"Коррекционное обучение. Общетеоретические аспекты обучения"
статья по теме
Данный материал познакомит с организацией системы коррекционного обучения и воспитания в учебных заведениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r_e_f_e_r_a_t_korrekcionnoe_obuchenie.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ
Учитель: по игре и игротерапии
Кисакова Валентина Афанасьевна
Новороссийск
2010г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Коррекция-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Компенсация--------------------------------------------------------------------------------------------------
Социальная реабилитация---------------------------------------------------------------------------------
Социальная адаптация--------------------------------------------------------------------------------------
Воспитание аномальных детей---------------------------------------------------------------------------
Обучение и развитие аномальных детей----------------------------------------------------------------
Методы обучения в коррекционной школе------------------------------------------------------------
Заключение---------------------------------------------------------------------------------------------------
Библиографический список--------------------------------------------------------------------------------
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушением психофизического развития – одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем.
В нашей стране внедрению коррекционной работы в учебных заведениях уделяется самое серьезное внимание. Учитывая, что эта проблема является не только образовательной, но и социально-охранительной. Принята система мер по оказанию образовательной, социальной и медицинской помощи детям с недостатками в физическом и психическом развитии. В соответствии со ст. 18,19 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в стране создана сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В общегосударственном законе «Об образовании!, Программе «Дети-инвалиды» и других документах закреплены ключевые позиции по совершенствованию данного образовательного направления.
Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – сложная социальная и педагогическая проблема. Ее решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной, активной общественно-полезной жизни.
Дефектология как педагогическая наука оперирует рядом основных педагогических терминов и категорий.
Коррекционно – воспитательной задаче подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у школьников общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков. На ранних этапах обучения и развития эта работа предусматривает обогащение представлений аномальных детей об окружающей действительности, формирование навыков самообслуживания, произвольных движений и других видов деятельности. В дальнейшем коррекционно – воспитательная работа осуществляется в процессе обучения аномальных детей общеобразовательным знаниям
КОРРЕКЦИЯ
Коррекция в дефектологии – система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов (например коррекция произношения, зрения), так и целостное влияние на личность аномального ребенка в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития. Устранение или сглаживание дефектов развития познавательной деятельности и физического развития ребенка обозначается понятием «коррекционно-воспитательная работа»
Коррекционно – воспитательная работа представляет систему комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности в целом, поскольку всякий дефект отрицательно влияет не на отдельную функцию, а снижает социальную полноценность ребенка во всех ее проявлениях. Она не сводится к механическим упражнениям элементарных функций или к набору специальных упражнений, развивающих познавательные процессы и отдельные виды деятельности аномальных детей, а охватывает весь учебно-воспитательный процесс, всю систему деятельности специальных учреждений
КОМПЕНСАЦИЯ
Компенсация – возмещение, уравновешивание – замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма. Это сложный, многообразный процесс приспособляемости организма вследствие врожденных либо приобретенных аномалий. Процесс компенсации опирается на значительные резервные возможности высшей нервной деятельности.
У аномальных детей в процессе компенсации происходит формирование новых динамических систем условных связей, исправление нарушенных или ослабленных функций, развития личности.
Специфическое развитие аномальных детей, вызванное нарушением одной из систем организма и его функций, проходит на фоне активизации защитных средств и мобилизации резервных ресурсов, сопротивляющихся наступлению патологических процессов. Здесь и проявляются потенциальные возможности компенсации. Специальное обучение и воспитание открывают широкие возможности развития функций.
В развитии аномального ребенка ведущую роль играет не первичный дефект, а его вторичные социальные последствия, его социально-психологическая реализация. Процессы компенсации не в состоянии полностью выправить дефект, но они помогают преодолеть затруднения, создаваемые дефектом. Поэтому особо важно социальное воспитание аномального ребенка, основанное на методах социальной компенсации его природного недостатка. Это означает включение ребенка в разнообразные социальные отношения, активное общение, общественно-полезную деятельность на основе компенсаторных возможностей.
