Историко-педагогический аспект обучения слепоглухонемых в России и других странах.
статья
История обучения слепоглухонемых насчитывает более 150 лет.Но, очевидно, что существует столько же, сколько человечество. Досередины XIX в. большинство исследователей считали слепоглухонемых обузой общества и полностью исключали возможность их интеллектуального развития, а так же, что их обучение бесполезно. Печальной была и участь слепоглухонемых детей, содержавшихся при монастырях. «Этих детей обучали чтению лишь механически вызубренных молитв (чтобы они могли снискать милость божью и обрести счастье в потустороннем мире)»- писали некоторые зарубежные исследователи. Их человеческое правобыть полезными членами общества никого не интересовало, поэтому развитие слепоглухонемых оставалось на крайне низком уровне.
Первый опыт обучения слепоглухонемых принадлежит Соединённым Штатам Америки. В 1837 году, недалеко от города Бостона,Самуил ГридлиХоув (1801-1876) в институте слепых Перкинса впервые начал обучение восьмилетней тотально слепоглухонемой Лоры Бриджмен (1829-1889). Девочка Лора в возрасте 2лет и 2 месяцев потеряла зрение, слух, а также, обоняние после эпидемии скарлатины.В это же время было создано первое учебное отделение для слепоглухих при Институте слепых Перкинса. Это отделение продолжает существовать и по сей день. Уже в 1939 году было зарегистрировано 69 слепоглухонемых детей, а в середине 50-х гг., после проведения нового учета, было выявлено уже 252 слепоглухих ребенка, но к обучению приступило только 74 из-за нехватки квалифицированных работников. При Бостонском университете была организована специальная подготовка учителей. В 1964 году онвыпустил 40 квалифицированных педагогов. В 1963-1965гг. после эпидемии краснухи, в США было зарегистрировано примерно 2000 детей с глубокими нарушениями зрения и слуха. В настоящее время в США проживает более 1300 слепоглухих. Шесть высших учебных заведения готовят педагогов для слепоглухих детей. Многие зарубежные страны посылают своих учителей для обучения и стажировки в такие ведущие американские учебные учреждения, как Перкинсовская школа.
Начало специального обучения слепоглухих в Великобритании датируется 1952 годом. ПедагогиКондоверской школы, одной из старейших школ для слепых в Англии, прошли стажировку вПерксиновскойшколе США, и туда поступило первых два слепоглухих ребенка. В дальнейшем было создано специальное отделение для слепоглухих от 6 до 18 лет. Особую роль в развитии обучения сыграло две общественные организации. С 1928 года существует Национальная Лига помощи слепоглухим. Сейчас она объединяет около 8000 слепоглухих и защищает их интересы. По инициативе нескольких семей, имевших слепоглухонемого ребенка в 1955 году,была создана ассоциация родителей. Роль этой организации выросла после эпидемии краснухи в шестидесятые годы. В настоящее время в нее входят не только родители, но и учителя, исследователи.
С 1981года существует Союз учителей слепоглухих Северных стран, в который входят учителя Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции. Этот союз координирует усилия педагогов пяти стран в деле обучения и обслуживания слепоглухих детей. Он организует обмен информацией, проводит курсы повышения квалификации и т. п.
В Германии первое отделение для слепоглухих было открыто на территории ФРГ в 1965г. при школе слепых города Ганновера. В 1967г. организовано Немецкое общество слепоглухих. По основам проекта этого центра в 1972 году были открыты подобные учреждения в США, Англии и Голландии. Этот центр состоит из комплекса зданий, где есть школа-интернат, курсы для учителей с гостиницей, дом на 45 квартир для взрослых слепоглухих, административные здания, спортивные учреждения. Учебная группа состоит из 4 детей, с которыми занимается 1 учитель, 3 воспитателя и 1няня.
Носителем второй эпохи развития системы обучения и воспитания слепоглухих в истории тифлосурдопедагогикисчитается Россия. Причём,происходило это в несколько этапов.
1. 1909-1941 годы-в Санкт-Петербурге, где до революции было создано попечительское общество слепоглухонемых, в одном из приютов была создана первая группа таких детей, которая в разное время меняла место нахождение, вплоть до Отофонетического института (впоследствии Института уха, горла и носа). Результаты обучения слепоглухих в этой группе и психологические наблюдения за их развитиемописаны в научных трудах главного руководителя этой школы, выдающегося тифлосурдопсихологаА. В. Ярмоленко (1900-1976).
2. 1923-1937 годыв Харькове, где была организована при школе слепых группа, клиника слепоглухих детей, под руководством профессора И. А. Соколянского (1889-1960), которого принято считать основоположником советской тифлосурдопедагогики. Именно ему принадлежат новые идеи и методические разработки по обучению слепоглухих (как правило, тотальных). Опыт харьковской школы отражен в многочисленных научных и публицистических статьях, в том числе, самого И. А. Соколянского, О.И. Скороходовой, А. И. Мещерякова и многих других.
3. 1947-1960 годыв Москве, где продолжал свою работу после почти 10-летнего перерыва И. А. Соколянский в Институте дефектологии АПН РСФСР.
4. С 1961по настоящее времяв Сергиевом Посаде, где создан первый в России крупный центр по обучению, воспитанию и реабилитации слепоглухих детей и молодёжи, а также начали появляться группы слепоглухих в других школах. В итоге в Советском Союзе к 60-м годам 20-го века сформировалась сильная тифлосурдопсихологическая школа трудами профессора И. А. Соколянского и особенно его ученика А. И. Мещерякова. После смерти И.А. Соколянского в 1960 году, А.И. Мещеряков осуществляет то, что не удалось его учителю при жизни-организует, наконец, лабораторию изучения и воспитания слепоглухонемых детей в Институте дефектологии в 1961 году и оформляет при ней экспериментальную группу по обучению слепоглухих детей.
В настоящее время в России, до сих пор нет отдельной категории инвалидности «слепоглухота». До18 лет они инвалиды детства, а потом нужно получить инвалидность по слепоте или по глухоте. Перепись слепоглухих в России подвела промежуточные итоги: обнаружено 2200 человек с одновременным нарушение слуха и зрения. Эти цифры значительно отличаются не только от мировой статистики (1 слепоглухой на 10 тысяч населения), но и от прогнозов организаторов переписи, т. к. планировалось обнаружить хотя бы пять тысяч слепоглухих.
Это, впрочем, не значит, что в России гораздо меньше людей с этими сенсорными нарушениями, чем в остальном мире. В процессе переписи возникают определенные сложности, преодолеть которые не всегда удается. Главная из них - замкнутость мира слепоглухих. "За последние 20 лет об этих людях никто не вспоминал, а теперь к ним проявляют активный интерес. Естественно, что они настороженно относятся к подобным инициативам и на контакт идут с большим трудом", - пояснили в фонде поддержки слепоглухих "Со-единение", которые являлись организаторами переписи в 2015 году.
Сейчас в Сергиево-Посадском детском доме слепоглухих обучаются более 200 детей и подростков с разными нарушениями развития. Кроме учебных корпусов, здесь есть мастерские (свечная, ткацкая, швейная, гончарная и другие), теплица и даже конюшня. За последние 5 лет из детского дома в семьи отправились 6 ребят. Педагоги считают это хорошим знаком, ведь раньше, говорят, "сложных" детей не брали вообще.Значительная часть воспитанников учреждения не сироты, а дети, которых родители отдали на обучение. Здесь они находятся бесплатно, но проблема в том, что такой детский дом один на всю Россию. Обращений в учреждение значительно больше, чем вакантных мест. Здесь обучают дефектологов из регионов, чтобы помочь таким детям без отрыва от семьи.
Закройте уши, глаза на пару минут, и вы все равно не поймете, как они живут.
Литература
1. Скороходова, О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир / О. И. Скороходова. М.: Педагогика, 1990. 416 с
2. Соколянский, И. А. Обучение слепоглухонемых детей / И. А. Соколовский // Дефектология. 1989. № 2. С. 75–84.
3. В. «В России насчитали более 2 тысяч слепоглухонемых» 2015.
4. Этика взаимоотношений и общения со слепоглухими: методическое пособие — М., 2006.— 86 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Историко-педагогический аспект обучения слепоглухонемых в России и других странах.
История обучения слепоглухонемых насчитывает более 150 лет. Но, очевидно, что существует столько же, сколько человечество. До середины XIX в. большинство исследователей считали слепоглухонемых обузой общества и полностью исключали возможность их интеллектуального развития, а так же, что их обучение бесполезно. Печальной была и участь слепоглухонемых детей, содержавшихся при монастырях. «Этих детей обучали чтению лишь механически вызубренных молитв (чтобы они могли снискать милость божью и обрести счастье в потустороннем мире)»- писали некоторые зарубежные исследователи. Их человеческое право быть полезными членами общества никого не интересовало, поэтому развитие слепоглухонемых оставалось на крайне низком уровне.
Первый опыт обучения слепоглухонемых принадлежит Соединённым Штатам Америки. В 1837 году, недалеко от города Бостона, Самуил Гридли Хоув (1801-1876) в институте слепых Перкинса впервые начал обучение восьмилетней тотально слепоглухонемой Лоры Бриджмен (1829-1889). Девочка Лора в возрасте 2лет и 2 месяцев потеряла зрение, слух, а также, обоняние после эпидемии скарлатины. В это же время было создано первое учебное отделение для слепоглухих при Институте слепых Перкинса. Это отделение продолжает существовать и по сей день. Уже в 1939 году было зарегистрировано 69 слепоглухонемых детей, а в середине 50-х гг., после проведения нового учета, было выявлено уже 252 слепоглухих ребенка, но к обучению приступило только 74 из-за нехватки квалифицированных работников. При Бостонском университете была организована специальная подготовка учителей. В 1964 году он выпустил 40 квалифицированных педагогов. В 1963-1965 гг. после эпидемии краснухи, в США было зарегистрировано примерно 2000 детей с глубокими нарушениями зрения и слуха. В настоящее время в США проживает более 1300 слепоглухих. Шесть высших учебных заведения готовят педагогов для слепоглухих детей. Многие зарубежные страны посылают своих учителей для обучения и стажировки в такие ведущие американские учебные учреждения, как Перкинсовская школа.
Начало специального обучения слепоглухих в Великобритании датируется 1952 годом. Педагоги Кондоверской школы, одной из старейших школ для слепых в Англии, прошли стажировку в Перксиновской школе США, и туда поступило первых два слепоглухих ребенка. В дальнейшем было создано специальное отделение для слепоглухих от 6 до 18 лет. Особую роль в развитии обучения сыграло две общественные организации. С 1928 года существует Национальная Лига помощи слепоглухим. Сейчас она объединяет около 8000 слепоглухих и защищает их интересы. По инициативе нескольких семей, имевших слепоглухонемого ребенка в 1955 году, была создана ассоциация родителей. Роль этой организации выросла после эпидемии краснухи в шестидесятые годы. В настоящее время в нее входят не только родители, но и учителя, исследователи.
С 1981 года существует Союз учителей слепоглухих Северных стран, в который входят учителя Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции. Этот союз координирует усилия педагогов пяти стран в деле обучения и обслуживания слепоглухих детей. Он организует обмен информацией, проводит курсы повышения квалификации и т. п.
В Германии первое отделение для слепоглухих было открыто на территории ФРГ в 1965г. при школе слепых города Ганновера. В 1967г. организовано Немецкое общество слепоглухих. По основам проекта этого центра в 1972 году были открыты подобные учреждения в США, Англии и Голландии. Этот центр состоит из комплекса зданий, где есть школа-интернат, курсы для учителей с гостиницей, дом на 45 квартир для взрослых слепоглухих, административные здания, спортивные учреждения. Учебная группа состоит из 4 детей, с которыми занимается 1 учитель, 3 воспитателя и 1няня.
Носителем второй эпохи развития системы обучения и воспитания слепоглухих в истории тифлосурдопедагогики считается Россия. Причём, происходило это в несколько этапов.
1. 1909-1941 годы-в Санкт-Петербурге, где до революции было создано попечительское общество слепоглухонемых, в одном из приютов была создана первая группа таких детей, которая в разное время меняла место нахождение, вплоть до Отофонетического института (впоследствии Института уха, горла и носа). Результаты обучения слепоглухих в этой группе и психологические наблюдения за их развитием описаны в научных трудах главного руководителя этой школы, выдающегося тифлосурдопсихолога А. В. Ярмоленко (1900-1976).
2. 1923 - 1937 годы в Харькове, где была организована при школе слепых группа, клиника слепоглухих детей, под руководством профессора И. А. Соколянского (1889-1960), которого принято считать основоположником советской тифлосурдопедагогики. Именно ему принадлежат новые идеи и методические разработки по обучению слепоглухих (как правило, тотальных). Опыт харьковской школы отражен в многочисленных научных и публицистических статьях, в том числе, самого И. А. Соколянского, О.И. Скороходовой, А. И. Мещерякова и многих других.
3. 1947-1960 годы в Москве, где продолжал свою работу после почти 10-летнего перерыва И. А. Соколянский в Институте дефектологии АПН РСФСР.
4. С 1961 по настоящее время в Сергиевом Посаде, где создан первый в России крупный центр по обучению, воспитанию и реабилитации слепоглухих детей и молодёжи, а также начали появляться группы слепоглухих в других школах. В итоге в Советском Союзе к 60-м годам 20-го века сформировалась сильная тифлосурдопсихологическая школа трудами профессора И. А. Соколянского и особенно его ученика А. И. Мещерякова. После смерти И.А. Соколянского в 1960 году, А.И. Мещеряков осуществляет то, что не удалось его учителю при жизни - организует, наконец, лабораторию изучения и воспитания слепоглухонемых детей в Институте дефектологии в 1961 году и оформляет при ней экспериментальную группу по обучению слепоглухих детей.
В настоящее время в России, до сих пор нет отдельной категории инвалидности «слепоглухота». До18 лет они инвалиды детства, а потом нужно получить инвалидность по слепоте или по глухоте. Перепись слепоглухих в России подвела промежуточные итоги: обнаружено 2200 человек с одновременным нарушение слуха и зрения. Эти цифры значительно отличаются не только от мировой статистики (1 слепоглухой на 10 тысяч населения), но и от прогнозов организаторов переписи, т. к. планировалось обнаружить хотя бы пять тысяч слепоглухих.
Это, впрочем, не значит, что в России гораздо меньше людей с этими сенсорными нарушениями, чем в остальном мире. В процессе переписи возникают определенные сложности, преодолеть которые не всегда удается. Главная из них - замкнутость мира слепоглухих. "За последние 20 лет об этих людях никто не вспоминал, а теперь к ним проявляют активный интерес. Естественно, что они настороженно относятся к подобным инициативам и на контакт идут с большим трудом", - пояснили в фонде поддержки слепоглухих "Со-единение", которые являлись организаторами переписи в 2015 году.
Сейчас в Сергиево-Посадском детском доме слепоглухих обучаются более 200 детей и подростков с разными нарушениями развития. Кроме учебных корпусов, здесь есть мастерские (свечная, ткацкая, швейная, гончарная и другие), теплица и даже конюшня. За последние 5 лет из детского дома в семьи отправились 6 ребят. Педагоги считают это хорошим знаком, ведь раньше, говорят, "сложных" детей не брали вообще. Значительная часть воспитанников учреждения не сироты, а дети, которых родители отдали на обучение. Здесь они находятся бесплатно, но проблема в том, что такой детский дом один на всю Россию. Обращений в учреждение значительно больше, чем вакантных мест. Здесь обучают дефектологов из регионов, чтобы помочь таким детям без отрыва от семьи.
Закройте уши, глаза на пару минут, и вы все равно не поймете, как они живут.
Литература
Колесникова К. Российская газета - Федеральный выпуск № 290(6562) «Мир на кончиках пальцев» 2014.
- Скороходова, О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир / О. И. Скороходова. М.: Педагогика, 1990. 416 с
- Соколянский, И. А. Обучение слепоглухонемых детей / И. А. Соколовский // Дефектология. 1989. № 2. С. 75–84.
- Петин В. «В России насчитали более 2 тысяч слепоглухонемых» 2015.
- Этика взаимоотношений и общения со слепоглухими: методическое пособие — М., 2006.— 86 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Коррекционное обучение. Общетеоретические аспекты обучения"
Данный материал познакомит с организацией системы коррекционного обучения и воспитания в учебных заведениях....
Традиции празднования Нового года в России и других странах
Данное мероприятие было разработано для детей учётных категорий с целью ознакомления их с традициями празднования Нового года в разных странах, воспитания дружеских взаимоотношений в коллективе и форм...
Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами. Практическая работа 9 класс (ФГОС)
Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами.АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ СОЗДАНЫ НА...
«Andere Länder, andere Sitten» «Другие страны, другие обычаи»
Викторина по немецкому языку (с ответами)...
В России, Казахстане и других странах пройдут показы научно-образовательного урока-спектакля «Космос. Начало»
В сюжете спектакля, который будет показан для школьников разных стран, увлекательный рассказ об истории освоения космоса. Зрители узнают путь великой мечты: от основателя русского космизма Николая Фед...
Познание о культуре России и других стран. Взгляд молодого учителя.
Педагогический опыт....
Презентация для 5 класса на тему: Празднование Пасхи в России и других странах. Ostern. Немецкий язык.
В презентации содержатся слайды с фотографиями и картинками, а также подписями к ним на тему празднования Пасхи в Христианском мире. Также в презентации содержатся задания, рекомендуемые к выполнению ...