Рабочая программа по объединению ЮИД
рабочая программа (7 класс)
Предварительный просмотр:
Срок реализации программы 1 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Всего 34 час.
Возраст воспитанников: 12– 13 лет. На базе 7 А класса
Цель программы: Формирование у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи программы:
Образовательные
- повысить у обучающихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
- помочь обучающимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедистов;
- оказать содействие обучающимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи
Развивающие
- развивать у обучающихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- способствовать развитию у обучающихся таких умения, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные
- воспитывать у обучающихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
- вырабатывать у обучающихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
- сформировать у обучающихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
В программу входят теоретические и практические знания об оказании первой медицинской помощи пострадавшим. Программа построена таким образом, чтобы учащиеся не только усвоили информацию, но и воспользовались ею в реальной жизни.
Форма организации занятий
Реализация данной программы позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние из последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает групповые занятия и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Программа уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков и с этой целью используются такие формы проведения занятий, как выступление агитбригады, театрализованное представление, КВН, рей, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.
Методы и средства обучения
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание Правил дорожного движения, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу с целью изучения программного материала. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и посторенние пройденного материала.
В образовательном процессе используются «Правила дорожного движения РФ» (последняя редакция), плакаты с изображением знаков дорожного движения, экзаменационные билеты по Правилам дорожного движения и комментарии к ним (категория «В»), тематические задачи и комментарии к ним, аптечку водителя для оказания первой медицинской помощи.
Программа способствует:
- умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
- нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям. Члены отряда ЮИД ведут пропагандистскую деятельности по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
- эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. Члены отряда ЮИД выступают с агитбригадой перед детьми и родителями;
- трудовому воспитанию - учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям;
- физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате обучения обучающиеся должны научиться:
- основным понятиям и терминам из Правил дорожного движения РФ;
- общим положениям Правил дорожного движения РФ;
- правилам перехода проезжей части на площадях и перекрестках;
- правилам посадки в общественный транспорт и высадки из него;
- правилам поведения детей при перевозке в салоне легкового автомобиля;
- основам страхования
Учащиеся получат возможность научиться:
- правильно вести себя, оказавшись в экстренной ситуации на проезжей части дороги;
- пользоваться общественным транспортом;
- самостоятельно выбирать безопасный путь движения в той или иной местности;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях
- В ходе занятий по изучению и пропаганде Правил дорожного движения обучающиеся получат возможность сформировать такие качества, как самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность.
2. Основное содержание программы:
Заеятие № 1 Введение. Положение об отрядах ЮИД. Определение состава и структуры отряда. Выборы командира отряда, его заместителя, командиров групп. Разработка символа отряда, выбор девиза. разучивание отрядной песни. Выбор редколлегии, печатного органа отряда. Задание: изготовить и вывесить в школе многоцветный плакат о целях и задачах ЮИД. Приобрести брошюры с текстом Правил дорожного движения, форму для ЮИД, рабочие тетради.
Занятие № 2 Правила дорожного движения. История автомототранспорта и безопасности движения. Автомобили, мотоциклы и велосипеды. Правила дорожного движения, их история. Задание: прочтение пособия М.Л. Форштат «Учись быть пешеходом», энциклопедия из серии «Я познаю мир» – «Автомобили» и др. Сфотографировать на улицах города или села автомобили различных марок и видов. Поместить фотографии автомобилей в рабочие тетради или на стенд.
Знакомство с Правилами дорожного движения. Основные термины и понятия: участник дорожного движения, дорога, проезжая часть, тротуар, обочина (п. 1 ПДД).
Занятие № 3 Обязанности пешеходов. Пешеходные переходы и остановка маршрутных средств. Движение пешеходов. Движение организованных пеших колонн (п. 4 ПДД). Обязанности пассажиров (п. 5 ПДД). Возможные опасные ситуации, возникающие при переходе дороги. Разбор ситуаций-ловушек: «Обзор закрыт», «Внимание отвлечено», «Середина проезжей части», «Пустынная улица» и др. (Использование плакатов или стендов «Кажется безопасно? Нет – опасно!», плакатов «Улица без опасности» – изд. «Третий Рим»).
Занятие № 4 Светофор. История регулирования. Сигналы регулировщика. Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов. Значение сигналов светофора (п. 5 ПДД). Предложить темы доклада, реферата, беседы, сообщения по правилам дорожного движения для детей. Тема определяется учителем в соответствии с желанием ребенка. С разработками учащиеся выступают перед школьниками младших классов и сверстниками. Выступления проходят в период подготовки к школьным каникулам в ходе «Недели безопасности дорожного движения».
