Применение метода проектов на уроках русского языка
статья
Метод проектов - одно из инновационных направлений в современной дидактике, которому в последнее время уделяется все большее внимание. Суть метода проектов - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Материал содержит описание мини-проекта на уроке родного русского языка в 9 классе по теме «Новые иноязычные заимствования в современном русском языке».
Скачать:
Предварительный просмотр:
В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.
Современный подход в образовании рассматривается, как взаимодействие субъектов образовательного процесса, направленное на организацию и осуществление поисковой деятельности учащихся, активное и самостоятельное приобретение ими знаний и овладение способами применения в различных ситуациях. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Метод проектов - одно из инновационных направлений в современной дидактике, которому в последнее время уделяется все большее внимание. Суть метода проектов - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Организация проектной деятельности становится одним из важнейших условий эффективности подготовки обучающихся к жизни в социуме и самоопределении себя как личности.
ФГОС О ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Требования к результатам освоения ООП «к получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях» (п.8 ФГОС ООО) «при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач» (п.12 ФГОС ООО).
Программа формирования УУД должна включать «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы» «описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений» (п.18.2.1 ФГОС ООО )
Фактически, ФГОС требует от учителя помочь обучающемуся получить представление об основных мыслительных операциях и научиться применять их на практике.
СПЕЦИФИКА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сущность любой проектной деятельности можно обозначить русским словом «замысел». Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования. В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работы. Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.
Проектная деятельность
- предполагает прагматическую направленность учебно-познавательной деятельности учащихся на результат (продукт), который получается при решении личностно значимой и социально обусловленной проблемы;
- замысел проекта и его результат хорошо продуман, ясен и понятен;
- принципиально меняется характер взаимодействия учителя и ученика.
Этапы организации проектной деятельности
1. Выбор темы и задачи проекта.
2. Выдвижение первоначальных идей.
3. Выбор лучшей идеи.
4. Планирование проектного задания.
5. Непосредственное выполнение проекта.
6. Оценка его и защита.
Критерии оценивания выполненных проектов
- Аргументированность выбора темы проекта, обоснование потребности в его разработке, практическая направленность и значимость выполненной работы.
- Объем и полнота разработки проекта, качество выполнения, самостоятельность, законченность, подготовленность к его восприятию другими людьми.
- Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов.
- Уровень творчества, оригинальность темы проекта, подходов, найденных решений.
- Качество пояснительной записки: оформление, соответствие стандартным требованиям; качество схем, рисунков, фотографий, таблиц.
Итоги проектной деятельности - это не только предметные результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие обучающихся, рост их компетентности в выбранной для проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской деятельности, которая рассматривается как показатель успешности или неуспешности .
Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся в учебной деятельности и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области школьного предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал.
Низкая учебная мотивация, отсутствие учебных навыков, низкая грамотность создают большие сложности в осуществлении проектной деятельности в школах при ИУ.
В то же время разнообразие видов проекта позволяют учителю вечерней школы выбрать из них такие , которые будут доступны в осуществлении, которые будут стимулировать учащихся к получению знаний.
МЕТОД МИНИ-ПРОЕКТОВ
В своей работе я часто использую метод мини - проектов для активизации познавательной деятельности учащихся.
Главные цели введения в школьную практику метода мини - проектов:
1. Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.
2. Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.
3. Продемонстрировать уровень обученности русскому языку.
4. Подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.
Цель обучения посредством мини-проектов: максимальное накопление учащимися опыта проектной деятельности.
Время обучения: не более получаса, если проект реализуются на уроке.
Принцип обучения: сводится к трём основным «П» :
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОДУКТ
(подготовка) (реализация) (проверка)
Результат обучения: не всегда осязаем и не всегда завершён (н-р: устное сочинение, творческая идея).
По времени - краткосрочные
По количеству учащихся - индивидуальные, групповые
По типу мини-проекты - исследовательские, творческие, информационные, игровые (ролевые)
Обязателен отбор учебно-познавательных приёмов:
- приём аналогий;
- приём ассоциаций;
- приём алгоритмизации;
- приём моделирования;
- приём комбинирования;
- приёмы систематизации и структурирования.
В курсе русского языка метод мини проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.
