Программа По воспитательной работе и внеурочной деятельности. Возраст обучающихся:10-13 лет
рабочая программа
Вся задача воспитания - заставить человека не только поступать
хорошо, но и наслаждаться хорошим; не только работать, но и любить работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.1.programma_vospitatelnoy_deyatelnosti_ryzhova_ea.docx | 39.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя школа - интернат МИД России»
Программа
По воспитательной работе и внеурочной деятельности.
Возраст обучающихся:10-13 лет
Разработала воспитатель:
Рыжова Е.А.
2020г.
Содержание.
1. Пояснительная записка
2. Цель внеурочной деятельности
3. Задачи внеурочной деятельности
4. Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям
5. Условия реализации программы
6. Современные технологии, методы, принципы и формы, используемые при проведении досуговых мероприятий
7. Модули программы
8. Традиционные мероприятия в рамках программы
9. Литература
Пояснительная записка.
Вся задача воспитания - заставить человека не только поступать
хорошо, но и наслаждаться хорошим; не только работать, но и любить работу.
Учить других куда как нелегко!
А жизнь идёт, и надо торопиться.
Успеть бы воспитать учеников,
Чтоб было у кого потом учиться!
Рёскин Д.
Современное российское образование подчеркивает приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Во всех сферах жизни сейчас происходят серьезные социальные изменения, которые являются основой предъявления новых требований к молодежи: от нее требуется умение конкурировать, а также умение самоопределяться и самореализовываться. Именно сейчас школа и должна стать важнейшим фактором формирования у учащихся новых жизненных установок личности, которые и помогут добиться в жизни успеха. Развивающемуся обществу нужны молодые люди, быстро адаптирующиеся к изменяющимся условиям, способные принимать решения, обладающие чувством ответственности, реально ощущающие свою значимость.
Школа - один из основных социальных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании личности ребёнка. Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства. Будучи успешными в школе, молодые люди смогут много добиться в жизни.
Реализация программы по воспитательной работе и внеурочной деятельности воспитателя школы-интерната осуществляется на основании правовой базы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 N 27Э-ФЗ (ред. от 21.07.2014) « Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015);
- Конвенциио правах ребенка;
- Семейный кодекс РФ (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (действующая редакция 05.05.2014);
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав Федерации «с изменениями и дополнениями от: 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г., 23 июля 2008 г., 28 апреля, 3 июня, 17 декабря 2009 г., 21 июля, 3 декабря 2011 г., 5 апреля, 29 июня, 2 июля, 25 ноября,2 декабря 2013 г.;
- План работы ФГБОУ Средняя школа-интернат МИД Россиина учебный год;
- Календарный план массовых мероприятий ФГБОУ Средняя школа-интернат МИД России;
- Должностная инструкция воспитателя.
Цель внеурочной деятельности:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи внеурочной деятельности:
1. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
2. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем.
3. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
4. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни.
5. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
6. Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
7. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
8. Организация информационной поддержки учащихся.
9. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:
- Спортивно-оздоровительное:
- Работа спортивных секций по футболу, волейболу, баскетболу, теннису, ГТО, тхэквондо.
- Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, внутришкольных спортивных соревнований.
- Проведение бесед о здоровом образе жизни.
- Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.
- «Разговор о правильном питании», «Полезные привычки».
- Общекультурное:
- Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
- Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
-Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы.
- Общеинтеллектуальное:
- Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
- Духовно-нравственное:
- Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
- Выставки рисунков.
- Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян;
- Встречи с участниками «горячих точек»;
- Подготовка к участию в военно- спортивной игре
- Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.
- Конкурсы рисунков.
- Фестивали патриотической песни.
- Социальное:
- Совместное участие с родителями в озеленении школьного двора
- Разведение комнатных цветов.
- Акция «Спаси дерево».
- Акция «Добрые крышечки».
Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий: конкретное планирование деятельности, кадровое обеспечение программы, методическое обеспечение программы, педагогические условия, материально-техническое обеспечение. В реализации программы участвуют: учителя и педагоги дополнительного образования школы; заведующая библиотекой; педагоги дополнительного образования. Предполагаемые результаты: внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей; улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве; укрепление здоровья воспитанников; развитие творческой активности каждого ребёнка; укрепление связи между семьёй и школой. Учитель, воспитатель и родители как участники педагогического процесса: Целью сотрудничества учителей, воспитателей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста. Задачами сотрудничества являются: усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи; гуманизация взаимоотношений семьи и школы; развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми; освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями, воспитателями и детьми; оказание родителями содержательной помощи воспитателю в организации учебно-воспитательной работы.
Ожидаемые результаты.
Личностные результаты.
- проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной страны через изучение семьи;
- формирование осознанно выбирать вид деятельности;
- выражает положительное отношение к процессу познания.
Метапредметные результаты.
Регулятивные
- принимает и выполняет поставленную задачу;
- удерживает цель деятельности до получения её результата;
- планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- корректирует деятельность: вносит изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечает способы их устранения;
- оценивает уровень владения тем или иным учебным действием.
Познавательные
- воспроизводит по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- презентует подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
- умеет проектировать и осуществлять творческую деятельность с использованием различных средств информации.
Коммуникативные
- умеет адекватно использовать коммуникативные, речевые средства, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации в соответствии с требованиями речевого этикета;
- умеет формулировать собственное мнение и позицию;
- использует речь для регуляции своего действия.
Предметные
-умеет работать в команде;
- умеет использовать информационно-коммуникационные технологии для творческой деятельности;
- умеет демонстрировать опыт публичного выступления.
Способы проверки ожидаемых результатов:
1.Анализ подготовки и проведения мероприятия.
2.Мониторинг удовлетворённости обучающихся участием в мероприятии.
3.Диагностика эмоционального фона в начале и в конце мероприятия (беседа, отзывы, наблюдение, анкетирование).
4.Количественные показатели (количество проведённых мероприятий, охват участников мероприятий, охват зрителей).
5.Социальные показатели (заинтересованность обучающихся).
6.Учёт запроса проводимых традиционных мероприятий.
Современные технологии, методы, принципы и формы, используемые при проведении досуговых мероприятий:
При реализации данной программы применяются современные педагогические технологии, созданные на основе усиления социально-воспитательных функций, гуманизации и демократизации отношений: личностно-ориентированные; дифференцированного подхода, а также коллективно-творческие, игровые.
Применяются следующие методы и формы воспитания:
Метод стимулирования деятельности и поведения:
поощрение – положительно оцениваются действия каждого воспитанника, что в результате дает всплеск положительных эмоций в ребенке, вселяет уверенность в нем, создает приятный настрой на мероприятие, повышает в воспитаннике ответственность.
соревнование – создаются условия для реализации естественной потребности детей к соперничеству, что дает эффективные результаты в достижении воспитательной цели, мощную мобилизацию всех сил и умений воспитанников.
Воспитательный процесс выстраивается в форме воспитательного дела (ВД). Используется комплексный подход в основе ВД, при котором формируются нравственно-патриотическое поведение, эстетическое отношение к природе, истории малой Родины, всей страны, труду, поведению, искусству, уважительное отношение к русским народным традициям.
Вся работа с детьми и подростками строится на следующих принципах воспитания:
Принцип общественной направленности воспитания, который объективно связывает задачи воспитания с процессом социализации личности. Обретение личностью социально значимых качеств – это общая цель воспитательного процесса и социализации.
Принцип опоры на положительное, который требует использовать в воспитательном процессе любые положительные свойства личности, если даже они минимальные, когда отрицательные качества не должны быть стержнем внимания педагога.
Принцип гуманности воспитания, который рассматривает человеческую личность в качестве высшей ценности, где гуманизм изначально представлен как «человеколюбие», создает предпосылки для самореализации личности.