Изготовить макет светофора и продемонстрировать его работу в младших классах и детском саду. Написать рассказ или стихотворение о светофоре.
Предупредительные сигналы автомобиля.
Задание: изучение и тренировка подачи сигналов регулировщика Наблюдение за работой регулировщика.
Патрулирование отряда ЮИД по улицам микрорайона. Посещение ГИБДД и присутствие на разводе инспекторского состава.
Занятие № 5 Дорожные знаки. Классификация дорожных знаков: Предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Значение отдельных дорожных знаков. Разметка дороги (проезжей части).
Занятие № 6 Обязанности водителей (п. 2 ПДД). Правила движения велосипедистов, требования к управлению велосипедом, мопедом, возраст, разрешающий движение по проезжей части, движение колонн велосипедистов (п. 24 ПДД).
Занятие № 7 Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств (П. 14 ПДД). Виды пешеходных переходов. Регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы. Задание: начертить перекресток с пешеходными переходами и изучить с детьми Правила перехода дороги. Сфотографировать пешеходов, пользующихся подземными переходами, придумать под этим снимком интересную подпись. Сфотографировать пешеходов, нарушающих ПДД, и придумать под снимками интересные подписи. Из картона изготовить макет перекрестка с разметкой проезжей части, дорожными знаками, использовать макет при проведении занятий и игр с учащимися младших классов по безопасности движения.
Занятие № 8 Маневрирование, обгон. Начало движения. Сигналы велосипедиста при поворотах, разворотах и остановке. Перестроение (п. 8 ПДД). Расположение транспортных средств на проезжей части. Особенности движения по узкой проезжей части, многополосной дороге, дороге с тремя полосами движения (п. 9 ПДД). Обгон, встречный разъезд (п. 11 ПДД).
Занятие № 9 Перекрестки и их виды. Проезд перекрестков (п. 13 ПДД). Задание: изучить разметку проезжей части. Начертить схемы перекрестков различных видов. Сфотографировать движение на одном из перекрестков. Придумать и провести в подшефном классе игру «Наш перекресток». Написать в школьную газету заметку под названием «На перекрестке».
Занятие № 10 Движение через ж/д переезды (п. 15 ПДД), в жилых зонах (п. 17 ПДД). Приоритет маршрутных транспортных средств (п. 18 ПДД).
Занятие № 11 Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами (п. 19 ПДД), применение спецсигналов (п. 3 ПДД).
Занятие № 12 Буксировка, перевозка людей и грузов (п. 24).
Занятие № 13 Решение задач, повторение изученного (решение тестов, представленных в методическом пособии «Подготовка к конкурсу-фестивалю ЮИД «Безопасное колесо»: методическое пособие для руководителей отрядов ЮИД/Авт.-сост. Хамитова Э.А., Митрофанова О.Н. – Самара, 2007).
Занятие № 14 Зачет.
Занятие № 15 Основы доврачебной помощи. Травмы (открытые, закрытые): ушибы, переломы, вывихи. Первая помощь при переломах. Транспортная иммобилизация (наложение шин), правила ее проведения, особенности иммобилизации при различных повреждениях. Правила переноски пострадавшего. Задание: наложение шин.
Занятие № 16 Раны и кровотечения. Виды ран. Виды кровотечений (артериальное, венозное, капиллярное). Способы остановки кровотечения. Наложение повязок. Правила бинтования, виды повязок. Задание: наложить различные виды повязок.
Занятие № 17 Ожоги. Виды ожогов. Степени поражения при термических ожогах. Первая помощь при ожогах.
Занятие № 18 Комплектация индивидуальной аптечки.
Занятие № 19 Обморок, стресс. Тепловой и солнечный удары. Холодовая травма.
Занятие № 20 Алгоритм оказания помощи при ДТП. Оценка тяжести состояния пострадавшего. Сердечно-легочная реанимация. Проведение искусственного дыхания и наружного массажа сердца.
Занятие № 21 Отравление. Первая медицинская помощь при отравлении.
Занятие № 22 Устройство и вождение велосипеда. Общее устройство велосипеда. Классификация велосипедов. Основные части велосипеда, их назначение, расположение. Техническое обслуживание, регулировка, мелкий ремонт велосипеда.
