Проект по патриотическому воспитанию "Матрешка - символ России"
проект

Журавель Ольга Владиславовна

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.  Целью проекта является формирование интереса к народным промыслам через знакомство с русской национальной игрушкой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matreshka.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт детско-родительского проекта  «Матрешка – символ России»

воспитатели МАДОУ ДСКН №1

 г. Сосновоборска:

Журавель О.В.

Зыкова В.П.

Тема: «Матрешка — символ России»

Участники проекта:

  • воспитатели
  • дети подготовительной группы
  • родители.

Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный, краткосрочный.

Срок реализации проекта: 31 января 2022 — 4 февраля 2022

Актуальность:

Одной из основных задач ФГОС ДО, является: «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» (ФГОС ДО п.1.6). В настоящее время социокультурная ситуация ставит перед педагогами современной дошкольной образовательной организацией проблему поиска эффективных средств по изучению истории родного края, традиций и культуры народа. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры наиболее лучше осуществлять через знакомство с народной игрушкой.     Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира. Но далеко не все дети, да и взрослые знают и проявляют интерес к историческому происхождению матрешки, о появления ее на Руси, о мастерах - изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку, ставшую символом России. Именно недостаточные знания об этой русской красавице подвигло нас на разработку проекта, углубленное изучение и тесное с ней знакомство.

Проблема: у детей нашей группы слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории. Детям интересны современные игрушки западных стран, которыми переполнены магазины, а информационные системы активно их рекламируют. По итогам анкетирования «Народная культура в  жизни вашей семьи» сделан вывод, что у родителей недостаточно знаний об истоках русской культуры и влиянии народного творчества на развитие ребенка.

Цель: формирование интереса к народным  промыслам через знакомство  с русской национальной игрушкой.

Задачи:

  • Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
  • Познакомить с технологией изготовления и росписи матрешек.
  • Учить создавать свою матрешку (авторскую).
  • Расширить и активизировать словарь детей.
  • Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).
  • Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев,  интерес к истории народной культуры России.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность.
  • Создавать положительный эмоциональный настрой, доброжелательную обстановку.

Предполагаемый результат:

  • Знают об истории возникновения матрешки, о процессе изготовления и особенностях росписи этой игрушки, о народных умельцах.
  • Знают отличия и умеют находить матрешек по росписи: Семеновскую, Загорскую, Полхов – Майданскую, Вятскую матрешку.
  • Умеют передавать элементы росписи матрешки в различных техниках.
  • Дети проявляют инициативу и самостоятельность в творческой, познавательной и продуктивной деятельности.
  • Повысился интерес к истории народной культуры России.
  • Пополнился словарь новыми словами символ, сувенир, народная игрушка, матрешечник.
  • Была создана атмосфера взаимопонимания, общности, эмоциональной взаимоподдержке между участниками проекта.

Продукт проекта: создание  книги «Русская матрешка», выставка детских работ.

Механизм реализации проекта:
1 этап – подготовительный:

  • Определение темы проекта
  • Формулировка цели и определение задач
  • Подбор материалов по теме проекта
  • Пополнение развивающей предметно-пространственной среды
  • Изучение методической литературы, сбор информации.
  • Постановка проблемы

2 этап – практический

Период

Мероприятия

Задачи

Результат

31 января

  1. Введение в ситуацию: Детям пришло письмо от детской игрушки матрешки, в которую играли разные поколения детей, но теперь ее считают сувениром. Она просит детей найти интересную информацию о истории появления матрешки на Руси и сохранить ее для следующих поколений.
  2.  Просмотр фильма «Кукла с секретом»
  3. Заучивание стихотворения С. Иванова «Ой, ты барышня-матрешка»
  4. Привлечение  родителей: найти информацию о создателях первой матрешке - Василие Звездочкине, Сергее Малютине
  1. Создать положительный эмоциональный настрой, доброжелательную обстановку.
  2. Познакомить с историей возникновения и технологией изготовления матрешки.  
  3. Познакомить со стихотворением С. Иванова «Ой, ты барышня-матрешка».
  4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность.

Создан положительный эмоциональный настрой, условия для активного вовлечения родителей в образовательный процесс.

Знают об истории возникновения матрешки  и технологии изготовления, о народных умельцах.

1февраля

  1. Просмотр мультфильма «Жила-была матрешка»
  2. Беседа «Матрешка – символ России»
  3. Пластилинография «Матрешки»
  4. Задание для родителей:подбор информации  и иллюстративного материала о  меценате Савве Ивановиче Мамонтове, магазине мастерской «Детское воспитание»
  1. Систематизировать знания детей о русской матрешке.
  2. Расширить активный словарь за счет введения новых слов: символ, сувенир, народная игрушка, матрешечник.
  3. Закреплять умения украшать матрешку в технике платилинография, используя ранее усвоенные приемы

Систематизированы знания о русской матрешке. Расширен словарный запас.

Закреплены умения украшать матрешку в технике пластилинография.

2 февраля

  1. Просмотр мультфильма «Секрет матрешки»
  2. Заучивание стихотворения Д. Рум «Эти русские матрешки»
  3. Дидактические игры «Подбери пару матрешке», «Дорисуй узор на сарафане», «Большие и маленькие матрешки
  4. Задание для родителей: подбор иллюстративного материала «Виды матрешек по росписи»
  1. Формировать умения находить сходство и отличие разных видов матрешек.
  2. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление посредством дидактических игр.
  3. Познакомить со стихотворением Д. Рум «Эти русские матрешки»,  помочь запомнить стихотворение.

Сформированы умения находить сходство и различие разных видов матрешек, украшать различными элементами и узорами.

3 февраля

  1. Рисование «Матрешки в разных видах народной росписи»
  2. Составление описательного рассказа о матрешке по плану
  3. Слушание русских народных песен о матрешках
  4. Задание для родителей: чтение стихов, загадок о матрешке
  1. Развивать умения рисовать матрешек в разных видах народной росписи, передавая колорит и элементы.
  2. Закреплять умения составлять описательный рассказ по плану
  3. Развивать эмоциональную отзывчивость к музыке.

Сформированы умения рисовать матрешек в разных видах народной росписи.

Проявят эмоциональную отзывчивость на музыкальные народные произведения.

4 февраля

  1. Видеозапись чтения стихов и загадок  о матрешке
  2. Дидактическое упражнение на развитие фонематического слуха и координации движений  «Сыгрый для матрешки»

  1. Вызвать желание выразительно рассказывать знакомые художественные произведения.
  2. Побуждать детей к танцевальной импровизации

Созданы условия для проявление инициативы и самостоятельности в творческой деятельности.

3 этап – заключительный

  • Презентация  книги «Русская матрешка»
  • Показ образовательной ситуации для коллег ДОУ «Коллекция матрешек»
  • фотоотчет

Использованная литература:

1. Дмитриева В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. - 2003. - № 3. - С. 2.

2. Знакомим дошкольников с государственной символикой России // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 8. - С. 54.

3. Интернациональное воспитание ребенка в детском саду // Детский сад от А до Я. - 2003. - № 3. - С. 59.

4. Комратова Н. Дошкольное детство и основы национальной культуры // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 9. - С. 92.  

5. Комратова Н. Знакомство с национальной культурой // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10. - С. 73.

6. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников – Москва: Педагогическое общество России, 2005.

7. Метлов Н. Русская народная песня в детском саду // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10. - С. 3.

8. Мулько И.Ф. Социально – нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие. М.: «Сфера», 2004.

9. Пастухова И. Домашний музей // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - С. 111.

10. Поштарёва Т. Мажаренко С. Развивающая предметно- пространственная среда как условие формирования представлений об этнической культуре // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 1. - С. 43.

11. Ромадина Л.П. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников // Детский сад от А до Я. - 2003. - № 3. - С. 4

12. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – Москва: Скрипторий, 2003.

Фотоотчет 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание школьников с использованием государственных символов России и Ростовской области.

Статья в сборнике статей и методических материалов "Эффективный педагогический опыт". Ростов н/Д - Гуково. 2010....

Реализация проекта гражданско-патриотической направленности «Я - для России! Россия-для меня!»

Одним из приоритетов в современной системе образования и воспитания подрастающего поколения становится возрождение идей национальной культуры, гордости за свою Родину, формирование гражданского самосо...

Разработка классного часа-проекта "Символ России - березка"

Данная разработка предназначена для обучающихся 6-7 классов. Она предусматривает участие  обучающихся и их родителей в создании мини-проекта  "Символ России - березка" на классном часе....

проект "Береза- символ России"

Мы с вами родились в России,В стране, где жара и мороз,Где небо то хмуро, то сине,В стране тонкоствольных березБез березы не мыслю России, –Так светла по-славянски она,Что, быть может, в столетья иные...

Музыкальный проект: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников "Россия - мой дом!"

Тип проекта: долгосрочныйСрок реализации проекта: 2017 – 2018, 2018 – 2019г.г.Участники проекта:музыкальный руководитель;воспитатели;воспитанники старших и подготовительных групп;родители....

Педагогический проект военно-патриотической направленности "Служить России"

Основной замысел  данного проекта заключается в юнармейской подготовке подростков, готовящихся вступить в ряды юнармейцев старшими товарищами, представителями действующего отряда Юнармии под руко...

Фрмирование патриотического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства."Русская матрешка - символ России"

Формирование патриотического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства. "Русская матрешка - символ России"...