Личностный подход как принцип воспитания, который требует учета всех особенностей личности воспитуемого: будь это возраст, психологические особенности, ценностные ориентации, жизненные интересы, доминирующие мотивы деятельности и поведения и т.п.
Принцип единства воспитательных воздействий, который основан на реальном взаимодействии всех институтов и агентов воспитания: семьи, школы, общественных организаций, воспитателей, родителей, представителей общественности и т.п.
Для решения задач воспитательно-досуговой программы используются различные формы в работе по организации мероприятий:
- формы организации мероприятий: массовые, групповые, индивидуально-групповые;
- основные формы в общении с детьми и подростками: монолог (в меньшей степени), диалог (в большей степени), дискуссия, полилог (обмен мнениями).
В воспитательной работе с детьми вариативно используются комплекс методов: метод рассказа, беседы, дискуссии, демонстрации, видео метод, практический, метод познавательной игры, создание проблемных воспитывающих ситуаций. Для развития самостоятельности и творчества воспитанников используется частично-поисковый метод, который заключается в организации активного поиска решения выдвинутых познавательных задач по маршрутным картам, листам на основе эвристических указаний.
При разработке мероприятий предусматривается многообразная и разносторонняя деятельность воспитанников (познавательная, интеллектуальная, экологическая, творческая, физическая), учитываются их возрастные и психофизические возможности. Познавательно - развлекательные программы и мероприятия разрабатываются с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей. Заранее продумывается и предусматривается возможность внесения корректив в сценарии мероприятий путем включения в сюжет новых заданий, реквизита.
В конце каждой программы проводится рефлексия: происходит обмен мнениями и впечатлениями между персонажами и воспитанниками, закрепляются новые знания. В педагогической деятельности используется демократический стиль воспитания, проявляется дружеская расположенность, терпение, тактичность, уважение к обучающимся. Атмосфера сотрудничества, сотворчества, которая преобладает на каждом мероприятии, позволяет активизировать творческие способности обучающихся.
Данная программа по воспитательной работе и внеурочной деятельности реализуется в рамках воспитательной системы школы-интерната МИД России. Программа состоит из четырех модулей: «Мир праздника и волшебства», «Семья», «Каникулы», «Думай о будущем».
Модуль 1. «Мир праздника и волшебства».
Цель: воспитание культуры праздника и общения обучающихся школы-интерната МИД России.
Задачи: развитие системы досуговых мероприятий;
- вовлечение обучающихся в досуговые мероприятия;
- развитие творческого потенциала детей с учетом индивидуальных возможностей каждого.
Ожидаемые результаты:
- участие обучающихся в воспитательно-досуговых мероприятиях;
- раскрытие творческой индивидуальности детей.
Модуль 2. «Каникулы».
Цель: Создание условий для организации воспитательно-досуговой деятельности в каникулярное время.
Задачи:
- пропаганда здорового образа жизни, повышение уровня физического, психического и нравственного здоровья детей;
- профилактика правонарушения среди несовершеннолетних с использованием методов разнообразно организованного досуга;
- развитие познавательной, творческой и общественной активности ребят.
Ожидаемые результаты:
- реализация потребностей детей в общении со сверстниками в различных видах деятельности;
- положительная динамика в физическом и нравственном здоровье детей;
- приобретение дополнительных знаний по различным направлениям досуговой деятельности.
Модуль 3. «Семья».
Цель: Создание условий для сотрудничества детей и взрослых.
Задачи:
- взаимодействие с семьей в целях гармонического развития и воспитания здоровой личности ребенка;
- организация семейных праздников;
- воспитание бережного отношения к семейным традициям.
Ожидаемые результаты:
- активное участие родителей в подготовке и проведении мероприятий;
- удовлетворенность родителей созданными условиями для творческого развития личности ребенка и его достижениями.
