Беседа: " В тебе взрослеет гражданин"
материал

Познакомить воспитанников с понятием "гражданин".Сформировать представления о поведении гражданина в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_tebe_vzrosleet_grazhdanin.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа: «В тебе взрослеет гражданин»

Цели:

- Ознакомить воспитанников с понятием «гражданин».

Задачи:

- Развивать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за свою страну.                                                               - Сформировать начальные представления о поведении гражданина в обществе.
- Создать мотивацию на гражданские поступки.

Ход занятия.

Воспитатель: - Ребята, мы с вами живем в самой замечательной стране. Россия – самая большая в мире страна. Среди более чем тысячи городов есть города - миллионники. Это - Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Екатеринбург. Есть реки – большие, многоводные. Это – Обь, Енисей, Амур, Лена, Волга. Это 5 из 22 главных рек земного шара. Есть самое глубокое озеро Байкал. В России растет самый большой лес на Земле – это четверть всех лесных запасов планеты. Богаты российские недра. Всего вдоволь, всего в достатке, ни у кого занимать не надо. Наша страна многонациональная. Большинство населения составляют русские. Откуда пошло это слово? Что означает Русь? Русский? Что означает само это загадочное слово - Русь? Короткое - в один слог всего! - а какое просторное и загадочное!

Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами - Русь, русские, Россия... Что такое Русь? Русь - это страна, где много рек и озер, а русский - это человек, живущий у воды. Есть у слова Русь и еще одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека.

На севере, за лесами за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят почти так же, как тысячу лет назад.

Тихо-мирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости: "Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь - он и зацвел!" - "На русь?" - ахнул я. - "На русь", - подтвердила хозяйка. - "Что такое русь?" - "Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да все светлое, почитай, так зовем. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь - спелая. Убирать пора... Не слыхал, что ли, никогда?" Я слова вымолвить не могу, у меня слезы из глаз от радости. Русь - светлое место! Русь - страна света. Милая светоносная Русь, Родина, Родительница моя!       (С. Романовский, "Марфа и Мария")

Воспитатель: - Родина - это очень много. Это самое святое, что есть в жизни каждого человека. Россия подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев, но всякое дерево имеет что? Корни. Листья - это мы, корни - это наше прошлое, наша история, наши деды, прадеды. Человеку надо знать свои корни, историю своей Родины, государства. И тогда такой человек может назвать себя: «Я – гражданин своей Родины».

Кого же называют гражданином?Кто такой гражданин? Воспитатель обращает внимание на слова Н.А.Некрасова:
“Что такое гражданин?
Отечества достойный сын”.(Ответы детей)
 
Воспитатель: - Гражданин – это человек, обладающий гражданскими правами и обязанностями. Слово «гражданин» употребляется в различных смыслах. Мы часто слышим: гражданин, передайте за проезд. Или: Гражданка Иванова, вас ожидают у кассы. Здесь понятие «гражданин» используется как форма обращения к взрослому человеку.

Это житель какой – то страны, имеющий право гражданства, например, гражданин  России.                                                              Начиная с античных времен и до наших дней, оно имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью. В Древней Греции быть гражданами могли немногие, это было почетно. Гражданином называли не всякого свободного человека, не говоря уже о рабах. Гражданин обладал важными правами, как в личной, так и в политической жизни. Но у него были и серьезные обязанности: прежде всего, соблюдать законы и защищать отечество.

Это слово означает и качества человека, обладающего гражданскими чувствами. Гражданские чувства – это движение души, не позволяющее честному человеку спокойно взирать на беды страны, несчастья других людей. Гражданские чувства побуждают искать пути улучшения жизни в обществе и совершать поступки, направленные на добро.

У Василия Шукшина есть рассказ о деревенском парне Пашке. Все вокруг знали о его несерьезном характере и называли его балаболкой. Но когда на автостоянке загорелся бензовоз, все кинулись врассыпную, так как боялись взрыва. А Пашка вскочил в машину, за руль полыхающего чудовища  и погнал к реке. Он едва успел спрыгнуть с подножки, а бензовоз полетел с обрыва. В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Пашка опять шутил: мол, в космос запускали, парашют не раскрылся.

Воспитатель проводит беседу: - Как можно оценить поступок Пашки?  Какими качествами он обладал? Можно ли назвать Пашку настоящим гражданином?

- Какими гражданскими качествами, на ваш взгляд должен обладать настоящий гражданин? (Предлагаются варианты ответов, на доску вывешиваются таблички с главными качествами гражданина)

Человеколюбие

Честность

Справедливость

Чувство долга

Милосердие

Искренность

Чувство совести

Ответственность.

 Воспитатель: - Одно из главных качеств гражданина – чувство ответственности. Человек должен отвечать за свои поступки, ответственно относиться к порученному делу, и конечно же, ответственно выполнять обязанности перед государством. Ведь недаром говорят: гражданин – это человек свободный и ответственный!                                                          Свободный, значит, обладающий широкими правами и свободами, которые записаны в Конституции РФ. Свободный, значит, не имеющий каких-либо ограничений.                                                    Ответственный, значит, несущий обязанности, возлагаемые на него государством. Они так же записаны в Конституции нашей страны.