Занятие № 23 Учебная езда. Вводный инструктаж. Ознакомление с условиями соревнований «Безопасное колесо» (трассой, системой штрафов).
Занятие № 24 Фигурное вождение велосипеда. Установка трассы для фигурной езды на велосипеде. Ускорение, замедление. Правила вождения велосипеда по пересеченной местности. Вождение велосипеда в автогородке. Отработка упражнений «Змейка», «Качели», «Узкий проезд», «Габаритные ворота», «Проезд по ребристой доске», «Проезд через песок» и др.
Занятие № 25 Творческая деятельность. Подготовка выступления для этапа «Визитная карточка» конкурса-фестиваля «Безопасное колесо».
Занятие № 26 Участие в соревнованиях «Безопасное колесо».
3. Учебно-тематический план занятий с юными инспекторами движения
№ занятия | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
Введение. Правила движения – закон улиц и дорог | 1 | |||
История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…ПДД. Общие положения. | 1 | |||
Обязанности пешеходов. Обязанности пассажиров. | 1 | |||
Дорога, её элементы и правила поведения на дороге. | 1 | |||
Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек. | 1 | |||
Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения. | 1 | |||
История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы. Предупреждающие знак | 1 | |||
Знаки приоритета. Запрещающие знаки. | 1 | |||
Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний | 1 | |||
Изготовление макетов дорожных знаков. | 1 | |||
Обновление материалов на стендах по ПДД. | 1 | |||
Средства регулирования ДД. Транспортные светофоры. Опознавательные знаки транспортных средств. | 1 | |||
Места установки дорожных знаков. | 1 | |||
Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения. Виды разметки. Горизонтальная разметка и ее значение. Вертикальная разметка и ее значение. | 1 | |||
Светофорное регулирование движение транспорта и пешеходов. Сигналы светофора. Виды светофоров. | 1 | |||
Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров. Сигналы регулировщика. Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика. Сигналы автомобиля. | 1 | |||
Расположение транспортных средств на проезжей части. Перекрестки и их виды. Проезд перекрестков. Правила перехода перекрестка. Порядок движения на перекрестке при регулировании движения регулировщиком и светофором. | 1 | |||
Обновление материалов на стендах по ПДД. Места перехода проезжей части. Правила движения пешеходов вдоль дорог. Порядок движения по пешеходным переходам пешеходов и транспортных средств. | 1 | |||
Общие вопросы порядка движения. Остановка и стоянка транспортных средств. | 1 | |||
Пешеходные переходы. Движение через Ж/Д пути. Перевозка людей. Правила пользования транспортом. Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств. | 1 | |||
Акция "Памятка пешеходу" Засветись | 1 | |||
Дорожные ловушки. Решение задач по теме. ДТП. Причины ДТП. Решение задач по теме. Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. | 1 | |||
Основные требования при оказании ПМП при ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. | 1 | |||
Виды кровотечений. Способы наложения повязок. Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. | 1 | |||
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах. | 1 | |||
Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь. Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. | 1 | |||
27 | Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. Правила движения велосипедистов. | 1 | ||
28 | Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. | 1 | ||
29 | Дополнительные требования к движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков. | 1 | ||
30 | Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. Составление памятки: «Юному велосипедисту». | 1 | ||
31 | Тренировочные занятия по фигурному катанию на велосипеде | 1 | ||
32 | Движение групп велосипедистов. П.З: Движение групп учащихся на проезжей части на велосипедах. | 1 | ||
33 | Акция «Дорога не место для игр» | 1 | ||
34 | Зачет по ПДД. Тестирование. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа творческого объединения учащихся "В царстве смекалки"
Рабочая программа творческого объединения по математике "В царстве смекалки" разработана для учащихся 7-8 классов....
Рабочая программа школьного объединения " Спортивные игры"
+Программадеятельности объединения «Спортивные игры»(волейбол, баскетбол)основана на базе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11-х классов,часть 3. Внеклассная работа, ...
Рабочая программа экологического объединения "Юный исследователь" на 144 часа (4 часа в неделю)
Программа ориентирована на обучающихся 12 - 14 лет....
Рабочая программа творческого объединения "Эрудит"
Программа для внеклассной работы с учащимися. Цель программы: развитие эрудиции, логики, познавательных навыков....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА детского объединения «Цветик-семицветик»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА детского объединения «Цветик-семицветик» для детей 1-4 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА детского объединения «Цветик-семицветик»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА детского объединения «Цветик-семицветик» для детей 1-4 классов...