Чем раньше начинается специальное педагогическое воздействие, тем лучше развивается процесс компенсации. Коррекционно – воспитательная работа, начатая на ранних этапах развития, предупреждает вторичные последствия в нарушении органов и способствует развитию ребенка в благоприятном направлении.
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
Социальная реабилитация в медико-педагогическом значении – включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Это главная задача в теории и практике дефектологии.
Реабилитация осуществляется с помощью медицинских средств, направленных на устранение или смягчение дефектов развития, а также специального обучения, воспитания и профессиональной подготовки.
В процессе реабилитации компенсируются функции, нарушенные болезнью. Задачи реабилитации решаются в системе специальных учебных заведений для разных категорий аномальных детей, где особенности организации учебного процессе определяются особенностями аномального развития детей.
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
Социальная адаптация – приведение индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У аномальных детей из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирование на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении.
В задачи обучения и воспитания аномальных детей входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, коллективом, осознанного выполнения социальных (в том числе и правовых) норм и правил. Социальная адаптация открывает аномальнвм детям возможность активного участия в общественно полезной жизни. Опыт специальных учебных заведений показывает, что учащиеся этих школ способны овладеть принятыми в нашем обществе нормами поведения.
ВОСПИТАНИЕ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ.
Воспитание аномальных детей – одно из основных понятий дефектологии. Оно имеет большое значение для общего развития детей, их общения со сверстниками и взрослыми, формирования личности.
Цели и задачи воспитания аномального ребенка определяются общими принципами педагогики – подготовка к активной общественно-полезной жизни, формирование гражданских качеств, но реализуются они в доступном объеме методами и средствами, соответствующими степени и структуре дефекта. В зависимости от характера нарушения выдвигаются специальные задачи, связанные с преодолением его последствий. Воспитание аномального ребенка осуществляется в тесном контакте семьи и школы, в обстановке взаимопонимания, взаимопомощи, разумного сочетания требовательности и щадящего режима.
Воспитательная работа с аномальным ребенком проводится с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей, направлена на формирование у него самостоятельности, навыков самообслуживания, труда и культуры поведения, умения жить и работать в коллективе.
Воспитание аномального ребенка требует деликатного, тактичного отношения окружающих к его психическим или физическим недостаткам, исключающего фиксацию внимания на дефекте, подчеркивающую его неполноценность. Важно воспитать у ребенка оптимизм и уверенность, сформировать способность преодолевать трудности, стимулировать его компенсаторные возможности, ориентировать на положительные качества и вместе с тем развить способность к критической оценке своих действий и поступков.
ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ.
Обучение и развитие аномальных детей – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду.
В ходе обучения осуществляются цели образования и воспитания. Дефектология занимается вопросами специальной дидактики (теории образования и обучения аномальных детей). Задачи, содержание, принципы, организация учебного процесса разрабатываются для каждого конкретного типа специального учебного заведения с учетом глубины и характера дефекта.
Развитие аномального ребенка в большей степени, чем нормального, зависит от обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его несвоевременном начале наносится непоправимый ущерб развитию аномальных детей, тормозится формирование их психических функций, углубляется отставание от нормальных сверстников; при сложных дефектах возможности умственного развития могут оказаться нереализованными.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ.
В коррекционной школе так же, как и в массовой, учебный процесс предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения. Здесь используются методы и приемы обучения, принятые в массовой школе, а также некоторые методы и приемы из других областей дефектологии, например, логопедии; наряду с этим разрабатываются специфические методы и приемы.
Недостатки развития познавательной деятельности умственно отсталых учащихся, особенно мышления и речи, не позволяют использовать такие методы, как школьная лекция и учебные дискуссии, диспуты. В то же время коррекционная направленность обучения требует активного использования не только репродуктивных, но и продуктивных методов, способствующих развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, переходу их от наглядно-практических к наглядно-образным и словесно-логическим формам мышления. Поэтому в процессе обучения в старших классах используются в частности, некоторые продуктивные виды самостоятельных работ, элементы проблемного обучения (создание простейших проблемных ситуаций, эвристические беседы), но применение их ограниченно.
Умственно отсталые дети, как правило, приходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности. У них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, они легко отвлекаются, быстро устают. Это требует более широкого (чем в массовой школе) включения в процесс обучения в младших классах методов, вызывающих интерес к учению; использование познавательных игр, создание занимательных ситуаций и т.д.. Игровые методы находят свое применение и в старших классах, они часто используются для закрепления пройденного.
В процессе обучения широко используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Специфика их применения диктуется особенностями познавательной деятельности умственно отсталых детей. Ученики, например, не могут одновременно усвоить большой объем материала, значит необходимо членение его на небольшие части. Кроме того, материал, сообщаемый только в словесной форме, не подкрепленный наглядностью или практическими действиями, плохо понимается школьниками, не запоминается, а следовательно важно сочетать эти методы. Однако в связи с тем, что у школьников связи между словесными и наглядными компонентами образуются с большим трудом, требуются специальные методические приемы, обеспечивающие эту связь.
Нередко своеобразие того или иного метода заключается в специфике применяемых приемов. Например, для запоминания изучаемой буквы учителя используют приемы обводки букв, вырезанных из наждачной бумаги, согнутых из проволоки, складывание их из отдельных элементов, раскрашивание и т. п.
Большое значение имеет сочетание разных методов. В коррекционной школе это будет зависеть не только от характера и содержания учебной дисциплины, дидактических задач, подготовленности учащихся, но и состава класса. Неоднородность состава, обусловленная типологическими особенностями школьников, требует поисков различных сочетаний методов для успешного обучения всех учеников. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения школьниками учитель выбирает те или иные методы для конкретного урока. Следует отметить, что специфика применения методов и приемов наиболее отчетливо проявляется в процессе преподавания каждого учебного предмета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Построение коррекционно-развивающего педагогического процесса необходимо для преодоления и (или) профилактики негативных проявлений в развитии, основывается на комплексных подходах, включающих лечебные и лечебно-профилактические мероприятия, укрепление физического здоровья ребенка, общую коррекционную направленность фронтального учебно-воспитательного процесса (на уроках, внеклассных занятиях, во время самоподготовки), индивидуально-групповую коррекционную работу в зависимости от специфических недостатков в развитии (кинезитерапию, логопедию, лечебно-физкультурную коррекцию, зрительно-пространственную координацию, психокоррекцию и т .п.)
При выборе оптимальных педагогических условий для учащихся важно учитывать как индивидуально типологические особенности, так и возрастные этапы развития. В связи с этим необходимо предусмотреть коррекцию и компенсацию недостатков развития на основе ведущего вида деятельности (игровая деятельность в дошкольный период, учебно – познавательная – в школьном возрасте, познавательно – трудовая – в подростковом).
Учитывая изложенное выше, возникает необходимость создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуально – типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно – психического здоровья.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Братусь Б.С. Аномалии личности – М., 1998
2.Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова – М., 1998.
3.Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии – М., 1998
4.Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений.
/Сост.Ф.Ф. Водоватов и др. –М., 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания"
Пособие включает в себя как теоретические основы здоровьесбережения, так и обобщение опыта по данной теме, в том числе, банк физкультминуток...
Педагогический и межкультурный аспекты обучения второму иностранному языку
Второй иностранный язык в отечественной школе – явление положительное. Очевидно, что введение второго иностранного языка в учебный план общеобразовательной школы стало реальным шагом на пути к...
Исторические аспекты обучения детей вокалу
Почти во всех школах искусств есть вокальное отделение и специальность: “сольное пение”. Чаще всего работают на этих отделениях вокалисты – “академисты”. Но все чаще в школах появляется “эстрадн...
Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида
Доклад на муждународной научно-практической конференции по коррекционному образованию в Москве...
Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания
Настоящее методическое пособие включает в себя теоретический и практический материал, применение которого позволяет формировать навыки для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.Методическое пос...
Психологические аспекты обучения математике в классах с вечерней (заочной) формой обучения.
О том, как снизить тревожчащихся на успешные результаты.ность перед экзаменами, психологически настроить учащихся на результат....
Исследовательская работа «Обучение грамматическому аспекту английского языка как средство оптимизации процесса обучения».
обобщение и углубление знаний по обучению грамматике в курсе средней школы....