серый — у ребёнка нейтральное отношение ко всему происходящему;

белый цвет иногда свидетельствует о том, что у тестируемого проблемы со зрением, и он не замечает, что в цветовом отношении теряет сюжет;

чёрный — тестируемый привык во всём противоречить близким, возможно, слишком избалован.


После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого-то дома или в пустыне)?

Можно ли этот кактус потрогать? Колется ли он?

О нем кто-нибудь заботится? Ему это нравится?

Этот кактус растет один или с каким-то растением по соседству?

Когда кактус вырастет, как он изменится? (объем, иголки, отростки)



Интерпретация взрослых рисунков

Общие характеристики рисунка:

1. Положение рисунка на листе бумаги. Положение кактуса относительно горизонтальной середины листа говорит об уровне самооценки рисовавшего. Адекватная самооценка – кактус расположен примерно посередине листа. Люди с заниженной самооценкой, подверженные комплексам неполноценности, склонны рисовать внизу страницы. Рисунки тех, у кого самооценка завышена, стремятся к верху. Если кактус занимает больше левую половину листа, то это человек, скорее всего, любит сосредотачиваться на своем прошлом, предается воспоминаниям. Люди, устремленные в будущее, с большей вероятностью нарисуют кактус на правой половине листа. Те, кто сосредоточен на настоящем изобразят кактус примерно по центру.

2. Размер рисунка тоже может рассказать об уровне самооценки. Если кактус занимает менее 1/3 страницы, то этот человек, возможно, испытывает комплексы по отношению к себе. Более 2/3 страницы кактус занимает, наоборот, у тех, кто стремиться выделиться, подчеркнуть свое превосходство, лидерство.

3. Характер линий. Четкая, практически непрерывная линия свойственная людям с «твердой рукой» - уверенным, решительным. Если на кактусе Вы видите штриховку, то этот человек может быть подвержен состоянию тревожности и беспокойства. Об импульсивности может свидетельствовать нечеткая, прерывистая линия.

4. Сила нажима. Обратите внимание и на яркость линий, которыми прорисован кактус. Именно поэтому тест лучше проводить, используя простой карандаш. Жирная, «с нажимом» линия говорит о напряжении, которое испытывает рисующий. Обратите внимание, какая именно деталь кактуса особенно выделена? Слабые линии – индикатор низкого жизненного тонуса, упадка сил, усталости.

Особенности кактуса:

5. Иголки, их количество, форма и направление говорят об уровне агрессии. Большие (по отношению к общим пропорциям кактуса), толстые, длинные, ядовитые, особенно подчеркнутые - такие иголки с большей долей вероятности нарисует человек, испытывающий злость, агрессию, раздражение. Она может быть выражена в его обычном поведении, а может быть и скрыта как неприемлемая форма взаимодействия. О направленности агрессии Вы можете узнать по направлению роста иголок. Иголки растут вверх – агрессия направлена к людям, стоящим выше человека по статусу (родители, начальство), социальному и материальному положению; в стороны – на ровесников, коллег, «равных»; вниз – на более слабых, зависимых, нижестоящих по социальной иерархии (подчиненных, детей, животных).

6. Форма кактуса. Кактус необычной формы, «креативный» - это значит, что человеку свойственна некая демонстративность, желание проявить и показать себя. Если отростки кактуса выступают за пределы основного «тела» - то этот человек довольно открыт к другим людям, общителен. Если дополнительные отростки сосредоточены внутри, не выступают за контур кактуса – Вы имеете дело с довольно замкнутым и осторожным человеком.

7. Где растет кактус. Домашний кактус, растущий в горшочке обычно рисуют люди, стремящиеся к защите, обретению домашнего тепла и уюта, семьи и близкого окружения. Если кактус растет в диких условиях (в пустыне) – для таких людей характерно переживание одиночества, сосредоточенность на себе, замкнутость. Впрочем, если по соседству с «диким» кактусом растут другие кактусы, растения, есть еще живые объекты (животные, люди), это может означать, что человек стремиться к обретению личной свободы, независимости, стремиться стать сильным и самостоятельным.

