Дебаты "Избирательное право"
материал (9 класс)
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
МОЛОДЕЖНЫЕ ДЕБАТЫ СРЕДИ 9-11 КЛАССОВ
НА ТЕМУ
«ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»
Пояснительная записка.
Сегодня происходят стремительные изменения во всём обществе, которые требуют от человека новых качеств: способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности, правовой грамотности. Задачи по формированию этих качеств возлагаются на школу. Именно здесь закладываются основы развития думающей, самостоятельной и грамотной личности. Поэтому одним из главных направлений деятельности нашей школы является развитие образованной в правовом плане личности.
В школе накоплен большой опыт организации избирательного процесса воспитанников в школьном ученическом коллективе. Эта работа проводится с целью организации и развития правовой культуры у учащихся, формирования у них политической и гражданской ответственности.
На данную тему было запланировано мероприятие «Молодежные дебаты» среди 9-11 классов. Дебаты, как развивающая технология, помогают личностному развитию участников: расширению общекультурного кругозора, развитию интеллектуальных способностей, развитию исследовательских и организационных навыков, развитию творческих навыков, развитию ораторских способностей, развитию гражданской активности.
Цель: создание условий для формирования компетенций, необходимых для реализации избирательных прав
Задачи:
- Приобрести систематизированные знания о правовых формах участия граждан в управлении демократическим государством, содержании избирательных прав человека, развитии избирательной системы, общих принципах, нормах избирательного права и этапах избирательного процесса;
- Овладеть основными компонентами электоральных действий (анализ и обобщение различных позиций, аргументов, использование элементов технологии дебатов, приобретение опыта публичных выступлений, обсуждение актуальных правовых проблем, оценка соответствия действий законодательству).
- сформировать критическое мышление, навыки системного анализа, сформулировать собственную позицию, искусство аргументации.
- повысить у учащихся доверие к избирательной системе.
Вид занятия: дебаты
Оснащение: ПК, мультимедиапроектор, раздаточный материал, секундомер (часы)
Целевая аудитория: 9-11 классы
Предполагаемый результат:
- включение учащихся в политическую деятельность,
- получение ими компетенций участия в политической жизни,
- освоение методологии избирательного процесса,
- реализации творческого потенциала детей и тд.
Присутствующие:
- Судебная комиссия
- Председатель ЦИК
- Депутат городской думы
- Учащиеся 9-11 классов
Подготовительная работа: заранее обучающиеся проходят подготовку (обучение искусству дебатов), готовят дополнительный материал (можно взять с собой на дебаты), формируются 3 команды (9, 10,11 классы), подготовлена судейская комиссия.
Ход мероприятия:
Эпиграф: “Только то общество, в котором народ
пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы”
Цицерон.
Добрый день, друзья!
Сегодня один из тех самых дней, когда наши ученики будут заниматься привычным для них любимым делом – отстаивать собственную позицию, вести самый настоящий интеллектуальный спор.
Сегодня нам выпала честь поприветствовать в этом зале наших уважаемых участников, педагогов и гостей.
- Разрешите считать открытой интеллектуальную игру «Молодежные дебаты».
Представление судейской комиссии.
Представление команд: 9 класс, 10 класс, 11 класс (участники в составе 3-х человек: спикер, вице-спикер, аналитик). Каждая команда занимает определенное место в зале за круглым столом.
Заранее все участники дебатов были обучены этому прекрасному искусству учащимися 11-х классов (участниками и победителями областных дебатов среди школьников, призерами городских дебатов ) и учителем истории и обществознания.
-Ну, а сейчас, я познакомлю вас с понятием «дебаты» и немного расскажу о происхождении этого искусства.
-Дебаты берут свое начало в Древней Греции, где они были важным элементом демократии. Сейчас дебаты используют для получения знаний и умений, необходимых для преуспевания в современном демократическом обществе.
Если обратиться к словарю, то мы найдем следующее определение этого понятия. Дебаты – это форма спора, предполагающая наличие противоположных мнений и обоснованных аргументов.
-В нашем случае дебаты это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам.
Сообщение учащегося: в каждом турнире участвуют две команды – "Утверждения" и "Отрицания" – по 3 человека, которых традиционно называют спикером, вице-спикером и аналитиком. Это основные участники игры.
