Система дополнительного образования в Ивановской школе
статья

Система дополнительного образования в Ивановской школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система дополнительного образования

в Ивановской школе

В осуществлении идеи  целостности в Ивановской школе можно долго говорить об  учебном процессе и на разработанных в этих целях у нас программах для урочной деятельности. Однако большая  нагрузка здесь приходится на внеурочную работу и систему дополнительного образования. Именно поэтому понятие «дополнительное образование» для нашей школы  звучит  веско и солидно. Ведь все внеурочные занятия могут быть (и более того, должны быть) отнесены  к этой категории, а таковых, только системных,  в нашей школе наберется с полсотни. Особенно,  если в счет включить многие и многие занятия на протяжении хотя бы последних двух десятков лет.

       Подобная работа должна вестись в любой школе, а не только нацеленной на целостное развитие. С одной стороны, мало ли чем захочется кому-то заниматься, мало ли у кого возникнет какая прихоть, ведь направлений для детских занятий сотни. Ну, а во-вторых,  где же взять преподавателей и специалистов, как создать базу для занятий? Второй позиции я коснусь ниже, а о первой порассуждаю прямо сейчас. Конечно, здесь говорится не о примитивном понимании проблемы, речь идет о создании условий для развития детей по направлениям. Ведь дети даже в наш продвинутый век многого не знают, а, следовательно, и не имеют представления  о том, что лежит за пределами их знаний. И в этом может помочь ребенку  лишь педагог, сам стремящийся к воссозданию целостности в себе. Отсутствие в педагоге глубины и широты взгляда не позволяет  ему не только нацеливать свои силы, но даже и не видеть ту или иную, может быть, малозначимую сферу эмпирической личности ни в себе,  ни, тем более, в ребенке. А вместе с тем, она может быть только на первый взгляд малозначима, а для конкретного человека может стать определяющей в жизни, и она не только присутствует в каждом человеке, но и нуждается в развитии. Но такой подход возможен только при взгляде на человека как на целостную личность  в условиях, где на воссоздание ее в воспитаннике  нацелены все творческие силы талантливого учителя. Для меня убедительными являются и факты развития таланта у музыкантов, у  художников. Чем плодотворнее этот талант развивается, тем больше тонов и оттенков слышит, видит начинающий музыкант и художник.

Но прежде всего,  должно учитываться желание самого ребенка. Именно поэтому на протяжении двух десятков лет сентябрь начинался у нас с формирования заказа. На стол в коридоре на всеобщее обозрение выкладывается 3-4 десятка листков с названием дополнительных занятий: кружков, студий, проектов, клубов. И каждый ребенок вписывает свою фамилию в тот листок, чем хочет  заниматься… Конечно, бывало и такое, что не все пожелания детей и их родителей мы могли удовлетворить. Но все же чаще предлагался и предлагается нами « избыток», то есть почти всегда  не все наши предложения пользовались спросом.  Бывало и такое, что в какой-то кружок записывался один ребенок, и мы старались его «заказ»  выполнить.

Урочные дисциплины из вновь введенных нами предметов (добротолюбие, отечествоведение, хореография, старославянский язык, красноречие, каллиграфия, родословие, ИЗО, живопись, МХК, военное дело) составляют в нашей программе  в общей сложности   более 1400 часов в год.  Внеурочная  работа представлена 30 - 40 студиями, кружками, клубами, проектами, кафедрами (это еще столько же часов). Конечно же, программы дополнительного обучения это не догмы.   Время вносит в работу школы и всей системы дополнительного образования коррективы. Это зависит и от интересов детей, и от наличия педагогов, от тенденций развития образования, школы, общества, государства. Двадцать пять лет назад многие из культивируемых ныне направлений были рождены целенаправленно, постановочно. Но основной костяк дополнительного образования в большинстве своем сохранился.