8. Дополнительные детали кактуса. Украшения, цветы, необычная окраска кактуса проявляется у тех, кто склонен к нарциссизму, проявлению женственности и кокетства.

9. Цвета и «настроение» кактуса проявляют текущее состояние человека. Темные цвета, мелкая штриховка, общий наклон кактуса вниз (как будто он увядает, или ему не хватает воды) могут сигналить о преобладании негативных состояний, симптомов депрессии. Радостный, светлый, крепкий кактус, тянущийся к солнцу, скорее всего, нарисует человек позитивный, легкий на подъем, открытый миру.

10. Наличие «деток» на кактусе. Есть мнение, что «детки» на кактусе обозначают в действительности детей, либо уже имеющихся, либо планируемых в будущем. Чаще всего «детки» встречаются на «одомашненных» кактусах, что уже означает стремление к созданию семьи.

Пример интерпретации рисуночного теста «Кактус»

Рисунок девушки 20 лет:


Кактус расположен середине листа, занимает примерно 2/3 по высоте - это указывает на адекватную самооценку.

Колючки маленькие, но их достаточно много. Со слов девушки, "дотронуться можно, кактус мягкий, но если уколет, будет щипать". То есть девушка дружелюбная, но если обидят - проявит агрессию (будет защищаться).

Кактус округлый, есть выступающие отростки, цветок - это женственность и демонстративность (обратите на меня внимание!).

Кактус домашний (в горшке, на салфетке, на подоконнике, рядом занавеска) - высокая ценность семейных отношений. Рядом грустный кот - в данном случае это не сбывшееся пока желание иметь кота. Однако других живых существ на рисунке нет - это может указывать на некоторую одинокость, неразделенность интересов.

По словам девушки, именно такой кактус был у нее в 14 лет и он очень ей нравился. А на рисунке кактус слегка наклонен влево - в прошлое. Таким образом, тот период в жизни является ресурсным для нее: приятным воспоминанием, из которого можно черпать силы.

Доминирующий цвет в рисунке - синий (хотя в наборе было 24 карандаша) - это спокойное и удовлетворенное состояние в настоящий момент.

"Больше кактус уже не вырастет, он уже взрослый" - ощущение себя взрослой, сформировавшейся личностью. "У него только будут появляться отростки" - это может быть реализация планов, идей или желание завести детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: "Пагубные привычки. Как от них избавиться."

Материал для проведения классного часа о вреде курния, алкоголя, наркотиков....

Психологическое занятие с применением снежной арт-терапии: «Как избавиться от зимней депрессии?» (для обучающихся 1 – 4 классов).

«Мороз и солнце – день чудесный» - писал поэт, восхваляя зимний день. А если день кажется серым и унылым, на улице  холод; просыпаться, чтобы спешить в школу, все тяжелее, и вообще все скуч...

Как избавиться от гнева

Гнев, или злость, — это, возможно, самая опасная эмоция. Когда вы испытываете гнев, вы, вероятнее всего, умышленно причиняете вред другим людям....

Тренинг для подростков "Как избавиться от стресса?"

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего – от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентир...

Д. Карнеги "Как избавиться от беспокойства"

Предлагаю вашему вниманию книгу Д. Карнеги. Эта книга очень помогла мне и моему ребенку. Возможно вы тоже найдете ответы на интересующие вас вопросы....

"Детская агрессия. Причины возникновения детской агрессии"

В чем причина детской агрессии? Откуда столько зла в детях? Как дети, уже в первом классе узнают, что один из них беззащитен и не умеет давать сдачи, при этом его систематически мучают? А уже в четвер...

Агрессия. Виды агрессии. Виртуальная агрессия.

Мы часто говорим про здоровье наших детей, имея в виду здоровье физическое, и редко думаем об их психическом здоровье. Говоря о виртуальной агрессии, прежде всего, нужно определиться, что вообще ...