Каждая команда, обсуждая тему, формулирует утверждение, затем выдвигает свои аргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри в своей правоте. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить жюри доказательства, факты, цитаты, статистические данные, поддерживающие их позицию, которые составляют аргументы команды. Суть дебатов – убедить нейтральную третью сторону (в нашем случае судей) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.
Позиции «утверждающих» и «отрицающих» определяются жеребьевкой в начале проведения дебатов, затем команды выходят в центр зала для защиты своих позиций. У команд, при подготовке, есть возможность пользоваться подготовленным материалом. В 1 туре выступают поочередно защитники и противники тезиса.
Начинает выступление первый спикер команды "Утверждения", который формулирует тезис, называет ключевые понятия и аспекты. После него выступает спикер от оппозиции "Отрицания", который формулирует антитезис, а также понятия и аспекты. Дальше действия распределяются следующим образом:
вице-спикеры и аналитики обеих сторон по очереди приводят аргументы и поддержки в пользу своего тезиса (антитезиса). Вице-спикер опровергает аргументы оппонентов и восстанавливает систему аргументов. Аналитик опровергает суждения оппонентов и подводит итог всех высказанных аргументов.
Время для выступления – не более 2 минут (время строго контролируется).
После выступления аналитика участники могут задавать вопросы оппонентам, также вопросы могут задавать зрители и судьи Дебатов.
Уважаемые участники, помните основные правила дебатов: (выводятся на слайде)
- С уважением относимся друг к другу.
- Своё мнение или позицию аргументируем фактами, примерами из жизни, литературы, СМИ и т. д.
- Признаём право каждого иметь свою точку зрения, своё собственное мнение.
- Обсуждаем точки зрения и взгляды, а не людей и личности.
Игра будет проходить в 3 тура, после чего в финал выходят 2 команды, которые уже и состязаются за 1 место.
-А сейчас, путём жеребьевки, мы определим, какая из команд будет утверждать тезис, а какая опровергать. Я приглашаю команду ……9 класса.
Турнирная сетка:
Этап | Команда 1 | Команда 2 |
1 | 9 класс | 11 класс |
2 | 10 класс | 11 класс |
3 | 9 класс | 10 класс |
Все команды заранее получили в качестве домашнего задания тезисы для обсуждения (Приложение 1).
На каждом этапе участникам предоставляется по 1 тезису для обсуждения (отрицания или подтверждения).
1 раунд : 9-11 класс
2раунд : 10-11 класс
3раунд: 9-10 класс
После выступления аналитика каждой команды судьи могут задать по 1 вопросу каждой команде.
Судейская комиссия принимает решение о том, кто выходит в финал. В это время все участники, болельщики и зрители вместе с ведущим просматривают видеоролик «История выборов и зарождение избирательного права в РФ» с обсуждением.
- Итак, мы подводим промежуточные итоги.
ФИНАЛ… (состязание 2-х команд, получивших наибольшее количество баллов)
Подведение итогов.
- Сейчас мы обратимся к экспертам и попросим их дать оценку выступления каждой из спорящих сторон. Насколько они были сегодня убедительны?
Объявление решения судей и награждения участников (вручение грамот).
Ребята! Вы сегодня были на высоте! И неважно, кто победил, я считаю, что победу одержал каждый из вас, ведь сегодня вы научились отстаивать свое мнение не с помощью силы, а пытаясь убедить человека с помощью аргументов, фактов, что является незаменимым достоинством в жизни. В дебатах вы научились не только говорить, но и слушать своих оппонентов.
Я думаю, что сегодняшняя игра помогла получить вам отправную точку, необходимую для успешной жизнедеятельности в современном обществе. Действительно, дебаты учат многому, и не просто учат, а развивают.
Удачи вам! Спасибо за игру!
Используемая литература:
- Жильцова Е.И., Егорова Э.Н. Политическое и духовное развитие современного общества. - М., 2005.
- Ляудис В.Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками, как метод формирования личности. (Активные методы обучения). – М., 2007.
- Старобинская Г.И. Использование элементов дискуссии на уроках истории. - М.: Просвещение, 2006.
- Конституция РФ;
- Толстых В. Социальная активность и индивидуальность. – М., 2009.