Модуль 4. «Думай о будущем».
Цель: Создание условий для развития высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, ведения здорового образа жизни.
Задачи:
- воспитание у подрастающего поколения высоких нравственных начал, основанных на духовных, нравственных, эстетических критериях русской культуры;
- развитие интереса к истории своего Отечества;
- обучение детей нормам общественной и коллективной жизни;
- привитие детям чувства гордости, уважения и почитания символов
Государства
- Герба, Флага, Гимна РФ, другой российской символики;
- формирование у воспитанников патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству;
- формирование у воспитанников представление о здоровом образе жизни и привитие данного образа жизни в коллективе как в учебном заведении, так и за его пределами.
Ожидаемые результаты:
- развитие у детей способностей к выбору нравственной позиции, к ценностно-ориентированной деятельности, самореализации, жизненному самоопределению.
Традиционные мероприятия в рамках программы:
1 модуль – «Мир праздника и волшебства»:
«День знаний»; «Давайте познакомимся»; «День Учителя»; «ЗАЖГИ СВОЮ ЗВЕЗДУ!»; «9 мая»; «Широкая Масленица!»; «Всемирный день ребёнка».
2 модуль – «Семья»:
«8 Марта», «День Матери»; «День защитника Отечества».
3 модуль – «Каникулы»:
Организация мероприятий для членов своих семей, друзей и знакомых: лекция о правильном питании «Едим Здорово!»; «День Здоровья»; «А ну-ка, парни!».
4 модуль - «Думай о будущем»:
«Мы разные, но равные», «День народного единства», «Кто такие неизвестные солдаты?», мероприятия по пожарной безопасности, по предупреждению несчастных случаев на воде, популяризации государственных символов Российской Федерации, час профориентации «Пусть меня научат!», «Школьники за чистоту своей школы»
Календарный план мероприятий на год составляется с учетом потребностей школы-интерната МИД России.
Литература
1. Организация процесса воспитания детей: современные подходы, формы и методы. - 2013. - Центр «Педагогический поиск»;
2. Будет день и будет праздник. - Слуцкая Н.Б., Феникс 2005.
3. Нетрадиционные праздники в школе. - С.А. Шмаков, Москва 2005
4. Патриотическое воспитание детей (Игры и программы). - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Шлаков С.А. Игра и дети. – М., 1970;
7. Шлаков С.А. Игры в практике работы современной школы // Обл. пед. Чтения. – 1979.
Периодическая печать
1.Воспитание школьников. - Теоретический и научно-методический журнал.
2.Детское творчество. - Иллюстрированный журнал.
3.Обруч. – Научно-методический журнал.
4.Последний звонок. – Газета.
5.Сценарии и репертуар. – издательство «Т и О».
6.Театрализованные вечеринки, дискотеки, КВНы. / Кулешова Н.В. – Ростов н/Д: Феникс,2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида
Статья для учителей СБО, имеет воспитательную напрвленность для обучения работы во неу урочное время....
Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе VIII вида
материал к дисциплине СБО...
Воспитательная работа с целью успешной социализации обучающихся
В презентации представлены материалы воспитательных мероприятий в классных коллективах через экскурсионную деятельность, военно-патриотический клуб "Молодая гвардия", проекты " Обмен школь...
Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида.
Эта работа предназначена для воспитателей школ-интернатов VIII вида по социально-бытовой ориентировке во внеурочное время....
Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида
Организация социально – бытовой направленности во внеурочное время – это только начало пути в большую взрослую жизнь. Необходимо развивать у молодых людей интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми...
Воспитательная работа через внеурочную деятельность
Воспитательная работа через внеурочную деятельность...
Методическая разработка по воспитательной работе во внеурочной деятельности «Цветик – Семицветик»
Пояснительная запискаУчебная и внеурочная деятельность детей является - как составляющая часть внеклассной работы единого целостного педагогического процесса. В ней ребенок учится, развива...