МИНИ-ПРОЕКТ «СТРАНИЦА ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ»
на уроке русского родного языка в 9 классе
Тема урока: «Новые иноязычные заимствования в современном русском языке»
Описание проекта
Слова, заимствованные из других языков, влияют на нашу речь. Эта тема актуальна, так как заимствование иноязычных слов происходит постоянно. Проблема состоит в том, что, отдавая предпочтение иностранным словам, мы отдаляемся от использования собственных русских слов. Мы легко внедряем в свой лексикон новые понятия, определения, которые даже не можем объяснить. Целью проекта стало выявление значения иноязычных слов в современном русском языке»
Для достижения цели были поставлены задачи, а именно:
-проанализировать материалы на наличие заимствованных слов;
-определить язык-источник;
- дать толкование слову;
-оформить словарную статью на заимствованное слово.
Материал исследования: газетные статьи, объявления. Практическое значение: созданный наглядный материал может быть использован как информационный лист во время проведения Недели русского языка и литературы в школе, также девятиклассники могут познакомить с продуктом проекта учащихся других классов.
Мини-проект должен содействовать развитию логического мышления обучающихся; мотивировать к изучению предмета, показав тесную связь между русским языком и жизнью; научить пользоваться справочной и обучающей литературой; использовать в своей работе ИКТ-технологии; сформировать навыки представления результатов своей работы. Практическая направленность проекта: для педагога- использование дополнительного материала при изучении темы , для обучающегося- мотивация, интерес к знаниям , навыки , соответствующие образовательным стандартам .
Ожидаемые результаты: после завершения проекта обучающиеся убедятся в том, как изучаемый ими материал пригодится в освоении норм речи.
В основе работы лежит метод индивидуального (персонального) проекта. Преимущества персонального проекта: план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью, формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от ученика, учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения - замысла до итоговой рефлексии, формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков.
Этапы организации мини-проекта на уроке
Этапы урока | Содержание | Деятельность учащихся | Результат |
Организационный этап | Знакомство с темой, определение цели и задач урока | Учащиеся знакомятся с темой урока, целями, задачей и вносят по желанию коррективы | Осознание себя в процессе урока |
Подготовительный этап(мотивация и обозначение проблемы) | Мотивация посредством фронтальной беседы. Определение проблемы: наличие иноязычных слов в современном русском языке | Принимают участие в беседе, погружаются в проблему, выдвигают гипотезы | Развитие регулятивных коммуникативных УУД |
Знакомство с темой, задачами, планом проектного задания | План работы: 1) в предложенном источнике найти новые заимствованные слова; 2)с помощью интернета определить язык-источник (используя материал словарей новых иностранных слов, определить значение слова) 3)оформить материал в виде словарной статьи (каждое слово на отдельной карточке); 4)Из полученных словарных статей сформировать страницу толкового словаря, расположив слова в алфавитном порядке (на листе ватмана) | Принимают участие в обсуждении плана работы, выясняют то, что непонятно | Развитие общеучебных УУД |
Непосредственное выполнение проекта | Работа с заимствованными словами | Индивидуальная работа: поиск слов, составление словарной статьи | Повышение мотивации, интереса к знаниям |
Этап проверки (продукт) | Создание «Страницы толкового словаря», размещение слов по алфавиту | Учащиеся в совместной деятельности размещают материал | Развитие аналитических, творческих навыков |
Заключительный этап | Оценка учителем и обозначение роли проекта в решении целей и задач урока | Систематизация знаний о мини-проекте | Повышение уровня самоанализа |
Домашнее задание: Используя полученные знания, подготовиться к дискуссии «Новые иноязычные слова в русском языке: благо или зло».
Продукт мини-проекта может быть использован в качестве дополнительного материала при изучении заимствованных слов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы
В данной работе рассказывается об опыте применения Икт ках русского языка и литературы....
применение ИКТ на уроках русского языка и литературы
В документе представлен конспект выступления на заседании ШМО учителей русского языка и литературы. К конспекту приложены в качестве иллюстраций слайды использованной презентации....
Возможности применения ИКТ на уроках русского языка
Современная цивилизация вступила в эпоху информатизации -период своего развития, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего своевременного знания во все...
Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы
Основные направления использования ИКТ...
Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы
Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чт...
Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы
Информационная справка Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы...