Визуализация образовательного контента как способ развития мотивации учения
методическая разработка
В сложившихся условиях информатизации общества необходимо дополнять образовательный процесс современными ресурсами, к числу которых относят образовательный контент, облеченный в визуальную форму, который можно воспроизводить или использовать как с привлечением электронных ресурсов, так и без них. Визуализация способна помочь концентрироваться и собираться в нужный момент, увлекать и вовлекать учащихся в освоение образовательного контента, мотивировать учение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Визуализация образовательного контента как способ развития мотивации учения
И.В.Долгушин, учитель истории МАОУ «Лицей»
Важнейшим условием успешного и точного понимания информации является простота ее изложения. Информационная насыщенность современного мира требует специальной подготовки образовательного контента перед его предъявлением обучающимся, с целью их вовлечения в активную самостоятельную познавательную деятельность.
Снижение мотивации учения является одной из центральных и сложных проблем, с которой сталкивается учитель, причем, по оценкам ученых, эта проблема будет только усугубляться. Для детей современного поколения альфа и будущего поколения дабл ю (W) проблема развития мотивации во многом будет связана со способностью удерживать внимание, которое уже сейчас находится в дефиците и длится считаные секунды.
В сложившихся условиях информатизации общества необходимо дополнять образовательный процесс современными ресурсами, к числу которых относят образовательный контент, облеченный в визуальную форму, который можно воспроизводить или использовать как с привлечением электронных ресурсов, так и без них. Визуализация способна помочь концентрироваться и собираться в нужный момент, увлекать и вовлекать учащихся в освоение образовательного контента, мотивировать учение.
Однако большинство ученых и практиков образования изучают влияние визуализации на развитие мышления, мы же в своем методическом опыте пытаемся ответить на вопрос: как визуализация образовательного контента влияет на мотивацию учения современных детей.
Она рассматривается нами не как вспомогательный или иллюстрирующий элемент, а как самостоятельный способ активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирования выработки собственной позиции у учащихся, носит системный характер, используется в учебной, внеучебной и воспитательной работе, исследовательской и проектной деятельности. Это и составляет идею нашего опыта.
Давно доказан тот факт, что человек более 80 % информации воспринимает визуально. А по данным исследования IT-корпорации ЦИСКО (CISCO), 90% всей информации в Интернете – визуальные данные. Мозг человека «любит» фотографии, видео, рисунки, это самая привычная и быстрая для восприятия форма контента, поэтому умение читать и представлять информацию в визуальной форме крайне важно для успешной коммуникации в любой сфере.
Основными причинами визуализации образовательного контента являются:
- цифровизация всех сфер жизни, в том числе наличие цифровых инструментов для создания визуализальных образов;
- ориентированность людей на восприятие визуальных образов;
- способность передавать информацию более понятным способом.
В мировой практике первым положительным опытом визуализации можно назвать «Мир чувственных вещей в картинках» Коменского,а в отечественной практике – опорные конспекты Шаталова.
Термин «технология визуализации учебной информации» был предложен Г.В.Лаврентьевым. Технология визуализации включает в себя: комплекс учебных знаний, визуальные способы их предъявления; визуально-технические средства передачи информации; приемы развития визуального мышления.
В настоящее время в теории и практике накоплен большой арсенал приёмов и средств визуализации. Наш опыт показал, что для формирования мотивации учения достаточно результативными являются следующие приемы визуализации: ментальная карта, таймлайн, облако тегов, понятийное колесо, кроссенс и др.
Так, например, Таймлайн или лента времени позволяет получить визуальную картинку о том, как в хронологии развивалось какое-либо событие. Современные сервисы позволяют «нанизывать» на ленту времени не только текст, но и изображения, видео и звук. Ленту времени на уроке истории использую при изучении темы «Возвышение Московского государства». Также возможно домашнее задание - создание ленты времени по теме «Объединение русских земель….».
Кроссенс– это головоломка нового поколения, позволяющая проводить ассоциации между изображениями. Кроссенс на уроке я применяюпри определении темы и цели урока;при изучении нового материала, в качестве постановки проблемной ситуации;при закреплении и обобщении изученного материала;при подведении итога работы на уроке в качестве рефлексии.
Как показал наш опыт, большими потенциальными возможностями в развитии мотивации учения, запоминания информации, развития креативного и логического мышления обладают ментальные карты как один из приемов визуализации образовательного контента.
Ментальные карты помогают систематизировать идеи и выявить связи и иерархию. Благодаря цвету, рисункам и символамконспекты становятся более наглядными, лучше запоминаются.
Это происходит еще и потому, что ученики сами составляют ментальные карты, при этом в процессе работы над картойони проделывают огромную работу по обработке информации, поэтому и уровень запоминания гораздо выше, чем при простом линейном конспектировании текста.
Рассматривая ментальные карты как системный методический прием, использую их в различных формах образовательной деятельности: на уроке, в работе кружка, в процессе воспитательной работы.
Например, на уроке по теме «Смутное время» (Урок обобщения и систематизации изученного ранее) в 10 классе ментальные карты использую на разных этапах.На этапе актуализации знанийучитель предлагает группам дополнить схему по блокам «Правление Бориса Годунова», «Воцарение на российский трон Лжедмитрия I», «Шведско-польская интервенция», «Народное ополчение и освобождение Москвы», в конце ученики по самостоятельно составленной ментальной карте озвучивают полученный результат. На этапе обобщения предлагается дополнительный материал «Периоды Смутного времени» и вопросы, на которые ученики в ходе знакомства с информацией должны дать ответы, используя ментальную карту. После чего происходит взаимный обмен информацией и подводится итог. В ходе рефлексии учащиеся анализируют, верно ли группы представили информацию в кодированном виде.