 Каким-то направлениям работы я уделю большее внимание  ниже, расскажу о них поподробней,  а здесь, чтобы просматривалась вся система работы, я лишь их упомяну. За время работы Школы целостного развития много воды утекло, менялись преподаватели, свое место уступали молодым педагогам, кто-то  уже ушел на пенсию, а кого-то уже и нет в живых, но  здесь помечен каждый из учителей, кто культивировал за эти годы тот или иной кружок, студию, проект, направление.

  • Хор духовных песнопений. В храме Ильи Пророка, который находится недалеко от школы,  поют учителя, ученики и выпускники Ивановской школы - всего более 25 человек. Студию ведет регент храма М.А. Чудинова.
  • Хор “Родники” — лауреат районных и областных фестивалей хорового искусства и детского творчества. Постоянный участник и организатор фестиваля имени священника Василия Зиновьева, выступлений на сцене Международной Академии балета и многих районных мероприятий. В репертуаре - духовные, народные, военные, патриотические песни, классика. Руководитель - М.А. Чудинова.
  • Вокальный ансамбль «Скворушки» - руководитель - М.Ю. Удальцова.
  • Игра на фортепиано. Учиться игре на фортепиано можно начинать в любом возрасте. Занятия ведет музыкальный педагог с 45-летнним стажем А.В. Чудинова и Я.А. Чудинова.  Ежедневно занимается с учениками младших, средних и старших классов.
  • Игра на гитаре. Самый популярный из музыкальных инструментов в школе — гитара. Под сопровождение гитары мы поем романсы, русские народные, лирические и духовные песни. Преподаватель Я.А. Чудинова.
  • Студия народного танца. В школе она одна из старейших, работает с 1992 года. Основателем студии является Т.В. Мартышина. Сейчас народный танец преподает хореограф М.А. Чудинова.
  • Студия “Бальный танец”. Занятия ведут хореографы О.Н. Аниканова и М.А. Чудинова.
  • Танцы народов мира – руководитель Т.В. Мартышина.
  • Лечебная гимнастика для взрослых – руководитель Т.В. Мартышина.
  • Бардовская песня звучит на школьных вечерах, встречах с ветеранами, в походах на привале, в экспедициях у костра и во время сплава по рекам, в березовой аллее у школы.  Кружок ведет A.M. Казаков.
  • Игра на скрипке. Игре на скрипке школьников обучает музыкальный педагог Я.А. Чудинова.
  • Игра на флейте – Я.А. Чудинова
  • Ансамбль старинной музыки. Родителей, учеников и учителей объединяет общая любовь к произведениям Баха, Бетховена, Моцарта. Руководитель ансамбля - М.В. Лопатина, мама одного из учеников школы. Здесь же учили играть на домрах, флейтах, гитаре, ударных инструментах(работал в 2005 -2012 гг.).
  • Глиняная игрушка. Это также одна из старейших студий в школе, она работает с 1993 года. Главное - научиться правильно замешивать глину, а потом лепить, раскрашивать, обжигать. Студию ведет педагог- организатор Т.Ю. Давыдова.
  • Студия “Теремок”. Эта студия для учеников начальных классов работает ежедневно. Дети рисуют, занимаются аппликацией, изготовляют игрушки, макеты, работают с пластилином... Руководит студией педагог дополнительного образования И.В. Макарова и Е.М. Стефановская.
  • Работы по дереву. Работа не только интересная, но и полезная. Книжные полки и иконные уголки — для комнат в интернате, макеты стрелкового оружия — для занятий кадетов, игрушки и сувениры — себе и в подарок. Кружок вел В.К. Линючев. Продолжает работу И.И. Саранди