- Ресурсы сети Интернет
-Выборы в России. Законы о выборах.http: //www vybory.ru./zakon.
Приложение 1
Домашнее задание участников:
Молодежные дебаты на тему : «Избирательное право в РФ»
- Выборы - не лучшее испытание демократии.
- Сущность закона - человеколюбие.
- Главная опасность для государства - равнодушие народа к политике.
- Демократия - политическая система, при которой каждый имеет право быть своим собственным угнетателем.
- В политике важны не слова, а голос, которым они произносятся.
- Хороший политик способен заставить людей поверить в него; великий политик способен заставить людей поверить в себя самих.
- Политики не питают ни любви, ни ненависти. Они руководствуются не чувствами, а интересом.
- Участие в выборах с 16 лет будет способствовать ликвидации политической безграмотности у россиян
Приложение 2.
Правила для участников дебатов.
1.Обращаться к своим оппонентам на «вы».
2.Строго укладываться в отведенный регламент.
3.В своем выступлении приводить аргументы в поддержку собственной точки зрения, не критикуя аргументы оппонента.
4.Несогласие с точкой зрения или аргументами оппонентов выражать постановкой соответствующих вопросов к ним.
5.Слушать, не перебивая. Не раздражаться, сохранять приветливость.
6.Благодарить за ответы на вопросы.
7.При ответе на вопрос оппонента приводить хотя бы один аргумент в свою пользу.
8.Капитан и его помощник могут совещаться друг с другом во время дебатов, а группа поддержки не имеет права вмешиваться.
Приложение 3.
АНКЕТА (для всех присутствующих)
- Ваше впечатление о мероприятии….
- За какую команду вы болели?
- Чему учат дебаты?
- Показались ли Вам актуальными выбранные для обсуждения темы?
- Что нового вы узнали?
- Ваши пожелания…..над чем нам стоит еще поработать?
Приложение 4.
ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ ОЦЕНКИ ДЕБАТОВ финал
№ | Параметры оценки | Признаки | Отметка о наличии | |
Команда утверждения | Команда отрицания | |||
1. | Знание темы | 1.При презентации темы приводятся ссылки на конкретные факты, значимые явления, события и (или) научные понятия, на основании которых может быть осмыслена тема (макс. 3 балла) 2. Используемые (факты, явления, события, научные закономерности) направлены на раскрытие проблемы, описание ее основных характеристик ( макс. 3 балла) | ||
II. | Аргументация | 3.Тема раскрывается в определенном социально-историческом контексте (макс. 2 балла) | ||
4. Используемые знания позволяют, аргументировано изложить позицию команды (макс. 5 баллов) | ||||
III. | Культура презентации | 5.Выступление команды содержит вступление, характеристику темы, итоговые выводы (макс. 3 балла) | ||
IV. | Коммуникативная культура | 6. Владение методами дебатов (выполнение регламента, краткость, логичность, убедительность) - макс. 3 балла | ||
7. Культура речи и поведения (грамотность речи, корректность и ясность вопросов и ответов) - макс. 5 баллов | ||||
V. | Владение командной тактикой | 8.Выступают все члены команды, поддерживая и дополняя друг друга - макс. 2 балла | ||
VI | Дополнительные баллы | макс. 2 балла | ||
Итого баллов макс. 28 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"
Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....
Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.
Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...
Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель) Класс(ы): 11 класс Предмет(ы): право: основы правовой культуры ...
Объекты экологического права. Право собственности на природные ресурсы и право природопользования
презентация предназначена для уроков по дисциплине "Основы экологического права"...
Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»
Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»...
Технологическая карта конспекта урока по английскому языку (5 класс) по теме : «Правила, правила, правила» УМК Ю.А. Комаровой, И.В.Ларионовой, К.Гренджер Английский язык для 5 класса общеобразовательных учреждений
Технологическая карта конспекта урока по английскому языку (5 класс) по теме : «Правила, правила, правила»...
Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право» Правовая неделя «Мы имеем право». (для разновозрастной группы 14- 17 лет).
Цели:1. Углубление знаний детей о правах и обязанностях.2. Воспитание умения считаться с мнениями и интересами других людей.3. Формирование доброжелательности, чувства справедливости, уважения друг к ...