Система современного образования построена в основном на логико-вербальном мышлении и линейном восприятии информации, что значительно объединяет восприятие учащимися мира. Одна из основных проблем исторического образования учащихся – перенасыщение его фактами, событиями, персонажами без оценки их в контексте гуманистических ценностей. Исходя из собственного опыта, я бы выделил ещё одну важную проблему – противоречие между объёмом, сложностью исторического материала. Анкетирование учеников доказывает моё наблюдение – история как предмет готовится по «остаточному принципу». 67 % учащихся занимаются историей иногда, только 46 % по силам учебный материал, который необходимо усвоить. Современные учебные пособия по истории оснащены визуальной информацией в форме иллюстраций, фотоснимков, артефактов, рисунков-реконструкций, таблиц, простых схем. Деятельностный компонент обучения, как правило, представлен табличной формой и выражен дидактическим заданием «Заполни таблицу». Но практика показывает, что учащимся достаточно сложно устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии, делать выводы, приводить примеры.
Становление моего опыта происходило на протяжении 10 лет. Большое влияние на него оказала работа как в качестве учителя истории, так и учителя изобразительного искусства, позволившая реализовать новую познавательную парадигму «слово – образ – действие».
Визуализацию образовательного контента использую также в процессе организации исследовательской и проектной деятельности (например, «Тобольск купеческий», «Доброхотство города Тобольска»), в ходе экскурсионной работы в процессе трансформации образовательного пространства в рамках урочной и внеурочной деятельности (например, «Золотая линия Тюменской области. Экскурсионный маршрут»); в рамках кружка «Наше наследие».
Сравнительный анализ развития уровня мотивации учения по методике М.И.Лукьяновой показал ее рост после систематического использования различных приемов визуализации образовательного контента, в том числе ментальных карт.
Увеличилось количество учащихся, проявляющих познавательную самостоятельность, желающих заниматься в кружке и включаться в проектную и исследовательскую деятельность, занимающих призовые места на олимпиадах, в конкурсах проектных и исследовательских работ школьного, муниципального, регионального и Всероссийского уровней (историко-краеведческие игры «Наследники», «Мой край», «Зашифрованное письмо», конкурс экскурсоводов и др.).
Достигнутые результаты показывают возможности визуализации в развитии мотивации учения за счет расширения каналов восприятия образовательного контента, повышения внимания и роста активности учащихся, снижения утомляемости. В целом, отметим, что визуализация на сегодняшний день является стратегически важным направлением развития образовательной системы, ответом на вызовы современного глобального мира.
Список используемых источников
- Бьюзен Т. Карты памяти. Используй свою память на 100%. М.: Росмэн-Пресс, 2007. 96 с.
- Воробьева В.М. Эффективное использование метода интеллект-карт на уроках:
методическое пособие / В.М. Воробьева, Л.В. Чурикова, Л.Г. Будунова. М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013. 44 с.
- Етнеут А.А. Применение интеллект-карт на уроках истории и обществознания. URL:
https://infourok.ru/statya-na-temu-primenenie-intellekt-kart
- Колесник В. Ментальные карты. URL: http://chernila.org
- Манько Н.Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов в активизации учебной
деятельности // Известия Алтайского государственного университета. 2009. № 2. С. 22 – 28.
- Макарова Е.А., Писаренко В.И. Визуализация как одна из стратегий создания
инновационной образовательной среды // Известия Южного федерального университета. Сер. Технические науки. 2011. № 12. С. 260 – 267
- Метапредметный подход в современном образовании в условиях реализации ФГОС /О.В.
Станкевич, С.В. Шевченко, Е.Ю. Баркалова [и др.] // Молодой ученый. 2017. № 50 (184). С. 271-274. URL: https://moluch.ru/archive/184/47158/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание ситуации успехана уроке, как один из способов повышения мотивации учения.
Выступление на заседании методического совета школы....
Метод проектов в гимназическом экологическом образовании как способ повышения мотивации учения
В настоящее время внимание общества приковано к реформам в области образования. Общественность страны волнует судьба естественнонаучного образования, потому что освоение высоких технологий требует от ...
Развитие мотивации учения
Развитие мотивации учения на уроках математики. Приемы и виды работ для активизиции познавательной деятельности...
Проектная деятельность учащихся как средство развития мотивации учения
Как помочь учащимся лучше понять и полюбить интересную, но далеко нелегкую науку – физику? Учитель не равнодушный к результатам своего труда, старается повысить интерес к предмету, создает...
Современные педагогические технологии на уроках истории и химии как средство развития мотивации учения
Современные педагогические технологии на уроках истории и химии как средство развития мотивации учения...
Современные педагогические технологии на уроках истории и химии как средство развития мотивации учения
Современные педагогические технологии на уроках истории и химии как средство развития мотивации учения...
Творчество как способ положительной мотивации учения
Как формируется интерес к учебному предмету? Интерес к овладению знаниями у школьников формируется лишь при условии соответствующей организации учителем учебной деятельности. Какой должна быть эта дея...