  • Твоя родословная. Кружок работает с 1995 года. За эти годы десятки ребят составили свои родословные вплоть до конца XVII века. Занятия ведет член попечительского Совета Российского Генеалогического общества автор книги “Твоя родословная” B.C. Мартышин. Сейчас уроки ведут О.В. Суворова, М.В. Божкова.
  • ИЗО-студия. Выпускники, прошедшие эту студию, обучаются сейчас на факультетах иконописи в семинариях, православных институтах и университетах, в вузах. Студию вели С.Н. Сущикова,  В.К. Линючев, Е.О. Попова.
  • Кадетский корпус “Ивановский спецназ” (2004 - 2019 гг.)  В кадетском корпусе состоят 40 курсантов. Командир корпуса А.М. Казаков, воспитатель В.А. Паюк, другие  педагоги.
  • Туристическая подготовка – А.М. Казаков
  • Сплавы по рекам – В.С.Мартышин, А.М.Казаков, А.В.Гуреев, М.А.Чудинова.
  • Школа верховой езды. Занятия вели B.C. Мартышин, В. Сарычев.
  • Швейное дело. Кружок ведет О.Н. Аниканова.
  • Кружок “Золотошвейка”. Занятия вела М.В. Цибульская.
  • Музейное дело. Занятие вел B.C. Мартышин. Сейчас ведет А.В. Гуреев.
  • Литературное творчество. Студия работает с 1991 года, основана B.C. Мартышиным, продолжена кинорежиссером Ю.П. Федяниным. Сейчас ведет А.М. Казаков.
  • Рукопашный бой. Занятия ведут А.М. Казаков и В.А. Паюк.
  • Школа выживания. Теоретические занятия ведет A.M. Казаков, , практические A.M. Казаков, В.А. Паюк.
  • Клуб “Хозяюшка”. Занятия вела родительница М.Л. Швыдкова. Сейчас ведет
  • Класс “Сестры милосердия”. Медицинские занятия ведет врач Ф.Н. Божков.
  • Огневая подготовка. Занятия ведут А.М. Казаков и В.А. Паюк.
  • Поисковый клуб “Пересвет”. Командир — B.C. Мартышин, начальник штаба А.В.Гуреев.
  • Клуб исторической реконструкции «Солдаты Великой Отечественной» - А.В. Гуреев.
  • Проект «Животворящая святыня» (установка и уход за крестами) - В.С.Мартышин.
  • Клуб “Горница”. Основала Т.В. Мартышина, заседания вела Е.В. Кунаева, сейчас заседания готовят М.А. Чудинова, Т.Ю. Давыдова.
  • Научное школьное общество (НШО). Куратор B.C. Мартышин.
  • Музей Великой Отечественной войны «Блиндаж» - А.В. Гуреев
  • Передвижной музей «Современная русская литература» -  В.С .Мартышин.
  • Проект «Исторические погружения» - Д.А. Кормилицын, В.С. Мартышин, М.А.Чудинова.
  • Драматическая студия. Занятия ведет  К.В. Черноскутова.
  • Кафедра естественно-математических дисциплин. Куратор О.Н. Климзо.  
  • Кафедра Отечествоведения. Кураторы В.С. Мартышин, Д.А. Кормилицын.
  • Кафедра культурологии. Куратор М.А. Чудинова.
  • Кафедра филологии. Куратор Т.В. Мартышина, Н.В. Комина.
  • Проект “Русские балы”. Создатель Т.В. Мартышина. Кураторы М.А. Чудинова, О.Н. Аниканова.
  • Кружок «Юный журналист» - А.М. Казаков
  • Выпуск газеты «Ивановская беседа» тиражом  800 экз. Редактировали  В.С. Мартышин, М.В. Божкова. Сейчас редактор А .М. Казаков.
  • Кружок выжигания – И.И. Саранди.
  • Школьное лесничество – А.В.Павлычев.
  • Школьный дендрарий  - А.В.Павлычев.
  • Аптекарский огород – Т.Ю. Давыдова.
  • Птичья столовая – Т.П. Каменева.
  • Кванториум – А.В. Павлычев.
  • Проект «Дорога в небо» - В.С.Мартышин.
  • Школа планеристов – В.С.Мартышин.
  • Проект «Все Ивановское на лед» - А.И. Протопопов.
  • Проект «Святыни ярославской земли» (восстановление и консервация храмов) – Ф.Н. Божков.
  • Проект «Школьный двор» - Т.Ю. Давыдова.
  • Проект «Настольные игры» - И.И. Саранди.
  • «Я бы в столяры пошел» - И.И. Саранди.
  • Футбольная секция – М.А. Удальцов.
  • Проект «Школа полного дня».

Часть занятий с введением внеурочной работы в школе перевелась в расписание по классам, благо в этом вопросе министерство пошло по нашему пути и в стандарты второго поколения был включен большой объем такой  работы (до 10 часов в каждом классе).

       Но здесь еще раз вернусь к вопросу стабильности системы занятий, которая во многом подчиняется законам естественной жизни коллектива, а не указаниям сверху. Это ощущает на себе каждый творческий коллектив, для которого активность разных видов внеурочной работы по каждому отдельному направлению чаще всего имеет характер синусоиды. По нашим наблюдениям в школе не все направления могут быть всегда на высоте. Стабильность занятий зависит от многих факторов: от наличия и профессионализма преподавателей,  от наличия желающих заниматься, от наличия условий, от активности каждой из сторон, от средств в казне учебного заведения.

Согласитесь, ведь это и невозможно, чтобы тот или иной педагог находился два десятка лет в апогее своей творческой активности, но в слаженном коллективе есть обязательно такие, кто занимает место этой высоты.

От учителя зависит,  нельзя сказать,  чтобы все, но многое. В том числе и развитие интереса в ребенке. Зависит и выбор профессии. Это замечание очень важное. Оно подкреплено действительностью, жизнью  нашей школы.  Работа учителями бывших врачей в нашем учебном заведении  и преподавание ими профилирующих предметов (биологии, химии)  дало такой результат, что многие и многие наши выпускники выбрали для себя  профессию врача, медсестры, фельдшера. Большое количество творческих педагогов сопутствовало тому, что десятки наших ребят выбрали для себя профессию учителя.  Наличие музыкальной атмосферы в школе, работа высоких профессионалов в этом направлении  повлияло на то, что многие выпускники пошли в музыкальные училища, консерватории… А наличие бывших военных и кадетского корпуса в большой степени повлияло на то, что многие из ребят пошли в военные училища.

И все же я далек от мысли, что система дополнительного  образования должна быть нацелена именно на профориентационную составляющую. Это, конечно, не исключает подобного подхода, но он не главный.:    

 Здесь, пожалуй,  определяющим являются традиционный взгляд на ценности, цель жизни, которые выбирают для себя воспитанники. При таком подходе к жизни человечеству обеспечена полная  ответственность и за свою жизнь, и за жизнь тех, кто рядом. Давайте на минуту представим, что мы начинаем  каждое дело делать как самое главное в нашей жизни. Разве при такой мысли мы его можем сделать плохо? А отношение к тому, кто рядом…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования» (в условиях школы надомного обучения)

          Проблема  здоровьесбережения  детей во время обучения названа одной из основных  проблем образовательного процесса. Вопрос ...

СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

Государственная политика в области традиционной художественной культуры, к сожалению, пока не дает основания говорить, что этот уникальный вид культурной деятельности имеет устойчивую и эффективную за...

Патриотическое воспитание детей в условиях дополнительного образования в Ивановской области.

В настоящее время в России работает и совершенствуется государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», которая является продолжением государственн...

Система дополнительного образования в воспитательной системе школы.

Построить работу объединений ДО так, чтобы её практический результат вышел за пределы самого объединения, служил доброму и живому делу, а не оставался «мёртвым», пускай и научным, грузом – вот цель, к...

Статья "Система дополнительного образования в современной школе"

Создание в школе системы дополнительного образования учащихся позволяет сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, воспитывать устойчивый интерес к познавательной деятельности, выс...

Основные принципы ФГОС в системе дополнительного образования ИЗО в школе.

Цели задачи обучения на дополнительных занятиях  ИЗО в соответствии с ФГОС, добиться, чтобы ученики: -правильно представляли роль ИЗО в жизни повседневной и духовно-нравственном развитии чел...

Организация работы с родителями в системе дополнительного образования ГБОУ средней школы № 318 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Работа с родителями, является одним из главных  направлений работы педагога дополнительного образования. Опираясь  на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию, личностные качест...