 А какие конституционные обязанности знаете вы? (Предлагаются варианты ответов, вывешиваются таблички с обязанностями)

 Защищать отечество

Платить налоги

Охранять природу

Охранять памятники истории и культуры

Забота родителей о детях до 18 лет.

 Воспитатель: - Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране? (Ответы детей)

Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Гражданин – свободный и ответственный человек, который умеет пользоваться своими правами и должен выполнять свои обязанности.

А может ли ребенок совершить гражданский поступок? Ответы подкрепляются из личной жизни, делается вывод: лишь тот, кто совершает поступки во благо людей, может называться гражданином.
Воспитатель: - Пусть каждый себе ответит на вопрос: “А во мне взрослеет гражданин?”, и, если мы хотим видеть себя гражданской личностью, можно изменить тему беседы и написать: “Во мне взрослеет гражданин”.
 
Каждый человек нашего общества должен иметь свою гражданскую позицию. А гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры. Я хочу предложить вам несколько ситуаций, которые нужно обсудить с точки зрения гражданской позиции всех действующих лиц и вас.

Ситуация 1. Воспитатель обсуждает с подростками вопрос о курении за пределами школы (центра)

Вопросы:

1. Личное ли это дело каждого? Почему?

2. Имеет ли человек право курить в общественном месте? Почему?

3. Наносит ли вред окружающим и себе? Почему?

4. Какую гражданскую позицию такой человек занимает? Какие законы, права нарушает?

5. Какой вред он наносит государству?

6. Какой должна быть гражданская позиция в этом вопросе?

Ситуация 2. Двое воспитанников в свободное время смотрят телевизор и  во время перемены о чем – то беседуют. Один раскачивается на учительском стуле и ломает его. Друзья договариваются никому об этом не говорить. Учитель замечает, что стул сломан, начинает расспрашивать о случившемся. Не добившись ответа от класса, собирает деньги на новый стул.

Вопросы:

1. Имел ли ученик право брать стул учителя? Почему?

2. Какое право здесь нарушено? (Право неприкосновенности чужой собственности).

3. Должен ли человек, если он добропорядочный гражданин, сознаться в содеянном? Если должен, то, как и с какими последствиями?

Воспитатель: - Как мы видим на этом простом примере, наказывается не один человек, а целый класс. Получается наказание невиновных. Способно ли оно пробудить совесть в том, кто сломал стул?

Какое отношение будет к этому человеку в классе, если одноклассники потом все – таки узнают, кто истинный виновник?

Что должен сделать данный школьник, чтобы исправит сложившееся положение?

Итог.

Воспитатель: - Наша беседа подходит к концу. Сегодня мы с вами рассмотрели очень важные понятия. Хотелось, чтобы вы стали настоящими гражданами своей страны. И не только требовали выполнения прав по отношению к себе, но и не забывали об обязанностях. А главное, чтобы вы не забывали о гражданских качествах. Люди, которые стремятся улучшить свою жизнь и общество в целом придумали «Нравственный кодекс человека-личности-гражданина» прослушайте его.

Каждое утро, выпрямившись во весь рост, вспомните:

Я – человек - личность- гражданин-

Всегда готов встать рядом или впереди,

Протянуть руку помощи,

Легко нагнуться к малому или слабому,

Подставить плечи под груз тревог и забот,

Обернуться к отставшим,

Дотянуться до мечты,

Балансировать между желаниями и возможностями,

Перепрыгнуть через усталость и боль,

Подняться после неудачи,

Пронести через всю жизнь дружбу и любовь,

Бороться с собственной тенью,

Глубоко вздохнуть по несбывшемуся

И повторить комплекс опять и с начала – до победы.

Воспитатель: - Ребята, мне очень бы хотелось , чтобы многие правила из этого кодекса стали вашими правилами в жизни. Успехов вам!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Я - гражданин России" для 5-10 классов "Люблю тебя, мой край родной!"

Урок прошел в форме устного журнала "Люблю тебя, мой край родной!" Ведущие: Скидело О.С., Костенко О.С. В ходе мероприятия учащиеся познакомились с государственными символами и достижениями районов Ро...

Беседа «Страна, в которой мне хотелось бы жить и быть гражданином»

Цель: способствовать осознанию учащимися необходимости и значимости гражданства и понимания роли гражданина в жизни государства, определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»; затр...

Концерт-беседа "Солнечный свет - имя тебе Моцарт"

Рассказ о юных годах В.А.Моцарта, с краткими аннотациями перед исполняемыми произведениями....

Беседа Я - гражданин России

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15965736","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Беседа с родителями «Воспитание гражданина»

Беседа с родителями «Воспитание гражданина»...