Дебаты "Избирательное право"
материал (9 класс)

Беляева Евгения Николаевна

Дебаты "Избирательное право"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon debaty_po_izbiratelnomu_pravu.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

МОЛОДЕЖНЫЕ ДЕБАТЫ СРЕДИ 9-11 КЛАССОВ

НА ТЕМУ

«ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»

                                                 Пояснительная записка.
      Сегодня происходят стремительные изменения во всём обществе, которые требуют от человека новых качеств: способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности, правовой грамотности. Задачи по формированию этих качеств возлагаются на школу. Именно здесь закладываются основы развития думающей, самостоятельной и грамотной личности. Поэтому одним из главных направлений деятельности нашей школы является развитие образованной в правовом плане личности.

        В школе накоплен большой опыт организации избирательного процесса воспитанников в школьном ученическом коллективе. Эта работа проводится с целью организации и развития правовой культуры у учащихся, формирования у них политической и гражданской ответственности.

На данную тему было запланировано мероприятие «Молодежные дебаты» среди 9-11 классов. Дебаты, как развивающая технология, помогают личностному развитию участников: расширению общекультурного кругозора, развитию интеллектуальных способностей, развитию исследовательских и организационных навыков, развитию творческих навыков, развитию ораторских способностей, развитию гражданской активности.

Цель: создание условий для формирования компетенций, необходимых для реализации избирательных прав

Задачи:

- Приобрести систематизированные знания о правовых формах участия граждан в управлении демократическим государством, содержании избирательных прав человека, развитии избирательной системы, общих принципах, нормах избирательного права и этапах избирательного процесса;

- Овладеть основными компонентами электоральных действий (анализ и обобщение различных позиций, аргументов, использование элементов технологии дебатов, приобретение опыта публичных выступлений, обсуждение актуальных правовых проблем, оценка соответствия действий законодательству).

- сформировать критическое мышление, навыки системного анализа, сформулировать собственную позицию, искусство аргументации.

- повысить у учащихся доверие к избирательной системе.

Вид занятия: дебаты

Оснащение: ПК, мультимедиапроектор, раздаточный материал, секундомер (часы)

Целевая аудитория: 9-11 классы

Предполагаемый результат:
- включение учащихся в политическую деятельность,
- получение ими компетенций участия в политической жизни,
- освоение методологии избирательного процесса,
- реализации творческого потенциала детей и тд.

Присутствующие:

  1. Судебная комиссия
  2. Председатель ЦИК
  3. Депутат городской думы
  4. Учащиеся 9-11 классов


Подготовительная работа: заранее обучающиеся проходят подготовку (обучение искусству дебатов), готовят дополнительный материал (можно взять с собой на дебаты), формируются  3 команды (9, 10,11 классы), подготовлена судейская комиссия.

Ход мероприятия:

Эпиграф: “Только то общество, в котором народ

пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы”

 Цицерон.

Добрый день, друзья!

Сегодня один из тех самых дней, когда наши ученики будут заниматься привычным для них любимым делом – отстаивать собственную позицию, вести самый настоящий интеллектуальный спор.

Сегодня нам выпала честь поприветствовать в этом зале наших уважаемых участников, педагогов и гостей.

- Разрешите считать открытой интеллектуальную игру «Молодежные дебаты».

Представление судейской комиссии.

Представление команд: 9 класс, 10 класс, 11 класс (участники в составе 3-х человек: спикер, вице-спикер, аналитик). Каждая команда занимает определенное место в зале за круглым столом.

Заранее все участники дебатов были обучены этому прекрасному искусству учащимися 11-х классов (участниками и победителями областных дебатов среди школьников, призерами городских дебатов ) и учителем истории и обществознания.

-Ну, а сейчас, я познакомлю вас с понятием «дебаты» и немного расскажу о происхождении этого искусства.

-Дебаты берут свое начало в Древней Греции, где они были важным элементом демократии. Сейчас дебаты используют для получения знаний и умений, необходимых для преуспевания в современном демократическом обществе.

Если обратиться к словарю, то мы найдем следующее определение этого понятия. Дебаты – это форма спора, предполагающая наличие противоположных мнений и обоснованных аргументов.

-В нашем случае дебаты это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам.

Сообщение  учащегося: в каждом турнире участвуют две команды – "Утверждения" и "Отрицания" – по 3 человека, которых традиционно называют спикером, вице-спикером и аналитиком. Это основные участники игры.

Каждая команда, обсуждая тему, формулирует утверждение, затем выдвигает свои аргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри в своей правоте. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить жюри доказательства, факты, цитаты, статистические данные, поддерживающие их позицию, которые составляют аргументы команды. Суть дебатов – убедить нейтральную третью сторону (в нашем случае судей) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.

Позиции «утверждающих» и «отрицающих» определяются жеребьевкой в начале проведения дебатов, затем команды выходят в центр зала для защиты своих позиций. У команд, при подготовке, есть возможность пользоваться подготовленным материалом. В 1 туре выступают поочередно защитники и противники тезиса.

Начинает выступление первый спикер команды "Утверждения", который формулирует тезис, называет ключевые понятия и аспекты. После него выступает спикер от оппозиции "Отрицания", который формулирует антитезис, а также понятия и аспекты. Дальше действия распределяются следующим образом:

вице-спикеры и аналитики обеих сторон по очереди приводят аргументы и поддержки в пользу своего тезиса (антитезиса).  Вице-спикер опровергает аргументы оппонентов и восстанавливает систему аргументов. Аналитик опровергает суждения оппонентов и подводит итог всех высказанных аргументов.

Время для выступления – не более 2 минут (время строго контролируется).

После выступления аналитика участники могут задавать вопросы оппонентам, также вопросы могут задавать зрители и судьи Дебатов.

               Уважаемые участники, помните основные правила дебатов: (выводятся на слайде)

- С уважением относимся друг к другу.

- Своё мнение или позицию аргументируем фактами, примерами из жизни, литературы, СМИ и т. д.

- Признаём право каждого иметь свою точку зрения, своё собственное мнение.

- Обсуждаем точки зрения и взгляды, а не людей и личности.

Игра будет проходить в 3 тура, после чего в финал выходят 2 команды, которые уже и состязаются за 1 место.

-А сейчас, путём жеребьевки, мы определим, какая из команд будет утверждать тезис, а какая опровергать. Я приглашаю команду  ……9 класса.

Турнирная сетка:

Этап

Команда 1

Команда 2

1

9 класс

11 класс

2

10 класс

11  класс

3

9 класс

10 класс

Все команды заранее получили в качестве домашнего задания тезисы для обсуждения (Приложение 1).

На каждом этапе участникам предоставляется по 1 тезису для обсуждения (отрицания или подтверждения).

1 раунд : 9-11 класс

2раунд : 10-11 класс

3раунд:  9-10 класс

После выступления аналитика каждой команды судьи могут задать по 1 вопросу каждой команде.

Судейская комиссия принимает решение о том, кто выходит в финал. В это время все участники, болельщики и зрители вместе с ведущим просматривают видеоролик «История выборов и зарождение избирательного права в РФ» с обсуждением.

- Итак, мы подводим промежуточные итоги.

ФИНАЛ… (состязание 2-х команд, получивших наибольшее количество баллов)

Подведение итогов.

- Сейчас мы обратимся к экспертам и попросим их дать оценку выступления каждой из спорящих сторон. Насколько они были сегодня убедительны?

Объявление решения судей и награждения участников (вручение грамот).

Ребята! Вы сегодня были на высоте! И неважно,  кто победил, я считаю, что победу одержал каждый из вас, ведь сегодня вы научились отстаивать свое мнение не с помощью силы, а пытаясь убедить человека с помощью аргументов, фактов, что является незаменимым достоинством в жизни.  В дебатах вы научились не только говорить, но и слушать своих оппонентов.

Я думаю, что сегодняшняя игра помогла получить вам отправную точку, необходимую  для успешной жизнедеятельности в современном обществе. Действительно, дебаты учат многому, и не просто учат, а развивают.

                                            Удачи вам! Спасибо за игру!

Используемая литература:

  1. Жильцова Е.И., Егорова Э.Н. Политическое и духовное развитие современного общества. -  М., 2005.
  2.  Ляудис В.Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками, как метод формирования личности. (Активные методы обучения). – М., 2007.
  3. Старобинская Г.И. Использование элементов дискуссии на уроках истории. -  М.: Просвещение, 2006.
  4. Конституция РФ;
  5.  Толстых В. Социальная активность и индивидуальность. – М., 2009.
  6. Ресурсы сети Интернет
    -Выборы в России. Законы о выборах.http: //www vybory.ru./zakon.

Приложение 1

Домашнее задание участников:

Молодежные дебаты на тему : «Избирательное право в РФ»

  1. Выборы - не лучшее испытание демократии.
  2. Сущность закона - человеколюбие.
  3. Главная опасность для государства - равнодушие народа к политике.
  4. Демократия - политическая система, при которой каждый имеет право быть своим собственным угнетателем.
  5. В политике важны не слова, а голос, которым они произносятся.
  6. Хороший политик способен заставить людей поверить в него; великий политик способен заставить людей поверить в себя самих.
  7. Политики не питают ни любви, ни ненависти. Они руководствуются не чувствами, а интересом.
  8. Участие в выборах с 16 лет будет способствовать ликвидации политической безграмотности у россиян

Приложение 2.

Правила для участников дебатов.

1.Обращаться к своим оппонентам на «вы».

2.Строго укладываться в отведенный регламент.

3.В своем выступлении приводить аргументы в поддержку собственной точки зрения,  не критикуя аргументы оппонента.

4.Несогласие с точкой зрения или аргументами оппонентов выражать постановкой соответствующих вопросов к ним.

5.Слушать, не перебивая. Не раздражаться, сохранять приветливость.

6.Благодарить за ответы на вопросы.

7.При ответе на вопрос оппонента приводить хотя бы один аргумент в свою пользу.

8.Капитан и его помощник могут совещаться друг с другом во время дебатов, а группа поддержки не имеет права вмешиваться.

Приложение 3.

АНКЕТА (для всех присутствующих)

  1. Ваше впечатление о мероприятии….
  2. За какую команду вы болели?
  3. Чему учат дебаты?
  4. Показались ли Вам актуальными выбранные для обсуждения темы?
  5. Что нового вы узнали?
  6. Ваши пожелания…..над чем нам стоит еще поработать?

                                                                                                                   

Приложение 4.

ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ ОЦЕНКИ  ДЕБАТОВ               финал

Параметры оценки

Признаки

Отметка о наличии

Команда утверждения

Команда отрицания

1.

Знание темы

1.При презентации   темы приводятся ссылки на конкретные факты, значимые явления, события и (или) научные понятия, на основании которых может быть осмыслена тема (макс. 3 балла)

2. Используемые (факты, явления, события, научные закономерности)  направлены на раскрытие проблемы, описание ее основных характеристик

( макс. 3 балла)

II.

Аргументация

3.Тема раскрывается в определенном  социально-историческом контексте  (макс. 2 балла)

4. Используемые  знания позволяют,  аргументировано  изложить   позицию команды (макс.  5 баллов)

III.

Культура презентации

5.Выступление команды содержит вступление, характеристику темы, итоговые выводы (макс. 3 балла)

IV.

Коммуникативная культура

6. Владение методами  дебатов (выполнение регламента, краткость, логичность, убедительность)  - макс. 3 балла

7. Культура речи и поведения  (грамотность речи, корректность и ясность вопросов и ответов) - макс.  5 баллов

V.

Владение командной тактикой

8.Выступают все члены команды,  поддерживая и дополняя друг друга - макс.  2 балла

VI

Дополнительные баллы  

макс.  2 балла

Итого баллов макс. 28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....

Права человека. Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.

Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...

Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.

Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)  Класс(ы):  11 класс  Предмет(ы):  право: основы правовой культуры   ...

Объекты экологического права. Право собственности на природные ресурсы и право природопользования

презентация предназначена для уроков по дисциплине "Основы экологического права"...

Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»

Учебный проект урока по теме  « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»...

Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право» Правовая неделя «Мы имеем право». (для разновозрастной группы 14- 17 лет).

Цели:1. Углубление знаний детей о правах и обязанностях.2. Воспитание умения считаться с мнениями и интересами других людей.3. Формирование доброжелательности, чувства справедливости, уважения друг к ...